Глава 4. Мотивы религиозной активности или почему они это делают

Мотив (от лат. movers — приводить в движение, толкать) — сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием, либо обоснованием. Мотив отвечает на вопрос зачем или почему человек поступает так или иначе, объясняет причины поведения. Мотивация, наряду с потребностями, является ядром личности человека. Определите ведущие мотивы в жизни человека и вы будете знать о нем все - его потребности, психологические проблемы и способы защиты.

Итак, какие, вообще, существуют мотивы?

Мотив самоутверждения - стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Например, я играю на гитаре, чтобы оказаться в центре внимания, вызвать уважение, восхищение друзей и знакомых.

Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей. В этом случае, я играю на гитаре, потому что хочу быть похожим на какого-нибудь известного гитариста или на старшего брата.

Мотив власти — стремление индивида влиять на людей, занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Здесь - я играю на гитаре, просто, потому что мне это нравится.

Внешние мотивы — такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. К деятельности побуждает не содержание, не процесс, а факторы, непосредственно с ней не связанные, например:

- мотив долга и ответственности

- мотивы самоопределения и самоусовершенствования

- стремление получить одобрение других людей

- стремление получить высокий социальный статус

- мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация)

Мотивы "быть в центре внимания", "быть похожим на кого-то", или "потому что так хочет мама" - будут внешними по отношению к игре на гитаре. Они не связаны непосредственно с самой деятельностью.

Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Играю на гитаре для того, чтобы развить свои музыкальные способности, научиться чему-то новому.

Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. В этом случае я буду не просто играть на гитаре - я буду выбирать самые сложные произведения или научусь сочинять музыку, делать аранжировку, буду участвовать в конкурсах и выступлениях.

Общественно значимые мотивы — мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями.

Мотив аффилиации (от англ. affiliation — присоединение) — стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Общение - самоценность. Аффилиативное общение — это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку.

Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например:

- вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т. п.)

- материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии)

- социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой)

- лишение свободы

- физическое наказание.

Например, если я не буду ходить в музыкальную школу и учиться играть на гитаре, мама будет ругаться.

Таким образом, один и тот же поступок может быть совершен под влиянием совершенно разных мотивов. Чаще всего, мотив бывает не один, а сразу несколько: я могу играть на гитаре, потому что мне это нравится, а также, потому что я очень хочу быть популярным среди своих друзей. Однако, один из мотивов, все же, будет являться ведущим. Остальные будут либо его дополнять, либо вступать с ним в противоречие, вызывая тем самым развитие внутреннего конфликта.

Что касается верующих людей - американским психологом Гордоном Олпортом в 20-м веке была разработана интересная типология религиозности. Олпорт предложил условно разделять всех верующих на два типа - на основе личностного смысла религии для того или иного человека. К первому типу он отнес людей, для которых религия – лишь способ достижения жизненных целей, внешних по отношению к самой религии. Для таких людей религия имеет ценность потому, что позволяет достичь определенного статуса, дает хороших друзей, дает утешение, а также обеспечивает душевный комфорт и помогает преодолевать отрицательные эмоции. Религиозность в этом случае внешняя.

Второй тип представляют религиозные личности, для которых религия – самостоятельная ценность. Нерелигиозные потребности, интересы, ценности имеют для них второстепенное значение. «Субъективно такой тип религиозности избавляет личность от тревог и страхов, дает ощущение свободы и радости, ничто не мешает человеку сострадать всем людям. Но объективно именно этот тип жестко связан рамками вероучения, которые догматизируют мышление, лишают человека критических способностей». (Религиоведение. О. Ф. Лобазова, Ростов-на-Дону, Феникс 2004 г. стр. 280)

Религия, обычно, поощряет второй тип религиозности - верующему нужно, прежде всего, ценить саму идею религии, искренне разделять ее взгляды и убеждения, быть преданным и верным последователем. В той или иной степени каждый верующий старается быть таким. Однако, ведущими, все же, являются нерелигиозные мотивы.

В собраниях Свидетелей Иеговы, также есть часть людей, для которых главную ценность представляет сама религия. Их мало волнуют статусы, положение в собрании, преимущества, мнение окружающих людей и пр. Им важно чувствовать субъективную связь с Богом и быть уверенными в правильности своей религии. В собраниях их ценят за убежденность и преданность, которые, часто, при этом доходят до фанатичности и догматизма.

Все остальные имеют внешние по отношению к религии мотивы - удовлетворяют потребности, которые не связаны с религией напрямую, например, потребность в признании и уважении, потребность в близком дружеском общении, потребность в принадлежности к группе, желание влиять на других людей.

Мотив самоутверждения в рядах Свидетелей Иеговы выглядит как стремление получить преимущества в собрании, заслужить признание и уважение соверующих. Для этого человеку нужно проявить особенную активность в делах собрания, в служении. Высказываниями и участием во встречах показать свою преданность и убежденность в вероучениях СИ.

Мотив идентификации выглядит как желание быть в организации вместе с другом или членом семьи, стремление подражать чьей-то преданности.

Мотив власти будет выглядеть как желание руководить членами собрания, принимать важные решения. И лишь степень зрелости личности будет определять пойдет ли это руководство на пользу всему коллективу или окажется самодурством человека, которому власть нужна ради власти.

Мотив саморазвития побудит человека исследовать различные религиозные вопросы, развивать ораторские способности и способности убеждения других людей.

Мотив достижения побудит достичь особенных успехов, например, запоминая наизусть большое число мест Писания и ссылок на них.

Мотив общения приводит к Свидетелям Иеговы многих пожилых и одиноких людей.

Другим важно получить одобрение окружающих и ради этого человек готов много проповедовать, активно заниматься делами собрания.

Еще одним мотивом может быть чувство долга и ответственность. Чувство вины и страх оказаться предателем не дает таким людям отказаться от деятельности, которая не приносит им особого удовольствия.

Глава 5. Внутреннее устройство собраний

Официальная позиция Свидетелей Иеговы - в организации не существует иерархии. Они утверждают, что подчиняются словам Иисуса Христа: «…вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою" (Матф.20:25,26).

Такое кажется несколько неправдоподобным, учитывая численность и распространенность организации. И, действительно, чтобы создать многомиллионную международную организацию, просто необходимо наличие определенной структуры, в которой «низы» будут подчинены «верхам».

А вот и определение понятия «иерархия» - «порядок подчинения низших (чинов, должностей) высшим; вообще расположение от низшего к высшему или от высшего к низшему» (толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова).

Что касается слов Иисуса, думаю, он, вообще, не имел в виду наличие какой бы то ни было организации, тем более, так жестко структурированной, как организация Свидетелей Иеговы.

Интересны, однако, заявления, сделанные официальными представителями главного отдела организации в Бруклине, Нью-Йорк в 1986 году на открытом судебном заседании в городе Бонхэм, штат Техас, когда слушалось дело о правах владения на местный Зал Царства. Как говорилось в местной газете «национальный главный отдел в прошлом июне сместил всех старейшин и заменил их четырьмя людьми, приехавшими из других мест». В ответ на это местные СИ подали в суд на приехавших. Главным аргументом Общества в свою защиту было то, что организация СИ является «иерархичной» и что местные представители являются «лишь номинальными руководителями или марионетками» иерархии главного отдела» (Daily Favourite). Такие утверждения оказались куда ближе к действительности.

Как же выглядит структура организации СИ?

Пойдем «снизу». Рядовой Свидетель Иеговы в любом собрании мира называется «возвещатель», т.е. проповедник. Общими «ступеньками» и для женщин и для мужчин являются статусы «подсобного», «общего» и «специального» пионеров. Эти люди посвящают проповеди 50, 70 и 140 часов в месяц, соответственно. Назначение на «подсобного» и «общего» пионеров происходит с одобрения местного комитета старейшин после заполнения и подписания специального бланка-заявления кандидатом. Отклонения кандидатур встречается редко.

Назначение на «специального» пионера производится районным надзирателем, посещающим все подчиненные ему собрания примерно раз в полгода. Кандидатуры рассматриваются очень тщательно, т.к. данные люди полностью отдают себя в распоряжение Общества с целью организации и проведения проповеднической деятельности в любой местности, куда их назначат. Они, собственно, являются представителями организации на периферии. «Специальные пионеры», в отличие от «подсобных» и «общих», не работают на «мирской» работе. Их полностью содержит Общество. Каждый месяц они получают некоторую сумму денег, предназначенную на питание. О жилье, обычно, также заботится Общество в лице местных членов собрания. Одежду они получают в виде гуманитарной помощи или подарков от знакомых.

В собрании «специальные» пионеры пользуются большим авторитетом, как более зрелые и опытные Свидетели. Даже местные старейшины прислушиваются к их мнению.

А вот «общие» и «подсобные» пионеры не настолько уникальны. Ведь их значительно больше в собрании, да и стать им может, практически, каждый. По количеству пионеров в собрании, обычно, судят о его духовности. Много пионеров – есть «пионерский дух» или желание больше проповедовать, отдавать себя на «дело Иеговы». Мало пионеров – духовность собрания слабая. Вот почему старейшины регулярно поощряют всех «пересмотреть свои возможности» и уделить какое-то время этому виду служения.

Сама по себе проповедь мало кому доставляет удовольствие, хотя об этом и не принято говорить открыто. Судите сами – подходить к незнакомым людям на улице или звонить к ним прямо домой, заводить разговоры на религиозные темы, и выслушивать, в лучшем случае, вежливый отказ. Открытую агрессию встречать мягкой улыбкой, даже если очень хочется ответить - занятие не из приятных. Окружающие, же, считают такое поведение навязчивым и, зачастую, расценивают как угрозу их свободе и безопасности.

Поэтому в организации количество проведенных в проповеди часов поставили в разряд «преимуществ», окружили ореолом «статусности». Парадокс!? Да! Но действует безотказно. Такой механизм настолько прост, что к нему интуитивно прибегают даже дети. Помните эпизод из книжки про Тома Сойера, где он наказан за шалости и вынужден солнечным летним днем красить огромный забор? Ну, кого может соблазнить подобное занятие? Оказывается, может. Только для этого Тому Сойеру пришлось немножко подыграть. Увидев, приближающегося приятеля, Том начинает с таким увлечением выкрашивать каждую досочку, что приятель невольно останавливается, а через минуту уже просит дать ему покрасить хоть чуть-чуть. Том соглашается не сразу (надо же дать почувствовать, как не просто достается такое «преимущество»). Но, поторговавшись немного, он важно передает кисти и ведро с краской «счастливчику», а сам, свободный и довольный бежит развлекаться.

Некоторые из числа «общих» пионеров могут удостоиться чести служить в Вефиле. Статус вефильца в собрании приравнивается к статусу «специального» пионера, т.к. «член семьи Вефиля» также находится на полном обеспечении Общества и в полном его распоряжении и он также не имеет «мирской» работы. Отличие состоит лишь в выполняемых обязанностях.

Если «специальный» пионер занимается исключительно проповедью и самостоятельно планирует свой «рабочий день», то деятельность вефильца можно назвать, скорее, организационно-хозяйственной. Каждый работник жестко подчинен распорядку в Вефиле. Он работает по 8 часов в день на рабочем месте, которое даже не вправе выбирать самостоятельно. «Любой должен быть готов работать там, где его назначат» – таков девиз вефильцев. В субботу работают до обеда. Воскресенье – единственный выходной. Работы в филиале много, начиная с уборки и погрузки и заканчивая координацией и руководством деятельностью в стране. Соответственно, внутри Вефиля существует своя иерархия. Но, даже самый низкий статус в Вефиле - выше среднего статуса в любом собрании.

Вот почему практически каждый молодой Свидетель старше девятнадцати лет мечтает хотя бы год прослужить там, но не всем удается выдержать установленный ритм. Работа в филиале рассчитана исключительно на здоровых, работоспособных молодых людей, поэтому в анкете для желающих служить в Вефиле много внимания уделяется состоянию здоровья человека, его репутации в собрании и успехам в служении. После заполнения анкеты желающим, ее внимательно изучают старейшины собрания и здесь же, письменно, выражают свое мнение о данном человеке, оценивая его личные качества на предмет уживчивости, умения подчиняться и т.п. Такие приписки возвещателю никогда не будут показаны. Он сможет только догадываться об их характере по результату подачи заявления - ведь высказывания старейшин будут играть решающую роль. Поэтому в собрании нередко расцветают подхалимство и снобизм.

Российский филиал Свидетелей Иеговы располагается в поселке Солнечное, недалеко от Санкт-Петербурга.

Служители Вефиля практически оторваны от реальной жизни общества. Они, также как и «специальные» пионеры, не имеют трудового стажа и, соответственно, не могут рассчитывать на государственное обеспечение в пенсионном возрасте. Практически лишены какого бы то ни было статуса в обществе и, вдобавок ко всему, крайне загружены физической работой. Такие условия нельзя назвать привлекательными, однако, снова срабатывает ореол «статусности». И «счастливчики» остаются «красить забор»!

На этом для женщины официальные «преимущества» заканчиваются. А вот для мужчины все только начинается. Свидетели Иеговы строго придерживаются правила – женщина не может учить мужчину. И ссылаются на слова апостола Павла из 1Тим.2:11,12: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии».

Учитывая менталитет наших российских женщин, атмосфера в собрании слабо напоминает вышеприведенные слова, однако буква закона соблюдается тщательно – ни одна женщина не может претендовать ни на одну последующую ступень иерархической лестницы, т.к. все они тем или иным образом связаны с функцией учителя в собрании.

Итак, следующая ступень – «служебный помощник». Он «помогает» старейшине в служебных делах. Служебные помощники избираются из числа «примерных» мужчин собрания. Ведущим при их назначении является мнение старейшин данного собрания - кого они посчитают примерным и достойным, тот и получит назначение. В некоторых собраниях среди молодых и не очень молодых мужчин начинается настоящее соперничество с сопутствующими проявлениями высокомерия, зависти и неприязни.

Мне не раз приходилось слышать как молодые люди, знакомясь друг с другом, с нескрываемым любопытством спрашивали о «преимуществах» другого в собрании. В зависимости от ответа появлялось либо уважение, либо чувство превосходства.

Более зрелые и самодостаточные люди относились к положению в коллективе спокойней, но, к сожалению, таких встречалось не много.

Успешный служебный помощник рано или поздно становится старейшиной, т.е. «старшим мужчиной» в собрании. Это самое высокое положение, которое можно занять в собрании. Кто-то мечтает об этом положении и днем и ночью, кто-то боится большой ответственности и критики со стороны членов собрания, а кто-то скромно выполняет свои обязанности, не обращая особого внимания на свой статус.

В обязанности старейшин входит: организация и проведение еженедельных встреч - распределение пунктов программы, подготовка собственных пунктов и т.п.. Также распределение обязанностей среди мужчин собрания; организация проповеднической деятельности; проведение специальных бесед с «ослабшими» - «пастырских визитов»; проведение «судебных разбирательств» с провинившимися – «правовых комитетов»; принятие решений о лишении общения и других видах наказания. Таким образом, старейшины в собрании обладают огромной властью, которую они могут использовать по своему усмотрению. Их действия до некоторой степени контролируются районными надзирателями, однако контроль носит также субъективный характер и осуществляется с частотой один раз в полгода.

Старейшин может быть несколько в одном собрании. Из них выбирается «самый опытный» и назначается «председательствующим надзирателем». Это – самый главный старейшина и к его мнению прислушиваются все остальные.

Председательствующий старейшина раз в полгода отчитывается перед районным надзирателем об успехах и проблемах в собрании. Районный надзиратель называется так потому, что он контролирует деятельность сразу нескольких собраний (около 15), которые объединены в «теократический» район. Каждые полгода он посещает одно из них со специальными «ободряющими» речами. Для каждого собрания приезд районного надзирателя – настоящее событие, к которому тщательно готовятся. Заранее распределяют, с кем он пойдет проповедовать, где будет ночевать, где обедать, кто будет выступать на встречах во время его присутствия, к кому нужно сделать «пастырские визиты» и пр. Районному надзирателю показывают карточки возвещателей собрания с результатами за последние полгода. Любая возможность общения с районным надзирателем расценивается как огромная честь, и на этой почве также пышным цветом расцветает снобизм. Это все равно, что вам удалось бы посетить концерт какой-нибудь звезды, например, Валерия Леонтьева или Максима Галкина и при этом вы смогли бы взять у них автограф, сфотографироваться вместе или переброситься парой фраз. Какое счастье, что Максим Галкин и Валерий Леонтьев не считают, что их известность – дело рук Бога, а сами они – Его представители на земле!

Далее, несколько районов объединены в область, и все районные надзиратели подчинены областному надзирателю. Если стать районным надзирателем – возможность вполне реальная, то областными становятся единицы.

Но это еще не конец «теократической лестницы». Областные надзиратели, в свою очередь, подчинены зональному надзирателю, который контролирует деятельность Свидетелей Иеговы в отдельно взятой стране или группе стран, если они находятся рядом и незначительны по размерам.

Надзиратели зон получают инструкции непосредственно от Руководящего Совета в Бруклине – главного руководящего органа Свидетелей Иеговы во всем мире. Эти 13 человек (на 2004 год) престарелого возраста и руководят огромной международной организацией. Подробности о жизни и деятельности этих людей вы можете найти в книге бывшего члена Руководящего Совета Свидетелей Иеговы Реймонда Френца «Кризис совести».

Все вышеперечисленное можно отнести к формальным, официальным статусам. Существуют еще так называемые неофициальные статусы: жена старейшины, ребенок старейшины, подруга жены старейшины и т.п.

Все точно также,  как в любом другом коллективе…

Но есть и отличия – ни один другой коллектив не будет стремиться любой ценой удержать человека внутри. У Свидетелей Иеговы же, кроме обычных способов убеждения, существуют защитные механизмы, оказывающие сильное психологическое давление на желающих покинуть общину.

Таким механизмам и будет посвящена следующая глава.

Глава 6.  Защитные механизмы организации "Свидетели Иеговы"

Эта глава далась мне особенно трудно, так как многое из того, о чем здесь пойдет речь, я испытала на себе.

От чего же «защищаются» Свидетели Иеговы? И что для них представляет серьезную опасность?

Все очень просто. Защищаются они от влияния любых взглядов, противоречащих идеологии Свидетелей. И защита эта осуществляется в двух направлениях – вовнутрь и наружу («…предупреждайте братьев о худом сообществе как внутри, так и вне собрания» – из учебника для старейшин). Внутренняя защита нужна, чтобы оградить «верных» Свидетелей от их же соверующих, несогласных с мнением Общества, а внешняя - чтобы защититься от окружающих людей, с их «нехристианскими» взглядами.

Среди самих Свидетелей иногда появляются сомневающиеся в «правильности» и божественности свидетельской идеологии. В таких случаях действует внутренний защитный механизм – «изгнание» и бойкот, объявляемый всеми членами собрания. Любой, кто просто поздоровается на улице с «бывшим» Свидетелем, рискует сам оказаться «изгнанным».

Почему бойкот?

Бойкот – сам по себе очень сильное психологическое оружие. Создаваемое таким образом психологическое давление выдерживает не каждый. Представьте, что в один прекрасный день вы решили сменить место работы. В ответ на это все ваши коллеги сознательно перестали вас замечать – не отвечают на ваши приветствия, звонки и просто не смотрят в вашу сторону. Оказывается, начальство издало директиву, согласно которой каждый, кто увольняется с вашего предприятия, считается предателем и наказывается бойкотом. Все члены вашей семьи работали вместе с вами, близкие друзья тоже были из числа ваших коллег. Вы понимаете, что это самодурство вашего начальства и больше ничего, а вот ваши родственники – не понимают. Вы чувствуете, что вас предали.

Многие просто не станут увольняться в такой ситуации, а кто-то под давлением вернется обратно. Те немногие, кто решится идти до конца смогут познакомиться с одиночеством и депрессией!

За что же человека могут исключить из организации Свидетелей Иеговы. Во-первых, за любой поступок, считающийся грехом. Ложь, воровство, сексуальные отношения до или вне брака, курение, пьянство, участие в обрядах любой другой религии, служба в армии и еще очень многое другое запрещено Свидетелям Иеговы и наказывается «лишением общения». А, во-вторых, любое несогласие с точкой зрения Общества Сторожевой Башни и, тем более, отказ от членства в организации.

Интересно, что политика организации в этом отношении менялась с течением времени. Так, в 1974 году «Сторожевая Башня» отказалась от меры «лишения общения» и указала, что все Свидетели Иеговы должны проявлять общепринятую вежливость по отношению к «бывшим Свидетелям». Все Свидетели Иеговы, годами сторонившиеся своих знакомых, родственников и друзей, бывших Свидетелей, теперь заговорили с ними о любви и милосердии Бога.

Все радовались открывшемуся тогда «свету от Иеговы». Однако, радоваться пришлось недолго. В 1981 году «Сторожевая Башня» от 15 сентября сообщила, что Свидетели «вообще не должны разговаривать с изгнанным человеком и даже приветствовать его». Все вернулось на круги своя.

Несмотря на очевидную непоследовательность, «послушная паства» охотно верила, что все изменения «инспирированы» самим Богом, а любой, выразивший несогласие с «открывшейся истиной» был бы изгнан как опасный «отступник».

Почему же они вернулись к первоначальной политике? Поводом, возможно, послужил огромный отток верующих в ближайшее десятилетие после 1975 года, когда не состоялся обещанный «конец света». В то время около миллиона активных Свидетелей покинуло организацию. Однако, главной причиной, на мой взгляд, является надежность и безотказность такого метода защиты.

Не секрет, что самое большое влияние на наши взгляды и поступки оказывают близкие люди при условии, конечно, что у нас с ними доверительные отношения. Именно это условие и разрушается «лишением общения». Очень часто бывает так, что из организации уходит кто-нибудь один из членов семьи или близких друзей. Такое событие не может не повлиять на оставшихся. Инцидент, сам по себе, уже вызывает много вопросов – что же оттолкнуло близкого мне человека? Может быть он, хотя бы, отчасти, прав? А на правильном ли я пути? Все это брожение мыслей и чувств может со временем привести к изменению взглядов. Чтобы этого не произошло, начинает действовать «защитный механизм», запрещающий, вообще, разговаривать на религиозные темы с родственником - бывшим Свидетелем.

Учитывая, что Свидетели Иеговы – организация американского происхождения и существует уже более столетия, ясно, что практически у любого американца кто-нибудь из родственников или знакомых является Свидетелем Иеговы. Поэтому, уходя из этого религиозного общества, американец, зачастую, уходит еще и от семьи, друзей, коллег по работе, партнеров по бизнесу и т.д.

В связи с такими обстоятельствами, на западе разыгрываются настоящие трагедии, когда пожилые люди, разочаровавшись в своей религии, боятся уйти только потому, что все их дети, внуки и правнуки – верные Свидетели Иеговы. Они знают, что дети не позволят им даже видеться с внуками и правнуками. Они останутся совершенно одинокими и отверженными своей семьей. В результате такие люди предпочитают делать вид, что верят, а жить по «двойным стандартам».

В России, пока, ограничиваются рекомендацией «сократить общение» до минимума. Вот что об этом сказано в специальной книге для старейшин – «Внимайте себе и всему стаду»:

«Принцип, содержащийся в словах Иисуса из Матфея 10:34-38 («Не думайте, что я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч; Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; И кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня.»), касается ситуаций с родственниками, которые были лишены общения или отреклись от общения.

Особые и трудные проблемы могут возникнуть в связи с дружескими встречами. Лояльные поклонники Иеговы определенно будут иметь желание придерживаться инспирированного совета из 1 Коринфянам 5:11 («Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе».)

Обычно близкий родственник человека, лишенного общения, не лишается общения за то, что он общается с ним, разве только он имеет с ним духовное общение или пытается оправдать или извинить неправильное поведение».

И еще: «Помните, что все относящиеся к этому трудности и испытания вызваны неправильным поведением лишенного общения лица».

Таким образом, эта ненавязчивая инструкция указывает наиболее приемлемый образ действий – сторониться бывших членов организации, даже если это ваши близкие родственники. И, хотя, формулировки достаточно мягкие и апеллируют к авторитету Библии, смысл их категоричен – вы не будете лишены общения за то, что просто общаетесь со своим родственником, но частые дружеские встречи были бы неуместны.*

*В настоящий момент политика «лишения общения» выглядит куда более сурово, нежели на момент написания книги. Например, если лишен общения совершеннолетний ребенок, его разрешено выгнать из дома. Любые контакты с изгнанным запрещены. Более подробно об этой практике в специальной статье

Последняя фраза из цитируемого отрывка всю ответственность за последствия столь жесткой позиции перекладывает на тех, кто решил порвать с организацией. Можно ли это назвать честным? Едва ли.

Какие же «трудности и испытания» возникают в ситуации общения бывших и активных Свидетелей Иеговы, объединенных родственными узами? Трудностей много и я могу рассказать о них, что называется, из первых уст.

Члены семьи не имеют права обсуждать с экссвидетелем его религиозные взгляды или оправдывать его действия. Не смогут они также и сохранять близкие доверительные отношения, как прежде. Безусловно, степень отчужденности будет в разных семьях разной, в зависимости от личностных особенностей членов семьи. В исключительных случаях ее, возможно, вообще смогут избежать. Однако, большинство семей испытывают серьезные проблемы. Оставшиеся Свидетелями члены семьи сталкиваются с внутренним конфликтом – с одной стороны, с их папой, мамой или ребенком их связывают сильные родственные чувства, а с другой, для их религии и всех общих знакомых он стал грешником и предателем. Каждый решает этот конфликт по-своему, но ясно одно - чем сильнее преданность человека религии Свидетелей Иеговы, тем выше степень отчужденности.

Зачастую отношения начинают напоминать холодную войну. Свидетели живут мыслью, что когда-нибудь их родственник поймет как ему плохо и одиноко в «этом страшном, злом мире» и, наконец-то вернется как блудный сын из притчи Иисуса Христа. А чтобы он быстрее это понял они активно манипулируют, устанавливая дистанцию даже там, где ситуация никак не связана с вопросами религии. Бывший Свидетель же проклинает религию за то, что отобрала у него близких людей.

Абсолютных победителей в этой войне не бывает, так как потери в виде задетых чувств несет каждый.

За все те годы, что я находилась в организации, я ни разу не столкнулась с этим механизмом вплотную – из моих родственников и друзей никто не уходил и никого не выгоняли из Общества. Поэтому меня удивляли заявления о том, что Свидетели разрушают семьи. Однако, когда я оказалась «по другую сторону баррикады», я убедилась в том, что эти утверждения более, чем обоснованы. Идеология Свидетелей может объединять семью только в том случае, если все ее члены находятся в организации. Точно так же как любые совместные занятия благотворно действуют на членов семьи, так и совместное участие в религиозной жизни укрепляет взаимоотношения. Однако, в случае, когда у членов семьи разные религиозные взгляды, позиция Свидетеля будет непримиримой. Религия, которая до сих пор объединяла, станет каменной преградой, неприступной крепостью в ваших отношениях.

Поэтому, несмотря на всю мою терпимость к религиозным взглядам Свидетелей Иеговы, отдельные правила и действия этой организации, в том числе те, о которых идет речь в этой главе, я считаю социально опасными.

К внутренним средствам защиты можно также отнести все виды наказания, применяемые внутри собрания. Подробнее о них шла речь в 3 главе.

Теперь перейдем к внешним защитным механизмам.

Как можно защитить взрослого человека от влияния иных взглядов, при условии, что он живет не на необитаемом острове, а в большом цивилизованном городе, работает на обычной работе с обычными людьми, общается с соседями и коллегами, имеет родственников, не разделяющих его взгляды? Да, задача не из легких, но Свидетели Иеговы, надо отдать им должное, прекрасно с ней справляются.

Учения СИ содержат в себе элементы, направленные на постепенное увеличение дистанции с окружающими людьми. Что же это за элементы?

СИ под тем или иным предлогом не отмечают ни одного общественного праздника. Как это сказывается на взаимоотношениях Свидетелей в рабочем коллективе? Чаще всего их считают странными или, просто, чужими. Представьте, весь коллектив задерживается после работы, чтобы отметить день рождения одного из сотрудников, и только один человек собирается и уходит. На предложение остаться он реагирует как-то странно, говорит, что не отмечает ни свой, ни чужие дни рождения, что это не угодно Богу. При этом испытывает явную неловкость и смущение.

На таких неформальных мероприятиях люди, обычно, лучше узнают друг друга, находят тех, с кем есть общие интересы, обсуждают какие-то личные, семейные вопросы и эмоционально сближаются друг с другом. На западе в крупных фирмах к поддержанию духа корпоративности уже давно относятся серьезно. А совместные мероприятия как воздух необходимы для создания команды. Свидетели Иеговы, же, просто лишены возможности стать частью такой команды. Результатом является эмоциональная отдаленность от членов рабочего или учебного коллективов.

Сразу оговорюсь, что среди Свидетелей Иеговы есть очень коммуникабельные люди, которые смогли найти компромиссный вариант – формально не присутствовать ни на одном празднике и при этом сохранять дружеские отношения с коллегами. Это - исключения и, к тому же, обычно, это ярко выраженные экстраверты, для которых характерно иметь легкие поверхностные отношения с людьми.

Сами Свидетели объясняют свою позицию исключительно требованиями Библии. И хотя о большинстве праздников в Библии вообще не идет речи, «кропотливые исследователи» все же находят косвенные подтверждения своей позиции. Так, Новый Год Свидетели не отмечают потому, что корни этого праздника уходят в язычество. Первоначально обряды праздника были связаны с языческими ритуалами поклонения божествам, и любое участие в подобных мероприятиях приравнивается к идолопоклонству. При этом Свидетелям ничто не мешает носить, например, обручальные кольца или отмечать годовщину свадьбы – действия, которые когда-то также были связаны с жизнью и поклонением язычников.

Я не хочу углубляться в подробности учений СИ, оспаривать их, выявлять противоречия, так как считаю, что в данном вопросе это не главное. Если бы участие в праздниках помогло Свидетелям привлечь людей в их религию, они нашли бы массу других аргументов, «убедительно доказывающих» правомерность их выводов. Главная причина подобной политики в отношении праздников - психологическая – это стремление обособить верующих от их коллег и соучеников с целью исключения влияния инородных взглядов.

Кроме этого, СИ не участвуют ни в общественной, ни в политической жизни общества. Они не посещают избирательные участки во время выборов, не могут являться членами ни одной политической партии и, даже не имеют права просто высказывать свое мнение в отношении того или иного политика – это будет рассматриваться как несоблюдение политического нейтралитета – официальной позиции СИ в отношении вопросов власти в государстве. В объяснениях своей позиции СИ снова апеллируют к Библии: «Иисус отказался стать царем, когда ему предложили, а значит и мы должны быть в стороне от этого мира». Что значит «быть в стороне» Свидетели Иеговы понимают по-своему.

Вот что об этом сказано в книге «Познание, ведущее к вечной жизни», изданной Обществом Сторожевой Башни: «…истинные христиане… избегают скрытых форм идолопоклонства – почитание флагов и исполнение песен, прославляющих какой-нибудь народ… Иисус сказал, что его последователи "не от мира" (Иоанна 17:14). Это означает, что они не вмешиваются в политические дела и мирно живут…»

Кроме этого, «весь мир лежит во власти злого», т.е. сатаны, дьявола и еще «не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин.2:15), «они не от мира, как и Я (Иисус) не от мира» (Ин.17:16) – эти и некоторые другие цитаты из Библии трактуются в свете учений Свидетелей.

Понятно, что такая позиция вызывает непонимание окружающих людей и создает психологическую дистанцию с ними.

В учении СИ существует убеждение, что весь окружающий мир, включая политическую, религиозную и коммерческую системы находится под властью сатаны, дьявола и лишь Общество СИ является «оазисом» чистоты, праведности и истины. Такое убеждение, само по себе, приводит к отчуждению в отношениях с окружающими.

Вообще, вопрос отношений с окружающим миром в учениях Свидетелей Иеговы носит весьма противоречивый характер. С одной стороны, «весь мир лежит во власти злого» и «мы не должны быть частью мира», а с другой – Иисус умер из любви за каждого человека и мы тоже должны «любить ближнего своего как самого себя» и даже больше – «любите врагов ваших».

Свидетели объясняют это противоречие просто – людей нужно любить, а их злые поступки – ненавидеть. Вот только как отделить одно от другого – никто не объясняет. Поэтому и жонглируют Свидетели библейскими цитатами как циркач булавами. В каждой ситуации, выбирая их на свой собственный вкус.

Кроме вышесказанного, стоит еще упомянуть об асоциальном характере отдельных установок в Обществе СИ. Что я имею в виду?

Нежелательность получения высшего образования молодыми Свидетелями; категорический отказ от службы в армии; отказ от переливания крови, даже при угрозе жизни; применение всеобщего бойкота к изгнанным или ушедшим добровольно; активная пропаганда своих вероучений, доходящая порой до откровенного навязывания – вот те вещи, которые вызывают крайне негативную реакцию общественности.

Все Свидетели при этом научены воспринимать нелюбовь общества как признак собственной праведности. «Мир злой, а мы – праведные, поэтому мир нас ненавидит».

Тем не менее, руководство Общества Сторожевой Башни не теряет надежды приобрести общественное признание. С этой целью в каждом филиале организованы отделы по работе с общественностью, а в 1992 году Общество Сторожевой Башни было аффилировано при ООН через Департамент общественной информации в качестве «Неправительственной организации» (НПО).

Следующее письмо, приводившееся в книге Реймонда Френца «Кризис совести», выявляет степень заинтересованности Общества Сторожевой Башни в получении такого статуса:

«Организация Объединенных Наций 11 октября 2001 года Всем заинтересованным лицам:

В последнее время Отдел НПО получает многочисленные запросы относительно ассоциированного статуса Watchtower Bible and Tract Society of New York ( Нью-йоркского Общества Сторожевой башни) при Департаменте общественной информации (ДОИ). Организация подала прошение на получение ассоциированного статуса в 1991 году и в 1992 году его получила. Получение ассоциированного статуса при ДОИ подразумевает согласие организации с критериями для членов, среди которых – поддержка принципов из Устава Организации объединенных наций и уважение к ним, желание и возможность проводить эффективные информационные программы о деятельности ООН среди своих сторонников и для широкой аудитории.

В октябре 2001 года Watchtower Bible and Tract Society of New York обратилось с просьбой прекратить членство при ДОИ. Эта просьба была удовлетворена, и с 9 октября 2001 года Watchtower Bible and Tract Society of New York более не имеет ассоциированного статуса.

Спасибо за ваш интерес к работе Организации объединенных наций

Искренне ваш, Пол Хеффель, Зав. сектором НПО Департамента общественной информации».*

Да, Общество готово было подписаться под вышеизложенными условиями для получения ассоциированного статуса в ООН. И это несмотря на явные расхождения с идеологией, проповедуемой самой организацией СИ. Свидетели на протяжении многих лет критиковали как саму ООН, так и все религиозные организации, поддерживающие ее. Так, в книге «Откровение – его грандиозный апогей близок», изданной Обществом Сторожевой Башни на стр.235-249 говорится:

«В полном соответствии с пророчеством вавилонская религия – особенно религии христианского мора – связала себя с Лигой Наций и организацией, пришедшей ей на смену (ООН)… Присоединился ли класс Иоанна (Свидетели Иеговы) – единственная группа на земле, решительно занявшая сторону Мессианского царства, - к христианскому миру в чествовании багряного зверя? Отнюдь нет… ООН – это богохульная подмена Мессианского Царства Бога во главе с его Князем мира, Иисусом Христом, владычеству которого не будет конца».

И все же, несмотря на заинтересованность в общественном признании, организация Свидетелей Иеговы держит своих приверженцев, образно говоря, «на коротком поводке».

Очевидно, руководящие лица считают, что большая степень свободы приведет к «исчезновению» организации как таковой. Думаю, их опасения небезосновательны.

Зачем же нужно организации Свидетелей Иеговы создавать психологическую дистанцию между верующими и окружающими людьми?

Такая дистанция делает Свидетелей менее восприимчивыми по отношению к любым аргументам, действиям и высказываниям «мирских» людей и, соответственно, делает их более зависимыми от взглядов Общества СИ. Члены организации, таким образом, становятся легко управляемыми и послушными, что дает возможность сохранить и численность религиозного общества, и личную преданность ее членов на высоком уровне.

Что еще способствует росту и укреплению организации СИ вы узнаете из следующей главы.

*Более подробно о членстве ОСБ в ОНН и ее связях с политикой в специальной статье

Глава 7. Сильные и слабые стороны Свидетелей Иеговы

Неужели у религии Свидетелей Иеговы могут быть сильные стороны, удивитесь вы, прочитав предыдущие шесть глав. Конечно. Иначе этой религии давно бы уже не существовало.

Что же это за сильные стороны? Во-первых, учения Свидетелей Иеговы делают большой акцент на взаимопонимании между членами собрания. Всех поощряют проявлять терпение, смирение, спокойствие, доброжелательность и радушие, самообладание и, конечно же, - любовь. Понятно, что не всегда это получается искренне, и мотивы, часто, не так прозрачны, как хотелось бы. Однако, факт остается фактом, Свидетели, действительно, редко кричат и оскорбляют друг друга, а уж о ненормативной лексике и говорить не приходится, редко применяют физическую силу для разрешения конфликтов. В коллективе принята взаимовыручка. Не поощряются сплетни и критичность. Результатом является достаточно высокая сплоченность группы верующих.

Нельзя сказать, что у них нет межличностных конфликтов. Есть. Причем, такие же, как и в любом другом коллективе. Разница только в силе эмоций и способах поведения.

Как обычным людям, Свидетелям свойственны и слабости, и недостатки, только их проявления значительно мягче, чем в любом другом коллективе. Если Свидетель завидует, он не будет пускать злых сплетен (по крайней мере, сознательно), не будет лгать и открыто конфликтовать с соперником. Если такое произойдет, старейшины быстро предпримут меры, чтобы образумить такого человека. Если же их усилия окажутся безуспешными, «бунтаря» просто «лишат общения» и он больше не будет являться членом организации. Таким образом, низкая конфликтность в данном случае связана, скорее, не с особыми достоинствами членов организации, а с правилами коллектива, по которым живут эти люди. Контроль поведения осуществляется не внутренними побуждениями, а внешними ограничениями.

Сами Свидетели Иеговы такую сплоченность связывают с «христианской любовью» и считают ее одним из признаков истинной религии. «Как определить истинную религию. Какие хорошие плоды должна приносить истинная религия? Истинная религия… проявляет любовь. Истинные служители Бога «не от мира». Их не разделяют расовые и национальные барьеры. Между ними царит любовь. Они никогда не станут убивать своих единоверцев, - более того, они готовы отдать за них жизнь» (трактат «Конец ложной религии близок!», распространявшийся в 2006 году).

Я же не стала бы называть сплоченность эксклюзивной особенностью организации СИ. Многие коллективы, как религиозные, так и не имеющие к религии никакого отношения, достигают в этой области не меньших результатов. Психологические тренинги, вообще, справляются с такой задачей намного быстрее и качественнее.

Тем не менее, многих привлекает к организации СИ, в первую очередь, не ее вероучения, а сплоченность коллектива. Не встретив у окружающих людей понимания и поддержки, такие люди надеются найти ее у Свидетелей Иеговы. А когда утопичные идеи об идеальном обществе сталкиваются с реальностью жизни, происходит разочарование. Зачастую, такие люди уходят из организации или ослабляют свое рвение.

Что еще привлекательного есть в религии Свидетелей Иеговы? Высокие нравственные нормы. К ним относится, например, половое воздержание до и вне брака. То есть, ни один молодой Свидетель не должен иметь сексуальных отношений до тех пор, пока он/она не женится/выйдет замуж. Такое жесткое правило привело к тому, что каждый год огромное число молодых и не очень молодых людей «лишается общения» за нарушение этого правила и перестает быть членами организации.

Кроме того, Свидетели не курят, не напиваются и не принимают наркотики. Ложь считается проступком, достойным серьезного наказания. Это же касается и воровства.

Однако, общепринятых моральных норм Свидетелям Иеговы показалось недостаточно и они придумали, и с помощью Библии обосновали, целый ряд правил. Правила эти регулируют, в частности, интимные супружеские отношения (некоторые виды стимуляции, включая оральный секс, запрещены даже семейным парам), запрещают мастурбацию, распространенную в подростковом возрасте, и, даже, обычные поцелуи, для лиц, не собирающихся вступать друг с другом в брак. В результате, все глубоко личные области жизни верующих оказываются под жестким контролем. У некоторых даже возникает ощущение, что в их супружеской постели поселился кто-то третий и ни за что не хочет уходить.

Таким образом, то, что было призвано первоначально сохранять моральное достоинство верующих, оказывает совершенно противоположное действие.

Достойна внимания система обучения, организованная в Обществе Сторожевой Башни. Начиная от самой простой бабушки и заканчивая лицами, получившими хорошее образование, все заинтересованные проходят специальный курс обучения, призванный разъяснить азы свидетельской идеологии. Решив стать членом организации, человек не заканчивает на этом свое обучение. Абсолютно все Свидетели Иеговы регулярно участвуют в специально разработанной программе, которая направлена, с одной стороны, на развитие способностей проповедника, а, с другой стороны, на углубление знаний и убежденности в религиозных учениях.

Так, в течение недели каждый верующий присутствует на пяти разных встречах (четыре встречи объединены попарно, поэтому встречаются члены собрания всего три раза в неделю). Первая встреча – книгоизучение собрания - посвящена изучению новых публикаций, выпущенных Обществом Сторожевой Башни. Очень хорошо продумано – должны же верующие быть в курсе того, что публикует их организация. Эта встреча проходит по домам у хорошо зарекомендовавших себя Свидетелей. Присутствует около 10-15 человек, включая ведущего встречу. У всех на руках есть экземпляр изучаемой книги и Библия. Само изучение проходит в виде зачитывания абзацев из книги, некоторых текстов из Библии и ответов на напечатанные в этой же книге вопросы. Участвовать могут все желающие, поднимая при этом руку. Каждый поощряется готовиться дома, прочитывая материал и открывая все места Писания. Продолжительность встречи - один час.

Вторая и третья - это служебная встреча и Школа теократического служения. Обе проходят в один день и длятся вместе один час сорок пять минут. Эти встречи проводятся в Зале Царства, обычно, вечером в будний день и присутствует на них все собрание целиком – около 100-150 человек.

Школа теократического служения называется так потому, что ее главная цель – обучение приемам ораторского искусства, а также применению этих приемов в проповеди. Проповедь же и есть, по мнению Свидетелей, основной вид теократического служения.

В ШТС все как в обычной школе – учебник, «оценки», «дневники» и домашние задания. Учебник называется «Учимся в Школе теократического служения», «оценки» («работать», «улучшено» или «хорошо») выставляются в специальном бланке «Советы к речам», имеющемся у каждого учащегося.

Отрабатываются такие пункты как:

- содержательный материал

- ясно, понятно

- вступление вызывает интерес

- вступление подходит к теме

- вступление правильной продолжительности

- громкость голоса…

- убедительная аргументация…

- уверенность и умение владеть собой…

- внешний вид и еще 25 различный пунктов.

Отработка этих пунктов у мужчин и женщин проходит на разном материале и выглядит тоже несколько по-разному. Так, например, мужчины выступают с мини-речами либо на основе определенной публикации Общества, либо на основе отрывка из Библии. А женщины готовят «диалоги» в парах. «Диалог» - это, по сути, репетиция разговора с несвидетелем во время проповеди, включая приветствие, вступление, ход разговора и заключение беседы. Один человек играет роль проповедника, другой – несвидетеля. Тема беседы, в основном, зависит от материала, доставшегося учащемуся. Чаще всего это небольшой отрывок из главы какой-нибудь книги Общества.

Учащийся или пара выходят на сцену, берут микрофоны и начинают выступление. За временем следит «брат», ответственный за обучение в ШТС и находящийся здесь же, на сцене. Когда время истекает, он останавливает выступление и дает оценку тому пункту, над которым работал учащийся.

Служебная встреча готовится на основе бюллетня-листовки «Наше Царственное служение», состоящей из четырех страниц. Бюллетень содержит небольшие статьи на тему активного участия в проповеднической деятельности и последние новости из жизни организации – какие публикации готовятся к печати, где и когда пройдут конгрессы, сколько человек участвует в проповеди в данном регионе и с каким результатом.

Эти статьи могут быть обсуждены в виде вопросов и ответов, как на книгоизучении собрания или же представлены одним оратором в виде небольшой речи в течение 10-15 минут. Все также поощряются готовиться к данной встрече, прочитывая заранее статьи и приводящиеся в них библейские ссылки*.

*Нас сегодняшний день встреча книгоизучения отменена, с другими встречами собрания также произошли изменения. Бюллетень «Наше царственное служение» больше не выпускается

Следующие, четвертая и пятая встречи также объединены и называются публичная речь и изучение Сторожевой Башни. Эти встречи, обычно, проходят в выходной день и вместе длятся два часа. На них также присутствует все собрание целиком.

Публичная речь – это выступление приглашенного или местного оратора. Оратором может быть только служебный помощник или старейшина. Приглашать стараются опытных, известных своими ораторскими способностями мужчин. За это в собрании отвечает специально назначенный «брат», поэтому человек «со стороны» проникнуть не сможет.

Ораторы получают конспект «своей» речи из филиала Общества, так что простора для творчества практически нет. Да он и не нужен, главное – в точности передавать информацию, исходящую от организации. Роль слушающих на данной встрече сводится к тому, чтобы открывать места Писания и усваивать преподносимый материал. Это, к тому же, единственная встреча, к которой не нужно заранее готовиться.

И последняя встреча – изучение Сторожевой Башни проходит практически также как и книгоизучение собрания. Отличие состоит лишь в том, что участвует в Сторожевой Башне все собрание, а ведущий стоит на сцене и говорит в микрофон. Материалом для изучения, соответственно, является журнал Сторожевая Башня, два раза в месяц издаваемый Обществом с одноименным названием.

Помимо этих пяти мероприятий, есть еще пятнадцатиминутная встреча для проповеди, на которой обсуждаются преподнесения, рекомендуемые Обществом на этот месяц и регулярные личные встречи для служения. Последнюю каждый планирует для себя самостоятельно, договариваясь с напарником из собрания. Понятно, что у добросовестного Свидетеля, который работает или учится, возможно, имеет семью, ни на что другое, кроме активного участия в свидетельской жизни просто не хватит ни времени, ни сил.

Этим, отчасти, можно объяснить фанатизм, так характерный для большинства Свидетелей Иеговы. Что касается следующей сильной стороны религии СИ, я бы назвала ее - более современные обряды в сравнении с обрядами общепризнанных религий, которые уже давно воспринимаются многими прихожанами, скорее, как красивое театральное действие, чем душевное общение с Богом.

Свидетели Иеговы не носят, например, специальной религиозной одежды, их собрания проходят в виде лекций и докладов. Все выступающие одеты в костюмы, галстуки и выглядят вполне респектабельно. Во время проведения встреч, находящиеся в зале могут отвечать на вопросы, используя микрофон. Сами залы, в которых проходят встречи, выглядят как современные офисы с евроремонтом – по-деловому и вполне привлекательно. На каждой встрече кто-нибудь из мужчин собрания молится. Все знают этого человека и, поэтому его молитва звучит проще и доступней, чем молитва священника в храме, произносимая к тому же на старославянском языке.

Проповедь Свидетелей Иеговы выглядит как беседа двух-трех малознакомых людей о Боге. Странновато, но все же проще, чем проповеди в храме – ближе к жизни. Темы для проповеди выбираются из наиболее актуальных местных или глобальных проблем – рост преступности и насилия, наркотики, экономические кризисы и бедность, экологические проблемы и коррупция.

Даже исполнение песен во время религиозных встреч носит более или менее современный характер – у каждого присутствующего в руках - песенник с нотами и текстом, а симфоническая музыка высокого качества, записанная на компакт-дисках, сопровождает пение. Все это в совокупности делает религию СИ более понятной и доступной обывателю.

Кроме прочего, учения Свидетелей Иеговы не лишены внутренней логики. Стороннему наблюдателю может быть вполне очевидна абсурдность их взглядов. Но! Погружаясь в изучение доктрин СИ, человек может обнаружить в какой-то момент, что ему просто нечего возразить – настолько все согласовано. На все вопросы уже заранее продуманы ответы.

Однако, не обольщайтесь. Эта внутренняя согласованность не выдерживает проверки никакими внешними «инструментами». Очень похоже на искусственно созданное биологическое сообщество, в котором поддерживается постоянство внутренней среды, но, которое не терпит никаких вмешательств извне. Например, искусственное болото.

Если вы попробуете проверить идеологию Свидетелей с исторической, научной точек зрения, она обнаружит множество противоречий и воззрений, требующих исключительно веры, а никак не разума. Вся согласованность взглядов СИ достигается тем, что на основании ряда тезисов, принятых за аксиомы, строится все здание идеологии. Внутри – тепло и уютно, хотя и очень искусственно, а снаружи здание отрезано от всех коммуникаций, дорог, инфраструктуры и прочего.

Отсюда, первой слабой стороной я бы назвала недоказуемость базовых тезисов религии СИ. К таким базовым тезисам относятся, например, идея существования Бога и Его непосредственное руководство деятельностью организации, идея боговдохновенности Библии и особое, «правильное» понимание смысла библейского повествования группой избранных лиц – Руководящим Советом Свидетелей Иеговы.

Можно приводить сколько угодно доказательств в подтверждение этих идей, однако, ни одно из них в отдельности и даже все вместе не смогут дать однозначный, убедительный ответ, так как все эти аргументы, по сути своей являются лишь интерпретацией фактов. Как можно доказать, что автобус пришел вовремя исключительно благодаря помощи Бога, а не по счастливой случайности – никак, в это можно только поверить!

Можно сколько угодно говорить о сложном устройстве Вселенной, но вывод о том, что ее создал Бог останется лишь смелой интерпретацией фактов. Подобных тезисов достаточно в любой религии, поэтому любая религия требует прежде всего веры, а не анализа фактов и причинно-следственных связей. Однако, Свидетели Иеговы настойчиво пытаются рационализировать свою веру и, таким образом, адаптировать ее к современной эпохе научного прогресса.

Пытаясь научно обосновать свои религиозные доктрины, СИ представляют их как единственно верный и правильный выбор с точки зрения фактов, науки и просто здравого смысла. Затем апеллируют к желанию человека быть просвещенным и интеллектуально развитым, говоря что-то вроде: «каждый здравомыслящий человек согласится с тем, что…» или «вы, как мыслящий человек понимаете, что…». В результате, у собеседника остается два выхода – согласиться с их выводами или признать себя недостаточно здравомыслящим. Это называется интеллектуальный шантаж!

Возможен еще и третий вариант, когда человек настолько хорошо разбирается в обсуждаемом вопросе, что способен аргументировано отстоять свои взгляды. Однако, таких людей немного и беседы с ними СИ предпочитают не затягивать – малоэффективно.

Вывод, который я хочу сделать – это то, что религия и наука идут параллельно и рационализировать религию невозможно, так как она по определению требует веры, а не доказательств. Вера же иррациональна. Вера – это переживание, чувство, а не интеллектуальная деятельность. И природа веры – психологическая. Поэтому доводы разума чаще всего бессильны перед ней, как и перед любой другой эмоцией или желанием.

Поэтому я считаю некорректным говорить о «правильности» или «истинности» той или иной веры с точки зрения разума, логики и науки. Здесь, скорее, уместно говорить о том, что та или иная вера более близка или понятна лично мне, гармонирует с моим внутренним миром и самоощущением.

Поэтому, следующей слабой или непривлекательной стороной религии СИ я бы назвала крайнюю категоричность и принципиальность религиозной позиции. «Только мы знаем, как правильно поклоняться Богу и только мы угождаем Ему своим поклонением. У нас правильный взгляд на мир, у всех остальных – нет. Все, кто не примет нашу позицию – погибнут, ведь наша позиция отражает взгляд Бога!»

Такая категоричность не может не отталкивать. Даже в обычном повседневном общении человек, излишне категоричный, вызывает сложности в общении. И, хотя, не каждый Свидетель Иеговы будет открыто выражать всю категоричность своей позиции, тем не менее, сама религия СИ требует подобного отношения. Ты не можешь быть верным СИ, если не считаешь только эту религию единственной истинной и не говоришь об этом окружающим людям.

На мой взгляд, один из основных конфликтов СИ с обществом – это претензия на обладание универсальной истиной. И не просто претензия, а активное внедрение своих идей в общество, чья культура и традиции, зачастую, входят в противоречие с этими идеями. Такая экспансия, обычно, вызывает желание защитить свои взгляды любой ценой и, уж конечно, не способствует развитию религиозной терпимости.

Кроме этого, религиозная политика СИ, в целом, несколько асоциальна, т.е. направлена на удаление от общества. Подробнее речь об этом шла в 6 главе этой книги – «Защитные механизмы организации СИ».

Свидетели Иеговы внутри любого государства создают отдельное общество, которое регулируется своими нормами и законами, имеет свою традицию и историю, свою иерархию и свои методы самообороны. Однако, это новое «государство» не вписывается гармонично в окружающее общество, а, большей частью, противостоит ему. При этом я не хочу сказать, что СИ, как религия, опасны для существующей системы. Я так не думаю. Скорее, не очень удобны, дисгармоничны.

Что еще отталкивает от Общества СИ? Безусловно, это активное участие в проповеднической деятельности, которая является одним из основных обрядов религии СИ. Заключается этот обряд в том, что каждый Свидетель Иеговы регулярно начинает и развивает разговоры на религиозные темы с незнакомыми людьми на улице, в парке, в транспорте, обзванивая все подряд квартиры или номера телефонов.

Безусловно, темы разговоров готовят и репетируют заранее, однако, ситуация пропагандирования сама по себе неприятна и сложна для многих членов организации. И, хотя, об этом не принято говорить прямо, большинство верующих все же предпочли бы никогда не заниматься этой деятельностью. Многие просто заставляют себя идти проповедовать по домам или публично.

С другой стороны, окружающие люди также не приходят в восторг от непрошенных гостей или назойливых попутчиков, пытающихся любой разговор вывести на религиозную тематику.

Но больше всего достается в этом отношении членам семьи Свидетелей Иеговы, не разделяющим их взгляды. Разными способами, искренне убежденные в необходимости этого СИ, пытаются привлечь своих родственников в организацию. Как бы случайно оставленные на видном месте журналы, неожиданно зашедший на чашечку чая «брат» или «сестра», просто откровенные споры и убеждения – все будет идти в ход ради «спасения погибающей души» родственника.

Такая идеологическая борьба может продолжаться годами, при этом, постепенно отдаляя членов семьи друг от друга. Отдаление от неверующих членов семьи я бы выделила как еще одну крайне непривлекательную черту религии СИ. Эта черта не просто непривлекательна, она вредна и опасна. Именно такие ситуации послужили поводом для обвинения организации Свидетелей Иеговы в разрушении семей.

В случае, если все члены семьи находятся внутри организации, то, как правило, это благоприятно сказывается на взаимоотношениях. И дело тут, не столько в чудодейственном влиянии религии, сколько в обычной психологической закономерности – участие в совместной деятельности объединяет. Содержание этой деятельности будет иметь относительное значение, сам факт совместного участия действует благотворно. Это знает и использует любой ведущий тренингов по командообразованию.

Безусловно, надо отдать должное установкам Свидетелей по отношению к семье в целом. В организации издаются целые книги, посвященные этому вопросу. Много внимания уделяется тому, как выбрать будущего спутника жизни (понятно, что исключительно из круга Свидетелей), как организовать быт и воспитывать детей.

Однако, все это оказывается крайне малозначительным перед той пропастью, которую создает эта же религия между членами одной семьи, Свидетелями и несвидетелями. В качестве продолжения вопроса семейных отношений следующая глава будет посвящена детям Свидетелей Иеговы.

Глава 8. Дети Свидетелей Иеговы

Как живется детям Свидетелей Иеговы? Этот вопрос, на мой взгляд, не однозначен. Многое зависит от зрелости личностей родителей, от детско-родительских отношений, от степени вовлеченности членов семьи в религиозные дела, от особенностей психики каждого отдельного ребенка и т.д. Однако, если говорить в целом, своему ребенку я бы такого детства не пожелала.

За годы нахождения в организации, я видела много разных историй и разных детей, вышедших порой даже из одной семьи. И все-таки, большинство детей Свидетелей Иеговы имеют общие черты. Это - ранняя взрослость, вызванная, очевидно, необходимостью с самого детства участвовать во "взрослой" жизни, обсуждать сложные философские и религиозные вопросы. Это - повышенное чувство ответственности, связанное, опять же, с необходимостью контролировать свое поведение по очень строгим "взрослым" правилам. Часто это невысокая самооценка, отсутствие обычной детской непосредственности, низкая креативность. К условно положительным чертам можно отнести высокую нравственность детей Свидетелей, наличие четкого представления о добре и зле, стремление развивать "добродетели".

Как исключение, встречаются абсолютно «здоровые», веселые, энергичные, непосредственные и креативные детки. Обычно, это не первые дети в семье и у перегруженных родителей на них остается не так уж много времени. Что касается этих детей, что-то подсказывает мне, что они не задержатся долго в жестких рамках свидетельской идеологии. В крайнем случае, займут в организации лидерские позиции. По крайней мере, их детство не вызывает больших опасений.

Беспокойство вызывают все остальные, кому повезло меньше. И главное беспокойство заключается в том, что их детство оказывается потерянным навсегда. Они не имеют возможности насладиться беззаботностью и безответственностью этого кусочка жизни.

Уже самые первые контакты с социумом для этих детей носят травмирующий характер. В детском садике они не участвуют в общих праздниках – Свидетели не отмечают ни Новый Год, ни дни рождения, ни 8 марта. Можно представить как чувствуют себя малыши, сидя в сторонке и наблюдая, как их ровесники веселятся, рассказывают стихи и получают подарки!

Как-то на детской площадке я наблюдала такую картину… На площадку пришла мама с дочкой лет пяти. Девочка выглядела несколько странно – нелепый «бабушкин» платок, повязанный в три оборота, какие-то зеленые пятна по всему лицу и рукам. Она выглядела очень грустной, все время озиралась на маму, долго не решалась подойти к песочнице… Наконец, ее заметила моя дочка и прямиком бросилась знакомиться. Не успела она подлететь к девчушке, как между ними встряла мамина фигура. «У моей дочки ветрянка, уже проходит, но лучше не подходить, на всякий случай. Мы обошли несколько площадок – везде гуляют дети, больше у меня нет сил искать пустую». Девочка даже не подняла голову на мамины слова, просто продолжала вяло насыпать песок в ведерко. Мы быстро собрались и пошли гулять в более «безопасное» место.

По дороге на другую площадку я поймала себя на мысли, что грустные глаза этой девочки мне очень напоминают детей из собрания Свидетелей Иеговы. Не всегда, конечно, они выглядят так грустно, но в группе сверстников часто это бывает именно так.

Родители-свидетели всячески поощряют обособленность своих детей от «мирского» коллектива. Очень похоже на поведение мамы на детской площадке. Она даже не понимает, что своими руками создала ребенку ситуацию, в которой он чувствует себя «изгоем». Дети с опаской оглядываются на нее и обходят стороной. Болезнь пройдет, а эмоциональный след может остаться надолго.

Родители-свидетели считают, что защищают ребенка от вредного влияния детского коллектива – ребенок остается «верным христианином», не ругается матом, не рисует на заборе, опрятен и всегда вежлив… При этом забывают о тех издержках, которые ему приходится платить за «верность» родительским установкам. Зачастую это – всевозможные социальные страхи, неуверенность в себе, слабая адаптация в коллективе сверстников, чувство, что «я не такой как все»…

Заключение

"Пес возвращается на свою блевотину" и "вымытая свинья идет валяться в грязи" (2Петра 2:22) - так живописно представляют Свидетели Иеговы будущее тех, кто однажды покинул Общество Сторожевой Башни. Никто из бывших СИ не может даже рассчитывать на удачную, счастливую жизнь вне организации! Ну да, ничего удивительного! "Организация" постаралась сделать все возможное, чтобы осложнить жизнь своим бывшим членам… Полная изоляция от друзей и частичная от родственников, унижающие разборки на "правовых комитетах" могут оставить эмоциональные травмы на долгие годы.

Однако запас прочности человеческой психики настолько велик, что порой просто поражает. Люди выдерживают все и начинают жизнь заново или почти заново.

Именно это произошло и со мной...

Когда мы с мужем перестали посещать собрания, мы не планировали радикальных мер, по крайней мере, я не планировала. Мы решили взять тайм-аут – побыть в стороне от религиозной жизни и самостоятельно разрешить все свои сомнения. (На самом деле, я так до сих пор и не могу понять, что это было – уловка сознания или мы, действительно, еще могли вернуться.) Решение окончательно порвать со Свидетелями вызрело позже, когда наши сомнения переросли в убеждения, не согласующиеся со свидетельскими понятиями. Однако, новые убеждения появились не сразу. Сначала разрушались старые…

Процесс этот происходил настолько стремительно, что я сама не переставала себе удивляться. Иногда мне даже начинало казаться, что раньше я не верила по-настоящему. Но, думаю, дело было в другом… Будучи Свидетелем, я верила и в Бога, и в Иисуса, и в Библию, и в Армагеддон, но старые объяснения постепенно стали терять свою убедительность. Я помню, например, что последние год-полтора я проповедовала и давала комментарии на собраниях на ограниченное число тем – научные доводы в пользу существования Бога, ценность Библии с культурной точки зрения, семейные вопросы, в общем, те темы, в которых я не сомневалась. Остальные находились в подвешенном состоянии. Объяснения Свидетелей уже не устраивали, а более разумных на тот момент не было. Поэтому и говорить о них другим я не могла. Я это называю внутренней честностью.

Мое состояние было похоже на процесс брожения вина. А если еще представить, что процесс этот происходил в «плотно закупоренной таре», каким являлось собрание, то становится понятно, почему после «освобождения» изменения происходили так стремительно (некоторым и вовсе «сносит крышу»). Роль «закупоренной тары» успешно играло собрание с его жесткой регламентацией и психологическим прессингом. Ведь руководители Свидетелей Иеговы знают даже о том, какие мысли позволительны, а какие нет для членов их организации! Об этом регулярно напоминается в свежих выпусках Сторожевой Башни, поэтому у верных СИ любое сомнение в привычных взглядах вызывает сильное чувство вины. Кажется, это называется контролем сознания. Я поняла, что такое психологическое давление имеет место, лишь освободившись от него.

Татьяна Блохинцева
Татьяна Блохинцева

Регулярное общение с членами собрания, плотный график религиозной деятельности, постоянное ощущение высокого тонуса не дают человеку возможности расслабиться, побыть наедине с собой и своими мыслями. Вот почему, избавившись от всего этого, я так быстро и легко стала преобразовывать свои взгляды. Вся шелуха свидетельской идеологии облетела мгновенно, осталось только ядро – взгляды, привитые, пожалуй, еще в детстве. Это определенные моральные ценности, личностные качества… Они и стали постепенно обрастать новыми, уже собственными убеждениями. Процесс этот, надо сказать, необыкновенно приятный, похожий на разработку интерьера собственного дома. В конце концов, твое жилище становится таким родным и уютным, что испытываешь огромное удовлетворение и невероятную гордость за то, что все это сделали твои собственные руки!

Не скажу, что все время было легко и просто. Нет. Был период «пустоты» (где-то полгода - год), когда я не чувствовала «почвы под ногами». Кто я? С кем я? Зачем я? Я не могла ответить на эти вопросы определенно. Чувствовала себя в полной невесомости мыслей и чувств. Наверное, это был тот момент во время ремонта, когда вынесли всю старую мебель, сорвали старые обои, а новые, пока, не завезли... Это было время смущения и неопределенности. Но оно, слава богу, прошло. Я выжила!

А вот дальше началось самое интересное. К тому времени я училась на втором курсе в Университете, на факультете психологии. Несмотря на то, что обучение было заочным, я получала массу пищи для размышления. Познакомилась с разными философскими точками зрения, с разными школами в психологии и эти знания легли в основу моих новых убеждений.

Так, например, на одной из лекций мы обсуждали, какие требования существуют к современной науке. И я, к своему огромному удовлетворению узнала, что существует так называемый постнеклассический идеал научности, основная идея которого – идея относительности истинности научного знания. Ученый не открывает мир, а лишь интерпретирует действительность. Мир – это то, что считается истинным в определенных социально-культурных условиях. Соответственно, научные концепции не могут быть оценены как истинные или ложные. Каждая теория применима к определенным условиям. В основу таких взглядов легли идеи квантовой физики, теории относительности, синергетики…

Все, что я слушала тогда, получило огромный резонанс с моим внутренним пониманием, видением мира. Я была просто счастлива! Теперь в противовес своим религиозным оппонентам я могла предъявить не просто свои собственные умозаключения, но и целую научную концепцию! Да, и к тому же это здорово подняло мою самооценку. Еще бы! То, что я чувствовала интуитивно, оказалось одной из последних научных разработок в области методологии!

Так я обрела «почву» под ногами. И что самое приятное – все новые взгляды я принимала или не принимала, основываясь исключительно на своих собственных ощущениях. Это можно сравнить с сочинением музыки. В результате получаешь собственную неповторимую композицию, которая отзывается в твоей душе каждым своим звуком!