Когда я наблюдаю полемику бывших и действующих Свидетелей Иеговы, то создается впечатление, что они играют в игру "Кто самый глухой и тупой". Интересная игра. Очень интеллектуальная, должно быть. Вам не кажется, что такая полемика изначально не имеет никакого смысла?

Татьяна В.

Орки из Сторожевой Башни

Татьяна, вы очень точно описали состояние подобных дебатов. И пример с игрой – в самую точку.

«Что наша жизнь? Игра». Это знаменитая фраза из оперы Модеста Чайковского по произведению Пушкина «Пиковая дама» является аббревиатурой невидимого механизма человеческого существования.

Сегодня слово игра приобрело конкретные очертания – компьютерные. Пушкину даже не снилось подобное, когда сотни геймеров сталкиваются на поле сетевого боя. Мир, в котором мы живем, слишком динамичен, обдуваем ветрами бесконечных перемен.

Сегодня прибыли от компьютерных игр исчисляются сотнями миллиардов долларов. Это настоящая эпидемия, и не удивительно, ведь игра – неотъемлемая часть человеческой природы. С самого детства мы «обыгрываем» окружающий мир. Театр и кино «обыгрывают» всю мировую историю, и даже историю Вселенной с ее «Звездными войнами». Фантастические миры шагнули из фильмов в реальность, и уже толпы хоббитов и эльфов собираются помахать мечами под Санкт-Петербургом. А журналисты на полном серьезе сообщают о том, что местные тамплиеры отвергают обвинения казаков в ограблении их штаба. Кажется, мало кто удивился этой новости.

Ролевые игры и реконструкции собирают тысячи своих адептов. Военные ролевики  роют окопы и поют боевые песни. Эльфы всю зиму куют доспехи, в том числе женские, цена которых доходит до 100 тысяч рублей. Летом в Подмосковье они дерутся с драконами и штурмуют замки. Книга Толкиена «Властелин колец» служит настоящим «библейским руководством» для тех, кто при переписи населения, в графе «национальность», пишут «эльф» или «хоббит».

Социального вреда подобные игры не приносят, даже несмотря на довольно устрашающие названия, такие как "Молот войны" и "Смертельная схватка". И если в такой игре встретятся дракон с феей и вампир на минотавре, то всё равно, здесь существуют четкие границы. Поиграли - остановились - и домой!

Однако в нашем случае мы будем говорить об особой категории игр-реконструкций - религиозных, где тоже находится место для переодеваний в исторические одежды (например, на конгрессах). Верхом креативности таких игр служат суперсовременные религиозные симуляторы, - порождение высоких IT технологий, - реклама которых обещает геймерам 4G связь с Господом богом, да ещё полный пакет всех тайн бытия в придачу. Однако большинство разработчиков подобных игр создают дополненную реальность, привнося в наш мир новые объекты, заставляя участников действовать в рамках отведенных им локаций.

Интересующий нас религиозный геймплей разделен на два игровых пространства - "мир верующих" и "неверных". Между ними идет постоянная битва. Правила игры просты до безобразия: свои и чужие, черное и белое, добро и зло. Иными словами, классическое ПвЕ (противостояние пользователей и виртуальных врагов). Игровой процесс представляет собой гринд, то есть нудное, однотипное действие, однако по ходу игры возникают ачивменты - награды за прохождение сюжетной линии или выполнение определенных команд. При этом игрок постепенно должен превратиться в настоящего игромана, человека, испытывающего наркотическую зависимость от данной игры, уже не способного вести нормальный образ жизни. С этой целью в религиозной «стратегии» ему навязывается бесконечное раш - прохождение миссии без каких-либо остановок. То есть он должен тупо шпилить, не отвлекаясь на реальный мир.

Игра под названием «Общество Сторожевой Башни» имеет все вышеназванные атрибуты. Персы, или игровые персонажи, наделяются определенными характеристиками с обязательным условием: в игре должен быть антагонист, ведущий непримиримую борьбу с протагонистом. Для Свидетелей Иеговы в роли антагониста выступают так называемые "отступники". Такой баффинг, наложение отрицательных характеристик на отдельных персонажей, придает игре динамику. Кроме того, «отступники» становятся своего рода гриферами, то есть теми, кто получает удовольствие от пакостей в адрес других игроков.

Из этого следует, что эти две противоборствующие пати не могут самостоятельно существовать друг без друга. "Отступники" усиленно поддерживают игровой баланс сил в системе ОСБ. Битва "праведников" с "отступниками" – фундаментальный элемент стратегии. Графика для Свидетелей Иеговы прописана до мелочей, хотя игровое пространство, локация, не блещет размахом. Так бывает, когда в компьютерной игре нарисована березовая роща с дорогой, а игрок упирается в стену. Тем не менее, созданная иллюзия «приближения к Богу и святому духу» способна нивелировать данный недостаток разработчиков. Тем более что борьба добра (Свидетелей Иеговы) и зла («отступников») заставляет постоянно быть начеку, особо не размышляя над убогостью локации.

Однако, если кто-то думает, что через игровой мир ОСБ он сможет приобщиться к Богу и святому духу, и прочим подобным бонусам, то его следует немного огорчить. Вся благодать достается кастерам – персонажам, способным творить заклинания. За ними стоят сами же разработчики, наделившие своих персонажей наличием «святого духа» и связи с богом, для чего раз год они закусывают винцо пресным хлебом. Ну, а остальным остается соблюдать сайленс, не позволяющий произносить заклинания и вообще открывать рот.

Наивно полагать, что «игрушка» от ОСБ в чем-то уникальна. Таких программ масса, и тех, кто подсел на виртуальные миры Сторожевой Башни, даже не осознают, что играют в самую заурядную проходилку с религиозным наполнением.

«Сторожевая Башня» - это обычная ММО, то есть многопользовательская онлайн игра. Этот факт накладывает особый отпечаток на душу геймера. Его невероятно возбуждает процесс ганка, убийства соперника толпой. Любой, нарушающий правила, прописанные разработчиками, должен быть истреблен. В таких играх за убийство противника геймер обычно получает фраг, или дополнительно очко в свой «духовный» багаж.

Если абстрагироваться от игры, то в реальности всё это выглядит совсем не смешно. За пустяковый фраг, выражающийся в одобрении «старейшин», то есть персонажей, баффинг которых выше, чем у рядовых, игроки готовы выгнать из домов собственных детей и проклясть матерей и отцов. Страшные последствия «компьютерной» зависимости, которые игроман даже не осознает.

Иногда игроки настолько увлечены игрушкой, что их попытка достичь «босса» и уничтожить его, сравнима с полным и окончательным умопомешательством. К примеру, «видный брат» Николай Целиков, смотритель Зала конгрессов на Коломяжском проспекте Санкт-Петербурга, в 90-х годах личность весьма харизматическая, в частном общении, за чаепитиями, в шутку говаривал, что очень завидует ангелам, которые будут осуществлять армагеддон в "мире сатаны". При этом многие смогли испытать на себе  жесткость и бессердечное поведение Целикова, которое он демонстрировал не только по отношению к "мирским", но и к своим собственным "братьям и сестрам".  Зная Николая с начала 90-х, могу лично "засвидетельствовать", что изначально он был добрым и приятным парнем. Но по ходу игры "в праведность" постепенно деградировал, как это и происходит с заядлыми игроманами. Его обвинения в "безнравственности" задели не только окружающих, - это стало причиной развода со Светланой, верной женой, которая до сих пор не понимает, что произошло в их собственной семье и находится в безутешном состоянии. Но всё это не помешало разработчикам игры давать ему бонус за бонусом.

На лицо типичный случай, когда человек заигрался в "ангелов апокалипсиса". Мечтать о том, чтобы самолично уничтожить население земли а Армагеддоне, и при этом не осознавать, что Армагеддон уже состоялся в его собственной душе, - это, как говорят геймеры, - полный WTF. Халифат (в интерпретации Сторожевой Башни – «Царство бога») – очень известное понятие по другим «играм», которые так же запрещены на территории нашей страны.

Конечно, периодически игроки могут отвлекаться, создавая тем самым баг в программе. Чтобы этого не происходило, периодически загружается DLC – дополнительный контент. Порой такой патч вносит незначительные правки в игру с целью сохранения ее баланса. К примеру, в 2009 году один из разработчиков, «член Руководящего совета» Геррит Лёш во время конгресса в немецком городе Дортмунд заявил буквально следующее:

Геррит Лёш

«Верный и благоразумный раб состоит из 144 тысяч помазанных христиан, а Руководящий Совет на сегодня состоит из 9 помазанных христиан, которые относятся к верному и благоразумному рабу. Домашние, которые получают духовную пищу, это отдельные помазанные христиане, а верный и благоразумный раб - это помазанные христиане, как группа. Верный и благоразумный раб был назначен Христом в пятидесятницу 33 года н.э. и был поставлен над всем его имуществом. Что включает в себя имущество Господина? На сегодня это филиалы Общества Сторожевой Башни, а так же Залы конгрессов, Залы Царства. Другие овцы так же входят в имущество Господина! Вы когда-нибудь задумывались, что к верному и благоразумному рабу относится приблизительно 72 тысячи сестер? Итак, верный и благоразумный раб, состоящий из 144 тысяч, наполовину состоит из сестер. Поэтому, говоря о верном и благоразумном рабе, не будем забывать так же о сестрах. Конечно, наши сестры не пишут никаких статей для наших журналов!»

А теперь давайте отвлечемся от бредового мира, в котором живут игроки, и проанализируем данный патч от разработчика.

Во-первых, «сестры» всегда участвовали в написании статей. Об этом подробно писала некогда сотрудник центрального офиса Сторожевой Башни Барбара Андерсон, которая сама же и занималась редактурой.

Во-вторых, если всего на небо пойдет дивизия в 144 тысячи, причем за всю историю христианства, то указанная цифра может вызвать лишь одну реакцию геймера, которую в чате обычно пишут так: LMAO (по-русски это значит «не смешите мою жопу»). Если за свою немногочисленную историю ОСБ умудрилось набрать 72 тысячи «ангелов» из числа женских персонажей, то сколько тогда мужчин-эльфов? А как быть с христианами всех веков, в том числе первого, когда, согласно Новому завету, «множество людей» принимали религию Христа? Это не просто бред – это самая заурядная клиника. И таких лживых патчей разработчики «вставляют» в свою игру пачками, поддерживая свой игровой статус и, тем самым, вызывая у игроманов сладострастные конвульсии.

Понятно, что не особо образованные члены Руководящего совета умеют делить число 144 на два. И это очень радует. Но каковы выводы? Об этом даже не задумываются те юзеры, которых назвали "имуществом".

Указанная цифра может вызвать лишь одну реакцию геймера, которую в чате обычно пишут так: LMAO (по-русски это значит «не смешите мою жопу»)

Но чаще всего патч призван возбудить внимание игрока путем обновления профиля антагониста. Это достигается через статьи в журналах, которым приписывается особая миссия. Давайте посмотрим последние «патчи» на заданную тему:

«Крепко держитесь организации Иеговы и верно поддерживайте назначенных братьев, даже если вы замечаете их недостатки (1 Фес. 5:12, 13). Отступники и другие коварные люди могут попытаться ослабить ваше доверие к этим братьям. Их слова могут показаться правдивыми, но не спешите "колебаться в своих рассуждениях"» («Сторожевая Башня» за июль 2017 года, стр. 30).

Переведем на простой язык: оставайтесь в игре, не высовывайтесь из неё, даже если слова «отступников» кажутся правдивыми. Это всего лишь игра, в которой вам дали коварных врагов. Так стреляйте, не стесняйтесь...

«Рассмотрим примеры притворной любви. В Эдемском саду Сатана делал вид, что заботится о благополучии Евы, но за этим стояли эгоизм и лицемерие (Быт. 3:4, 5). Дружба Ахитофела и Давида на поверку оказалась фальшью. Ахитофел предал царя, когда понял, что сможет извлечь из этого выгоду (2 Сам. 15:31). Похожим образом сегодня действуют отступники и другие люди, которые пытаются внести раскол в собрание. Они притворяются, что любят других, но за их «вкрадчивыми и льстивыми речами» скрываются корыстные мотивы» («Сторожевая Башня» за октябрь 2017 года, стр. 8).

Заметьте, что «отступникам» сразу же приписываются самые ужасные мотивы, при этом приводятся ссылки на Библию, не имеющие к конкретным людям никакого отношения. Но это срабатывает, поскольку разработчики намеренно делают баффинг, облекая своих антигероев в нужную игровую форму.

Когда в сети разворачивается полемика о том, что эти гады из ОСБ называют нас «душевнобольными», сравнивают с «гангреной» и оскорбляют всеми возможными способами, то на самом деле это удивление удивляет не меньше. Это прописано игрой, это нормально. Без этого нарушится баланс игры, её смысл. И получается, что полемизируя на полях форумов и прочих интернет-ресурсов, «отступники» даже не осознают, что по-прежнему остаются в этой игре, навязанной руководством ОСБ. Они продолжают следовать установленному для них геймплею, даже если он кажется им «лажовым».

Тут стоило бы опять вспомнить о «Властелине колец» Толкиена. В этой книге описаны две пати, группы персонажей с весьма забавными функциями. Эльфы и Орки. Первые – дети света, а вторые произошли от первых, но были преобразованы так, что стали уродливыми гуманоидами, которые не в состоянии жить при солнечном свете. Вам это ничто не напоминает? ОСБ превратила некогда эльфов в орков и это стало кульминацией игрового процесса. Даже покинув локации «Сторожевой Башни» кто-то продолжает годами играть в эту проходилку, олицетворяя собой орков Средиземья. Им по-прежнему хочется узнать код программного шифрования. Они не в состоянии написать собственный код и создать собственный мир, на отдельном диске.

Как-то один Свидетель повторил крамольную мысль, не раз озвученную в ОСБ. Типа «отступники» не желают видеть бриллианта в целом, разглядывая через микроскоп его отдельные шероховатости. Если бы они посмотрели издали, то поразились бы красоте. Порой, читая полемику в сети, кажется, что эти люди, которые приписаны быть орками, рассматривая грани «бриллианта» с помощью сносок из Библии и прочего материала, сами того не осознавая, вполне допускают, что в ОСБ осталось что-то бриллиантовое.

Однако пример, приводимый для юзеров из года в год, словно заклинание, имеет одну неизменную особенность – он лжив. Как написал бы в чате геймер, - ROLF, что значит «катаюсь по полу от смеха». Любой бриллиант, найдись в нем хоть одна внутренняя трещинка, тут же переходит в разряд дешевой бижутерии. В ОСБ таких трещинок миллиард.

Когда начинают спорить, что в этой корпорации от Библии, а что нет, это выглядит анекдотично. Вырывать сноски из Библии и «доказывать» ими правомерность или неправомерность игрового процесса – это уровень ясельной группы.

Но самое главное, если отойти и посмотреть, что творится в мирах «Сторожевой Башни», то они никак не могут ассоциироваться с бриллиантом. Это самая обычная куча американского дерьма, которая, в соответствии с программным обеспечиванием, в глазах пользователей приобретает абсолютно не свойственные этой куче характеристики.

Полемика о сути и деталях игрового мира интересна лишь тому, кто накрепко завис в придуманных разработчиками локациях.

Было бы куда разумней строить собственную жизнь и не быть орком, до бесконечности копаясь в этой самой куче.

Алексей ЕГОРОВ

Реакция читателей

Своя игра ближе к телу, тут никакие посредники «помазанники-замазанники» не будут вмешиваться в вашу индивидуальную, прекрасную, частную жизнь и иметь с этого дивиденды. Что же делать бедному, несчастному человеку, если он слаб, болен и одинок? И хочет к чему-то приобщиться - к любви, дружбе, эмоциям? Почему бы не создать свою игру? Неужели без санкций или руководства ВиБРа вы не способны подойти к девушке на остановке и улыбнуться, бросить курить или подарить букет цветов соседке по этажу? Как прекрасно знакомиться с новыми друзьями, быть открытым и радушным без зональных, областных и прочих надзирателей. Но ведь есть те, кто зрит на себя как на великого интеллектуала. Таким добро пожаловать в игру ОСБ! Вполне возможно, что вы пройдете много levelов и заработаете много очков в своем честолюбивом рейтинге "благочестия". Но до конца игры вы не дойдете, поскольку игра ОСБ - просто игра. Это вымысел, один из очень многих, существующих на планете Земля. Здесь нет ни Бога, ни Святого Духа, только духи дежурных программистов. И эти "руководства" не могут удовлетворить никого ни душевно, ни духовно. Я сам играл в вашу игру очень последовательно и долго. Вспомнилась одна история. У нас в собрании, еще в Ленинграде, была сестра, звали ее Марина Сафронова. Она пионерила с конца 80-х годов. Марина была харизматична, вокруг нее всегда было по двадцать человек заинтересованных. И не удивительно - новая игра тогда только начиналась!  Но вот что удивительно - несмотря на то, что она приводила в собрания массу народа, у нее самой не находилось места, где бы она чувствовала себя как "дома", где нашлась бы "любовь". В поисках этой любви, которая непременно должна быть (так в журналах написано, а журналы не могут врать!) Марина постоянно мигрировала по Ленинграду – Санкт-Петербургу, ни в одном собрании подолгу не задерживаясь. Эти перемещения продолжались даже после замужества несмотря на то, что любви, кажется, должно уже как-то хватать. Но Марина по-прежнему "не видела любви", но ревностно собирала людей в собрания. Неожиданно для всех и для нее самой подкралась онкология. За день до ее ухода я позвонил ей: «В моем собрании опять нет любви. Я попросила сегодня передать мои документы в другое собрание. Может там будет любовь». Что же за любовь искала Марина столько лет и никак не могла найти? Может, какого-то особого внимания за свои заслуги по приводу людей к богу? Не думаю. Скорее она просто искала принятия себе такой, какая она была - принятия другими просто так, ни за что. Любовь ни за что... Такого "продукта" в симуляторе "праведности" нет, никогда не было и быть не может. Потому что любовь невозможно программно прописать. А что же наши "духовные руководители"? Какие прекрасные слова были сказаны о папе римском Борджия: «Восхищались им многие, боялись почти все - но не любил никто». Вот такой у вас, координаторы господни, нелегкий путь в рай образовался. Наместника бога на земле оказалось сыграть легко. Намного сложнее быть просто человеком. Не знаю даже, какая игра тут поможет. Может, уже хватит приплетать бога в ваш бизнес? По всему видать в следующем сезоне рейтинг ОСБ завалится еще сильнее, и никакой "Голос Америки" уже не поможет.

Slava

Статейка прикольно написана, сразу видно - автор геймер или хорошо разбирается в геймерском жаргоне. Только мне кажется, что отступники не только часть игры, но и самоидентифицируемый программный код, вышедший из-под контроля разработчиков... Но здесь уже больше ассоциативный ряд из "Матрицы" подходит...

Василий С.

Я поняла, что книги Френца и сайт «Некуда Идти» дают альтернативную информацию гораздо больше для тех, кто начал задумываться и размышлять. Эти книги и сайт дают мощный толчок. Мне, например, их хватило.

Любовь А.

Я помню все же это внутреннее желание доказать всем, что уходя из организации, мы от Бога не отказываемся, как пытаются нам приписать. Но доказывая это другим, многие делают это так неистово, что возникают сомнения в адекватности. Особенно, если появляются претензии на исключительность и эксклюзивные отношения с Богом. А если такой человек еще и активный, то капец. Тут бы нужно паузу брать, осмотреться, прислушаться к тем, кто в теме. Ну или понять, что вообще всего этого больше не надо. Тут скромность нужна в какой-то степени. Понять, что находясь там в закрытом социуме, мы от жизни отстали почти по всем направлениям. И лезть с этой базой снова спасать мир, слишком самоуверенно.

Оксана Б.

PS

Дорогие читатели сайта, эта статья вовсе не побуждает исключить всю полемику с действующими героями Сторожевой Башни. Но, к сожалению, правда такова, что каждая четвертая история для сайта не публикуется по причине того, что авторы уходят в Библию и герменевтику настолько, что засасывает в болото с головой. Посыл прост: попробуйте быть собой. Гораздо важней любой теологической дискуссии остановиться и задать себе такой вопрос: откуда я, зачем и почему. И главное: способен ли я сотворить свою судьбу независимо от дисков, записанных кем-то. Правда состоит в том, что абсолютное большинство тех, кто покинул стены Сторожевой Башни, не нуждаются в подобных советах по причине того, что их жизнь преобразилась в потрясающе лучшую сторону. К примеру, история Оксаны Бакиной - это откровение удивительной женщины, которая борется за право быть человеком. И такие истории помогают отключиться от геймплея ОСБ.