СВЕТ ИСТИНЫ

ИЛИ КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ

Когда в объяснение библейских стихов вносятся изменения или в чем-то меняется утвержденный порядок, нам нужно это принимать» 

(«Сторожевая Башня» за 15 декабря 2008 года, стр. 10)

Потребность в оправдании ошибочных, ложных взглядов остро ощущалась еще основателем деноминации Чарльзом Расселом. Когда десятки пророчеств, накрепко привязанных к временной шкале, не сбылись, настало время объяснений. Любой смиренный человек сказал бы: «Я был не прав. Простите меня». Но Рассел избрал другой путь. Он настолько верил в собственную хронологию, что перестал обращать внимание на одну немаловажную деталь: насколько бы красочными не казались расчеты и связанные с ними перспективы, они оставались всего лишь плодом человеческого воображения.

Рассел сделал сразу три недопустимых для ответственного лидера ошибки, что впоследствии выльется в официальную установку организации «Свидетели Иеговы», которую можно определить как тактику оправдания. Когда возложенные на 1914 год надежды не сбылись, Рассел поспешил заверить своих приверженцев: «Это была естественная ошибка, в которую мы попали». Иными словами, ошибка объявлялась коллективной, а Рассел снимал с себя личную ответственность.

Более того, он нашел гениальное оправдание: «Мысль о том, что Церковь будет собрана в славе до наступления октября 1914 года, без сомнения, оказала очень стимулирующее и освящающее влияние на тысячи людей, каждый из которых может за это славить Господа — даже из-за ошибки…» (предисловие к книге «Время близко», переиздание 1916 года). Выходит, что паству лучше всего стимулируют лжепророчества. И в этом действительно есть доля истины, ведь апокалипсические предсказания всегда будоражили воображение людей. Не столько учения, сколько конкретные обещания скорого рая и блаженства, побуждали их впрягаться в ярмо очередной религии и, стиснув зубы, ждать конца света. Америка того времени славилась подобными движениями, и порой волнения на религиозной почве охватывали целые штаты. Рассел лишь облек эти процессы в оптимистичную форму, назвав их «стимулирующими и освящающими».

Однако в Библии нет прецедента «славить Господа из-за ошибки». Бог - не тот, кто инспирирует заблуждения, а человек, в свою очередь, не имеет морального права говорить от Его лица. Тем не менее, оправдательная тактика «я тут ни при чем» будет на «ура» подхвачена преемниками Рассела.

Чарльз Рассел
Чарльз Рассел

Тактика оправдания. Логика оправдания выглядит следующим образом: 1) снять с себя ответственность, переложив ее на плечи паствы; 2) «доказать», что ошибочные учения служат прогрессу организации; 3) побудить адепта смотреть на ошибки, как на причину «славить Господа».

Главным «библейским» аргументом в осуществлении такой политики стал на первый взгляд совершенно безобидный стих из Притчи 4:18: «Путь праведных — как сияющий свет, который становится все ярче и ярче до наступления полного дня». Благодаря необычной трактовке этого стиха, любые «ляпы» организации благополучно списываются на счет «Божьего света», который до того момента светил недостаточно ярко. Следовательно, любые новые «уточнения» учений являются плодом более «яркого света». Таким образом, огромное количество ложных пророческих обещаний с легкостью списываются на недостаток божественной освещенности и даже служат доказательством Его благословений – «свет истины сияет все ярче»!

Если все это перефразировать, то получается следующее: Творец ведет свою единственную организацию путем бесконечных проб и ошибок. Организация - лишь скромный исполнитель, и за все несуразицы и ложные учения сейчас и в будущем в конечном итоге ответственен Бог, ведь это Его организация, и это Его маршрут. Если есть более циничное оправдание человеческим ошибкам и откровенной лжи, то найти его будет очень и очень сложно. Как пишет в книге «Пленники идеи» Дон Камерон, «своим истолкованием Притчи 4:18, они словно возложили на Бога вину за каждое собственное неправильное понимание Библии».

Организационные ошибки и ложные доктрины порой оправдываются утверждением, что руководители Общества - это «несовершенные люди, которые могут ошибаться». Как заявлено в «Сторожевой Башне» за февраль 2017 года (стр. 26), «Иисус не обещал, что его верный раб будет готовить духовную пищу, лишенную изъянов», возлагая на Христа ответственность за все «неверные организационные решения», учения и лжепророчества.

Однако столь, мягко говоря, циничный подход никогда не применяется к настоящему времени, и любое несогласие с текущим пониманием недопустимо. Причем вероятность того, что через несколько лет новые «истины» будут подвергнуты ревизии или списаны в утиль, крайне велика. В таких случаях руководителям Общества Сторожевой Башни как раз и помогает спекуляция на библейском стихе из книги Притчи 4:18.

В книге «Возвещатели» (стр. 641,708) говорится: «Иегова ведет свой народ к свету истины, просвещая его шаг за шагом [2]… Оглядываясь на годы своей современной истории, Свидетели Иеговы видят, что Иегова поистине очищал свой народ. Они постепенно избавлялись от неправильных взглядов, мышления и образа действий, а те, кто не желали со всем этим расставаться, уходили [1,2]. Оставались те, кто не поступается библейской истиной ради человеческой философии [2]. Они не следуют за людьми, но преданно служат Иегове Богу. Они с радостью откликаются на руководство организации, поскольку видят несомненные доказательства того, что это — организация Иеговы [2,3]. Они ликуют в свете истины, который сияет все ярче (Прит. 4:18) [3]».

В этих высказываниях присутствуют все три заложенных Расселом аргумента (выделено квадратными скобками). Их цель – убедить адепта в «несомненных доказательствах того, что это — организация Иеговы», следовательно, в ней не может быть ничего неистинного, поэтому извиняться за прошлое – абсурдная затея.

Современные руководители ОСБ научились не только легко обходить острые углы теологических лабиринтов, но и виртуозно «побуждать» паству безапелляционно, «с огромной радостью» принимать любые модернистские перлы. В изданной в 2009 году книге «Основательно свидетельствуем о Царстве Бога» (стр. 71) говорится: «В наши дни Иегова открывает свою волю своему народу постепенно (Прит. 4:18). С помощью святого духа он руководит "верным и благоразумным рабом" и его Руководящим советом. Иногда мы можем получать уточнение в понимании Божьего Слова или узнавать об изменениях в каких-то организационных вопросах. Стоит спросить себя: "Как я реагирую на такие изменения? Подчиняюсь ли я руководству Божьего духа в этих вопросах?"»

Может ли верующий, читая такие слова, осмысленно воспринимать богословские манипуляции «раба»? Конечно, нет, ведь размышления могут привести к сомнениям и несогласию, то есть к намеренному неподчинению Святому духу. Рядовой Свидетель обязан не замечать абсолютно никакого подвоха в любом заявлении руководителей.

Библия как инструмент самообмана. Но насколько обосновано столь частое и самоуверенное использование стиха из Притчи 4:18? Если вы прочитаете четвертую главу библейской книги Притчи целиком, то убедитесь, что смысл 18-го стиха абсолютно не совпадает с версией ОСБ. В этой главе речь идет о праведности человека, которая будет очевидна, если он примет нравственные наставления. Здесь нет ни слова о Боге и его способах ведения дел, тем более в какой-либо организации. Эти слова вообще невозможно отнести к деятельности коллективного органа.

Возникает вопрос: насколько оправдано вырывание библейских стихов в идеологических целях - в данном случае для списания прежних грехов на недостаток божественного «света»? Здесь вспоминается статья из одной публикации Общества по поводу того, что «в Израиле нередко можно услышать выражение — "Тора семидесятиликая", показывающее, что Писания можно толковать по-разному и даже противоречиво» («Будет ли когда-нибудь мир без войны», 1994, стр. 10). К сожалению, Свидетели Иеговы никогда не относят подобные утверждения к самим себе. Однако, если проанализировать «библейские» обоснования для большинства учений, то нетрудно обнаружить их трактовку в исключительно спекулятивном свете, в отрыве от контекста.

Из Библии можно взять миллионы цитат для оправдания практически любой, даже самой бесчеловечной идеи. Правда, это возможно при двух условиях: цитата должна вырываться из контекста, а ее адресат - являться в меру подготовленным и предубежденным лицом, то есть как можно сильнее доверяющим своим теологам. Абсолютное большинство Свидетелей Иеговы полностью соответствуют этому требованию. От отдельного верующего ожидается доверчивый и импульсивный подход к вопросам веры. Он обязан воспринимать Библию сквозь идеологическую призму предпочтений Руководящего совета.

Джозеф Рутерфорд
Джозеф Рутерфорд

Вспышка слева, вспышка справа. Давайте проследим «сияние света» на конкретных примерах. В журнале «Сторожевая Башня» от 15 мая 1995 года была опубликована серия статей, призванная убедительно доказать, как прогрессивно и поступательно Бог освещает более глубоким понимаем свою единственную организацию. Лейтмотивом статей послужил все тот же стих из Притчи 4:18.

Одним из «доказательств» яркой вспышки «света» стали события времен президентства Рутерфорда. В статьях говорится: «Сияние света в "Сторожевой башне" за 1 июня и за 15 июня 1938 года позволило увидеть, что служители в собрании должны не избираться, а назначаться, и притом теократическим путем».

Приведенные журналы «Сторожевая Башня» датируются 1938 годом, то есть временем, когда второй Президент Общества Рутерфорд успешно избавился от несогласных (в том числе членов Совета директоров и Редакционного комитета), ликвидировал советы старейшин, которые в 1970-х годах пришлось восстанавливать (выдав это за глубокую реформу и «сияние света истины»), и сконцентрировал в своих руках полноту власти и финансы. Но что общего между этими авторитарными процессами и праведностью человека, о которой идет речь в Притчах 4:18?

«Сияние света» у Свидетелей Иеговы касается буквально каждой мелочи. В той же серии статей под общим названием «Сияние света – сильное и слабое» приводится следующий пример: «Долгое время Свидетели говорили об оправдании имени Иеговы. Но разве Сатана подверг сомнению имя Иеговы?... Вот почему в новых публикациях Общества Сторожевой Башни не говорится об оправдании имени Иеговы. В них говорится об оправдании владычества Иеговы… Какое же благословение для народа Иеговы — греться в лучах всего этого духовного света! И наоборот, слова одного священника показывают, в какой духовной тьме находятся вожди христианского мира».

Обратите внимание на использованное выражение «долгое время Свидетели говорили». То есть, члены ОСБ неправильно понимали и говорили, а нынешние руководители, благодаря каким-то непостижимым взаимоотношениям с Богом, получили очередное откровение и благополучно исправили ошибку. Но Свидетели не могли говорить, если бы это не было напечатано в журнале «Сторожевая Башня».

Кстати, интересна сама история столь яркой вспышки света. Член Руководящего совета Карл Клейн, один из административных старожил Бруклина, осевший там с 1925 года, к концу жизни стал настолько неадекватно реагировать на людей, что многие «вефильцы» (работники Центра) старались избегать общения с ним. Одна из сотрудниц Барбара Андерсон вспоминает: «Однажды в 1992 году, страдающий от недостатка внимания, Карл возбужденно сказал мне и другим работникам писательского отдела о предположении, которое он сделал этим утром другим членам Руководящего Совета, и которое стало “новым светом”, хотя он знал вефильское правило, запрещающее заранее открывать такие вещи. На завтраке 6 тысяч вефильцев в общих столовых, расположенных в трех Нью-Йоркских районах, слышали заявление во время обсуждения, что Иегова не нуждается в оправдании своего имени, но, что его главная цель – оправдание своего суверенитета».

Опять же, не совсем понятно, какое отношение вся эта игра слов имеет к праведности человека из Притчи 4:18. Если через сколько-то лет окажется, что «оправдывать» надо было не имя и не владычество, а, скажем, авторитет Бога, то, без сомнения, формулировка останется прежней: «Долгое время Свидетели говорили». А заодно, по привычке, достанется и «христианскому миру», вожди которого «находятся в духовной тьме».

Блуждающий свет. Далее в статье «Сияние света – сильное и слабое» приводится пример, на который среди аналитиков деятельности организации не обратил внимание разве что ленивый. «Яркий свет озарил в 1962 году стих Римлянам 13:1, где говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям"… Христиане подчиняются кесарю — "высшим властям" — только до тех пор, пока это не влечет за собой нарушения какого-либо закона Бога. Стало ясно, что подчинение кесарю должно быть не абсолютным, а относительным [2]. Христиане отдают кесарю только то, что не противоречит требованиям Бога. Какую же радость принесло ясное понимание этого! [3]... В противовес этому взгляду в "Сторожевой башне" за 1 июня и за 15 июня 1929 года (англ.) "высшими властями" назывались Иегова Бог и Иисус Христос. Главным образом это представление и было исправлено в 1962 году».

Итак, с 1962 года стало ясно, что «высшие власти» - это не Иегова и Христос, а мирские правительства. Теперь обратим внимание на книгу «Возвещатели» (стр. 146,147): «В течение многих лет Исследователи Библии учили [1], что «высшие власти» — это Иегова Бог и Иисус Христос… Они повиновались государственным законам, но главным для них было повиноваться Богу. Такая позиция помогла им сохранять твердость в последующие годы мировых потрясений [2,3]. Однако ясного понимания того, о чем говорится в Римлянам 13:1—7, у них не было [1]».

Как видим, неправильное понимание термина «высшие власти» 1) не имеет никакого отношения к руководству организации, но это коллективный «ляп» паствы; 2) ошибочные учения послужили прогрессу; 3) ошибки организации – превосходная причина «славить Господа». Стандартная схема теории оправдания срабатывает как часовой механизм. Ошибки нивелируются и трансформируются в позитив.

Однако в той же книге «Возвещатели» через несколько десятков страниц (стр. 190) содержится другая прелюбопытная информация: «Обсуждая стих Римлянам 13:7 в книге "Новое творение" (изданной в 1904 году), Ч. Т. Рассел писал, что истинные христиане "должны, соответственно, быть наиболее искренними в своем признании сильных мира сего и наиболее послушными законам и требованиям закона, за исключением тех случаев, когда эти законы противоречат требованиям и заповедям Бога"».

Получается, что до 1929 года «свет истины» светил подобно прожектору, поскольку Рассел неоднократно заявлял, что «высшие власти» - это правительства мира, и подчинение им должно быть относительным, до тех пор, пока государственные законы не вступают в противоречие с ясным требованием Писания. Например, еще в 1886 году в книге «Божий план веков» (стр. 266) он писал: «Зная, что является намерением Бога, ни Иисус, ни апостолы решительно не вмешивались в земные правления… Они поучали Церковь подчиняться законам, и уважать обладающих властью… за исключением тех случаев, когда их законы находились в противоречии с Божьими законами».

После 1962 года Свидетели Иеговы вернулись к взглядам Рассела. Как же тогда охарактеризовать 33-х летний период с 1929 по 1962 год, когда Рутерфорд отказался от данного понимания, а Норр еще 20 лет обдумывал, как же вернуть все это в естественное русло? Короткое замыкание?

В 1952 году в книге «Бог верен» (гл. 20) говорилось: «Религиозные противники утверждают, что политические правители являются "высшими властями", которые упомянуты в Послании к Римлянам. Но апостол не хотел, чтобы слова "высшие власти" применялись к людям, являющимся правителями этого злого мира сатаны».

Видимо, руководители Общества были на короткой ноге с апостолом Павлом и знали, чего тот «хотел». Спустя 10 лет они решили, что Павел этого уже «не хочет». В 1959 году в книге «Роль Свидетелей Иеговы в намерении Бога» (стр. 91,124) неправильный взгляд на «высшие власти» все также назывался «сияющим все ярче светом истины», а три года спустя произошел резкий откат к временам Рассела.

Следует заметить, что все христианские религии на протяжении двух тысяч лет трактовали 13 главу Послания к Римлянам именно так, как это делал Рассел. Таким образом, в 1962 году Свидетели Иеговы, наконец-то, возвратились к пониманию, которое с незапамятных времен существовало у всего христианского мира. Оправдания элиты, что «такая позиция [считать «высшими власти» Иисуса и Бога] помогла сохранять твердость в последующие годы мировых потрясений», по меньшей мере, смехотворна. Неужели для сохранения веры во времена кризиса необходимо отвергать ясные слова Писания и руководствоваться заблуждением и ложью? Если для кого «такая позиция» действительна была выгодна, так это для Президента Общества Джозефа Рутерфорда, который, вопреки «сухому закону», получал из Канады контрабандные поставки алкоголя, оправдывая это главенством «теократии» над государственными институтами.

Кстати, с точки зрения ОСБ, подобный «откат» к взглядам, отвергнутым ранее как ложные, считается доказательством их человеческой сущности и причиной для недоверия. «Это серьезный вопрос, когда мы представляем Бога и Христа в определенном ракурсе, и затем обнаруживаем, что наше понимание основных учений и фундаментальных доктрин Писания было ошибочно, но впоследствии возвращаемся к тем самым учениям, которые за годы исследования мы с полной уверенностью определили как ошибочные. Христиане не могут колебаться и быть столь непоследовательными касательно таких фундаментальных учений. Какое доверие можно испытывать в отношении искренности или суждений таких людей?» («Сторожевая Башня» за 15 мая 1976 года, подшивка, стр. 298).

Если применить данную логику к руководителям Общества Сторожевой Башни, то на протяжении десятилетий они многократно доказывали, что не заслуживают абсолютно никакого доверия.

 Непорочная Дева. «Свет истины» имеет еще одно странное обыкновение - светить избирательно. Неприглядные или откровенно компрометирующие страницы истории «свет истины» не освещает. В той же серии статей обращается внимание на очередной крупный прогресс Общества: «Рассмотрим, например, вопрос нейтралитета. Сильнейший свет озарил этот вопрос в статье "Нейтралитет", которая была опубликована в "Сторожевой башне" за 1 ноября 1939 года. И как своевременно это было — непосредственно после начала Второй мировой войны! В статье давалось определение нейтралитета и показывалось, что христиане не должны участвовать в политических делах. Это одна из причин, по которым их ненавидят все народы».

Обозначенный 1939 год – это время правления умирающего от рака Джозефа Рутерфорда. Если Свидетели Иеговы прочитают его книгу «Владычество» (1928), то обнаружат, что некоторые главы представляют из себя детальное политическое эссе. Политиканство Рутерфорда выявляется практически в каждой его работе. Он клеймил все и вся, невзирая на лица, не забывая при этом о собственных интересах. Например, в 1933 году Рутерфорд инициировал «Декларацию фактов» и письмо Гитлеру, где воздал хвалу германскому национал-социализму. Но после того, как Гитлер проигнорировал религиозные заигрывания, публикации Общества вернули ему титул пособника сатаны.

Но может быть, современные руководители научились быть более аполитичными? К сожалению, генетическая память бруклинской элиты достаточно сильна. К примеру, на протяжении всей послевоенной эпохи Общество Сторожевой Башни не уставало клеймить ООН самыми беспардонными выражениями. Изображения ООН в виде зверя из книги Откровение с семью головами и десятью рогами, с сидящей на нем проституткой – конгломератом духовно блудливых мировых религий (за исключением, естественно, самих Свидетелей Иеговы), - появлялись с поразительной частотой. В книге «Откровение – его грандиозный апогей близок!» (стр. 195,248) по поводу этого свирепого монстра говорится: «ООН — это возродившийся багряный зверь… ООН — это богохульная подмена Мессианского Царства Бога…».

Но это «сияние света» предназначено исключительно для внутреннего потребления. В январе 1992 года ОСБ получает ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН (ДОИ) в качестве неправительственной организации (НПО). После того, как о факте «сношения» непорочной Девы и багряного зверя стало известно публике, нимб святости был сорван и телефоны штаб-квартиры в Бруклине раскалились от количества недовольных звонков. Поэтому, в октябре 2001 года Общество в срочном порядке отозвало свой статус.

В официальном пресс-релизе по горячим следам руководители ОСБ поспешили заверить, что членство в одном из отделов ООН способствовало получению своевременной информации для своих статей. В том, что вместо извинений прозвучит оправдание - никто не сомневался. Но для чего «истинной религии» вдруг потребовалось иметь информационную поддержку в логове «зверя»?

Свидетели Иеговы не участвуют в благотворительных международных акциях, инициированных ООН и вообще кем бы то ни было. А любую актуальную информацию гораздо практичней получать из ленты новостей CNN или ВВС, нежели в кулуарах ООН. Кроме того, пользование библиотекой ООН свободно для любой организации и не зависит от ее статуса, следует лишь пройти общую для всех процедуру доступа. Для этого совершенно не требуется становиться частью «багряного зверя».

Но самое интересное в этой довольно банальной для ОСБ истории то, что, согласно словам руководителя секции НПО при ООН Пола Хеффеля, ассоциированный статус обязывает организацию-участницу всячески разделять идеалы, сформулированные в Уставе ООН и популяризировать ее деятельность. Руководство Сторожевой Башни заявило прессе, что не было информировано о необходимости поддерживать цели ООН. Как выразился один комментатор: «Это примерно то же самое, что пойти в публичный дом и оправдывать это незнанием его правил». И это очень мягкое сравнение, если принять во внимание сотни самых нелицеприятных упоминаний об ООН в качестве «сатанинской подделки» на страницах публикаций Общества.

Вся эта история тем более прискорбна, если учесть, что для рядового верующего любая степень членства в политической структуре неминуемо приведет к изгнанию из ОСБ. Например, в книге «Организованы проводить наше служение» (опубликована на русском языке в 1990 году, т. е. накануне вступления ОСБ в ООН; стр. 150) говорится: «Человек мог бы отречься от своего места в собрании христиан своими поступками, например тем, что становится частью мирской организации, цели которой противоречат Библии, и которая, следовательно, осуждается Иеговой Богом. Итак, если какой-нибудь христианин предпочтет присоединиться к лицам, которых Бог осуждает, то уместно, чтобы собрание коротким объявлением подтвердило, что данный человек отрекся от общения и не является больше Свидетелем Иеговы. Такое лицо рассматривается так же, как лишенный общения».

В 2005 году книгу «Организованы проводить наше служение» заменила книга «Организованы, чтобы исполнять волю Иеговы», где на странице 155 говорится о том же самом. Однако, критерии, предъявляемые к рядовым членам, могут без всякого стеснения игнорироваться «рабом». И это тоже «свет истины»!

Так зачем же Обществу понадобилось ложиться в кровать к «сатанинскому отродью»? Напрашивается только один вывод: желание выглядеть в глазах американской и прозападной политической элиты респектабельной организацией, обладающей реальной протекцией. Как ни странно, посещающие в те годы Россию госсекретари США продвигали интересы ОСБ на самом высшем уровне, по сути, требуя вмешательства руководства страны в судебную систему, поскольку последняя не давала Свидетелям Иеговы никакого покоя. Например, Мадлен Олбрайт (с начала 1990-х годов постоянный представитель США при ООН, а с 1997 года – госсекретарь США) неоднократно и целенаправленно критиковала российские власти за недемократичный подход по отношению к Свидетелям Иеговы. Не удивительно, что на известном сайте Wikileaks можно обнаружить свыше 500 документов, в которых речь идет о тесных контактах лидеров ОСБ с Госдепартаментом США на предмет лоббирования интересов Сторожевой Башни по дипломатическим каналам.

Впоследствии представители Сторожевой Башни ежегодно присутствовали на заседаниях ОБСЕ, посвященных демократизации и другим проблемам современности. И хотя документы этой политической организации находятся в открытом доступе, и в них неизменно присутствует упоминание об «Обществе Сторожевой Башни» как участнике мероприятий, однако на страницах изданий ОСБ об этом ни слова.

Такая же двуличная политика наблюдается и в отношении финансовой деятельности. В книге «Рассуждение с помощью Писаний» (стр. 334) говорится: «Организация не ставит перед собой целей получения материальных выгод или прибыли как от основной деятельности, так и от проводимых время от времени деловых операций или иным образом». Каждому члену ОСБ внушается мысль о том, что организация существует исключительно за счет добровольных пожертвований – по аналогии с христианами первого века. В свою очередь, Свидетелям Иеговы запрещено устраиваться на работу, которая непосредственно связана с табаком, переливанием крови или армией.

Однако, если зайти на официальный сайт «National Center For Charitable Statistics», где публикуются налоговые документы по некоммерческим организациям США, то можно найти много чего интересного. В ежегодной налоговой форме 990 фигурируют компании, на акциях которых зарабатывает Общество Сторожевой Башни. Регулярно перед бухгалтерией ОСБ отчитывается трастовый фонд, уполномоченный на акционные сделки с такими крупными корпорациями, как «Philip Morris» (крупнейший мировой производитель табачной продукции), «Cardinal Health» (ведущий лидер в сфере обеспечения банков крови и разработчик оборудования для переливания крови), а также подрядчиками Пентагона, производителями оружия и военной техники – «Lockheed Martin», «Northrop Grumman», «General Dynamics» и др.

Вероятно, к столь захватывающей финансовой активности лидеров ОСБ привёл всё тот же стих из Притчи 4:18.

Поражающие вспышки «света». Порой очередные вспышки «света истины» крайне циничны и даже бесчеловечны. Например, в «Сторожевой Башне» от 15 апреля 1995 года, в статье «День, пылающий как печь» (стр. 22) «свет истины» озарил очередное духовное понимание:

«Придет время, когда все враги праведности и их единомышленники "будут как солома". День Иеговы, словно печь, спалит их. "Не останется у них ни корня, ни ветвей". В этот день возмездия маленькие дети, то есть ветви, будут справедливо уничтожены, согласно приговору Иеговы, вынесенному корням — их родителям, которым было поручено воспитать своих детей. После злых людей не останется потомства, которое бы навсегда сохранило злые пути родителей».

Назвать данное откровение «духовным светом» можно только предварительно надев нацистскую форму. Остается загадкой, как все это соотносится с христианством? Неужели для укрепления веры необходимо детальное представление о грядущих детских трупах?

Или, все-таки, здесь сокрыта очередная идеологическая подоплека?

Ответ на этот вопрос можно найти в «Сторожевой Башне» от 15 декабря 2007 года (стр. 29): «В тот день, когда люди предстанут перед Иеговой, и "ветвь", и "корень" ожидает одинаковая участь — детям будет вынесен тот же приговор, что и их родителям. Какая же большая ответственность возложена на родителей!»

И хотя подобное вероучение ставит под сомнение фундаментальную основу христианства – любовь Христа, однако все становится на свои места, если учесть большой отток молодежи из собраний Свидетелей Иеговы. Чтобы не стать свидетелем убиения богом собственного ребенка, лучше делать все мыслимое и немыслимое, чтобы удержать его в спасительном бункере единственной организации, имеющей контрамарку для входа в будущее. В книге «Живи, помня о дне Иеговы» (2008, стр. 132) мы читаем: «Образ жизни родителей может повлиять на будущее их детей (Осия 13:16). Если вы (корни) потеряете благосклонность Иеговы, что будет в день его ярости с вашими детьми (ветвями)?»

Нередко так называемый «свет истины» имеет вполне прикладное значение – играя на чувствах и культивируя страх перед огненным «кулаком» Армагеддона, удержать адептов в замкнутом пространстве Сторожевой Башни. По большому счету, на это нацелена вся пропаганда Общества.

И, тем не менее, «свет истины» - поистине прогрессивное изобретение, вполне достойное патента. Его лучи сияют лишь тогда, когда это выгодно осветителям. Он, подобно цветомузыке, то загорается, то гаснет, создавая иллюзию теократического развития организации. А проверенная десятилетиями оправдательная тактика позволяет выйти сухим из любого теологического «болота».

Однако модернистская модель ОСБ страдает неизлечимым пороком – непоследовательностью. И наиболее циничным проявлением двуличной политики Общества явились ее медицинские эксперименты. Тысячи и тысячи ни в чем не повинных верующих остались калеками или ушли в мир иной только потому, что у руководства организации происходили очередные короткие замыкания…