ГЛАВА 14. ЕСЛИ ВОВЛЕЧЕНЫ ДЕТИ

Видеть ребенка во власти культа может быть также болезненно, как видеть малыша, схваченного похитителем. Если это соседский ребенок, с которым играют ваши дети, то боль вполне ощутима; но если это ваши собственные дети, которые находятся на попечении живущего раздельно супруга, стремящегося ввести их в культ, это может казаться почти невыносимым.

И все же любой Зал Царства полон детей. У многих из них один из родителей не является Свидетелем Иеговы, и практически все они имеют, по крайней мере, бабушку или дедушку, дядю или тетю за пределами секты. Родственники из числа не-Свидетелей испытывают немало страданий за судьбу таких детей, и на это есть причины. Детям, воспитанным как Свидетели Иеговы, предстоит пройти сложный путь.

На протяжении всего собрания младенцы могут плакать, а малыши суетиться. Одна из причин этого заключается в том, что Сторожевая Башня не обеспечивает их такими вещами, как детская комната, богослужение для детей или воскресная школа – нет молодежных программ, которые бы позволили заниматься малышами, пока родители участвуют в обыденной встрече. Вместо этого от детворы требуется сидеть и внимать тому, как оратор преподносит доклад или проводит обсуждение статей из “Сторожевой Башни” в форме вопросов и ответов.

И если детям Свидетелей Иеговы тяжело в Зале Царства, то в школе им еще тяжелее, ведь они обязаны отказываться от чествования флага, не вставать во время исполнения национального гимна, и избегать участия в праздничных мероприятиях, таких как Рождество или Новый год. В младших классах, где много внимания уделяется праздникам и дню рождения каждого ребенка, это может означать, что, по крайней мере, раз в неделю ребенок-Свидетель исключается из жизни класса.

И, конечно же, и без того тяжелое положение ребенка - Свидетеля Иеговы - становится уже вопросом жизни и смерти, когда возникает потребность в переливании крови и один или оба родителя – Свидетели Иеговы - отказываются дать согласие на это. (Хотя в настоящее время большинство больниц в таких чрезвычайных ситуациях обращаются за постановлением в суд).

Поэтому не удивительно, что разногласия в вопросах воспитания детей являются широко распространенным фактором разводов, касающихся Свидетелей, с последующей ожесточенной схваткой за опекунство и право посещений.

В дополнение к статьям из “Сторожевой Башни” с указаниями для обоих опекунов, а также в отношении родителей, которым суд не предписал осуществлять опекунство, на тему того, как им лучше всего решать вопрос о праве посещений, штаб-квартира в Бруклине - кроме этого - предоставляет своим последователям и их адвокатам данные о благоприятных судебных прецедентах, а также 64-страничную брошюру “Подготовка к делам опеки над детьми”. Она помогает им предвидеть неприятные вопросы, которые ожидают их под перекрестным допросом и в процессе выработки психологического заключения. Совершенно ясно, что Общество Сторожевой Башни готово вести войну за детей своих членов.

А что с другой стороны? Как быть с родителями, бабушками и дедушками, дядями, тетями, соседями и другими людьми, которые наблюдают за детьми, находящимися под опекой Свидетелей Иеговы? Как быть с мужем-христианином, которому в религиозно разделенной семье приходится заниматься воспитанием детей вместе со своей женой-Свидетелем Иеговы, или бороться с ней за право опеки?

Что касается соседей и родственников, не входящих в обычный круг семьи, ответ неприятный, но простой. Обычно суды выносят решение, что данные лица не имеют права голоса в деле религиозного воспитания таких детей. Как бы не было трудно, но им придется довольствоваться ролью зрителя, по крайней мере, что касается определенных законом прав. Естественно, могут появиться благоприятные возможности для вступления в контакт и сообщения какой-либо религиозной информации или заверений в любви, но это не гарантировано. Единственный путь, который всегда открыт, - это молитва к Небесному Отцу, навеянная словами Христа: “Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко мне, ибо таковых есть Царство Небесное” (Матфея 19:14).

Конечно, от родителей ожидается осуществление данных Богом прав в отношении детей ничуть не в меньшей степени, чем прав, определенных законом. Общество Сторожевой Башни обучает своих последователей делать все возможное, чтобы воспитывать детей как Свидетелей Иеговы. Но в религиозно разделенных семьях многое зависят от обеих сторон. На практике результат будет зависеть от взаимодействия их личностей и явится отражением любви, целеустремленности, мудрости и благоразумия каждого из них. Я знаю случаи, когда борьба за опеку доходила до суда, в то время как младенец еще не был отнят от груди, и другие случаи, когда муж и жена умудрялись остаться вместе, сохранить любовь и воспитывать четырех или более детей, пока они не повзрослеют. Поэтому никто не может сказать, как именно сложится ситуация.

Если дети являются основной проблемой, мой опыт подсказывает, что в период их взросления распад семьи наносит более ощутимый и продолжительный урон, чем воздействие Сторожевой Башни. Даже в случаях с обычными светскими разводами, где не поднимается религиозного вопроса, документально подтверждено, что дети испытывают продолжительные эмоциональные страдания. Это особенно актуально, когда дети сами втянуты в ситуацию с разводом и раздельным проживанием родителей, борющихся за опеку и их внимание. С точки зрения ребенка появление здесь религиозного вопроса лишь усугубит ситуацию. Исследования показали, что в размолвке родителей дети склонны винить себя, и, кроме прочего, теперь им придется мириться с мыслью о своей вине перед Богом.

Когда говорят о влиянии развода на детей, некоторые называют это “разрывом на части”. В Библии рассказывается о сражении за опеку, в котором буквально все так и произошло:

Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним. И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме.

И умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.

И сказала другая женщина; нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей, нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.

И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой.

И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч царю. И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.

И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его.

А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.

И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она - его мать” (3 Царств 3:16-27, Синодальный перевод).

Помимо мудрости царя Соломона, это описание также обращает внимание на то, что любящий родитель может быть более склонен уступить ребенка другому, нежели видеть его разорванным надвое. Аналогичным образом некоторые отцы-христиане решили, что пусть лучше дети подвергаются воздействию вероучений матери–Свидетеля Иеговы, чем разрывать малышей на части через развод и сражение за опеку.

Останется ли семья вместе или нет, в любом случае для не-Свидетеля может оказаться испытанием видеть детей, на которых оказывают воздействие учения Сторожевой Башни. Но, как правило, это неизбежно. Поэтому актуален вопрос: как реагировать супругу-христианину? Стоит ли говорить малышам, что у них плохая мать? что она сектантка? что говорит им ложь о Боге? То же самое может сказать им мать об отце-не-Свидетеле. Хотя с другой стороны, она может этого и не делать. А если она так поступает, то какого результата можно добиться, отвечая ей той же монетой?

В идеале, родители вполне способны достичь ради детей определенного компромисса. Возможно, они рассудят, - по крайней мере, пока дети еще слишком малы, - сосредоточиться на том, что их объединяет, а не разводит в стороны. Возможно, они смогут договориться, при этом оставаясь каждый при своем мнении, чтобы дети старшего возраста могли понять, что, хотя они придерживаются различных мнений по некоторым вопросам, но по-прежнему любят друг друга. В случаях, когда родители выбирают этот подход, он оказывается удачным.

На самом деле, детей тревожит не отсутствие согласия между родителями, а скорее ожесточенность и враждебность, которые так часто сопутствуют этому. Дети привыкают к несогласию и могут жить с этим. Они считают, что для вас лучше мороженое, в то время как родителям по душе салат. Им кажется, что беспорядок в комнате смотрится великолепно, а их родители считают, что игрушки надо убирать. И они вполне могут понять, когда мама считает отпуск в горах самым лучшим, а папе больше по душе берег моря. В отличие от неприемлемого поведения, несогласие не вредит детям.

Теперь представьте, что мать-Свидетельница Иеговы говорит детям, что она права, а отец ошибается, и даже пытается настроить их против отца. Здесь нет простого решения, но отвечать подобными выпадами против нее контрпродуктивно. В таких обстоятельствах родитель-христианин найдет ободрение в двух непреложных истинах. Во-первых, дети очень проницательны и в оценке ситуации смотрят гораздо шире, чем сказанное на словах. Во-вторых, мысль о долговременной пользе ребенку может подсказать ответ, отличный от того, который приходит в голову сию минуту.

Помимо слов матери об отце, дети замечают и их поступки. Они способны отличить, любит ли отец их и маму, и спустя какое-то время дадут собственную оценку словам матери. Даже если они не могут выразить этого, дети будут знать, кто из родителей стремится к миру, кто из них непоколебимый, но любящий, кто всем сердцем отстаивает их интересы. Надеюсь, и тот и другой. Но если только один из них, то дети это почувствуют.

Еще одна причина для надежды в долгосрочной перспективе – это процент успешного вовлечения Свидетелями Иеговы своих детей. Точнее сказать, процент неудач. Опыт взросления на фоне Зала Царства, как правило, убеждает молодежь не оставаться Свидетелями Иеговы, когда приходит пора принятия решений. Как старейшина местного собрания Свидетелей Иеговы на протяжении восьми лет, я разбирал дела подростков, нарушивших правила. К моменту достижения подросткового возраста большинство детей в собрании жили двойной жизнью. Среди друзей в школе и во дворе они вели себя так, и совсем иначе, с напускной маской Свидетеля – в Зале Царства и перед родителями. Достигнув восемнадцатилетнего возраста или покинув дом, они окончательно рвали всякую связь с сектой.

Вопрос защиты детей от воздействия учений Сторожевой Башни в период их взросления – это вовсе не вопрос жизни и смерти. На самом деле, у многих молодых людей такое воздействие будто вырабатывает иммунитет против того, чтобы становиться Свидетелями, когда они вырастут. С другой стороны, у некоторых подростков, которых ограждали от родителя-Свидетеля Иеговы, может развиться нездоровое любопытство к данной религии, привести к желанию с возрастом попробовать себя в качестве Свидетеля Иеговы.

В соответствии с боговдохновенным советом из 1 Коринфянам 7:14 христианину не нужно бояться за детей в религиозно разделенном доме, независимо от того, является ли неверующий родитель коринфским язычником или Свидетелем Иеговы: “Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы”.

ГЛАВА 15. ВНИМАНИЕ: СПАСЁННАЯ ВАМИ ЖИЗНЬ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ВАШЕЙ СОБСТВЕННОЙ

Задача спасти человека из культа – дело серьезное. К нему не стоит подходить легкомысленно. Плохо спланированная попытка может не только укоренить культиста в своих убеждениях, но и подвергнуть риску потенциального спасателя.

“Кто? Я? – усмехнутся над собой некоторые читатели. – Ну, я-то никогда не стану Свидетелем Иеговы!” И я не сомневаюсь, что они искренни и полностью уверены в этом. Но в начале 1968 года я говорил то же самое. Несколько месяцев спустя я начал изучение со Свидетелями, весной следующего года крестился в качестве полноправного члена собрания, и 13 лет оставался в организации.

“Ибо восстанут лжехристы и лжепророки” — предупреждал Иисус, - “и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных” (Матфея 24:24). В столкновении с такими мощными силами самоуверенность недопустима. Я лично знаю несколько человек, кто поначалу намеревался разоблачить обман Сторожевой Башни, а в конечном итоге обманул сам себя. Некоторые из них были мужьями, стремящимися избавить своих жен от секты, но даже опытные борцы с культом не застрахованы. Один из них позиционировал себя как “рожденный свыше, исполненный Духа Святого христианин” и состоял в штате антикультового движения. Он позволил Свидетелям Иеговы начать с ним изучение с той целью, чтобы привести их ко Христу. Вместо этого его привели в Сторожевую Башню, он публично отрекся от своей христианской веры и стал в полной мере участвовать в деятельности Зала Царства. (В конце концов, он снова пришел в себя и покинул группу, но лишь спустя многие месяцы страданий).

В другом случае баптистский дьякон присутствовал на изучении с двумя женщинами-Свидетелями Иеговы, которое они начали с его женой. Дьякон намеревался доказать неправоту Свидетелей Иеговы, но вместо этого вслед за своей женой он очутился вне церкви и внутри Сторожевой Башни. И оставался там годы спустя, до самой смерти.

Один из многих людей, кого я лично привел в секту, был преподавателем лютеранской воскресной школы и казначеем местной лютеранской церкви. Поначалу этот мужчина был настроен скептически, но вскоре убедился, что я учу его “истине”. Он отказался от своей должности и членства в лютеранской церкви и начал посещать Зал Царства.

Так что не мудро хвалиться, как я когда-то, будто “со мной такого никогда не случится”. Признание собственной уязвимости станет хорошим шагом на пути самозащиты. Второй шаг – заручиться поддержкой других, желательно людей компетентных и опытных. Но если такой специалист недоступен, то пусть хотя бы кто-то из друзей станут вашими помощниками в молитве. Поделитесь с ними своим исследованием. Пусть они знают, когда вы планируете встретиться с приятелем-Свидетелем Иеговы и что хотите обсудить. Затем сразу после встречи, независимо от того, оказалась ли она успешной или принесла разочарование, еще раз встретьтесь с друзьями и обсудите произошедшее. Держите их в курсе всей информации о ваших действиях. Если вы начнете поддаваться на некоторые обманчивые культовые аргументы, они смогут незамедлительно обсудить это с вами и показать другую точку зрения.

Признавая, что боевая мощь зависит от численности, остерегайтесь западни, где преимущество не на вашей стороне, например, при обсуждении с другом или близким-Свидетелем, которого “совершенно случайно” сопровождают один или двое старейшин, районный надзиратель или другой более опытный Свидетель Иеговы. Возможно, вы и пробовали фехтовать на своем огороде, но это не значит, что вы готовы сняться в «Трех мушкетерах». В данном случае это именно тот уровень состязаний, когда нужно воспротивиться дуэли. Если вы вдруг обнаружили вокруг себя такие превосходящие силы противника, просто извинитесь и скажите, что будете рады встретиться с вашим другом-Свидетелем наедине в другой раз.

Кроме того, убедитесь, что вы сами достаточно сильны для подобной дуэли. Для этого требуется больше, чем просто быть серьезно подготовленным к разговору со Свидетелем. Сила вашей собственной веры должна быть достаточной, чтобы стойко переносить испытания. Помимо знания о том, в чем состоят ошибки в учениях Сторожевой Башни, вы должны осознавать во что вы верите и почему. В случае атаки в своем обучении Свидетели Иеговы переходят в мощную контратаку, нацеленную в самое уязвимое место, которое они выявят.

Фальшивые деньги не сравнимы с настоящими, но тот, кто без конца заглядывается на липовые банкноты и не видел настоящих, может быть обманут хорошей подделкой. Точно также с религией: если вы собираетесь вести борьбу с культом, крайне важно проводить время, участвуя в поклонении и общении с истинными христианами. Также приближайтесь к Богу в молитве. В сравнении с настоящим, фальшивое христианство тускло и непрочно. Если ваша вера твердо основана на библейском познании, и вы знаете Бога не понаслышке через близкие, личные отношения с Иисусом Христом, то сможете вступить в эту и любую другую схватку, ничего не страшась.

ГЛАВА 16. ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ: ПОСТЕПЕННАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Приложив много усилий на освобождение вашего близкого от рабских пут, и достигнув цели, может появиться соблазн вздохнуть с облегчением и сказать: “Ух! Наконец-то с этим покончено”. Но ваша работа еще не завершена. Тот, кому вы помогли спастись, все еще нуждается в помощи, чтобы вернуться к нормальной жизни.

Некоторые покидающие культ люди подобны некогда сдерживаемой, но внезапно пришедшей в движение сжатой пружине. Упруго отскакивая отовсюду, в конце концов, она падает на пол, вибрируя всем своим существом - так же и бывший культист скачет от одной группы к другой, пока, наконец, не свалится от нервного истощения. Некоторые отправляются на поиски другой организации в качестве замены той, которая оказалась ложной. Другие становятся ожесточенными в отношении Бога, религии и всего того, что напоминает им о прошлом. Кто-то даже обращается к алкоголю или наркотикам, дабы избежать сложностей реального мира.

На первый взгляд многие бывшие Свидетели живут нормальной жизнью, но на самом деле страдают от навязчивых воспоминаний, мучительных сомнений, беспокойных вопросов и угнетающего страха. Они инстинктивно чувствуют, что никто, кроме бывшего Свидетеля Иеговы, не поймет их, поэтому держат при себе свои тревожные мысли, которые вновь и вновь не дают им покоя.

Редко кто покидает культ без каких-либо эмоциональных травм, духовных шрамов и ощущения дезориентации. И чем дольше человек пробыл в группе, тем больше времени может занять процесс исцеления и адаптации. Это особенно верно в отношении Свидетелей Иеговы. Прежде чем креститься в организации, их постепенно приучали мыслить как Свидетель Иеговы, и коль скоро они покинули организацию, они снова должны постепенно учиться мыслить в нормальном ракурсе.

Кто-то процитирует известную поговорку: “Время исцеляет раны". И добавит: “Просто дайте ему время, и он снова станет прежним”. Конечно, в этом есть доля истины. Сами руководители Сторожевой Башни знают, что для поддержания устойчивого влияния на своих последователей необходима непрерывная идеологическая обработка. Пропуск собраний является грехом, а затянувшееся отсутствие на собраниях в Зале Царства равносильно отступничеству, ведь беспрерывно повторяющиеся на них проповеди стираются из памяти, стоит только человеку выйти в свет. Вот почему от Свидетелей ожидается присутствие на всех встречах собрания; групповое служение от дома к дому в субботу утром, в воскресенье днем и при любой другой возможности в течение недели; подготовка учебного материала для предстоящей встречи собрания, на что тратится несколько вечеров, а также использование свободного времени для проведения изучений с членами семьи и потенциальными новообращенными. Любые отклонения от этого графика предоставляют широкие возможности для развития независимого мышления. И отказ от совокупности этих мероприятий, – даже на короткое время, - почти всегда ведет к уходу из организации.

Таким образом, после того, как человек официально покинул секту, каждый прожитый день дарит новую пищу для размышлений, вытесняя из сознания прошлые воспоминания. Но само по себе время – не панацея. Словно веревочные узлы, каждое запутанное рассуждение и тревожную мысль необходимо распутать в отдельности.

Кто-то может отвергнуть организацию, но по-прежнему считать ошибкой дать согласие на переливание крови, или испытывать чувство вины, вкушая кровавый бифштекс. Иной бывший Свидетель Иеговы может чувствовать неловкость на фоне государственного флага. Я видел страх на лице бывшего Свидетеля, впервые входящего в церковное здание. Многие не решаются голосовать на выборах. Некоторых постоянно беспокоят вопросы о Боге, жизни после смерти и сущности истинного христианства.

Тот, кто никогда не был вовлечен в культ, может с легкостью отмахнуться от этих вопросов и сказать бывшему Свидетелю Иеговы: “Все это сущие пустяки. Я тебя умоляю! Не надо больше в это верить - ты уже не в Сторожевой Башне. Просто забудь весь этот вздор!”

Бывший Свидетель может даже улыбнуться и ответить: “Да, ты прав!” Более того, он или она могут пойти еще дальше и совершить действие сомнительного характера, например, встать во время исполнения государственного гимна, но проблема по-прежнему останется и фактически усугубляется, потому что теперь она становится потаенной и лишь усложняется под влиянием осуждающей совести. Если запутанные рассуждения не распутывать, - причем с терпением и каждый узел поочередно, - настоящего исцеления не произойдет. Этот как заноза, которую, вместо того чтобы удалить, обрабатывают обезболивающим средством, потом дезинфицируют и накладывают лейкопластырь. Это может казаться лечением, но боль будет возвращаться до тех пор, пока не извлекут занозу.

Все снова и снова я встречал мужчин и женщин, которые годами раньше вышли из Сторожевой Башни, но кого все еще беспокоили проблемы, свойственные тем, кто вышел только сейчас. Почему? Потому что корень их проблем никогда не принимался во внимание, или же вследствие того, что люди, которые пытались помочь им, оказались не совсем квалифицированными и не довели дело до конца.

За исключением тех немногих, кто получил специальную подготовку или наделен особым даром проницательности, помощь бывшему Свидетелю обычно оказывают другие бывшие Свидетели Иеговы. Большинство из тех, кто спустя годы после выхода из Сторожевой Башни оставался обеспокоенным, так и не нашли бы утешения, если бы, наконец, не столкнулись с группой поддержки бывших Свидетелей Иеговы, не подружились с другими бывшими Свидетелями или не прочитали литературу, написанную теми, кто пережил подобные муки.

Причина этого заключается в том, что полученная ранее бесперебойная идеологическая обработка, хоть и отвергнута сегодня, тем не менее, оставила после себя осадок в виде странных идей и образа мышления. В итоге бывший Свидетель Иеговы исходит из представлений, несвойственных обычным людям. Например, в заполненном помещении посетители могут слушать проповеди на основании Нового Завета. Многие из слушателей могут принять Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя и “откликнуться” на призыв проповедника. Но среди аудитории бывший Свидетель Иеговы сохраняет равнодушие или даже испытывает замешательство, поскольку для него услышанное лишено всякого смысла. По его мнению, Иисус является ангелом, точнее архангелом Михаилом, ведь этот особый аспект учения Сторожевой Башни никогда не был ему всесторонне прояснен. Потому сказанного проповедником оказалось достаточно, чтобы убедить других в аудитории, поскольку они разделяют определенные общепринятые представления. Но в сознании у бывшего Свидетеля нечто иное, с чем проповедник справиться не смог.

Мало кому удается распрограммировать себя после ухода из организации; как правило, такие люди много читают - проводят время наедине с Библией и другими книгами, которые помогают им обрести новый взгляд на мир. В некоторых супружеских парах один помогает другому совместным обсуждением того, во что они привыкли верить и во что верят сейчас, когда каждый из них получает все новые представления благодаря чтению, а также через сослуживцев или соседей. Они вместе делятся этими новыми мыслями, постепенно освобождаясь от прежней системы верований. Но все бывшие Свидетели нуждаются в определенной помощи извне, чтобы успешно сбросить с себя тот душевный груз, который на них взвалили прежние наставники.

Если вы оказываете кому-то помощь в подобной ситуации, то должны быть настроены содействовать такому изменению в мышлении. Буквально привести человека из Зала Царства в церковь – уже большое достижение. Но произошедшие внутри человека изменения – это гораздо важнее. И такие изменения происходят постепенно, на протяжении долгого времени. Как до, так и после разрыва с сектой требуется неустанная поддержка.

Вы сами можете инициировать какие-нибудь полезные дискуссии, чтобы помочь бывшему Свидетелю переосмыслить его или ее убеждения. Но многие другие моменты затрагиваются в процессе возникновения у человека вопросов, и в таких случаях вы должны оказаться доступным для оказания помощи.

Также вы можете предоставить дополнительную поддержку, если направите бывшего Свидетеля к другим людям, имеющим подобный жизненный опыт. В некоторых городах существуют группы поддержки бывших сектантов, некоторые из них специализируются на проблемах бывших Свидетелей Иеговы.

Но при выборе такого объединения необходимо проявлять осторожность, ведь в иногда там собираются люди, лишь частично порвавшие со Сторожевой Башней и желающие закрепить свои коллективные убеждения. Лишь немногие из покинувших секту нашли друг друга, чтобы оказывать взаимную поддержку. Все они нуждаются в помощи и не способны оказать ее сами. Получается, что слепой ведет слепого. Они делятся одними и теми же проблемами, но никто из них еще не нашел решения. В итоге группа, функционируя отдельно от Сторожевой Башни, пребывает в состоянии стагнации, сохранив множество странных представлений. Такая группа не в состоянии помочь вашему другу.

Так что, прежде чем предложить вашему другу группу поддержки или вручить ему книгу или диск, было бы неплохо убедиться, что группа, автор или докладчик не ограничены стереотипами.

Для тех, кто живет вдали от места нахождения заслуживающих доверия объединений бывших Свидетелей Иеговы, существуют почтовые и интернет-рассылки и сообщества, а также книги, содержащие свидетельства и наставления, написанные бывшими Свидетелями.