Книга, которую мы предлагаем Вашему вниманию, написана в середине 2000-х, однако не только не потеряла своей актуальности, но, напротив, будет чрезвычайно полезна тем, кто желает разобраться в психологических тонкостях нахождения в среде Свидетелей Иеговы.

Восемь глав книги читаются на одном дыхании.

Желаем Вам приятного чтения!

Автор книги «Пятнадцать лет в другом измерении» Татьяна Блохинцева родилась в Санкт-Петербурге в 1978 году.

Получила психолого-педагогическое образование (РГПУ им. Герцена).

В 2007 году окончила методический курс для психологов-тренеров Ирины Шевцовой. С 2007 г. - практический психолог.

Татьяна растит маленькую дочь. 

В течение 15 лет она являлась членом религиозной организации Свидетели Иеговы. В 2004 году покинула ряды ОСБ.

Адрес Татьяны tatiana-mailspb@rambler.ru

Вступление

Я покинула организацию Свидетелей Иеговы в 2004 году: сначала неофициально, просто перестав посещать религиозные встречи и ограничив общение с соверующими, потом - официально, написав соответствующее письмо старейшинам. Причиной моего ухода стало не разочарование, как часто бывает в таких случаях, а, скорее, изменение взглядов на жизнь.

Я была Свидетелем Иеговы на протяжении почти пятнадцати лет. Часть детства и юность прошли в этой организации. В течение многих лет я имела возможность общаться с разными людьми, приходившими в собрание. Некоторые из них становились для меня авторитетными. Это были взрослые люди, которых я уважала и на пример которых опиралась в периоды кризисов и сомнений. Да и как могло быть иначе - мировоззрение ребенка формируется под влиянием его ближайшего окружения, а ближайшим окружением для меня в те годы были Свидетели Иеговы.

Однако, пришло время, когда я стала замечать, что на все вопросы у меня появляется собственное мнение и оно, зачастую, не совпадает с тем, что говорят в собрании. Я чувствовала, что мне становится тесно внутри свидетельского мировоззрения, как будто я вырастаю из старой одежды. А новой еще нет! И появилась она нескоро.

Изменение системы ценностей - длительный процесс, а для меня он оказался еще и мучительным! Особенно трудным был период, когда я полностью порвала со Свидетелями Иеговы и оказалась в психологическом и мировоззренческом вакууме. Иногда я просыпалась с ощущением абсолютной неопределенности и пустоты в душе – кто я? Где я ? С кем я? Как я буду жить дальше? Что правда, а что нет? Во что верить и на какие ценности опираться?

Но периоды сомнений и тревог сменялись ощущением огромной радости от приобретенной свободы. Я наслаждалась своей свободой, упивалась ей, как птица, вырвавшаяся из тесной клетки.

Впервые я почувствовала себя Творцом собственной жизни! Теперь я и только я решаю во что мне верить, а во что нет, чем заниматься и чему посвящать свою жизнь! Это было похоже на капитальный ремонт дома, где я – и строитель, и архитектор, и дизайнер проекта. Все сделаю так, как захочу! Захочу – наклею обои, захочу – облицую плиткой, а захочу – покрашу стены в розовый цвет! Именно эта радость и удовольствие от осознания себя хозяином собственной жизни поддерживали меня в самые сложные времена.

Еще одним источником поддержки стало обучение в университете, как ни странно. Я удачно выбрала направление – психология. Оказалось,- это то, что мне нужно, о чем давно мечтала. Интуитивно я всегда хорошо чувствовала и понимала людей, их поступки, мотивы, состояния… не хватало глубины и системности знаний, знания законов психологии. Все это я с жадностью поглощала сначала на лекциях в университете, а потом на различных курсах, семинарах и тренингах. Картинка начинала постепенно складываться, как пазл – кусочек за кусочком – формировалась новая система ценностей. Я брала из жизни все, что казалось правильным, важным, понятным, интересным и, просто, отзывалось во мне. Поняла, что компас для ориентира в этом мире находится у каждого в душе, научилась чувствовать его, доверять ему, прислушиваясь к себе и своим желаниям…

Кризис миновал, депрессия закончилась, я начала вливаться в новую жизнь!

Итак, резюмируя, - причиной моего ухода из организации Свидетелей Иеговы были изменившиеся жизненные ценности. Факторы, спровоцировавшие эти изменения – взросление, замужество и высшее образование. Взросление и образование повлияли на качественное изменение взглядов, а муж помог привести эти изменения в действие. Будучи человеком активным и деятельным, он не мучился долго сомнениями и размышлениями, а предпринял все необходимые шаги, для того, чтобы донести нашу позицию до старейшин собрания. Мы написали письмо, которое начиналось словами:

«Религиозной организации Свидетели Иеговы в собрание ... от ...

Я, Блохинцева Татьяна, больше не разделяю религиозное мировоззрение Свидетелей Иеговы и не хочу, чтобы меня отождествляли с этой религией…

PS: Я полностью согласен с вышеизложенным. Блохинцев Георгий».

Результатом таких действий стал бойкот, объявленный всеми членами собрания, включая наших друзей. Свидетелям Иеговы категорически запрещено общаться с «отступниками» - экссвидетелями.

Теперь даже свидетели с нашей собственной свадьбы не могли поздороваться, случайно встретившись с нами на улице. И все члены организации убеждены, что этим они служат Богу!

Что касается данной книги, - я начала писать ее, в первую очередь, для себя – нужно было вынести наружу, все, что разрывало изнутри, чтобы не сойти с ума или не впасть в депрессию. Это был мой метод психотерапии!

Позднее я решила, что могу поделиться своим опытом с окружающими. Мне есть что сказать на эту тему - значит нужно это сделать!

Все, что происходит с нами в жизни – не случайно и не просто так, все имеет смысл и значение, даже если мы его пока не понимаем.

Если судьба распорядилась так, что я получила уникальный опыт нахождения в религиозной организации Свидетелей Иеговы, значит нужно его использовать!

Сегодня я – опытный практикующий психолог и готова оказывать психологическую поддержку тем, кто соприкоснулся со Свидетелями Иеговы лично или через родственников и друзей и нуждается в профессиональной помощи.

С уважением, Татьяна Блохинцева.

Глава 1. Немного из истории СИ или как все начиналось

Свое название, как утверждают Свидетели Иеговы, они позаимствовали из библейской книги Исаия 43:10, где представляется судебный процесс между самим богом Иеговой и людьми. От каждой из сторон требуется предъявить своих свидетелей. Организация Сторожевой Башни приняла на себя роль выступать в защиту Бога перед всем человечеством, поэтому в 1931 году переименовала себя в организацию Свидетелей Иеговы (до этого года Свидетели называли себя Обществом Исследователей Библии).

Человек, ставший в 1870-х годах основателем религии Свидетелей Иеговы, был молодой состоятельный американец - Чарльз Тейз Рассел из г. Питтсбурга, штат Пенсильвания. Ранее Ч. Рассел принадлежал к адвентистам, откуда и перенял многие из своих религиозных взглядов.

Так, например, одно из важнейших учений Свидетелей Иеговы, учение о 1914 годе впервые было предложено англичанином Джоном Акилой Брауном. В 1823 году, за 50 лет до появления Рассела, он опубликовал свою интерпретацию, в которой «семь времен» составляют 2520 лет, а подсчеты ведутся точно так же, как это делается сегодня в литературе Свидетелей Иеговы.

На основе этой работы другой адвентист, Н. Х. Барбер из г. Ночестер, штат Нью-Йорк, вычислил 1914 год. Эти взгляды он опубликовал в своем журнале «Возглас в ночи». В июле 1878 года Ч. Т. Рассел стал помощником редактора этого журнала и некоторое время сотрудничал с ним.

Такую информацию Свидетели Иеговы игнорировали вплоть до 1993 года, после того как она была опубликована критиками Сторожевой Башни. В 1993 году в книге «Свидетели Иеговы – возвещатели Царства Бога» Общество признало, что срок в 2520 лет впервые был предложен Д.А.Брауном.

Такое игнорирование вполне понятно, ведь Свидетели Иеговы отстаивают уникальность своего положения перед Богом как единственной на земле истинной религии, ведущей человека непосредственно к Богу. Все остальные религии и течения рассматриваются как «ложные» и считаются орудием Сатаны. В данном же случае получается, что Бог открыл истину вовсе не основателю Общества Сторожевой Башни, а приверженцу «ложной религии», англичанину-адвентисту. Может возникнуть вопрос является ли тогда Общество Сторожевой Башни таким уж уникальным каналом связи с Богом?

Сам Рассел, например, так не считал. В «Сторожевой Башне» от 15 июля 1906 года он замечает: « …они (Д. А. Барбер и Дж. Х. Пейтон из Мичигана, его сотрудник) пришли через пророческие сроки к верному пониманию того, как и зачем придет Господь. Я, напротив, сначала пришел к верному пониманию…, а потом к исследованию сроков этих событий, указанных в Слове Бога. Таким образом, Бог ведет своих детей от разных моментов истины; но, если сердце верит и стремиться к нему, в результате эти моменты сольются воедино».

Позже Рассел начинает издавать собственный журнал «Сионская Сторожевая Башня и вестник присутствия Христа». В этом ему помогло состояние в 300 тысяч долларов, унаследованное от отца.

Появляются единомышленники и первые последователи...

С годами численность Общества растет, учения корректируются и дополняются…

Так, на сегодняшний день Организация Свидетелей Иеговы насчитывает около 6 миллионов официальных членов и порядка 2 миллионов «сочувствующих», т.е. «группы поддержки».

Что же помогает Свидетелям Иеговы находить новых приверженцев, несмотря на явную нелюбовь общества? Об этом несколько следующих глав!

Глава 2. Почему люди становятся Свидетелями Иеговы

Каждый человек испытывает потребность в духовном - в чем-то более возвышенном, нежели забота о физических потребностях тела и даже более высоком, чем эмоциональные потребности психики. То, как мы удовлетворяем эту потребность души, в какой форме, зависит от уровня развития человека – от уровня его интеллекта, его эмоциональных и психологических особенностей, от степени зрелости и т.д. Многие интеллектуалы предпочитают религии философию или, как вариант, смесь философии и религий востока – буддизма, индуизма, зороастризма. Еще одной альтернативой может быть косморелигия – когда человек, не являясь членом ни одного вероисповедания, уважает в людях религиозность и верит в Разумное Начало Вселенной.

Индивидуалисты предпочитают создавать собственную религию, не примыкая к уже существующим. Коллективисты и те, кто попроще, чаще выбирают традиционные формы религии. Кто же попадает в НЕтрадиционные религиозные группы?

Прежде всего, это люди с определенными свойствами личности, делающими их уязвимыми к различного рода манипуляциям. К таким свойствам личности относятся конформизм (следование мнению большинства) в противоположность личностной автономии, ориентация на авторитеты вместо самостоятельности, некритичность мышления, в целом - невысокий уровень интеллекта. Зависимость, вместо свободы, неустойчивая самооценка, невысокий уровень самоуважения, часто – высокая тревожность и потребность в одобрении окружающих.

Эти качества в той или иной степени свойственны большинству людей. Проблемы начинаются тогда, когда черты эти становятся ведущими и человек перестает управлять ими, что, в свою очередь, делает его легко подверженным чужому влиянию, внушаемым, ведомым.

Тем не менее, даже среди таких людей далеко не все становятся приверженцами сект. Нужен толчок, пусковой механизм – обстоятельство или ситуация, которые приведут в секту. Это может быть как негативное, так и позитивное обстоятельство. К негативным отнесем сложные жизненные ситуации, делающие человека эмоционально уязвимым – смерть или тяжелая болезнь родственника, близкого человека, серьезные проблемы на работе, семейный кризис, развод или просто мелкие трудности, навалившиеся одновременно. Все эти события, а точнее наша реакция на них, способны вызвать состояние подавленности и депрессии.

Депрессивный синдром (депрессия) – от лат. depressio – подавление и греч. syndrome - сочетание) – психопатологический синдром, который характеризуется состояниями заторможенности психической деятельности, чувством безысходности и аффективной сниженностью. По своей интенсивности может изменяться от ощущения печали до состояния крайней угнетенности, апатии, отчаяния.

В таком состоянии человек не способен трезво и критично оценивать получаемую информацию, ослаблены защитные механизмы психики. Человек остро нуждается в сочувствии, эмпатии.

Конструктивным выходом в данном случае будет - обращение к специалисту (психологу/психотерапевту), чтение специальной литературы и обращение к близким людям и друзьям за помощью, с целью получить необходимое тепло, поддержку и внимание.

А вот, если в такой момент рядом окажется один из Свидетелей Иеговы, наученный проявлять внимание и доброжелательность к «проповедуемым», у нашего пострадавшего есть все шансы вместе с "наживкой" проглотить и "крючок". Мягкость и любезность усыпляет бдительность ума, общением удовлетворяется острая потребность в сочувствии и поддержке, а вместе с тем человек постепенно принимает неадекватные религиозные взгляды. Раз за разом, встреча за встречей он привыкает к новым идеям, перестает удивляться и пытаться что-то анализировать.

К позитивным обстоятельствам отнесем то, что я называю «человеческим фактором» - влияние личности самого Свидетеля. Элементарная личная симпатия способна творить чудеса! У каждого человека - своя система ценностей, в том числе и в отношении черт характера, манеры общение и пр. Кто-то ценит компетентность и интеллект, кто-то доброту и отзывчивость, кто-то открытость и непосредственность, а кому-то больше нравятся люди с выраженным чувством собственного достоинства. Так вот, если получится так, что Свидетель Иеговы сможет впечатлить собеседника своими личными качествами, вызвать симпатию и уважение, то все, что он будет говорить, приобретет значимость и ценность в глазах проповедуемого.

Ведь «хороший человек не может верить во что-то плохое или неправильное» - так думают многие. Но, давайте не забывать о двух вещах: первое – даже «хороший» человек способен ошибаться и думать неправильно и, второе – в каждом из нас есть и «хорошее» и «плохое». Мы не знаем этого Свидетеля близко – как он ведет себя в семье, на работе, что он думает, чувствует и насколько чисты его мотивы. Кроме того, понятия «хороший» и «плохой» не случайно взяты в кавычки - наши оценки других людей всегда будут субъективны и относительны, поэтому правильнее было бы говорить о личной симпатии/антипатии, а не оценивать личность целиком - у нас нет на это ни права, ни возможности.

Следующий фактор, который делает человека уязвимым к влиянию Свидетелей Иеговы – отсутствие собственных религиозных убеждений. Намного проще убедить человека в чем-либо, чем переубедить. Если в семье существует прочная религиозная традиция, передаваемая из поколения в поколение или же семья имеет свои философские взгляды – это само по себе является иммунитетом против вливания в новую религию.

Если в вашей семье еще нет такой традиции – начните формировать ее - разговаривайте с членами семьи на философские темы (смысл жизни, значение тех или иных событий в вашей жизни, устройство мира, смысл смерти и пр.) Это объединит вас, сблизит, поможет узнать друг о друге что-то новое и защитит от внешней экспансии религиозных сект. Особенно важны такие разговоры для детей и подростков. Именно родители должны стать для них проповедниками жизненных ценностей, а не чужие люди со своими интересами и целями.

Еще один фактор особенно очевиден был в начале 90-х годов, когда о Свидетелях Иеговы еще никто ничего не знал. Это был «интерес ко всему непознанному, загадочному», а также желание выделиться из толпы.

Организация Свидетелей Иеговы была официально зарегистрирована в России в 1992 году. До этого о Свидетелях мало кто знал, так как они существовали подпольно. С перестройкой в России, вообще, произошло много перемен, в том числе, и в области свободы вероисповедания. Появилось множество религиозных течений, альтернативных православию. Одними из первых приверженцев новых течений стали люди, которых всегда в жизни привлекало все новое и неизвестное. Такие люди живо интересовались явлениями типа НЛО, экстрасенсорикой и пр. Кроме того, для некоторых это была возможность выделиться, привлечь к себе внимание окружающих.

Сегодня интерес окружающих сменился страхом или раздражением, поэтому люди, с подобными мотивами среди Свидетелей встречаются редко.

Ну и в заключение, еще две категории людей. Первая – это те, кто не смог адаптироваться в обществе по каким-либо причинам, а вторая – пришедшие в организацию за компанию. Первые - люди, имеющие психологические трудности в обычных коллективах, непонятые или не принятые ими. Если они будут жить по правилам организации Свидетелей Иеговы, то вполне смогут найти там свое место и достаточно комфортно существовать, так как условия внутри этой организации мягче, чем в окружающем обществе. Она похожа на огромную теплицу или инкубатор, в которых выращивают овощи или цыплят – все улыбаются, радуются, любят друг друга – до тех пор, конечно, пока человек со всеми заодно. Но, взрощенным в таком инкубаторе, очень сложно адаптироваться к нормальной жизни с ее трудностями, порой жестокостью и цинизмом – нужна зрелость и мудрость, чтобы принять мир таким, какой он есть и не убить в себе то живое и чувствительное, что называется душой.

Вторая группа изначально не воспринимает происходящее серьезно и, чаще всего покидает организацию, как только возникают первые сложности. Но и последствия для них самые незначительные.

В этой главе я не буду рассматривать категорию людей, пришедших в организацию Свидетелей вместе или по инициативе своих родителей, так как детям Свидетелей будет посвящена отдельная глава, однако, такая категория тоже существует.

Понятно, что сами Свидетели Иеговы не признают влияния психологических факторов - каждого нового человека в их собрание приводит непосредственно сам Бог!

Давайте проследим дальше, что происходит с человеком, пришедшим к Свидетелям Иеговы. Как из «заинтересованного» (так называются лица, проявившие интерес к учениям СИ) человек превращается в активного и ревностного проповедника?!

Глава 3. Что удерживает людей внутри организации?

Вера? Страх? Привычка?

Быть Свидетелем Иеговы не всегда легко, но уйти бывает еще сложнее. Что же держит людей в организации СИ?!

Сила коллектива.

Мало кто из Свидетелей Иеговы в одиночку стал бы вести тот же образ жизни, что и в организации. Собрание играет ключевую роль в поддержании религиозного тонуса Свидетелей, а посещению встреч собрания уделяется особое внимание!

Когда человек впервые появляется на такой встрече, к нему стараются подойти, познакомиться, выразить одобрение и интерес. Члены собрания хорошо знают друг друга не только в лицо, но и лично, поэтому каждый вновь пришедший заметно выделяется на их фоне. В «хорошем», «правильном» собрании каждый новый человек подвергается настоящей бомбардировке любовью и вниманием. После прохладного равнодушия общества такая встреча становится приятной неожиданностью для любого. А если у человека еще и острый дефицит близкого дружеского общения, тепла и любви в жизни, то повышенное внимание Свидетелей Иеговы может стать для него настоящим наркотиком. В целом, психологически здоровых и благополучных людей очень немного, поэтому такая атака на психику бывает достаточно успешной.

Казалось бы, что здесь плохого - любовь столь редкое и ценное качество в наше время! Пусть люди проявляют его из любых побуждений, пусть делают нашу жизнь лучше, добрее. Все было бы верно, если бы это была, действительно, настоящая любовь. Но все не так просто. Свидетели Иеговы проявляют искренний интерес и внимание до тех пор, пока есть надежда сделать человека своим соверующим. Внимание - лишь средство, способ привлечения других к своей вере. Такое отношение, в лучшем случае, можно назвать обусловленной любовью, т.е. любовью с условиями - я буду тебя любить, если ты... Эта любовь не имеет ничего общего с настоящим чувством, которое ничего не ожидает взамен, ничего не требует и, которому не важно, как на него отреагируют - оценят по достоинству или не заметят. Настоящая любовь существует, потому что любящему человеку хорошо самому и он излучает свой свет в окружающий мир, делится им бескорыстно. Такая любовь принимает человека целиком, безо всяких условий, реальным, таким, какой он есть. Она любит другого просто, потому что тот существует, потому что он - часть большого прекрасного мира. Эта бескорыстная, совершенная любовь - результат длительной работы над собой, формирования правильного отношения к миру и людям. Она не появляется случайно или сама по себе. И такая любовь, действительно, делает мир лучше и светлее.

Любовь же с условием - эгоистична. А в случае со Свидетелями Иеговы, это еще и манипуляция, шантаж. Чтобы к новичку относились хорошо, он должен оправдывать чужие ожидания - шаг за шагом делать успехи и становиться преданным Свидетелем Иеговы. Если же человек покажет, что с чем-то не согласен, что не хочет быть членом собрания и, вообще, имеет свои взгляды на жизнь, любовь СИ к нему быстро остынет. Когда же один из членов собрания меняет свои убеждения и покидает организацию, любовь бывших братьев и сестер, вообще, превращается в неприязнь и даже ненависть! Как такое возможно?! Возможно! Потому что это - не настоящая любовь, а лишь желание понравиться. Настоящая любовь никогда не претерпевает такие метаморфозы, потому что она не зависит от внешних условий. Ее источник - сердце и душа любящего человека!

Итак, Свидетели Иеговы эффективно используют коллектив как инструмент влияния на людей в своих целях. Сначала у новичка формируется привязанность к группе – через повышенное внимание, поддержку, демонстрацию его ценности для коллектива. И только после этого предъявляются требования. Устойчивая привязанность человека к группе – необходимое условие эффективного управления таким коллективом. Требования предъявляются постепенно, по мере формирования привязанности и, даже, зависимости человека от нового окружения.

Так, например, специальная книга «Организованы проводить наше служение», в которой представлены организационные вопросы, выдается только тем, кто уже изъявил желание стать Свидетелем Иеговы и начал сам проповедовать - стал так называемым некрещеным возвещателем.

Если бы человеку с самого начала рассказали, что от него потребуется спустя некоторое время, когда он захочет стать Свидетелем Иеговы, какой образ жизни ему придется вести, как изменятся его отношения с близкими, друзьями, коллегами и просто окружающими людьми, вряд ли он захотел бы дальше продолжать общение. Вся эта информация стала бы непреодолимой преградой на пути привлечения новых членов в организацию, с одной стороны. Тем не менее, такой подход был бы честным и открытым, давал возможность людям делать осознанный выбор, исключая любые манипуляции сознанием.

К сожалению, конструктивный подход, у Свидетелей Иеговы не предусмотрен.

Итак, в собрании существует система мер, предназначенных для управления приверженцами – поощрения и наказания.

К поощрениям относятся назначения на определенную должность, повышение статуса в собрании, подготовка и участие в программе встреч и конгрессов, объявления об успехах отдельных лиц, произнесение молитвы во время встреч. Все знают - если человек получил такое поощрение, значит, он зарекомендовал себя примерным Свидетелем Иеговы.

К наказаниям относятся личное замечание, лишение прежних преимуществ, лишение права участвовать во встречах, объявление о проступке или неблагонадежности конкретного человека и, даже, лишение общения - бойкот, объявляемый всеми членами собрания провинившемуся.

За соблюдением этих мер следят специально назначенные мужчины – старейшины собрания. Ими же принимаются решения о наказании или поощрении. От их личного мнения, от особенностей характера зависит насколько жестким или демократичным будет управление. Актуальным остается вопрос личной зрелости и способности правильно распоряжаться полученной властью.

Итак, резюмируя, тесные связи в коллективе, формируемые Свидетелями Иеговы, являются сильнейшим фактором, удерживающим людей внутри собрания!

Внешние проявления религиозности.

Каждый Свидетель Иеговы ежемесячно обязан разговаривать с другими людьми о своей вере. Целью таких разговоров является привлечение новых людей в организацию. Чтобы как-то контролировать этот процесс, общество СИ решило каждый месяц собирать отчеты: о количестве часов, проведенных в проповеди, количестве распространенных книг, брошюр, журналов, сделанных посещений и проведенных изучений Библии.

Как влияет участие в проповеднической деятельности на самих СИ? В издании Д. Майерса по социальной психологии упоминается о социально-психологических экспериментах, в которых испытуемые должны были убеждать других людей в чем-либо. Через некоторое время эти люди начинали сами верить в то, о чем говорили другим. Аналогичным образом действуют разговоры о религии - чем больше человек убеждает других в свидетельских догмах, тем сильнее начинает верить в них сам. Вот почему активному участию в проповеди уделяется так много внимания: Свидетели поощряются проповедовать 60 и более часов в месяц.

Существует еще один механизм формирования религиозного чувства. Он основан на известном психологам законе Джемса-Ланге, в соответствии с которым у человека в процессе воспроизведения чужой модели поведения развиваются психические состояния, связанные с данными моделями поведения. Известная формула этого закона: «Мы сначала бежим, потом пугаемся, сначала плачем, потом испытываем горе, сначала смеемся, а потом уже нам становится смешно». Также сначала молимся, поем псалмы, проповедуем, восторженно высказываемся о своей вере, а потом испытываем благоговение, религиозный экстаз. В организации Свидетелей Иеговы таким внешним проявлениям религиозности уделяется много внимания, поэтому у новичков довольно быстро формируется религиозная преданность, доходящая, порой, до настоящего фанатизма.

Полное погружение в религиозную жизнь.

Активное участие в проповеди, молитвы, общение с соверующими, участие в делах собрания полностью погружает людей в религиозную жизнь, не оставляя ни места, ни времени ничему другому. Очень строгий, насыщенный график Свидетеля Иеговы приводит к автоматизму, механичности повседневной жизни, когда человек перестает задавать себе вопросы: зачем я это делаю, хочу ли я так жить, лишая, таким образом, жизнь осознанности.

Ум Свидетеля также 24 часа в сутки занят религиозными учениями: два раза в месяц выпускаются журналы «Сторожевая Башня» и «Пробудитесь!», которые каждый Свидетель должен полностью прочитывать, отдельные статьи из «Сторожевой Башни» изучаются дополнительно во время еженедельных встреч собрания. К ним нужно специально готовиться. Ежегодно выпускаются новые книги, брошюры, трактаты. Брошюра «Ежедневно разбирать Писание» содержит короткие отрывки из «Сторожевой Башни», расписанные для чтения на каждый день. Кроме этого, существует целая библиотека ранее изданной литературы, которую также рекомендуется использовать для личного изучения.

Каждую неделю Свидетель должен посетить, по меньшей мере, пять встреч собрания общей продолжительностью около 4,5 часов.

Чтение мирской литературы не поощряется.

Получение высшего образования – тоже.

В результате, человек оказывается в информационном вакууме – видит и слышит все исключительно через призму учений Свидетелей Иеговы.

Таким образом, у организации появляется возможность полностью контролировать сознание своих членов, а у Свидетелей создается субъективное ощущение абсолютной истинности того, чему их учат.

Очень жаль, но многие, действительно, умные люди становятся абсолютно потерянными для общества, используя все свои способности исключительно в интересах организации Свидетелей Иеговы!

Долгие годы христианского служения.

Как ни странно, но само по себе длительное нахождение в организации Свидетелей Иеговы, становится препятствием на пути изменения своей жизни. И дело не в опыте и убежденности. Сейчас я хочу сказать о другом…

Чаще всего неосознанно, человек сопротивляется той мысли, что все эти годы он занимался не тем, чем надо. Вместо того, чтобы растить детей, получать высшее образование, делать карьеру, зарабатывать деньги, активно развиваться, т.е. заниматься всем тем, чем занимаются обычные нормальные люди, он тратил все свое время и силы на деятельность, в которой теперь разочаровался. Сама эта мысль может убить любого - столько лет потрачено зря, столько душевных сил и энергии отдано впустую - тому, что теперь не имеет никакого смысла.

Кроме того, признаться себе в том, что все эти годы ты ошибался, по силам не каждому! Проще оставить все как есть и поддерживать, пусть даже не очень надежный, фундамент своей веры. Проще залепить дыры штукатуркой, чем начать капитальный ремонт здания.

А тут еще многочисленные друзья и знакомые, все - Свидетели Иеговы, тянут назад. Уйти - значит начать все сначала, всю свою жизнь с нового листа. Это непросто, очень непросто!

Что можно посоветовать человеку, оказавшемуся в подобном положении или тому, кто все же ушел, но страдает от обиды за бесцельно потраченные годы?!

Во-первых, если вы признали проблему - это половина успеха. Неосознанные проблемы и состояния могут вынашиваться годами, становясь источником внутренних конфликтов и отнимая массу жизненной энергии. Поставьте себе жирный плюс!

Во-вторых, теперь ваша задача - найти новый смысл в том, что происходило в вашей жизни все эти годы. Помните, все, что с нами происходит, имеет смысл и значение! Даже самые неприятные и трагические события учат и воспитывают нас!

Подумайте, как вы можете использовать свой опыт нахождения у Свидетелей в своей новой жизни. Что ценного вы получили за годы примерного служения в организации? Чему научились? Что осознали? Какие люди и знакомства оказали на вас неизгладимое впечатление? Всмотритесь вглубь этих событий и вы увидите смысл, который не исчезает и не обесценивается, где бы вы сейчас не находились - внутри или снаружи...