ГЛАВА 12. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Пытались ли вы когда-нибудь отобрать у малыша сломанную или потенциально опасную игрушку? Это бывает крайне сложно, пока, в конце концов, вы не предложите что-то более привлекательное. Тогда ребенок радостно бросает предмет, который секундой назад держал железной хваткой.

Тот же принцип применим и к взрослым, для которых ошибочное религиозное убеждение не менее дорого. Побуждать человека освободиться от него на безальтернативной основе, это словно просить ребенка отдать игрушку и остаться с пустыми руками. Для обладателя бесценного сокровища это все равно что остаться ни с чем. Кажется невероятным, но с появлением привлекательной замены прежние сокровища вдруг становятся сором и легко утилизируются без каких-либо сожалений.

Конечно, ситуация с приверженцем культа гораздо более сложная, чем с ребенком, вцепившимся в потенциально опасную игрушку. Для ребенка игрушка – всего лишь сиюминутный центр внимания, но для культиста его религиозная организация – это все. В ней заключены не только его личные отношения с Богом и надежда на будущее, но и то, с чем связано его каждодневное выживание: мировоззрение, привносящее порядок в окружающий хаос, круг друзей, для которых он “свой”, и еженедельный распорядок деятельности, заполняющий то время, которое – в противном случае – использовалось бы бесцельно. Как можно побуждать кого-то отказаться от всего этого, не предоставив ему более живых отношений с Богом, более твердой надежды на будущее, более осмысленного взгляд на мир, более любящего круга друзей и более содержательного графика деятельности?

Люди, которые покидают Сторожевую Башню, не найдя приемлемой альтернативы, как правило, испытывают духовное и эмоциональное потрясение. Такое случается, когда Свидетель Иеговы вдруг попадает в ситуацию, связанную с запретами организации, и его изгоняют. Он или член его семьи могут получить травму в автомобильной аварии, и в момент “духовной слабости” Свидетель соглашается на переливание крови. Или, возможно, в сиюминутном порыве он покупает лотерейный билет, заходит слишком далеко в отношениях с невестой, или потягивает сигарету. Часто результатом становится поспешное разбирательство перед правовым комитетом старейшин, а затем исключение из организации. Теперь, будучи в статусе “лишенного общения”, Свидетель сталкивается с тем, что его избегают все друзья, родственники и знакомые из числа Свидетелей Иеговы. Он перестал быть желанным в их домах, и они отказываются не только здороваться с ним, но даже замечать, когда проходят мимо на улице.

Ежегодно так изгоняются десятки тысяч. Я лично общался с сотнями из них. Такой человек стоит на выходе из Сторожевой Башни, но ему некуда идти. До тех пор, пока не будет предоставлена приемлемая альтернатива, в течение многих лет бывший Свидетель может блуждать в духовной пустоте, ощущая себя осужденным Богом и потерявшим надежду. Такие изгои Сторожевой Башни часто сталкиваются с трудностями в поддержании дружеских отношений, не решаясь открыть свое и без того израненное сердце новой боли. Тем не менее, под воздействием обучения в Зале Царства, они по-прежнему смотрят на так называемых мирских людей как на оскверненных, хотя по меркам Свидетелей Иеговы они уже сами подпадают под эту категорию. В таком состоянии они – первые кандидаты на восстановление у Свидетелей Иеговы или для вербовки каким-либо другим культом. В действительности многие возвращаются в Сторожевую Башню или становятся жертвами самых разных заблуждений.

Так что вызволять кого-то из Сторожевой Башни без предоставления обоснованной религиозной альтернативы, не только трудно, но и опасно. Это все равно что окунуть жертву переохлаждения в горячую ванну или вдруг лишить наркомана его наркотиков, - так и внезапный разрыв с культом может принести человеку немало вреда.

Но предоставить обоснованную религиозную альтернативу - означает не просто сказать: “Пойдем со мной в церковь! Тебе там понравится больше, чем в Зале Царства”. Чтобы понять, насколько приемлемо такое приглашение для Свидетеля Иеговы, просто представьте себе, что поклонник Харе Кришны приглашает вас: “Обрей свою голову, облекись в шафрановое одеяние и пойдем со мной в храм! Тебе там понравится больше, чем в церкви“. Для Свидетеля Иеговы церковь так же чужеродна, как и индуистский храм. В его сознании церковь – это демоническое строение, увенчанное языческим атрибутом (крестом) поверх фаллического символа (шпиля), и наполненное безнравственными людьми, которые поклоняются трехглавому ложному божеству (Троице) и отдают честь идолу из ткани (национальному флагу). Чтобы отвлечь Свидетеля Иеговы от подобных представлений, нужно учесть, как изначально он или она пришли к этому.

Многие люди мотивированы Сторожевой Башней. Они могли бы быть вполне довольны прежним образом жизни, если бы не стук в дверь. Свидетели Иеговы начали с ними “бесплатное домашнее изучение Библии”, умело подменяя Библию книгами Сторожевой Башни, и, затрачивая час или два в неделю, главу за главой разбирали такие темы как бог, молитва, праздники, военная служба, крест, современное исполнение библейских пророчеств, приемлемые и неприемлемые методы лечения, и так далее. К моменту завершения программы идеологической обработки, были затронуты практически все аспекты жизни, и мышление новообращенного полностью поменялось.

При выходе из организации этот процесс должен быть обращен вспять. Иначе, как говорится, “выставим парня со двора, а не двор из парня”. Только в нашем случае “выставим парня из Сторожевой Башни, но не Сторожевую Башню из парня”. Бывший Свидетель сохранит запрограммированный шаблонный образ мышления. Даже не посещая встреч в Зале Царства, он все равно будет думать, чувствовать и действовать как Свидетель Иеговы.

Лучшим решением данной проблемы является личное знакомство с бывшими Свидетелями, ставшими христианами. Ими уже пройден процесс распутывания лабиринта рассуждений, которым их учили, но, тем не менее, они все еще помнят, как привыкли мыслить, будучи Свидетелями Иеговы, поэтому они находятся в лучшем положении для оказания помощи действующему или недавно выбывшему члену культа. Однако, не факт, что в самом начале вам удастся наладить контакт близкого человека с бывшими Свидетелями, так как он или она, возможно, еще не готовы иметь дело с отступниками; или такой контакт проблематичен по причине географической удаленности. В таком случае вы сами можете научиться предоставлять необходимую помощь, ознакомившись со свидетельствами бывших Свидетелей Иеговы. Кроме того, мои книги “Свидетелям Иеговы: ответы стих за стихом” и “Отвечая Свидетелям Иеговы: от темы к теме” позволят вам понять лабиринт рассуждений, и помочь вашему родственнику или другу преодолеть пропасть между культовым заблуждением и традиционным христианством.

С другой стороны, некоторые люди никогда не мыслили в русле Сторожевой Башни и для их вызволения такого мотива будет недостаточно. Они изначально втянулись в организацию, чтобы удовлетворить свои эмоциональные потребности. Чтобы помочь такому человеку оставить Свидетелей Иеговы, необходимо определить и рассмотреть суть этой потребности.

Вы можете быть абсолютно уверены, что человек стал Свидетелем ради удовлетворения эмоциональной потребности, если любое из следующих утверждений верно:

1. Он или она присоединились к организации вскоре после пережитого развода, расторжения помолвки, смерти близкого члена семьи или других аналогичных потерь;

2. Человек только что переехал из другого города или области, и до прихода Свидетелей еще не успел завести новых друзей;

3. Человек начал посещать все встречи собрания в Зале Царства вскоре после первого визита Свидетелей, а не по прошествии продолжительного курса изучения.

Как правило, культы привлекают одиноких людей. Новичкам оказывается теплый прием, к ним подлизываются со своей безмерной любовью, заманивают прийти снова, просят поучаствовать в других мероприятиях и видах деятельности; назначают одного или нескольких членов культа (не ставя новичка в известность) послужить его личным учителем, советчиком или “другом”. Противостоять подобному проявлению внимания одинокому человеку нелегко. Испытывая удовлетворение своей потребности в любви и одобрении, одиночка без труда осилит какую угодно необходимую для принятия умственную гимнастику, или, по крайней мере, зашагает в ногу с учением этой группы.

Уникальным для мужчин фактором, может стать эмоциональное заключение, основанное на устройстве властной структуры организации. Посещая Зал Царства, мужчина может подметить авторитет и престиж старейшин, испытать желание иметь то же самое и обнаружить, что это вполне по силам, если только он будет соответствовать требованиям организации. Этот фактор часто срабатывает в отношении чернокожих мужчин, для которых продвижение по службе или в обществе проблематично, но они способны стать старейшинами в местном Зале Царства (хотя в иерархии Свидетелей Иеговы чернокожим людям редко позволяют подняться выше этого). Подобная же мотивация для вступления или нахождения в культе иногда срабатывает в ситуации с мужем-подкаблучником. Организация, в которой доминируют мужчины, открывает ему простор для ухода из-под опеки жены, чем очень напоминает мужской клуб или приют.

В чем бы ни выражалась эмоциональная потребность, будь то признание, общение, авторитет или что-то иное, - если удовлетворение этой потребности является основным фактором, удерживающим человека в Сторожевой Башне, он должен учитываться теми, кто стремиться освободить человека из секты. Обсуждение доктрин и теологии – даже самое аргументированное – не даст результата, потому что никакая логика не является причиной, реально мотивирующей Свидетеля. Словно по уши влюбленная девочка-тинэйджер, которая тащится от каждого слова своего бойфренда, Свидетель, нашедший подобное эмоциональное удовлетворение в организации, с восторгом приветствует все, произнесенное сектой.

Как правило, в таких случаях чары могут рассеяться только после окончания “медового месяца”. Через некоторое время, – возможно спустя год или два после крещения, – нового Свидетеля Иеговы начнут рассматривать как рядового члена собрания. Ухаживания, выраженные в особом обхождении “заинтересованного” и “новичка”, прекратятся. Другим Свидетелям уже не придется изменять своим привычным манерам, проявляя чрезвычайное дружелюбие, доброжелательность и любвеобильность. В действительности некоторые из них могут оказаться ожесточенными, придирчивыми и пошлыми, что вполне ожидаемо, когда люди варятся в одном котле Зала Царства. Более того, постепенно организация будет выявлять себя как равнодушный, требовательный надсмотрщик. Новый Свидетель может чувствовать себя как новобрачная, которая после утреннего пробуждения вдруг осознает, что ее муж больше не открывает перед ней двери, не приносит цветы или не проводит время, держа ее за руку, а стал строгим и грубым. Или мужчина, достигший определенной доли авторитета, вдруг обнаруживает препятствия на пути дальнейшего продвижения по причине предвзятости или внутренней политики, или его даже могут понизить вследствие какого-нибудь незначительного нарушения инструкций.

Если это происходит внезапно, то такая перемена уже сама по себе может оказаться достаточной, чтобы вызвать у человека потрясение и побудить его переосмыслить свои религиозные связи. Однако, как правило, все внешние контакты были разорваны уже до этого, и несчастному Свидетелю некуда и не к кому обратиться. Словно разочарованная молодая жена, которая вновь подписывает себя на тяжелую работу по уходу за домом ради нелюбящего мужа, Свидетель Иеговы считает нужным продолжать посещать встречи собрания и распространять от двери к двери журналы ради Господа-организации.

Но это не обязательно должно быть так. Свидетель не состоит в законном браке с организацией. И, конечно же, будет куда пойти и к кому обратиться, если до сих пор вы сохранили любящую привязанность к вашей жене, другу или родственнику из числа Свидетелей Иеговы.

Прежние обсуждения могли оказаться тщетными, представленные обоснования могли игнорироваться, а собранные доказательства – не приниматься всерьез. Свидетель Иеговы может закрывать глаза и затыкать уши на каждое высказанное вами соображение, потому что притягательность секты была обусловлена скорее эмоциями, чем разумом. Но теперь эмоциональные грани пришли в движение. Свидетель начинает понимать, что организация не умеет любить, и недостойна любви, в то время как вы, наоборот, остались верным и преданным другом несмотря ни на что.

Если в Сторожевой Башне находится ваша жена, она начнет смотреть на вещи с другой точки зрения: вы лишались аргументов, но не лишались самообладания; вы уважали ее убеждения, хотя она не уважала ваши; вы мирились с тем, что она проводила все это время на встречах в Зале Царства и в хождении “от дома к дому”; пока она послушно повторяла слова организации о Божьей любви, вы и в самом деле демонстрировали это своим отношением к ней. Это может оказаться весомее, чем тома богословских аргументов или исторические дискуссии. И когда однажды организация выявит свое дурное обращение, разочарованный Свидетель знает, что сможет обратиться к вам.

Точно так же, когда речь идет о вовлеченном в культ родственнике или друге, такая самоотдача в проявлении любви и признания где-то за пределами сообщества Свидетелей Иеговы является важным фактором в их решении выйти из культа.

Кроме того, обсуждение с кем-либо ложных учений и предложение иных источников для удовлетворения эмоциональной потребности, также жизненно важно в деле предоставления духовной альтернативы. В среднем те, кто присоединился к Свидетелям Иеговы, хотя бы отчасти поступили так, потому что тянулись к Богу. В Нагорной проповеди Иисус называл таких людей “нищими духом” или “теми, кто осознает свою потребность в Боге” (Матфея 5:3). Но прежде, чем они смогли установить взаимосвязь с Богом через Иисуса Христа, кто-то зашел и направил их вместо этого в Сторожевую Башню.

Итак, новый Свидетель пришел, чтобы обнаружить себя в таких взаимоотношениях с Богом, которые проиллюстрированы в организационной схеме, опубликованной в 11-й главе. На вершине централизованной структуры был Иегова Бог, а человек оказывался внизу. Между ними многослойные ряды комитетов и надзирателей – крайне многочисленная иерархия. Личная молитва разрешалась, но Божье руководство, обучение и спасение были возможны только через Общество Сторожевой Башни. Таким образом, Свидетелю внушили строить взаимоотношения со Всевышним через “Божью видимую организацию”. Предписывая ему беспрекословное послушание, организация стала его Господом; обещая ему спасение, она стала его спасителем; и предоставляя ему взаимоотношения с Богом, она стала его посредником.

Но все это было лишь подделкой. Все эти звания и обязанности должным образом относятся к Иисусу Христу. Он есть явленный в Библии Господь, и Спаситель, и Посредник. Он Тот, кто сказал: “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу как только через Меня” (Иоанна 14:6). Таким образом, способ удовлетворения духовной потребности Свидетеля Иеговы указал им сам Иисус Христос.

Но как этого достичь? К сожалению, некоторые христиане из самых лучших побуждений пытаются сделать это, обсуждая божественность Христа и учение о Троице. Но это приводит к почти что непреодолимым препятствиям. Кроме того, передача этих библейских истин подпадает под категорию рассуждения со Свидетелем с целью удовлетворить его умственные потребности и откорректировать его доктрины. Его духовные потребности во взаимоотношениях с Богом - это совсем другое дело и должны рассматриваться отдельно.

Например, есть неспасенные священнослужители и богословы, которые могут очень точно объяснить божественность Христа и тринитарное учение, но кто духовно опустошен, потому как не имеет личных взаимоотношений с Господом. Многие, кто когда-то пребывал в таком состоянии, после прихода к Христу удивляли мирян своими свидетельствами. Мы хотим избежать ошибки преподать теологию, заменив ей стремление привести бывшего Свидетеля Иеговы ко Христу.

Начнем с того, что покажем, как Общество Сторожевой Башни незаконно завладело положением Мессии, выступая в роли Господа, Спасителя и Посредника. Убедите вашего близкого отложить в сторону книги Сторожевой Башни и начать чтение Нового Завета, особенно Евангелия, содержащие слова Христа – причем лучше всего в версии, отличной от Перевода Нового Мира. Побуждайте искать Иисуса для руководства, обучения и спасения. Покажите в Писании, что христиане могут обращаться к Иисусу, будучи уверенными в его любящей заботе о них (Деяния 7:59, 60; 1 Кор.1:2,2; 2 Кор. 12:7–9; Иоанна 14:12–14). В этом отношении ваш собственный пример может оказаться гораздо более весомым, чем все, о чем вы могли бы сказать.

Очень важно помочь вашему близкому человеку принять решение следовать за Иисусом Христом, вместо того чтобы продолжать следовать за созданной людьми организацией. Корректировка его или ее теологии – отдельный вопрос. Вспомните, что все двенадцать апостолов, последовавших за Иисусом, были евреями. Вначале они придерживались различных мнений относительно того, кем Он являлся, но полнота познания явилась через наблюдение и общение с ним. У Фомы это заняло месяцы, - может быть, пару лет в качестве последователя Иисуса, - прежде чем он смог, наконец, признать в воскресшем Христе “Господа моего и Бога моего!” (Иоанн 20:28). Поскольку у вашего близкого – Свидетеля Иеговы - это может занять не меньше времени, чем у Фомы, просите Божьей поддержки, чтобы, подобно Ему, вы также оставались терпеливыми к близкому человеку.

Да, терпение необходимо, потому что людям требуется время, чтобы переосмыслить весь спектр религиозных воззрений. Но время на вашей стороне. Статистика показывает, что многие, кто присоединился к Свидетелям Иеговы, вновь выбывают через несколько лет. Ежегодно десятки тысяч “лишаются общения” за нарушение каких-нибудь правил или политики. Некоторые отдаляются, формально порывая с сектой. А кто-то просто перестает участвовать во встречах собрания и их относит течением. Помню, как старейшины обсуждали “эффект двери-вертушки” - новообращенные заходят в парадную дверь, в тот момент как другие выходят через заднюю дверь Зала Царства. (Но так как приток был больше, чем убыль, численность группы продолжала расти). Сторожевая Башня опубликовала статистику с 1971 года по 1981 год, из которой явствует, что за этот период приняли крещение 1 700 000 новых членов, но общий рост составил всего 737 241 активных Свидетелей. То есть, в течение этого десятилетия около одного миллиона человек покинули культ (“Лос-Анджелес Таймс” от 30 января 1982 года). С тех пор организация ужесточила свой контроль с целью усложнить своим членам процесс выхода. Но все же есть прекрасное основание надеяться, что близкий вам человек, который присоединился к Сторожевой Башне, не останется там на всю жизнь.

Но многое будет зависеть от вашего умения быть рядом в нужное время – не только с верными словами и убедительными доказательствами в вашу пользу, но также с любящим сердцем и личными взаимоотношениями с Богом. Вы должны предоставить альтернативу, которая удовлетворит умственные, эмоциональные и духовные потребности конкретного человека.

ГЛАВА 13. МОЖНО ЛИ СПАСТИ ЭТОТ БРАК?

Из мужчин, которые звонили или писали мне после того, как их жены становились Свидетелями Иеговы, многие заявляли, что они добиваются развода, что на данный момент проживают раздельно, или боятся, что разлука неизбежна. Можно ли спасти брак, если один из супругов стал Свидетелем Иеговы? Или, если речь идет об отношениях между родителем и взрослым ребенком, между близкими родственниками или просто между друзьями, ведет ли сам факт присоединения одной из сторон к Свидетелям к неизбежному концу света во взаимоотношениях? В нашем обсуждении из этой главы мы уделим особое внимание положению супружеской пары, но выдвигаемые предложения с равным успехом могут оказаться полезны и для спасения дружеских отношений с другими людьми.

Тесная связь и сокровенный обмен мыслями и чувствами обогащает брак, удерживая пару вместе. Но подобной гармонии трудно достичь, когда мировоззрение одного из партнеров совершенно иное. Религиозный раскол между мужем и женой может быть по-настоящему болезнен. Писание называет супружескую пару “одной плотью” (Матфея 19:5, 6). Разве могут отношения быть более крепкими, чем описанные в этом стихе? Мужу рекомендуется любить свою жену, как собственное тело (Ефесянам 5:28). Поэтому, когда супруги начинают шагать каждый своим обособленным религиозным маршрутом, это походит на ситуацию, когда левая нога идет в одном направлении, в то время как правая пытается идти в другом, что крайне неудобно!

Смешанные в религиозном отношении браки часто бывают успешными, если обе стороны являются приверженцами традиционных религиозных сообществ. Но зацикленные на собственной исключительности группы, такие как Свидетели Иеговы, вносят в отношения повышенное напряжение. Отчасти это связано с враждебностью секты по отношению к посторонним, и посторонних в отношении секты. Кроме того, предметом спора являются некоторые крайние взгляды Свидетелей Иеговы, особенно касающиеся ребенка в семье. Плюс к этому плотный график деятельности, которого Свидетель придерживается без привлечения супруга.

Безусловно, существует множество причин для брачных проблем, но для начала стоит честно рассмотреть мотивы сторон. Слишком часто новая религия оказывается лишь поводом, к которому прибегает супруг, давно желавший расторгнуть брак и нашедший, наконец, “уважительную” причину для этого. Вполне возможно, что тот, кто стал Свидетелем, пошел на это, осознавая, что такой шаг окажется последней каплей, которая убедит супруга уйти, - или, может быть, рассчитывая найти в Зале Царства благоприятную атмосферу, достаточную для того, чтобы бросить неверующего супруга. Опять же, это может быть и не-Свидетель, который полагает, что друзья поймут его уход от присоединившейся к культу жены, в то время как ему бы не пришлось рассчитывать на их сочувствие, признайся он, что попросту потерял интерес к браку.

Таким образом, порой новая религия становится козлом отпущения для обеих сторон, стремящихся в действительности к разводу любой ценой, или по каким-то иным причинам. В этом случае ничего из сказанного и сделанного в отношении Свидетеля Иеговы не возымеет никакого эффекта. Религиозный вопрос является всего лишь дымовой завесой, скрывающей подлинную проблему. Если вы считаете, что это вполне описывает вас и вашего партнера, то лучше всего обратиться за профессиональной помощью, - желательно к приемлемому для обеих сторон светскому консультанту по семейным отношениям, - и работать над разрешением реальных проблем, вместо того чтобы позволять одной из сторон оправдывать себя и вводить в заблуждение остальных, используя религию в качестве козла отпущения.

А теперь представим, что вопрос действительно касается религиозных различий, является спорным и угрожает браку. Нужно заметить, что христиане, которые верят Библии, а не Сторожевой Башне, не найдут в ней божественного предписания разводиться с супругом, который присоединяется к ложной религии. Наоборот, Писание поощряет христиан оставаться в браке: “Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен разводиться с нею; и кто имеет мужа неверующего, и он согласен жить с ней, не должна оставлять его” (1 Кор. 7:12, 13). К сожалению, незрелые христиане иногда смотрят на этот вопрос иначе и на практике потворствуют разрыву отношений с супругом-Свидетелем Иеговы.

Конечно же, проблемы ожидаемы. Жена может чувствовать обязанность проповедовать учения Сторожевой Башни собственному мужу, независимо от его желания слушать. Точно также он может выдавать своей жене шумные тирады о ложных учениях и тлетворной практике организации. В любом случае, если слушатель отвечает тем же, результатом станут повышенные тона и ожесточенность. В свою очередь, это провоцирует такое чувство безысходности с обеих сторон, что они перестают общаться друг с другом если не совсем, то, по крайней мере, на эту тему.

Но, если вы христианин, который сознает, что Бог "ненавидит развод" (Мал. 2:16), то тогда существуют способы оживить ваш брак, даже если супруг стал Свидетелем Иеговы и, кажется, намерен остаться одиноким.

Во-первых, прежде чем мы рассмотрим методы достижения взаимопонимания с вашим супругом, было бы неплохо взглянуть на себя соразмерно ситуации. Если зеркало отражает вашу жалость к себе или воинственность, важно поработать над их устранением, так как это может расстроить не только брак, но и все попытки вашего супруга. Спросите себя, насколько оправдана ваша жалость к себе? Не клянутся ли брачные партнеры оставаться верными “в радости и печали, в достатке и нужде”? Разве мало тех, кто остается с супругом, несмотря на то, что их “печаль” гораздо более серьезна, чем только разница в религии? Более того, разве неправда, что в большинстве семейных конфликтов “для танго нужны двое”?

Не считая тех случаев, когда ваш супруг категорически настроен на развод, вы можете сделать многое для сохранения миролюбивой обстановки. Притчи наставляют нас: “Где нет больше дров, огонь погасает” (Притчи 26:20). Если не подкидывать в огонь дров, то споры о религии не будут возгораться так часто. Если становится очевидным, что ваш супруг не желает слушать ничего из того, что вы хотели бы сказать по религиозной тематике, вам необходимо освободиться от ощущения обязанности настаивать во что бы то ни стало. Это не означает вашей капитуляции или проигрыша, но всего лишь наглядно демонстрирует, что вы согласны с мудрым советом апостола Петра: “Также и вы жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие” (1 Петра 3:1, 2). Петр записал этот совет христианкам, которые были замужем за нехристиан в древнем Понте, Галатии, Каппадокии, Азии и Вифинии. Вполне возможно, их мужья были противниками христианства из евреев, или языческими идолопоклонниками, или поклонниками римского императора. И, тем не менее, в качестве способа завоевать их Петр рекомендует добродетельное поведение, а не спорные диспуты. Точно также в вашем браке со Свидетелем Иеговы: если она не желает слушать ваших слов о религии, проповедуйте ей "без слов" своим любящим поведением и нежной привязанностью.

Но для вас было бы полезно узнать об определенных учениях организации в отношении брака. Хотите верьте, хотите нет, но собственно Сторожевая Башня учит такому же подходу, какой описан в Библии Петром, только в глазах Свидетеля вы выступаете в роли “неверующего супруга”. Вы можете содействовать устранению религиозных споров, указав вашей половине на совет Петра и поинтересовавшись, согласна ли она с ним. (Она скажет: “Да”. Теперь она связана обязательством пытаться приобрести вас без слов). Но делайте это без указания пальцем в ее сторону, чтобы она не ощущала на себе всю полноту вины. По крайней мере, часть вины примите на себя.

Хотя местные старейшины Свидетелей Иеговы иногда позволяют себе поощрять разрыв с неверующим супругом, официальной политикой штаб-квартиры в Бруклине является установка на сохранение брака всеми возможными способами. Развод со вступлением в повторный брак допускается только если не-Свидетель вовлекся в сексуальную безнравственность с другим лицом, хотя часто это предполагает, что не-Свидетель непременно совершит такие действия, если проводит ночи вдали от дома. Также допускается раздельное жительство, если неверующий супруг съезжает из дома или ведет себя жестоко с точки зрения безопасности жизни, здоровья или благополучия Свидетеля.

Обратите внимание, что сами по себе религиозные различия не входят в список приемлемых оснований для разрыва. Тем не менее, старейшины Свидетелей Иеговы могут интерпретировать ваше противление посещениям женой встреч собраний в Зале Царства или попытки убедить ее оставить религию, как угрозу ее духовному благополучию. В таком случае они могут посоветовать ей уйти от вас.

Однако, в конечном счете все сведется к решению двоих. Действительно ли вы оба желаете оставаться вместе? Тогда прилагайте усилия. Многие уже добились этого. Как? В основном, применяя изложенные выше библейские принципы относительно успешного брака, - принципы, с которыми христиане и Свидетели Иеговы, как правило, согласны и которые лежат в основе большинства советов семейных консультантов.

Иногда говорят, что брак – это проект пятьдесят на пятьдесят. Но человек, исполняющий брачный обет, обнаружит, что иногда придется выкладываться на все сто, не ожидая ничего взамен. Однако, такой стопроцентный вклад, как правило, ведет к гораздо лучшему результату, чем, если бы одна их сторон настаивала на собственном участии в размере не более 50 процентов, а оставшиеся 50 процентов требовала в качестве ответной платы.

Что, если в эту ситуацию вовлечены дети? Существует ли альтернатива официальному разводу и ожесточенной схватке за опеку? Эти вопросы будут рассмотрены в следующей главе.