ДЭВИД А. РИД:

КАК СПАСТИ ВАШЕГО БЛИЗКОГО

из СТОРОЖЕВОЙ БАШНИ

Каждый год тысячи жен, мужей, сыновей и дочерей становятся новообращенными Сторожевой Башни, уверенные в том, что это - «Божья организация». «Как спасти вашего близкого из Сторожевой Башни» - руководство для того, чтобы поэтапно убедить их в обратном и даровать им свободу. Оно покажет, как планировать свою стратегию, собирать убедительные доказательства, использовать работоспособные методы и эффективно представить свой материал. В нее включены копии подлинных страниц из публикаций Сторожевой Башни, в которых задокументированы противоречия, ложные пророчества и инверсные изменения в учении.

Дэвид А. Рид 13 лет являлся Свидетелем Иеговы, служа в качестве старейшины и председательствующего надзирателя. Чтение Библии привело его к Христу. Он автор книг «Отвечая Свидетелям Иеговы: от темы к теме» и широко известной «Свидетели Иеговы: ответы стих за стихом»

ПРЕДИСЛОВИЕ

Летом 1968 года, когда мне едва исполнилось 22 года, одного Свидетеля Иеговы направили работать вместе со мной. В самом начале нашего общения я сразу же дал ему понять, что я атеист и еще в четырнадцатилетнем возрасте пришел к выводу, что Бог - плод воображения взрослых. Но я утаил от него тот факт, что в настоящий момент переосмысливал свою позицию. Экзистенциальный гуманизм уже не устраивал меня в качестве жизненной философии, и я был вынужден вновь задуматься о Боге.

Поскольку я задумывался о Боге, то начал задавать этому Свидетелю вопросы по поводу его убеждений. Я ожидал услышать знакомую историю о фанатичной вере, из-за которой я с легкостью отказался от религии восемь лет назад. Но, как ни странно, его ответы поразили меня. Я впервые услышал религиозные мысли, преподносимые в легко усваиваемой логической цепочке. Все, что он говорил, было взаимосвязано. Он находил ответы на любые вопросы, и поэтому я спрашивал, не переставая. Вскоре он дважды в неделю проводил со мной изучение по новой книге Сторожевой Башни “Истина, ведущая к вечной жизни” (1968).

Довольно быстро я стал очень ревностным Свидетелем. После прохождения начального обучения и принятия крещения, я начал полновременное “пионерское служение”. В мои обязанности входило, по крайней мере, сто часов ежемесячно проповедовать от дома к дому и проводить домашние изучения Библии. На самом деле я затрачивал намного больше ста часов, так как время в пути не включалось в мой ежемесячный “Отчет о полевом служении”. Я продолжал “пионерить” вплоть до 1971 года, когда я женился на Пенни, которая была воспитана в организации и тоже “пионерила”.

Спустя несколько лет мое рвение к Богу Иегове и моя сноровка в проповеди были вознаграждены назначением старейшиной. В этой должности я регулярно обучал 150 человек из моего местного собрания и утром по воскресеньям часто посещал другие собрания в качестве оратора. Также иногда я получал назначения выступить перед многотысячной аудиторией Свидетелей Иеговы на конгрессах.

Прочие обязанности включали председательство над другими местными старейшинами, обработку корреспонденции между нашим собранием и головным офисом Общества Сторожевой Башни в Бруклине, и служение в “правовых комитетах”, разбирающих судебные случаи правонарушений в собрании.

Пенни, конечно же, пользовалась престижем жены видного старейшины. К тому же в своей области знаний она была превосходным педагогом. Хотя ее родители присоединились к Свидетелям, когда она еще обучалась в начальной школе, они оказались “слабыми в вере”, определив ее в колледж. (Правоверные Свидетели Иеговы рассматривают высшее образование как дьявольское обучение и бездуховную трату времени.) Основной специальностью Пенни стала социология, дополнительной – психология. После получения ученой степени в Университете Западного Мичигана, она работала в сфере начального образования. Но ее талант обучать взрослых также ничуть не хуже, и она часто использовала его в Зале Царства, демонстрируя “правильную” манеру посещения домов с проповедью от Сторожевой Башни.

Хотя мы были не в состоянии продолжать "пионерить" после нашей женитьбы, Пенни и я остались очень ревностными к проповеднической деятельности. На двоих мы проводили домашние изучения Библии с десятками людей и привлекли в организацию более 20 человек, ставших крещеными Свидетелями Иеговы. Мы также ставили “Царство” на первое место в нашей личной жизни, сведя к минимуму нашу мирскую работу и проживая в недорогой трехкомнатной квартире, чтобы иметь возможность как можно больше времени уделять проповеднической деятельности “от двери к двери”.

Что прервало эту жизнь, полную самоотдачи ради организации Сторожевой Башни, и что заставило нас встать на путь, который вывел нас оттуда? Одним словом, это был Иисус. Позвольте мне пояснить.

Когда мы с Пенни были на крупном конгрессе Свидетелей, то заметили снаружи немногочисленный пикет противников. Один из них нес плакат, который гласил: “ЧИТАЙТЕ БИБЛИЮ, А НЕ СТОРОЖЕВУЮ БАШНЮ”. Мы не испытывали симпатии к пикетчикам, но ощутили себя изобличенными этим призывом, потому что знали, что в основном читаем публикации Сторожевой Башни, пренебрегая чтением Библии. (Позже мы подсчитали весь материал, который организация предлагает прочитывать Свидетелям. За год книги, журналы, пособия и т.д. составили более трех тысяч страниц, тогда как предписываемое чтение Библии занимало менее двухсот страниц – и то в основном из Ветхого Завета. Большинство Свидетелей увязли в этих трех тысячах страницах организационной литературы, словно в болоте, совершенно не находя время для чтения Библии).

Увидев призыв пикетчика, Пенни повернулась ко мне и сказала: “Мы можем читать и Библию, и “Сторожевую Башню”. Я согласился, и так мы начали регулярное самостоятельное чтение Библии.

Вот тогда то мы и стали сосредотачиваться на личности Иисуса. Не то чтобы мы подвергали сомнению учение Сторожевой Башни о том, что Христос был всего лишь архангел Михаил в человеческой плоти! Подобное даже не приходило на ум, чтобы усомниться в этом. Но мы действительно были впечатлены Иисусом как личностью: то, что он говорил и делал, как он относился к людям. Мы хотели быть его последователями.

Особенно мы были поражены тем, как Иисус отвечал лицемерным религиозным вождям того времени, книжникам и фарисеям. Я помню, как снова и снова прочитывал отрывок, повествующий о том, как фарисеи возмущались, что Иисус исцелял в субботу, его ученики ели немытыми руками, и о других незначительных поступках, которые нарушали их традиции. Мне очень понравился ответ Иисуса: “Лицемеры, верно пророчествовал о вас Исаия, когда говорил: „Этот народ чтит меня губами, но их сердце удалено от меня. Напрасно они поклоняются мне, потому что их учения всего лишь человеческие заповеди“” (Мф. 15:7-9, ПНМ[3]).

Их учения всего лишь человеческие заповеди! Эта мысль потрясла меня. И я начал понимать, что исполняя обязанности старейшины Свидетелей Иеговы, я действовал скорее как фарисей, чем последователь Иисуса. Например, старейшина был обязан следить за выполнением всевозможных мелочных правил относительно одежды и внешнего вида. Мы говорили сестрам, какой длины должны быть их платья, и указывали братьям, как им причесываться, насколько коротки должны быть их бакенбарды, и насколько расклешены или заужены должны быть штаны. Мы действительно говорили людям, что они не смогут угодить Богу, если не будут соответствовать этим требованиям. Это напоминало мне фарисеев, которые осуждали учеников Иисуса за еду немытыми руками.

Когда такой же, как и я, старейшина запретил юноше проповедовать “от двери к двери”, потому что тот отпустил козлиную бородку, моя совесть не позволила мне молчаливо согласиться с такими “человеческими заповедями”. Но вместо словесных баталий, я решил подражать примеру Иисуса, исцелявшего в субботу. Я нарушил традицию старейшин, зачесывая волосы на уши.

Пенни испугалась и расстроилась. Даже если она уже не верила, что мои отношения с Богом зависят от разрешенной “теократической” стрижки, тем не менее, она знала, что остальные члены собрания были связаны традициями, которым я бросил вызов. И она знала, насколько влиятельна эта организация.

Пенни была права. Вскоре я предстал перед судом старейшин за полтора сантиметра волос на ушах. Обвинявший меня районный надзиратель пригласил членов собрания, чтобы они засвидетельствовали этот “грех”. Так как разбирательство надо мной и последующая апелляция затянулись на недели, а потом и месяцы, я часто садился с Пенни, чтобы обсудить с ней мои действия и их причины. Реальной проблемой была не прическа. Это был вопрос того, чьим учеником я являюсь. Был ли я последователем Иисуса или покорным слугой человеческой иерархии?

Старейшины, устроившие мне суд, знали, что это и было настоящей проблемой. Они спрашивали: “Ты веришь, что Общество Сторожевой Башни – это Божья организация? Ты веришь, что Общество говорит то, чему учит Иегова?”

В тот момент я ответил “Да”, потому что я все еще верил, что это организация Бога, но что она стала испорченной, как и религиозная система иудеев во времена, когда Иисус противостоял фарисеям. Однако вскоре я начал понимать, что Общество Сторожевой Башни никогда не представляло Бога в качестве его земной организации. Теперь я должен был помочь Пенни постепенно прийти к такому же выводу. Казалось, что в этом процессе я всегда опережал ее на несколько шагов. Но я старательно притормаживал себя, не давая ей отстать. (Если один супруг уходит от Свидетелей Иеговы, а другой остается в секте, то часто это заканчивается горьким разводом). Близкое ежедневное общение было необходимо.

В конце концов, настоящей проблемой стала не длина моей прически, а то, что я говорил на встречах собрания. Я все еще был старейшиной, поэтому, когда меня назначили для 15-минутного выступления по книге Захария в четверг вечером на встрече “Школы теократического служения”, я воспользовался возможностью поощрить моих слушателей читать Библию. Фактически я сказал им, что, если из-за нехватки времени пришлось бы выбирать между чтением Библии и чтением журнала “Сторожевая Башня”, то они должны выбрать Библию, потому что она вдохновлена Богом, тогда как “Сторожевая Башня” не боговдохновенна и часто учила ошибкам, которые позднее приходилось исправлять. Не удивительно, что это было последний раз, когда мне позволили выступить с докладом.

Когда во время утреннего воскресного изучения “Сторожевой Башни” они остановили передачу микрофона для дачи комментария с места, я отреагировал публикацией буклета под названием “Комментарии от друзей”. Я написал проблемные статьи о том, что организация являлась учителем, и подписал их псевдонимом Бил Тиндаль младший (намек на английского переводчика Библии XVI века Уильяма Тиндаля, которого сожгли на костре за его работы). Чтобы не быть уличенными, мы с Пенни поехали ночью в почтовое отделение другого штата и разослали статьи в конвертах без подписи. Мы отправили их местным Свидетелям, а также в сотни Залов Царства по всей стране.

Мы с Пенни понимали, что должны были уйти от Свидетелей Иеговы. Но в нашем случае это походило на дилемму – как вести себя в горящем доме. Бежать через ближайший выход? Или сначала постучать в двери, чтобы разбудить соседей и тоже помочь им спастись? Мы чувствовали себя обязанными помочь выбраться другим, особенно нашим семьям и тем обращенным, кого мы привели в организацию. Если бы мы просто ушли, нашим семьям, оставшимся там, было бы запрещено с нами общаться.

Но через несколько недель друг обнаружил, чем я занимаюсь, и выдал меня. И вот однажды ночью, когда мы с Пенни возвращались домой после проведения изучения Библии, двое мужчин в плащах вышли из припаркованного автомобиля и направились к нам. Когда они оказались под фонарем, мы узнали в них двух старейшин. Они расспросили меня о буклете и хотели подвергнуть суду за его издание, но мы просто перестали посещать Зал Царства. К тому времени большинство наших бывших друзей стали относиться к нам крайне враждебно. Один молодой человек позвонил по телефону и угрожал “приехать и разобраться” со мной, если он получит еще один из наших буклетов. А другой Свидетель в буквальном смысле оставил пару смертельных угроз на нашем автоответчике. Старейшины пошли напролом, осудив нас заочно, и изгнав из собрания.

Вырваться из гнетущего ярма этой организации стало огромным облегчением. Но теперь мы столкнулись с насущной задачей куда идти и во что верить. Для переосмысления религиозных жизненных перспектив нужно, чтобы прошло какое-то время. Прежде чем покинуть Сторожевую Башню, мы уже отвергли утверждения о том, что организация является Божьим “каналом сообщения”, что Христос незримо вернулся в 1914 году и что “великое множество” верующих с 1935 года не должны причащаться приобщением хлеба и чаши. Но другие учения мы только начали переосмысливать. И у нас еще не было опыта общения с христианами вне организации Свидетелей Иеговы.

Мы с Пенни осознавали свое желание следовать за Иисусом, и знали, что Библия содержит всю необходимую информацию, в которой мы нуждались. Поэтому мы по-настоящему посвятили свое время чтению Библии и молитве. Мы также пригласили наших родственников и оставшихся друзей для встречи в нашей квартире, чтобы читать Библию. Встречи происходили по утрам в воскресенье. Мы встречались для чтения Библии в то же самое время, когда Свидетели собирались в Зале Царства для прослушивания доклада и изучения “Сторожевой Башни”. Целых пятнадцать участников – в основном родственники и несколько друзей.

Мы поражались тому, что находили, вновь и вновь с молитвой читая Новый Завет – вещи, которые мы никогда раньше не ценили, такие как близость, когда первые ученики были с воскресшим Господом, деятельность Святого Духа в ранней церкви и слова Иисуса о рождении свыше. Со временем, когда мы впитали подлинное христианство, все это нашло отражение в нашем личном опыте.

Пенни стала учительницей пятого класса в христианской школе, куда ходят ученики примерно из семнадцати различных церквей. Она очень довольна, потому что может совмещать Писание с учебным предметом. Около восемнадцати лет я продолжал издавать “Комментарии от друзей” как ежеквартальный буклет для бывших Свидетелей и людей, имеющих друзей или родственников в организации “Свидетели Иеговы”. Подписчики нашлись и за рубежом, и по всей территории США и Канады. Многие из тех выпусков по-прежнему доступны в веб-формате на http://www.CFTF.com. Кроме того, что я продолжал писать на эти и другие темы, иногда я выступаю перед церковными группами, интересующимися тем, как отвечать Свидетелям Иеговы и приводить их ко Христу.

Оглядываясь назад, я осознаю, что был истинно благословлен, помогая вырваться из Сторожевой Башни не только моей дорогой жене, но и ее родителям, трем моим братьям и большинству моих родственников, не говоря уже о многих других бывших Свидетелях Иеговы, с кем сталкивался с той поры в публичном служении. Но во всех этих случаях я убежден, что являлся лишь инструментом, в то время как на самом деле спасение пришло от Господа Иисуса Христа, о котором сказано: “Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете” (Иоанн 8:36).

ВСТУПЛЕНИЕ

С тех пор, как я включился в процесс обращения Свидетелей Иеговы в христианство, я получал нескончаемый поток писем от тех, чьи брачные спутники, родственники или друзья находятся в организации Сторожевой Башни. Неизменно эти письма выражают как тревогу в связи с вовлечением близкого человека в секту, так и чувство разочарования после неудачной попытки убедить их выйти оттуда.

В случае супружеской пары, это обычно происходит так: сначала муж узнает, что его жена “изучает Библию с двумя милыми женщинами, которые приходят в дом каждую среду после обеда”. Он может небрежно сказать: “Это хорошо, дорогая”. Или ответить так: “Отлично, но меня не вовлекай!”. Как правило, его реакция является одним из проявлений равнодушной терпимости, до тех пор, пока он не обнаружит, что женщины – Свидетели Иеговы, и что его жена скоро присоединится к ним в распространении от двери к двери журналов “Сторожевая Башня”, утром в воскресенье и два вечера на неделе будет посещать собрания в Зале Царства, обучать детей не праздновать дни рождения или Рождество и носить в своей сумочке бланк, предписывающий медицинскому персоналу не переливать кровь, если она будет находиться без сознания и с кровопотерей.

Равнодушная терпимость многих мужей сменяется бурным протестом. Они называют Свидетелей Иеговы кем угодно – от сектантов до коммунистов. В то время как “две милые женщины” натаскивают жену, как ей отвечать на его возражения, используя аргументы, которые он не в силах опровергнуть, муж добивается своего, прибегая к крикам и ругательствам. Он знает, что Сторожевая Башня – это заблуждение, но у него не хватает “пороха”, чтобы доказать это. Он чувствует, что вот-вот взорвется, наблюдая, как жена все больше и больше замыкается в организации, оставаясь неприступной для его попыток разубедить ее.

Этот момент, словно развилка на дороге. Чувствуя поражение, и не желая терять контакта со своей женой, мужчина может решиться сопровождать ее на собрания в Зал Царства и присутствовать на “изучении Библии”, которое будет проводиться с ними вместе старейшиной Свидетелей Иеговы и его женой. Или другая крайность - муж может расстаться со своей женой, начать бракоразводный процесс и пытаться получить опеку над детьми. Многие мужья выбирают один из этих противоположных путей. Между тем, есть много и тех, кто просто пережидает шторм. Они перестают говорить о религии, дабы избежать неминуемых возражений, и стараются поддерживать некое подобие семейной жизни, несмотря на напряженный график супруги, ее уходы на встречи собрания, хождения “от двери к двери” и отказу от семейных торжеств, выпадающих обычно на такие дни как 8 марта, Пасха и т.д. (праздники, которые Свидетели Иеговы рассматривают как “языческие”). Брак сохраняется, но религия жены остается источником раздражения и напряженности.

Я знаком со всеми такими случаями, их множество, но, пожалуй, самое распространенное высказывание во всех этих ситуациях таково: “Я очень люблю свою жену, но, тем не менее, мне кажется, что она стала совсем другим человеком. Будто между нами появилась невидимая стена”.

Хотя обычно в контакт с “двумя милыми женщинами”, позвонившими в дверь, входит находящаяся дома жена, но иногда это может быть и муж, который первым вовлекается в организацию Сторожевой Башни, возможно, через коллегу по работе или деловые связи. Когда это происходит, то эффект для брака и семейной жизни не менее катастрофичен.

Подобного рода отчуждение происходит и тогда, когда Свидетелями Иеговы становятся сын или дочь, родитель, брат или сестра, или даже близкий друг. Кажется, что новый Свидетель Иеговы теряет интерес к прежним отношениям, поддерживая связь лишь с той целью, чтобы иметь возможность проповедовать учения Сторожевой Башни. Добрые времена, когда все было сообща, ушли в прошлое, и появляются вполне обоснованные опасения, что если захлопнуть дверь для дальнейшего “проповедования”, то отношения оборвутся окончательно.

За долгие годы скрупулезной переписки с людьми, отчаянно пытавшимися спасти своих близких из Сторожевой Башни, я читал их пожелания о том, чтобы вместо обычных писем я написал полноценную книгу. И, наконец, взял паузу в напряженном графике, я действительно написал такую книгу.

Конечно, отвечая на письма, я часто использовал доступный инструментарий в области культового служения, и отправлял тем, кому было необходимо, пособия об учениях Свидетелей Иеговы, сборник откровений бывших Свидетелей, книги по истории организации Сторожевой Башни или копию моей книги “Свидетели Иеговы: ответы стих за стихом”. Но ничто из этого само по себе не может служить полноценным руководством по спасению близкого человека из секты. Хотя эти книги и представляют собой исходный материал, необходимый для подобных попыток, но ни одна из них не включает в себя поэтапной стратегии. И даже те книги, которые нацелены на оснащение христиан навыкам аргументированно возражать появившимся на пороге дома Свидетелям Иеговы, подробно не останавливаются на выборе наилучшего подхода к тем, кто, будучи Свидетелем, является членом семьи или близким другом.

По всему миру Залы Царства Свидетелей Иеговы посещают более восемнадцати миллионов человек, включая почти два миллиона в США, и интенсивность притока новообращенных составляет пять тысяч в неделю, поэтому существует растущая потребность в помощи миллионам не-Свидетелей - членам семей, родственникам и друзьям. Методы, описанные на этих страницах, позволили мне вывести из Сторожевой Башни мою жену (в то время я сам находился в процессе выхода, лишь немного опережая ее), и они оказались успешными, помогли многим другим сделать то же самое. Конечно, окончательный выбор зависит от свободы воли каждого человеческого сердца: поверить лжи или принять истину. И действительно, одна Свидетельница Иеговы сказала мне: “Даже если бы кто-то смог неоспоримо доказать, что эта организация являлась ложной, я все равно бы осталась в ней”. (Видимо у нее были для этого свои мотивы). Поэтому нет никаких гарантий, что даже при правильном использовании эта книга даст желаемый результат.

Мало кто из присоединившихся к Сторожевой Башне, разделяют мнение этой женщины, однако большинство искренне верят, что они нашли путь Божьего одобрения, и если будет доказано, что притязания организации в этом отношении лживы, то эти люди с радостью выйдут, облегченно вздохнув. Я многократно видел, как это происходит. Поэтому я убежден, что во многих случаях эта книга окажется полезной для тех, кто желает спасти близкого из Сторожевой Башни.

Примечание: Не все используемые в книге материалы доступны на русском языке. Советуем обращаться к современным изданиям ОСБ, например, с помощью электронной библиотеки, издаваемой на CD-дисках. Далее в сносках приводится несколько цитат из последних публикаций ОСБ в качестве примера того, что в них содержатся мысли, аналогичные опубликованному многие десятилетия назад.

Скачать
ДЭВИД РИД. КАК СПАСТИ ВАШЕГО БЛИЗКОГО
Как спасти близкого.pdf
Adobe Acrobat документ 1.9 MB