БРУКЛИНСКИЙ  МОДЕРН

«Я решил не знать среди вас ничего, кроме Иисуса Христа… И пришел я к вам в слабости, и в страхе, и в сильном трепете» 

(Библия, 1 Коринфянам 2:2,3)

В отличие от апостола Павла, который «решил не знать ничего, кроме Иисуса Христа», многие современные религиозные организации имеют в своем богословском арсенале не поддающиеся простому подсчету теологические догмы и обязательные требования, без которых будущее спасение адептов немыслимо. Более того, некоторые религии не довольствуется устоявшимся катехизисом веры, привнося в него бесконечные изменения и дополнения. И Общество Сторожевой Башни - безусловный лидер среди модернистских течений.

Модернизм – это процесс приспособления религии к изменчивым внешним факторам, в том числе социальным и политическим; согласование достижений науки, философской мысли и общественного религиозного сознания с богословием. Модернизм противоположен фундаментализму или стремлению оставить религиозную систему в традиционном состоянии. Ни фундаментализм, ни модернизм сами по себе не являются чем-то плохим или хорошим. Это лишь инструменты для того, чтобы религиозная система самоидентифицировала себя и развивалась. Эти два подхода становятся «плохими» лишь тогда, когда религиозная структура использует их в целях сохранения и упрочения власти над умами верующих, при этом лишая этих людей возможности саморазвития и самореализации.

В организации «Свидетели Иеговы» сосуществуют оба подхода, хотя ни один из членов организации никогда в этом не признается, и причина тому проста – они этого не осознают. В журнале «Сторожевая Башня» за 15 января 2008 года (стр. 3) утверждается, что «с 1879 года, невзирая на войны, экономические трудности и преследования, "Сторожевая башня" неизменно провозглашает истины о Божьем Царстве». Слово «неизменно» указывает на незыблемость и долговечность проповедуемых "истин", или их фундаментальность. На практике же все получается с точностью до наоборот.

Модернизм можно проследить фактически во всех основных учениях, он виден невооруженным глазом. И главная задача бруклинского модернизма - всеми возможными способами сохранить статус-кво своей безграничной власти. Поэтому так часто элементы модернизма и фундаментализма причудливо переплетаются в учениях этой организации. Еще в советскую эпоху многие отечественные авторы (Алексей Москаленко, Эдуард Бартошевич, Василий Коник, Виктор Языкович и другие), писавшие о Свидетелях Иеговы, в один голос заявляли о ярко выраженном модернизме, вполне комфортно сосуществующим с элементами фундаментализма.

Модернизм проявляется не только в изменении основных учений, но даже в малом. Например, иллюстрации к книге «От потерянного до возращенного рая» (1958 год, на русском издана в 1962 году, стр. 208,209) «живописно» рисуют картину, чего ожидать в будущем тем, кто не является членом организации. Текст к иллюстрациям гласит: «Панический ужас овладеет народными массами, так что они потеряют контроль над собой и начнут убивать друг друга… Но их эгоистичная борьба за жизнь будет напрасна. Кто не будет умерщвлен своим ближним, будет убит Божьими небесными воинствами. Уничтожение, производимое ангелами Христа над всеми противниками Царства, будет ужасное. Многие станут жертвой язвы, от которой их тела будут при жизни разлагаться… Иссохнет язык тех, которые издевались и смеялись над предостережением об Армагеддоне. Истлеют глаза тех, которые не хотели видеть признака "конца времени"! Исчахнет тело тех, которые не хотели понять, что имя живого и истинного Бога – Иегова! Да, они будут истлевать, стоя еще на ногах своих».

Конечно, после столь «ободрительных» слов уйти из спасительного бункера в лице своей организации – это последнее, что может посетить воспаленный ум члена ОСБ. Однако, сегодня в публикациях Общества вы практически не найдете подобных откровений и иллюстраций, на которых сошедшие с ума люди готовы убивать друг друга, а папы, мамы, их дети, а также домашние животные срываются в распростертую бездну Армагеддона. Современный образованный читатель вряд ли насытится «духовной пищей» столь легковесного содержания. Кроме того, Свидетели Иеговы многократно сталкивались с судебными обвинениями в нагнетании апокалипсических страстей и их отрицательном влиянии на детей. Поэтому организации ничего не остается, как приспособиться под тенденции современного мира, что является одним из проявлений модернизма.

«Свет истины». Хотя Общество Сторожевой Башни никогда не использует термин «модернизм», зато с удивительной частотой – практически в любой публикации – нещадно эксплуатирует его теологический синоним - выражение «свет истины». Каковы бы ни были изменения, они всегда являются «сиянием света истины от Иеговы». Более того, если вчерашнее учение оказалось ложным или даже смертельно опасным для жизни людей, как это было в случае отказа от вакцинации и трансплантации органов, а сегодня оно успешно предано анафеме – это все равно «свет истины», освещающий славную поступь Свидетелей Иеговы в новый мир.

В журнале «Сторожевая Башня» от 15 марта 2007 года (стр. 13), в статье «Как прекрасен сияющий свет!», говорится: «Иегова просветил нас, открыв нам чудесные библейские истины. Не должны ли мы от всего сердца быть ему благодарными?» Выразить свою благодарность Свидетели Иеговы могут лишь одним способом: «Самое большое добро, какое мы можем сделать людям,— это помочь им обрести свет истины от Бога» («Сторожевая Башня» от 15 мая 2008 г, стр. 5). Иными словами, модернистские новшества, или «свет истины» необходимо нести в массы.

Однако, это понятие вовсе не абстрактное. В «Сторожевой Башне» за 1 января 1994 года (стр. 25) уточняется, что «Иегова, "Боже истины", пользуется классом верного и благоразумного раба и его Руководящей корпорацией [советом], чтобы предоставлять нам своевременные журналы». То есть, по большому счету, «свет истины» - всего лишь одобренные руководством Общества статьи теологического и организационного характера. При этом абсолютно не важно, насколько логично или абсурдно содержание публикуемых «истин». Даже если догмат меняется четырежды на прямо противоположный (как это было в случае с учением о воскрешении жителей Содома), все равно - это божественный «свет истины».

Никаких сомнений. Как поют сами Свидетели Иеговы, «Господь нам назначил раба своего, Он вовремя нам помогает. Свет истины ярче сияет теперь, Сердец и умов достигает» (песня №116). Достигая сердец и умов, «свет истины» буквально заполняет их, не оставляя места для независимого мышления. Ну а если у кого-то возникают сомнения в природе этого «света», многие журналы «Сторожевая Башня» содержат по этому поводу отеческие советы: «Испытание, с которым мы можем встретиться, связано с тем, насколько мы ценим свет библейской истины, который становится все ярче, и советы, даваемые классом верного раба… Будем ли мы сомневаться в мудрости даваемого нам совета?» («Сторожевая Башня» за 15 мая 1998 года, стр. 19) «Хитрая тактика Дьявола — сеять в умы сомнения. Он высматривает слабость в вере и пользуется ею... Если в ваше сердце закралась хоть капля сомнения в Иегове, его Слове или организации, постарайтесь быстро устранить ее, прежде чем она вырастет и убьет вашу веру… Источником [ваших сомнений] может быть гордость или неправильное мышление. Не привнесло ли яд сомнений чтение или слушание отступнических идей или мирской философии? Крепко держитесь Иеговы и его организации. Преданно подражайте Петру, который решительно заявил: "Господи! К кому нам идти?"» («Сторожевая Башня» за 1 февраля 1996 года, стр. 23,24).

Заметьте, насколько прямолинейно лидеры ОСБ диктуют условия спасения в организации, из которой якобы некуда идти и в которую надо буквально вцепиться двумя руками («крепко держаться»). Источником даже «капли сомнения» определяется не врожденное человеческое любопытство, желание анализировать, а «гордость и неправильное мышление» вкупе с «Дьяволом».

В журнале «Сторожевая Башня» за 15 июля 2011 года (стр. 30) говорится: «В наши дни вносятся уточнения в понимание некоторых библейских учений. Это не должно нас тревожить; это должно укреплять наше доверие к верному и благоразумному рабу… Для верного раба важнее действовать в согласии с открывающимся замыслом Бога, чем ограждать себя от критики».

Иными словами, неважно, что инспирируют руководители ОСБ - это «не должно тревожить», - поскольку, в любом случае, их откровения есть «открывающийся замысел Бога», поэтому любую критику, даже если она объективна и своевременна, можно проигнорировать. Критиковать «канал раба» - все равно, что искать противоречия в словах самого Бога! Согласно совету из журнала «Сторожевая Башня» за 15 июня 1996 года (стр. 21), при появлении любого критического склада ума, следует спросить себя: «К чему это, скорее всего, приведет? Не лучше ли прекратить ропот и смиренно молиться о мудрости?» После этого советуется вспомнить о бунтовщиках прошлого, уничтоженных Всевышним.

Так что сомнение - пожалуй, самое страшное слово для любого Свидетеля Иеговы, ведь возникшее внутреннее несогласие с т.н. «светом истины», а уж, тем более, недоверие к системе в целом, способны спровоцировать серьезный духовный кризис с самыми непредсказуемыми последствиями. Поэтому источником сомнений элита ОСБ называет не естественное стремление человека к анализу фактов и желание удостовериться в их истинности, а – не больше, не меньше - дьявола! Если в сердце рядового члена проклевывается намек на сомнение в очередной «свет истины», он уже подготовлен к тому, чтобы ужаснуться и обличить себя как пособника сатаны еще до того, как сомнение оформится в законченную мысль.

Парадокс ситуации заключается еще и в том, что на первоначальном этапе проработки будущего новообращенного, его поощряют сомневаться во многих церковных учениях (Троица, бессмертие души и т. д.), а также в благотворности и искренности церковной жизни. Подобные сомнения навязываются, кроме прочего, и с той целью, чтобы через критический анализ определенной информации, – часто негативно искаженной и заведомо предубежденной, - пробудить в человеке духовные искания. Теперь же, когда те же самые люди сами стали членами ОСБ, им категорически, под страхом изгнания и потери вечной жизни, запрещают сомневаться. А значит, запрещают думать, сравнивать, сопоставлять, принимать решения и действовать в соответствии с личными выводами.

В таком подходе наиболее выпукло видны двойные стандарты, которыми буквально пропитано отношение религиозной власти к пастве. Вячеслав Антонюк, бывший член организации, говорит: «Когда вы только начинаете изучать Библию со Свидетелями, то вам говорят, что Библию можно сравнить с письмом Бога к человеку, что Библия проста для понимания, так как адресована простым людям… Но, когда ты принимаешь крещение и становишься одним из Свидетелей Иеговы, когда начинаешь вникать в Библию, находить нестыковки в их вероучениях и задаешь по этому поводу вопросы, тебя начинают убеждать в обратном – в том, что без помощи организации ты не можешь самостоятельно понять Библию и разобраться в истинности вероучения».

Иными словами, без инициированного из Нью-Йорка «света истины» какие-либо подвижки в библейском понимании невозможны. Получается, «свет истины» - словно некий солярий, в котором степень освещенности и качество «загара» от вас не зависят. И даже если вы чувствуете, что лучи «света истины» не столько согревают, сколько провоцируют рак кожи (а точнее – атрофию головного мозга), никакие аргументы не смогут изменить ваше положение.

Например, для автора книги «Помазанники в Организации Свидетели Иеговы» Владислава Троицкого камнем преткновения стало число 144000 и связанный с ним теологический «винегрет». Вот что он пишет: «Я знаю, что каждого Свидетеля Иеговы на разных этапах обязательно посещают сомнения относительно учений Общества… В то время я уже твердо знал, что привести к правильному пониманию меня может только руководство Общества. Я шел к старейшине, чтобы рассеять свои сомнения. И пусть после этого оставалось ощущение, что Библия говорит несколько иначе, но я знал, что получил ответ от Бога! Чтобы не использовать слово "глупо", я скажу, что мои действия были по-детски наивными и несерьезными. Неразумно было ожидать от старейшины такие слова: "Да, хотя твои доводы и несут обличительный характер, но они верные". На ряд вопросов старейшины давали такой ответ: "Надо какое-то время подождать, пока в будущих публикациях Общества свет истины от Иеговы станет ярче, и Он обязательно откроет нам более ясное понимание этого вопроса". Поэтому я… начал самостоятельно исследовать некоторые вопросы. Я посчитал, что так я могу лишь усилить мое доверие к учению Общества, чтобы в дальнейшем более ни в чем не сомневаться… Сейчас я очень хорошо понимаю, что любое незнакомое учение нельзя поспешно принимать, согласно кивая головой… Как только я убедился, что учение "помазанников" противоречит Библии, организация перестала для меня существовать… Я опять обратился к старейшине, но уже не для того, чтобы разрешить свои сомнения, а чтобы заявить, что ухожу из организации, потому что не согласен с учением ее руководства. Лишение общения последовало незамедлительно, чтобы оградить меня от остальных членов собрания».

Элита ОСБ не может не сознавать, что ревизия немалого числа ее учений способна обнажить их непоследовательность и несоответствие Библии. Поскольку любая литература с критикой на содержание изливаемого «света истины», способная содействовать прозрению адепта, является по определению «отступнической», то резонны следующие предостережения из журналов «Сторожевая Башня»: «Быть беззаветно преданными видимой организации Иеговы значит также не иметь ничего общего с отступниками. Беззаветно преданные христиане не станут любопытствовать: о чем же говорят эти люди?» («Сторожевая Башня» за 15 марта 1996 года, стр. 17). «Нельзя допускать, чтобы любопытство завлекло нас на пагубный путь отступничества!» («Сторожевая Башня» за 1 мая 2000 года, стр. 10). «Отступничество ведет к духовной смерти… Мудро не допускать даже мысли о том, чтобы слушать слова отступников» («Сторожевая Башня» за 1 июля 2007 года, стр. 13).

Свидетели Иеговы не просто вторят вышеприведенным установкам верхов, но активно реализуют их на практике. Например, на протяжении многих лет книги доктора Джерри Бергмана, автора бестселлера «Свидетели Иеговы и проблема психических расстройств», планомерно уничтожаются по всем библиотекам Соединенных Штатов. Например, в Форт Уэйне 30 книг были разорваны пополам, изрезаны ножом или лезвием. В Андерсоне 24 книги были изуродованы или потеряны. Такая же история с пропажей и уничтожением в других библиотеках, что документально зафиксировано. Причем Свидетели Иеговы совершают эти преднамеренные, вопиющие акты вандализма даже несмотря на то, что в США подобное уничтожение государственной собственности - уголовно наказуемое преступление, а сами члены организации не перестают трубить о своём выдающемся законопослушании.

Фредерик Френц
Фредерик Френц

Единство путем лжи. Но если бы Свидетели Иеговы познакомились со стенограммой одного судебного процесса, может быть, кто-то из них задумался над истинной природой «света истины», врагов которого они так нещадно шельмуют. Это разбирательство состоялось 1954 году в Шотландии и стало известно как «Дело Уолша», где Дуглас Уолш, председательствующий надзиратель одного из собраний, доказывал свое право на получение официального статуса «посвященного служителя» в государстве.

На суде присутствовали высшие чины Общества, в том числе вице-президент Фредерик Френц. На вопросы, являются ли журналы и книги организации официальными вероучениями, и входит ли в обязанность рядовых членов их признание, Френц ответил утвердительно. На вопрос, будет ли население Нового мира состоять исключительно из Свидетелей Иеговы, Френц пояснил: «Изначально оно будет состоять только из Свидетелей Иеговы», таким образом, подтвердив, что признание или не признание вероучений ОСБ является вопросом жизни и смерти. Когда вице-президента спросили по поводу тех людей, кого изгнали из организации («лишили общения») за отказ признать некоторые учения (или «свет истины»), Френц не только подтвердил, что такая «необходимость возникает», но сказал буквально следующее: «Исключение может означать для исключенного погибель, если он не раскается и не исправит своего поведения, и если он будет оставаться вне организации».

После этого адвокат обратил внимание Френца на тот факт, что Общество не раз отказывалось от собственных утверждений. Например, озвученная Расселом хронология отвергнута, однако долгое время Свидетели Иеговы обязаны были соглашаться с ней.

Адвокат: «То, что сегодня провозглашается Обществом в качестве истины, через несколько лет может быть признано ошибкой?»

Френц несколько раз уходил от ответа, но, в конце концов, признал, что это так.

Адвокат: «У Свидетеля нет иного выбора, кроме как подчиниться указаниям из "Сторожевой башни", "Информатора" [«Наше священное служение»] или "Пробудитесь!", и принять их в качестве обязательных?»

Френц: «Он должен согласиться с этими указаниями».

Когда очередь на суде дошла до юрисконсульта Общества Хейдена Ковингтона, он заявил, что «есть много причин для того, чтобы изменять толкование Библии. С ходом времени исполняются пророчества, и наше понимание становится все яснее». Тогда адвокат обратил внимание на ложные пророчества, которые Свидетели Иеговы обязаны были принять. Ковингтон ответил: «Вы поймите, у нас должно быть единство. Единства не может быть, если каждый из множества людей пойдет своей дорогой».

Далее адвокат спросил: «Если бы член Свидетелей Иеговы самостоятельно решил, что это пророчество было неправильным, и стал говорить об этом, то его бы лишили общения?»

Ковингтон: «Если вся организация верит в одно, даже если это ошибка, и кто-то начинает продвигать свои взгляды, то теряется единство, возникают проблемы, исчезает единомыслие, пропадает дружное марширование… Наша цель — сохранять единство».

Адвокат: «Единство любой ценой?»

Ковингтон: «Единство любой ценой…»

Адвокат: «И даже единство, основывающееся на обязательном согласии с ложным пророчеством?»

Ковингтон: «Выходит, что так».

Адвокат: «И человек, который выскажет свою точку зрения о том, что, как вы говорите, этот взгляд ошибочен, если этот человек крещен, то он будет лишен общения и будет считаться нарушителем Завета?»

Ковингтон: «Это так».

Адвокат: «Он будет заслуживать смерти?»

Ковингтон: «Я отвечу "да" без колебаний».

Адвокат: «И вы называете это религией?»

Ковингтон: «Это и есть религия».

Адвокат: «И вы называете это христианством?»

Ковингтон: «Несомненно».

Комментируя данный опус в своей книге «В поисках христианской свободы» Реймонд Френц пишет:

«Ради сохранения единства христианин должен согласиться с тем, что, по его мнению, противоречит Слову Бога. Что бы человек ни прочитал в Библии, он не может об этом говорить, если это не согласуется с непререкаемыми учениями организации… Что бы он ни прочитал в Библии, ему придется подождать до тех пор, пока "должный источник", Руководящий совет, не скажет ему, во что можно верить и о чем можно говорить. Чем же оправданы столь большие притязания? Потребностью в "единстве любой ценой", даже если оно будет основываться "на обязательном согласии с ложным пророчеством". Не соглашаться означает подвергнуться лишению общения и "заслуживать смерти". Человек может сколько угодно читать записанные слова самого Господа, но он не имеет права руководствоваться ими, если самопровозглашенный "раб" не позволяет ему этого делать. Вот как простыми словами формулируется идея, которую защищает организация».

Рутерфорд 1925

Ослиный подход. В предыдущих главах были рассмотрены знаменательные вехи истории и ряд основополагающих учений Общества Сторожевой Башни. Порой такой анализ выявлял непоследовательность и откровенную глупость в поступках и учениях руководителей. Слова Рутерфорда по поводу назначенного им на 1925 год конца света - «Я выставил себя сущим ослом» - прекрасно характеризуют мерцающий из кабинетов вождей «свет».

Однако, Свидетели Иеговы, наученные не любопытствовать и не заниматься теологической «интерференцией», стараются нести посылаемый им «свет истины» в массы. Поэтому слова еще одной «теократической» песни гласят: «Мы в песне хвалу Иегове умножим, Свет истины всем увидеть поможем. Служенье ему для нас все дороже» (песня №50). Хотя и не в стихах, но подобную мысль можно проследить в любой публикации Общества. Например, в «Нашем Царственном служении» за февраль 2006 года (стр. 4) содержится следующее поощрение членам собрания: «Размышляя о норме для подсобного пионера — 50 часов,— составь график, который позволит тебе распространять свет истины примерно по 12 часов в неделю». Так что любой, кто получил от Свидетеля Иеговы одобренную «верным и благоразумным рабом» литературу, держит в своих руках, в каком-то смысле, пучок «света истины».

К сожалению, Свидетели Иеговы намеренно отказываются видеть в этом «свете» откровенный подлог. Это особенно очевидно на примере неудавшихся пророчеств. Бывший высокопоставленный член организации Уильям Шнелль обратил внимание, что «с 1917-го по 1928 год журнал „Сторожевая Башня" изменял учения не менее 148 раз».

По этому поводу автор книги «Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания» (стр. 346) Рон Роудс пишет: «В разговоре со мной один Свидетель Иеговы признал, что в прошлом Общество Сторожевой Башни делало ошибочные предсказания. Как и следовало ожидать, он ссылался на то, что и библейские пророки иногда ошибались. Затем он добавил, что "свет" (исходящий от Бога) сегодня становится все ярче и ярче, и все становится гораздо яснее. Поэтому Общество Сторожевой Башни сегодня понимает все гораздо лучше, чем прежде, и свет становится все ярче с каждым днем. Я ответил: "Если свет с каждым днем становится ярче, через десять лет вам, возможно, придется признать ошибочность всех своих нынешних убеждений, — ведь через десять лет свет будет гораздо ярче, не так ли?" Он слегка смутился, но все же признал справедливость моих слов. А что ему оставалось делать? Тогда я продолжил: "А что, если вы завтра умрете? Значит ли это, что вы умрете в заблуждении и навсегда погибнете?" Не желая продолжать этот неприятный разговор, мой собеседник быстро сменил тему».

Часто, оправдывая прошлые ошибки и лжепророчества, Свидетели Иеговы используют тезис, будто «библейские пророки тоже иногда ошибались». Рон Роудс приводит одно из мест Писания, которое может быть использовано «проповедниками» в качестве подобного «доказательства» - Иона 3:4—10; 4:1—2. Речь идет о пророке Ионе, предсказавшем разрушение Ниневии, которое так и не состоялось. Иона передал ровно то, что услышал от Бога, который, в свою очередь, стремился побудить ниневитян раскаяться в злых деяниях. В таких действиях Всевышнего нет ничего удивительного, ведь Он сам заявил пророку Иеремии следующее: «Если я когда-нибудь буду говорить против какого-либо народа и царства, чтобы искоренить, разрушить и уничтожить его, и этот народ отступит от своего беззакония, о котором я говорил, то я пожалею о том, что решил навести на него бедствие» (Иеремия 18:7,8). Прежде, чем послать пророка Иону с вестью, Бог уточнил, что жителям города дается срок 40 дней (Иона 3:4). Уже один этот факт должен навести внимательного читателя на вполне логичную мысль: зачем давать городу столько времени, если целью является его уничтожение? Поэтому считать, что проявленное милосердие Бога эквивалентно лживости пророка Ионы – значит извратить Писание.

Какие бы оправдания не находили американские руководители собственному «свету истины», все они безосновательны. Это станет еще более очевидно на других примерах.