Соломон

Будучи Свидетелем Иеговы, я иногда задавал себе вопрос: действительно ли книга Притч Соломона имеет какое-то отношение к Библии. Меня смущала непоследовательность мыслей этой книги, их сумбурность, а порой и глупость. Какое-то странное нагромождение не связанных друг с другом цитат... И если вдуматься, то слова Соломона из Экклесиаста больше походят на слова какого-то "отступника". Могли бы вы объяснить этот феномен?

Виктор Бердиев

Книга Притч всегда вызывала двоякие чувства, и не только у критиков Библии. Надо понимать, что данная книга была написана разными людьми, о которых, в большинстве своем, мы ничего не знаем. Действительно, это своеобразный сборник цитат, которые высказаны, помимо самого Соломона, неизвестными людьми, именно поэтому данное произведение довольно тяжеловесно для восприятия (более того, по сути, оно состоит из пяти независимых частей, и отсюда проистекает непоследовательность материала). Сайт «Некуда Идти» не предназначен для дискуссий на тему герменевтики, то есть способов толкования библейских текстов, и мы не касаемся проблематики инспирации канона (в таких случаях мы отсылаем читателя на сайт Центра Апологетических Исследований). Однако царь Соломон, как личность, безусловно, стоит того, чтобы о нем поговорить отдельно. Далее ответом на вопрос вам предлагается материал, автором которого является Алексей Егоров с участием Николая Гусева. 

Великий Отступник Соломон

Не иди по путям древних, но ищи то, что искали они

Мацуо Басе, японский поэт 16 века

Одна из мозаик с изображением царя Соломона
Одна из мозаик с изображением царя Соломона

"Отступничество" царя Соломона с древнейших времен являлось "трудным местом" для читателей Писания. Как могло так случиться, что духовный лидер народа, утвердивший заново национальный религиозный институт, построивший народный "символ веры" -  Иерусалимский храм, -  вдруг, отвергнув все сотворенное собственными руками, пустился в богоискание? Официальный иудейский комментарий гласит, что Соломон повредился умом из-за женщин и коней, и в его тело вошел демон Асмодей. Современные Свидетели Иеговы в своих журналах повторяют ту же еврейскую версию о духовном совращении Соломона женщинами (о конях и Асмодее обычно умалчивают). Эти объяснения всегда вызывали лишь недоумение, так как трудно назвать данный тезис ответом на вопрос о мотивах Соломона. Конечно, при хорошем воображении под женщинами и конями можно подразумевать силу и могущество, ослепившие его ум, но как быть с его собственными словами, что женщины (и кони) и вообще всё - суета? Включая силу и могущество.

Мы попытаемся расследовать и понять выбор Соломона, поближе познакомиться с древним мудрецом-отступником. Итак, кто вы, Шломо Бен Дауд?

Соломон Давидович при рождении получил имя "Шломо". Соломон — мужское имя, происходящее от ивр. ‏שלום‏‎, шалом — «мир», а также в значении «совершенный», «цельный». Качество этого имени говорило, что он ни в чем не будет похож на своего родного отца Давида. В свою очередь Давид - вполне современный персонаж, вобравший в себя лирический, сентиментальный образ убийцы и страстного любовника, - своеобразный Робин Гуд, Казанова и Шварценеггер в одном флаконе. Очень даже притягательный медийный образ. Он играл на гуслях, убивал любым оружием и много согрешал, так что даже на смертном одре мечтал о мести — вендетте — по отношению к своим врагам. В Давиде перемешалось всё, что только могло перемешаться в этом мире. Думается, роль сумасшедшего во дворце у соседнего царя далась ему без особых проблем, играючи. "Эксцентричный, сексуально озабоченный, неуравновешенный психотип" - как сейчас бы Давиду написали в кабинете врача-психиатра. И при всем этом "любящий, нежный отец", как напишет о нем Соломон в своих "Притчах", дарующий любовь и внимание своему сыну.

И это абсолютная правда. «Если человек в детстве был любимым ребенком своей матери, он всю жизнь чувствует себя победителем и сохраняет уверенность в том, что во всем добьется успеха, и такая уверенность, как правило, его не подводит», — писал спустя более двух с половиной тысяч лет после царя Соломона другой его великий тезка, вошедший в историю человечества под именем Зигмунд Фрейд (Зигмунд - Соломон Фрейд). Единственной же его страстью стало желание учиться, - желание, которому он посвятил всю свою жизнь. "Умный любит учиться, а дурак - учить", и роль "вечного ученика", как никому, подошла этому вдумчивому, уравновешенному (шалем - "мир как равновесие") юному машиах

Соломон, третий в династии после патриарха Иосифа и Моисея, кто имел блестящий ум и сверхспособности - "сердце разумное". Причем Соломон просил у Бога "лев шемеа», то есть сердце, но не разумное, как это звучит во всех переводах, а «слышащее», позволяющее ему справедливо вершить царский суд и осуществлять так необходимые религиозно-политические реформы с подачи, естественно, Бога.

Суд над проститутками мудрого правителя
Суд над проститутками мудрого правителя

А реформы были очень даже необходимы - семейные войны за власть не способствовали развитию духовного образования в Израиле, народ начал забывать содержание патриархальных религиозных ритуалов. Суды, администрация тоже оставляли желать лучшего, даже судить народ было некому – суд над проститутками приходилось вершить самому Царю. В общем, "Родина в опасности!". «И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитянина, и Емана, и Халкола, и Дарды, сыновей Махола, и имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей и песен его было тысяча и пять; и говорил он о деревах, от кедра, что Ливане до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его» (3 Цар. 4:29-34).

Под «мудростью Востока», как известно, подразумевается прежде всего астрология, в которой были особенно сведущи народы Междуречья, а вот «мудрость Египетская» — это медицина и психотехники - "магии и чародейства," в которых, как считалось в ту эпоху, не было равных египетским жрецам. Соломон вобрал в себя массу знаний, и этим грузом нужно было как-то распорядиться. Он окружил себя талантливыми людьми и стал Покровителем наук, создав то, что еврейская традиция испокон веков называла «бейт-мидрашем» («домом учения», «домом толкования», «школой», или, если угодно, «академией»). Какую же великую цель преследовали столь великие знания, и каков ожидаемый плод?

Храм Соломона
Храм Соломона

Великой мечтою был Храм - центр всемирной организации всевышнего Бога, исторический национальный проект в современном техномасштабе. Своеобразный маяк, светоч мира, как для евреев, так и для всех народов. Здание храма должно излучать "зогар шехины" - блеск богоприсутствия, посредством сияния чистого золота за многие километры от Иерусалима. Но все народы должны быть привлечены в Иерусалим не только блеском золота, но и "новым каналом" общения с Богом путем системы жертвоприношений.

Учением о жертвоприношениях на ближнем Востоке обладал практически любой народ древности. Разница состояла лишь в наименовании самих жертв и их назначении. В Израиле сложилась система принесения в жертву определенных животных - очень сложная по своей структуре. Цель всей этой досконально описанной процедуры - вызвать у людей "комплекс вины" за многочисленные грехи, что немало способствовало государственному управлению необузданного народа. В новом комплексе, строившемся семь годин, количество и частота жертвоприношений легко могли удовлетворить любого виноватого перед богом верующего иудея, имеющего в наличии некоторые материальные средства, как-то хлеб, овцу или голубей.

Главная проблема, с которой столкнулся реформатор, оказалась идеологической. Дело в том, что бог был родовым. "ИГВГ" не "тянул" на мировой разум по причине ревности и эгоизма - все его благодати в виде награбленного золота и рабов предназначались лишь Израилю. И, как оказалось согласно Библии, все иностранцы и их боги - "от противника ИГВГ". Все специалисты, все художники, все ученые - не от мира сего, язычники и демонисты. Даже свои собственные простолюдины - евреи - и то от сатаны. В общем, "от мира сатаны" почти все. Единственный, кто праведен - священный бюрократический аппарат жрецов-левитов. И это все законодательно прописано от "А" до "Я" в священных книгах. Храм оказалось построить не так уж и проблематично, а вот пригласить в него "народ всей земли" – куда более серьезная задача.

Загадка…

В Талмуде говорится о четырёх годах скорби царя Соломона, потому что в его тело вошел злой дух Асмодей. Наверно, это были самые тяжкие его годы, годы мучительной депрессии, годы на разрешение самой главной загадки, которую ему загадал уже не человек, а сама Судьба. Царю надо было что-то совершить для доказательства универсальности еврейской национальной идеи. Что-то предпринять в своем собственном доме. Он разрешил своим прекрасным женам-иностранкам, коих можно было перечислять сотнями, практиковать в городе Иерусалиме свои собственные национальные религии. И более того, он пригласил служителей других религий для обучения всех желающих принять другую веру, помимо иудейской. В сущности, Соломон провозгласил то, что сегодня называется свободой вероисповедания — принцип до него неслыханный на всем ближнем Востоке. Причем дело тут явно было не только, да и не столько, в женах-язычницах. Объявляя, что в Иерусалиме каждый может свободно отправлять свои религиозные культы, Соломон тем самым укреплял столь важный для него имидж Иерусалима как «столицы мира», космополитического центра, где любой чужеземец мог чувствовать себя как дома.

Соломон категорично не противопоставил одну веру другой, но от своего народа протянул руку поддержки всем другим "богам" в надежде обрести общее единство в свободном выборе Создателя. Этот шаг был воистину величественен, затмевающий по ценности и важности даже построение Золотого Храма.  Но кто может это "вместить"? Кто может это понять, принять и простить? Левиты? Переписчики закона? Националисты-верующие? Читай "Моисеев закон" хоть каждый день, но не вычитаешь ничего, кроме любви к своим и ненависти к чужим. На такой "конституции", где иностранцам априори отведена роль рабов и демонов, а неуважение к их религиям возведено в национальную идею, построить "Царство справедливости для всех народов" представляется как дело, мягко скажем, походящее на мартышкин труд.

Соломон
Царь Соломон имел тысячу жен, среди которых известные женщины Востока

Кстати, о законе. Есть версия, что одна из любимых женщин Соломона, царица из Саввы, или какая другая умная женщина "из жен Востока", рассказала ему о законах Ману, где за жертвоприношения животных государством налагается штраф. Там даже мышь убить нельзя, не то что быка или иное «священное» животное. А учения куда более гуманные, нежели у евреев. И закон Моисея стал похож на лужу рядом с морем, а местные "праведники" опустились до уровня варваров. Попытка Соломона вывести национальный культ на новый идеологический уровень закончилась полным провалом, и он стал первой жертвой "еврейских праведников от закона". А Иисус Христос второй, и прошли они по одной статье - враги народа. Как угроза бюрократическому аппарату "истинно верующих".

Хотя, как сказать «провал»... Отрицательный результат - тоже результат. Свидетели Иеговы любят сравнивать Иисуса Христа с Соломоном, но даже не догадываются, чем "грозит" им это сравнение. Царь Соломон пророчески предвосхитил конец "международного библейского интернационала ОСБ" еще, можно сказать, в самом его зачатии. Лишая людей права на свободу вероисповедания, заставляя их верить в определенный образ божества, нарушаются самые глубинные права человека, в том числе право быть ДРУГИМ. Действительно, национальная одежда, вера, цвет кожи, разрез глаз - ни один из этих фрагментов нельзя исключать, исходя из воли объединения всех людей, иначе случится Третий Рейх, Коммунизм и тому подобное. Да и сама "Всемирная организация" - зачем она нужна? Люди прекрасно самоорганизуются и без "всемирной организации". Это чистая политика без примеси гуманизма. А сколько средств и усилий она потребует? Сколько жертв, причем не тельцов и козлов? Какая суета...

Удивительно, но "Экклезиаст", где говорится о суетности жизни, в чистом виде мало чем отличается от учения о Дхарме - точно также о кармических помрачениях писано в законе Ману и книге "Дао-де-Цзин" Лао Цзи. Иудейские надзиратели с огромным трудом "втиснули" Когелет в канон, и то лишь потому, что слово «закон» в нем стоит в начале текста и в конце. Царь и тут оказался умнее всех, знал как обойти препоны местных "праведников". Только речь шла не о "Законе Моисея", а о законах бытия, где нет места одной-единственной организации, приватизировавшей божественную энергию. Реальность настолько суетна, что не может ограничиваться одной-единственной "идеей бога". Жизнь и опыт Царя Соломона, великого ученого, служит хорошим примером для всех, ищущих Бога, верующих и неверующих.

Закон причинно-следственной связи, наподобие кармических законов, как нельзя лучше иллюстрирует принцип "что было, то и будет". В мире происходит бесконечное повторение одних и тех же событий на разных уровнях бытия, вырваться же из циклов событий человеческими усилиями невозможно. Человеку остается лишь "правильно действовать" - работать над постижением "закона Господнего", внимательно наблюдая, как Его законы разворачиваются в его собственной судьбе. "В этом все для человеков". Жертвоприношение и показная святость не имеют какого-либо значимого влияния на жизнь и ход событий. Однажды запущенный "божественный процесс" всё равно будет двигаться по своим траекториям. Естественно, такое "вероучение" не оставляет камня на камне от учения о "свободе выбора" в системе иерусалимского "храмового супермаркета", где счастье и благоденствия выкупались путем жертвоприношений и торговых операций с "ИГВГ". Соломон действительно опередил свое время, выдав истинное, глубинное понимание вещей.

Замысел Соломона построить Храм для поклонение всех народов рождается из обещания "ИГВГ" сделать Израиль господствующей нацией, "помазанными чистым духом избранными божьими", сделать из "потомков Авраама", как сказали бы теперь, "мировое правительство". На торжественном открытии Соломон провозглашает, что Храм является всемирным центром молитвы; он построен не только для евреев, но и для всего человечества: «Даже и иноплеменник, который не от народа Твоего Израиля, когда он придет из земли далекой ради имени Твоего великого и руки Твоей могущественной и мышцы Твоей простертой, и придет и будет молиться у храма сего, Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли узнали имя Твое, и чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, и знали, что Твоим именем называется дом сей, который построил я» (2 Пар. 6:32-33).

Строительство Храма и революционные государственные реформы были в понимании молодого царя лишь подготовкой к грандиозному всемирному господству Израиля над всем миром. Но самое фантастическое в этих планах являлось то, что экспансия Израиля уже не будет иметь военный характер. Народы по своей воле должны признать бога "ИГВГ" и власть израильского царства, но не благодаря оружию, а по причине иудейского духовного прогресса и экономического превосходства.

Цари ценили силу и мудрость молодого царя, Соломон создал множество династических браков. «И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой: Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок», то есть представительниц тех народов, к которым "входить" сынам Израилевым было строго запрещено законом. Однако столь активная сексуальная деятельность решала ту самую головную задачу. Обратим внимание, что нигде в Библии мы не встречаем упоминания о том, что у Соломона была жена или наложница еврейка. Невольно возникает подозрение, что он вообще не испытывал влечения к своим соплеменницам и его сердце «прилеплялось» исключительно к иностранкам. Политический характер большинства этих браков не вызывает сомнений: не случайно в тексте подчеркивается, что речь идет о «царе», женами которого, по сути, становятся «княгини», то есть дочери или сестры правителей вышеперечисленных народов. Вполне очевидно, что политический мир, которым прославился еврейский царь во время своего правления, явился следствием именно этой активной полигамной политики. Чудо было вполне закономерно - он не махал мечем и не рвался очищать землю и осуществлять геноцид прочих народов, как заповедовал Моисей. Соломон проповедовал мир -  и одной этой проповедью стал врагом "бога", то есть всего бюрократического священства.

«И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены сердце его». "Полюбил и развратился" - какие удивительные "люмпенские", простонародные, примитивные объяснения, напоминающие наше коммунистическое прошлое с партактивом в качестве первосвященства. О человеке, который предупреждал, что "хуже смерти женщина, руки ее силки", примерные служители закона пишут будущим праведникам от закона, что «Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа, и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам» (3Цар. 11:4-8).

Тут мерзость, тут гадость, а тут дерьмо собачье! И с этими эпитетами по отношению к своим соседям вы хотите заслужить их уважение? Попробуйте обратиться к ним в такой форме в любом общежитие, но лучше этого не делать, результат известен заранее...  Такой религии, как религия евреев, с культом национально-социалистического вероучения, не грозит мировое господство. Слава богу, в то время евреи не владели технологией обогащения урана.

В сущности, как уже понял читатель, Соломон провозгласил то, что сегодня называется межконфессионализмом — принцип до него неслыханный. Отрицая религию других, вы не просто оскорбляете людей - "чужеземцев", - но лишаете себя их любви и уважения, а следовательно, обкрадываете себя, свой рассудок, который навсегда будет "зашорен" одной-единственной идеей, ради которой вы будете убивать, отвергать и отрицать все непонятное и незнакомое.

Так еврейские праведники обвинили Соломона не более - не менее как в "отступничестве" и отрицании бога! Но глубоко верующему человеку трудно и даже невозможно поверить, что Соломон, человек наимудрейший, и в самом деле на каком-то этапе своей жизни впал в язычество и засомневался в истинности веры в Единого Бога. По версии современного еврейского исследователя Библии, раввина Шломо Авинера, Соломон не случайно в своей первой молитве в Храме призвал Господа прислушиваться к молитвам приходящих сюда чужеземцев. По всей видимости, он был глубоко убежден, что великолепие Храма и универсальный гуманистический характер веры во Всевышнего приведет к ней другие народы Земли. На что он рассчитывал, когда разрешал строить в Иерусалиме разнообразные культовые сооружения? На понимание левитов? Переписчиков закона? Он не мог не осознавать, что его никто не простит и непременно обваляют в грязи, но продолжал настойчиво следовал своему пути мира. Ведь он "шломо" - "мир". 

Здесь следует вспомнить вот о чем. Еврейские погромы, холокост и антисемитизм взялись не на пустом месте. Религия Моисея сама явилась религией холокоста и культурного погрома. Планы уничтожения целых народов  по  религиозно-культурному признаку была официально прописана в мелочах и подробностях еще в Моисеевом законе. В инструкции по овладению землей Моавитской давались те же самые руководства, какие имели зондер-команды СС на территории Белоруссии: «Всё предать огню». Новые последователи Моисея, - Свидетели Иеговы, - утверждают, что эти инструкции не надо понимать буквально, это духовное руководство и таковым оно было всегда. Но древние евреи не страдали мультикультуролизмом. «Боги народов - мерзость перед ИГВГ».

Слово "мерзость" ("кумир") означает овечий помет. Еврейский бог любит все народы, но Израиль больше, потому что остальные - овечье дерьмо. За богоизбранность требуется заплатить чужую кровь. "Выкупом за праведника будет нечестивый". Попытка Соломона как-то разрешить политическую ситуацию хронического векового конфликта путем заключения династических браков с княжеской кровью соседних народов и положить основание к их объединению вокруг Иерусалима с треском провалилась по причине, опять же, "библейского руководства". Замысел сделать Иерусалим центром всех религий, где каждому чужеземцу представится возможность взыскать своего бога и сравнить с богом Соломона, - конечно же, в пользу последнего, не зря же Храм обладал столь внушительными размерами и убранством, -  наткнулся на непреодолимые препятствия в виде Моисеева закона (Исход 22:20; 23:23,24; Числа 14:9; 21:35; 31:17,18; Навин 6:20,23; Второзаконие 2:34; 3:36; 13:6-10; 14:21; 20:16,17, ссылки приведены ниже).

«Когда пойдёт пред тобою Ангел Мой и поведёт тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Гергесеям, Евеям, Иевусеям, и истреблю их (от лица вашего), то не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их, но сокруши их»

«Приносящий жертву богам, кроме одного господа, да будет истреблён»

«Не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение»

«И поразили они его и сынов его и весь народ его, так что ни одного не осталось живого, и овладели землёю его»

«Убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя»

«И предали заклятию всё, что в городе, и мужей и жён, и молодых и старых, и волов и овец, и ослов, всё истребили мечом… А город и всё, что в нём, сожгли огнём»

«И предали заклятию все города, мужчин и женщин и детей, не оставили никого в живых»

«В городах сих народов, которых Господь Бог твой даёт тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, и Гергесеев, как повелел тебе Господь Бог твой»

«И предал Господь, Бог наш, в руки наши и Ога, царя Васанского, и весь народ его; и мы поразили его, так что никого не осталось у него в живых… и предали мы их заклятию, как поступили с Сигоном, царём Есевонским, предав заклятию всякий город с мужчинами, женщинами и детьми»

«Если твои родные призывают тебя поклоняться иным богам… то убей их… побей их камнями до смерти»

Можно до бесконечности вести список "мудрых библейских советов", однако преследуя столь "мудрое руководство от бога в чистоте сердца", совсем необязательно сильно напрягать интеллект. Например, не нужно знакомиться с иными религиозными верованиями и обычаями на предмет объяснения языческим народам, что финикийский обычай жертвоприношения детей "молдох" совсем необязателен для достижения силы и процветания, и замена жертвы возможна, например, на животных! Но зачем, если можно попросту сжечь "по закону" этих самых детей или убить их родителей, а нетронутых девочек забрать себе. И ты угодил Богу! Просто, как пареная репа! Но Соломон решил иначе - на то он и Соломон. И тем самым, естественно, стал "отступником" и "врагом бога". Конечно, "лишить общения" собственного Царя левитам оказалось не по зубам. И не только им, но и последующим поколениям раввинов. Никто до конца так и не осознал тайну его национального успеха, которую он так удачно раскрыл, нарушив все "божественное руководство". Но в том и состоит парадокс, что, даруя истинный мир, Соломон оказался в гармонии с подлинной божественной энергией.

А теперь вернемся к книге царя Соломона "Экклезиаст", в которой проигнорированы все основополагающие принципы, на которых базировалась иудейская религиозная система. Можно абсолютно точно сказать, что 99℅ древних евреев, а впоследствии и Свидетелей Иеговы, не понимали и не понимают, о чем собственно идет речь в этой книге.

Еще в древности по вопросу о том, включать «Коэлет» (Экклезиаст по греч.) в Танах или не включать, разгорелись нешуточные дискуссии между двумя ведущими талмудическими школами — Гилеля и Шамая. Мудрецы, принадлежащие школе Шамая, потребовали, не больше и не меньше, как «похоронить» Книгу Екклесиаста, так как она выражает сомнение в справедливости Всевышнего. Школа Гилеля в целом отвергла это мнение, но любопытно, что рабби Акива, этот столп талмудической учености, тот самый, кто заявил, что вся «Песнь песней» — это «Святая святых», неожиданно занял в этом споре позицию школы Шамая и потребовал предать «Екклесиаста» забвению.

Решающая точка в этом споре была поставлена много позже, когда раввин Элазар бен Азария стал председателем синедриона в Явне вместо раввина Гамлиэля II. Именно он, обладая непререкаемым религиозным авторитетом, настоял на том, чтобы «Коэлет» был включен в корпус книг Танаха. Решающим аргументом при этом послужило то, что «книга „Коэлет“ начинается со слов Торы и завершается словами Торы», то есть никак не может считаться еретической. В середине написано, конечно, что-то неудобоваримое, но это же Соломон, а следовательно написанному - верить. В который раз удивляешься прозорливости мудрого Царя, смотревшего на века вперед.

Первая глава книги отражает безысходность, ощущение бесцельности существования, а также смятение и разочарование от тщетности усилий создать что-то поистине новое и оставить о себе память в этом мире. Все эти чувства близки автору:

«Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета. Что пользы человеку от всех трудов его, которыми он трудится под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки… Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: ‘смотри, вот, это новое’, но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после» (Еккл. 1:2-11).

Кажется, подлинную радость человеку могло бы принести познание тайн этого мира; мощь интеллекта, отделяющая его от животных. Но нет — и это не приносит ни счастья, ни радости, ни удовлетворения: «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл. 1:17,18).

Во второй главе «Проповедующий» перечисляет те материальные забавы и блага, в которых он пытался найти смысл жизни или, по меньшей мере, отвлечь себя от поисков этого смысла — он «пытался увлечь свою плоть вином», умножал свои земельные угодья, стада, сокровища и прочие богатства, он «завел себе певцов и певиц», искал мудрости - но все оказалось нереализуемым. А "личное взаимоотношение с богом"? Какое оно было у Экклезиаста? Может, что-то интимное? Задушевное?

Эмоциональное отношение человека к богу выражено у Екклесиаста словами „бойся бога“. Значит ли это, что человек должен бояться наказания от бога за свои прегрешения? Что бог высоко ценит в человеке праведность и благочестие? Вряд ли. В одном месте (7:16) автор довольно иронически рекомендует своему читателю не быть слишком праведным (именно так!). В СП это место передано неверно: „слишком строгим“. Мало уважения проявляет Екклесиаст и к принятым в его время формам благочестия: молитвам, обетам, жертвоприношениям (4:17, 5:1), потому что, объясняет он, „бог на небе, а ты на земле“, и "близкие взаимоотношения с Иеговой" и словесные длинные молитвы - все это полная ерунда. Это означает только то, что дистанция между богом и человеком слишком велика, бог слишком трансцендентен, чтобы следить за поведением каждого человека и соответственно его награждать или наказывать, и вообще наводить порядок и правосудие в мире людей он не собирается, а потому и царит между ними зло. Какое невероятное вероучение по сравнению с религией прижизненного воздаяния от бога каждому „по путям его“, согласно т.н. "свободе выбора" каждого и учением "о выкупе" жертвоприношениями.

Это достаточно хорошо показал в своей статье о «Екклесиасте» французско-еврейский философ Андре Неер, где он подчеркивает нееврейскую этимологию текста "непонятной книги". «Тема судьбы монотонным рефреном звучит в неутомимом повторении слова hevel, — пишет Неер. — Встречаясь на каждом шагу, оно как бы скандирует весь ход рассуждений Кохелета. В каком бы направлении мысль ни развивалась, она в конце концов наталкивается на hevel, и это не просто препятствие, а прямо-таки западня: стоит мысли соприкоснуться с hevel, как она тут же исчезает вместе с ним. Ибо этимологически слово hevel значит „пар, дыхание, дуновение, выдох“, то есть то, что сразу же исчезает, что по природе своей обречено на исчезновение (то есть это тот самый „сон, утренний туман“ Пушкина или „с белых яблонь дым“ Есенина, и лучше этого не скажешь. — П. Л.). Слово hevel принято переводить с иврита на другие языки как „тщетность, суета“. Такой перевод более чем неточен: он привносит оценочную категорию, которой нет в оригинале; привносит возможность выбора, что, в свою очередь, выражает как бы наше превосходство над hevel, наше доминирующее положение относительно него, ведь я волен отстранить от себя суетность, избавиться от нее на своем жизненном пути, а то и вовсе не приступать к тщетному действию. Всех этих нюансов нет в слове hevel. Hevel — понятие роковое… Так же, как я дышу не в силу волевого акта, а в силу физиологической потребности, так и hevel приходит ко мне независимо от моей воли. Так же, как дуновение проносится передо мною и, сливаясь с неосязаемой атмосферой, перестает самостоятельно существовать, так и за hevel я могу следить лишь взглядом и видеть, как он исчезает. Стало быть, и судьба, о которой складывается представление по ассоциации с hevel, суть провал, поражение. Это путь, о котором только то и известно, что он идет по нисходящей линии и неминуемо где-то должен оборваться. От такой судьбы у нас остается лишь одно реальное ощущение: она приближает нас к небытию. Пронизанная этим hevel Книга Кохелет есть монотония поражения».

Взгляд Соломона опережал время
Взгляд Соломона опережал время

Что же за таинственное учение открылось мудрецу-царю? На что похоже его учение о повторении одних и тех же событий и их причинно-следственная связь во времени? У множества людей нет никакой свободы выбора, они живут в жесткой причинно-следственной связи "что было - то и будет", и никакие религиозные богослужения не помогут им осознать эту зависимость - люди увлечены иллюзиями и галлюцинациями собственного ума. «Тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нём. Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа! Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать» (Еккл. 1:13-15).

Замкнутый круг.

Совершенно очевидно, Соломон хотел поведать своим землякам, что существует нечто большее, нежели их суеверия, которым они поклоняются и молятся денно и нощно. Суеверия по пояс в крови. Надо ли им об этом знать? Может быть…

ОСБ очень любит сравнивать себя с древним Израилем времен царя Соломона. Особо приятно осознавать, что тебе служат "все народы". Ну, то есть, примерно 0,01% от всех народов, на которых вылился информационный поток Свидетелей Иеговы. Потрачены огромные средства и время. Произнесены миллионы проповедей, розданы миллиарды журналов. Тысячи людей карабкались по бюрократическим лестницам "назначений", тысячи объявлялись "козлами" и "отступниками". Объявлялись и "намекались" десятки армагеддонов, иногда с указанием точных дат. Было абсолютно все, но чего-то не хватало в этой свистопляске. Детально разработанный "табель о рангах" и вертикаль власти - были. Экономическая база была, агитация и пропаганда тоже на высоте. Не было одного - уважения к "другим народам" и их самобытным корням, к их вере. "Что было - то и будет" - одно лишь презрение и страх по отношению к людям, управляемым "самим сатаной". "Человечество в поисках бога" не пошло за богом Свидетелей Иеговы по причине его духовной слепоты и моральной неразвитости. Это все равно, что где-нибудь в Якутии шаману причудилось, что его "дух местности" превратился в "Мировой Дух Тундры." Ясно, что приступы "мании величия" у всех случаются, и у "духов местности" в том числе. Вождю племени остается лишь как-то попытаться объяснить, что вокруг их стойбища тоже люди живут, и у них есть свои духи-покровители, им не нужен "бог тундры", - у них все хорошо! Лучше сами узнайте об их духах, может, чему-то и научитесь.

Соломон оказался первым, кто понял, что сидеть и верить в "духов местности" - путь в никуда, и только духовное непредубежденное общение может привести людей к великому объединению. Но Свидетелям Иеговы это не грозит!

На протяжении всей человеческой истории "библейские руководства" служили созданию многочисленных сообществ, вдохновлённых очередным "центром власти" в лице своих руководителей с непременной претензией на мировое господство. Только вот это "господство" почему-то никак не выходит мудрым и разумным. Это как в анекдоте: рабочий Иванов 30 лет ворует с завода швейных машин запчасти в надежде собрать швейную машинку, а у него все равно получается автомат Калашникова.

Шариковский соблазн "просто всех поделить" на божественных верующих и сатанических адептов неумолимо преследует всю мировую историю иудео-христианской религии. Это самая настоящая "духовная шизофрения" - одновременно пытаться и любить всех людей, и исключать их из своей жизни. Психопатогенные верования инфицируют миллионы наивных обывателей, предлагая простой и ясный путь к "счастью всех кротких" за счет уничтожения "злых". Это "поделить" кажется универсальным средством спасения "всего человечества" без каких-либо альтернатив. Даже исторический эпизод с мирным царствованием царя Соломона в их глазах предстает непостижимой тайной, равно как и все его писания, а главное прорывное достижение - объединение всех религий, - рассматривается как досадное заблуждение и "грех", пример "духовного развращения".

В современных американизированных сектах по типу ОСБ вряд ли можно найти хоть грамм здравого смысла, хоть что-то, имеющее отношение к христианской идее всепрощения и любви. Предубеждение и ненависть, возведенные в ранг добродетели, вполне соответствуют идеям древнего Израиля и прекрасно вписались в ландшафт современных религий. Что сказал бы на это Соломон, догадаться не трудно.

Кстати

В 1990 году вышла книга «Человечество в поисках Бога», целью которой являлось отвлечь наиболее ищущих адептов от копаний «истин» в других религиях. Да и просто чтение сторонней литературы, которую могли получить в обмен на свою, несло угрозу того, что человек мог засомневаться в собственной религии. На вопрос из журнала «Сторожевая Башня» за 1 ноября 2011 года (стр. 30): «Почему Свидетели Иеговы отказываются брать религиозную литературу в обмен на свои пособия?», следовал такой ответ:

«Свидетели приходят к людям не потому, что ищут истину или каких-то знаний. Они уже посвятили немало времени изучению истин Божьего Слова и, приняв «благую весть», послушно стараются донести ее другим… Свидетели Иеговы не находятся в неведении о том, во что верят люди. Они достаточно хорошо знают основные вероучения, распространенные в их местности. В книге «Человечество в поисках Бога», а также во многих журналах «Сторожевая башня» и «Пробудитесь!» обсуждаются эти вероучения. Информация о разных религиях представляется в сравнении с истинными библейскими учениями… Сатана столь успешно «принимает вид ангела света», что смог обмануть Еву — совершенного человека. Поэтому брать и читать литературу о ложных религиях, цель которой ввести людей в заблуждение, — безрассудство и, вдобавок, пустая трата времени. Свидетели не хотят идти путем отступников-евреев».

Вам ничего не напоминают эти пояснения?

Иными словами, неся людям свои догмы и желая внедрить их, члены ОСБ научены игнорировать все без исключения внешние доводы. Если это не верх предубеждения, безграмотности и однобокости, то что тогда?

Однако книга, которую издали для отвлечения Свидетелей Иеговы от поисков, оказалась настолько провальной, что о ней уже практически никто не вспоминает. На самом деле, она породила массу вопросов. В ней к религиям авторы отнеслись как к товару – мерзкому и бракованному, покупать который – глупость. Подходя к религиям с таких позиций, авторы ничем не отличились от древних евреев, которые считали мерзостью все, что их окружало, и действовали соответствующим образом с мечом в руках. Текст книги оказался настолько примитивным, что люди, хорошо владеющие религиозным знанием, завалили Бруклин критическими материалами. В итоге книгу не только отказались изучать на книгоизучениях, но и уже более десятка лет на нее не дается никаких ссылок. На русский язык ее перевели последней, лишь в 2006 году, поскольку она не представляла ценности с точки зрения срочности перевода.

Самим авторам стало стыдно за столь убогий труд. Но признаться в этом они не пожелали.

Реакция читателей

Дорогие создатели сайта, ребята, хочу поблагодарить вас за ваш титанический труд, за терпение и постоянство в том, чтобы поддерживать вырвавшихся из пут ОСБ. Ваши статьи, исследования и советы очень помогают освобождению ума от их навязчивых идей. Особо хочу поблагодарить Алексея Егорова и Николая Гусева за статью о Соломоне! Для меня она стала настоящим откровением. Спасибо вам, друзья! Успехов вам и счастья!

Екатерина Ш.

Статья про Соломона ответила на многие мои вопросы. Я всегда поражался контрасту, который выражается в различии подхода к людям Христа и последователей Моисея. Меня всегда угнетали тексты о том, что нужно кромсать, убивать и испепелять женщин и детей, поклонявшихся другим богам. Но каким богам могли поклоняться дети? Реальное варварство во вселенском масштабе. В ОСБ нет ответов на эти вопросы, они их игнорируют. А сама идея геноцида стала тем флагом, за которым маршируют Свидетели Иеговы. Христос не учил этому, но идеи Христа, кажется, мало кому интересны…

Виктор Л. 

Эта статья помогла посмотреть на знакомые тексты Писания совсем с иных позиций, за что я вам очень благодарна. Побольше бы таких статей, умных и беспристрастных.

Светлана Е.