ОКОНЧАНИЕ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ КНИГИ ДЕНИСА ДУДИНА

ИТАК,  ПОЧЕМУ ЖЕ ОТСТУПНИКИ НЕ БУДУТ ИМЕТЬ УСПЕХА?

Действительно ли, так называемые отступники не имеют никакого успеха? В какой-то степени да! Ведь их литературу подавляющее большинство Свидетелей категорически отказывается читать, а их доводы рассматривать. К ним испытывают отвращение и даже ненависть! Еще одна причина, это то, что очень многим Свидетелям в Организации хорошо, по крайней мере, на данный момент, пока их обстоятельства не изменились!

Другие, по своей сути, - люди этой системы. Последние ощущают себя в ней, как рыба в воде, продвигаясь по теократической карьерной лестнице. Им нравятся многочисленные правила и контроль над чужой личной жизнью. Им нравится указывать другим, что и как им делать, отчитывать их за провинности и недостаток активности. Другими словами, они любят ту власть, которую дала им Организация, пусть даже она, эта власть, небольшая.

Например, в нашем «Нижнем» собрании в Ставрополе есть сестра Бережная Люда. Она одинока. Ей уже под 50. Она служит пионером. Посещает различные школы и специальные встречи. Всегда дружит с районными надзирателями. Она с большим удовольствие учит всех тех в собрании, кто не является пионером. Она любит говорить, что ей сказал такой-то районный или такой-то известный старейшина, что надо делать так-то и так-то. Она может устроить чаепитие, во время которого, достать свою тетрадку с записями и дать всем пару ценных указаний. Она так же любит говорить старейшинам о том, что у кого-то из возвещателей есть духовные проблемы и им нужна помощь. Она уже давно не живет своей жизнью. Ей нравится дать на встрече собрания поучающий комментарий, который нередко начинается словами «брат такой-то сказал» или «в статье из журнала за 1985-й год было написано». Поступая так, она чувствует себя на коне. Сестра Люда, хоть она и конкретный человек, являет из себя некий собирательный образ.

Похожих людей в Организации немало. Им там комфортно. И они не захотят услышать критику в адрес той системы, которая дала им это чувство комфорта. Подобного рода люди преданы системе больше чем истине. Вот показательная реакция одного такого брата. Люда Мамаева сама написала заявление о выходе из Организации, по велению своей совести. Один брат, ей хороший знакомый, попытался ее образумить. Во-первых, он раскритиковал книги Реймонда Френца, хотя сам никогда их не читал. А после того, как Люда привела ему те аргументы, на которые он ничего не смог возразить, он сказал ей буквально следующее: «Меньше знаешь - крепче спишь! Нравится мне в организации, и не хочу я убеждаться в том, что она неправильная! Может это неправильно, но мне так комфортно! Вы твердо стоите на своей позиции, и я уважаю ваш выбор, но не разделяю его. Прощайте!»

Вот как прокомментировала его слова Люда: «Ожидала от него чего угодно, но только не таких слов. Вот я думаю, что же он в проповеди людям отвечает, когда те примерно то же самое ему заявляют, что мол я в своей религии родился - в ней и умру, мне хорошо, меня все устраивает?  Ну ясно только одно - он очень хорошо понимает своего собеседника».

Ну и конечно, всегда есть новенькие, искренние, горящие, которые, пребывая в состоянии эйфории от ожидаемых грандиозных событий, от ощущения причастности к глобальной программе спасения человечества, просто вообще не в состоянии проанализировать многое из того, что говорят и пишут бывшие много лет в Организации «отступники».

Еще одна причина «проигрыша» отступников Сторожевой Башне - это сама мера лишения общения. Если вы зайдете на любой отступнический форум, то найдете там немало действующих Свидетелей Иеговы. Я сам, после исключения и опубликования нашей истории, получил немало писем от таких людей. Практически во всех случаях, единственная причина, почему они молчат и не говорят о том, что на самом деле думают, не говорят о том, что они прочитали в этой «отступнической» литературе, это то, что их близкие родственники - Свидетели Иеговы. Их родные в заложниках у ОСБ.

Один такой брат сказал, что жалеет о том, что не может открыто выступить против этой системы. Другой бывший старейшина имеет серьезные компроматы, которые шокировали даже меня, но он не опубликует их нигде, так как его сразу вычислят и тогда исключение из собрания неминуемо. А все его родственники, включая жену - в Организации.

С помощью меры лишения общения таким людям, число которых никому не известно, Общество надежно закрыло рот. Что было бы, если бы они все разом заговорили? В соцсети «Одноклассники» мне написал  один пожилой брат, перенесший инсульт. Он сказал, что давно не верит верному и благоразумному рабу, что ему абсолютно не с кем откровенно поговорить. Но он так же связан по рукам и ногам. Все его родные, уже не в первом поколении, являются членами Организации. Каково ему будет, если его исключат?

К удивлению некоторых, в Организации есть даже откровенные атеисты, которые не уходят по той же самой причине. Но все они, тем не менее, включены во всемирный отчет о проповеди, причем некоторые регулярно сдают липовые отчеты, чтобы не привлекать к себе внимание старейшин, которые обязательно поинтересуются, почему ты не сдаешь отчет. Они лицемерят? Да. Но Организация сама их вынуждает так поступать.

Третьи уже вышли, но не выступают публично против ОСБ. Почему? Они так измождены «освежающей теократической деятельностью» и так побиты «любящим братством», что у них не осталось никаких моральных и эмоциональных сил на борьбу с этой системой. Сказать, что они разочарованы, это все равно, что ничего не сказать! Многие разбиты и подавлены. Сам процесс разочарования в «истине» означает крах всех надежд на будущее, крах целого мира, в котором жил! И чем искренней и безоговорочней человек доверял Организации, тем болезненнее проходит процесс прозрения![1]

Кто-то десятилетиями откладывал свою жизнь и жизнь своих детей до наступления скорого Нового мира, при этом идя на большие жертвы. Что может произойти, когда понимаешь, что все, что ты делал, было ради иллюзии? Что те жертвы, на которые ты шел в течение жизни, были напрасны? Место надежды на вечную жизнь в Раю на земле, надежды на решение всех проблем вдруг занимает опустошающая депрессия и отсутствие тех, кто может тебя понять и поддержать. Я думаю, вполне возможно, что некоторые самоубийства были совершены по причине болезненного разочарования и ощущения безысходности.


[1] Не все так болезненно переживают свое прозрение. Некоторые, приняв крещение, так и не стали на самом деле Свидетелями Иеговы, - в своем сердце и в своем мышлении. Такие, возможно, будучи в Организации, не воспринимали все настолько серьезно и не были так послушны, как другие. Кто-то мог втайне нарушать некоторые предписания Организации, так как внутренне не соглашался с ними. Те чувства разочарования, что испытывают они, вероятно, не такие мучительные, как у тех, кто был во всем послушен Обществу и безоговорочно доверял ему.

Когда я опубликовал нашу историю, мне написал один блогер, борющийся со Свидетелями. Он намекнул на то, что я, много лет приводивший в Организацию людей, распространявший столько лет бруклинскую идеологию, теперь просто обязан с не меньшей силой ее разоблачать. Когда я дал ему понять, что не собираюсь публиковать все письма Общества, даже если бы они у меня и были, то он усомнился в искренности моих мотивов.

Помню свое состояние на тот момент. Мне было, откровенно говоря, паршиво. Я чувствовал себя так, как будто у меня забрали мою жизнь. Временами думал о том, чтобы обратиться к врачу-психологу. Бывали случаи, когда внезапно наступал некий приступ, я останавливал машину и рыдал. Хотелось кричать изо всех сил. И тут некто предлагает мне активно бороться с системой! Да мне не до этого! Мне бы в себе разобраться! Во что теперь верить? Как дальше жить? И я уверен, что многие вышедшие или идущие к этому, находятся в точно таком же состоянии.

Некоторые «приходят в себя», успокаиваются и начинают нормально жить и радоваться лишь спустя годы! Плюс к этому, некоторых еще долгое время мучают сомнения: «А вдруг, все-таки, это истина?»

Они в каком-то смысле, продолжают находиться под  властью Руководящего совета! Им так долго внушали, что критиковать Организацию означает нападать на Божий народ, мешать делу Господа, идти против святого духа, бить своих товарищей, предавать истину и так далее, что они по-прежнему находятся под его сковывающим влиянием. Они боятся прослыть предателями, разрушающими веру, так как сами все еще терзаются сомнениями.

Такие люди уходят, но по-прежнему, где-то в глубине души, думают, что, если они скажут правду - это будет расценено как мятеж против Бога. По этой причине большинство уходит тихо, не поднимая шума! Они сознательно не делятся со всеми той информацией, что перевернула их сознание, искренне веря, что так будет для других лучше. Или просто не имея на это моральных сил. Так ушли и мы с Наташей, чем дали повод для многочисленных слухов и домыслов.

Другие по-прежнему хорошо относятся к самим Свидетелям, но разочаровались в системе. Они, возможно, считают, что если выступят против Организации, то выступят против своих бывших друзей или родных, которых они все еще любят. Получается, что многие, кто имеет, что сказать против, не сделают этого по ряду причин психологического характера. И в этом ОСБ сильно выигрывает. Но только вот насколько честна такая победа?

В-четвертых, некоторые «отступники» могут быть излишне эмоциональны. И создается ощущение, что они полны злобы и ненависти. Столкнувшись с таким, многие Свидетели на долгие годы теряют всякий интерес к «отступнической» информации, убедившись лишь в том, что утверждения Руководящего совета об отступниках правдивы.

Но почему такое может происходить? Почему кто-то так непримиримо и агрессивно выступает против ОСБ? В книге Экклезиаста 7:7 подмечается, что «угнетение может заставить мудрого поступать безумно». Да, стоит обратить внимание не столько на само поведение, сколько на его причины.

Для наглядности приведу пример с моей подругой Инной (имя изменено), сестрой, посвятившей полновременному служению почти два десятка лет. Ради служения в Организации она отказалась продолжить обучение в институте. Она не вышла замуж и не родила детей. Активно проповедуя, однажды чуть не замерзла насмерть, когда по морозу шла через поле в одну деревню на изучение Библии с интересующейся женщиной. После несколько месяцев промучилась с гнойным бронхитом, когда ее почти никто из собрания не навещал. Инна неплохо знала английский язык и однажды, совершенно случайно, познакомилась с иностранным работником при ООН, которому она несколько раз помогла с переводом с русского на английский. Этот человек, оказавшийся высокопоставленным чиновником ООН, несмотря на то, что сестра была самоучкой,  предложил ей работу штатного переводчика, сказав, что у нее невероятный талант находить общий язык с самыми разными людьми и что он договорится, чтобы ее взяли без диплома. Конечно, Инна согласилась на столь перспективное предложение. Подписав протокол о неразглашении, она приступила к очень интересной для нее работе. Кроме возможности личностного роста и карьеры, за один вечер такой работы она получала огромные, по тем временам, деньги. Многие о таком могли только мечтать.

Будучи просто нейтральным присутствующим и переводчиком, она не принимала никакого непосредственного участия в делах ООН. Но, тем не менее, будучи послушным и восприимчивым к советам Свидетелем Иеговы, она, для спокойствия совести, сказала старейшинам о своей новой работе. Реакцию старейшин на новость о том, что пионер работает в ООН, лучше всего описать словами самой Инны:

«Меня чуть не сожрали с потрохами. Я чуть было не лишилась всех преимуществ, на меня навесили кучу ярлыков, и только увидев мои слёзы взахлёб и колоссальное раскаяние, сжалились и снисходительно простили. Провели со мной душераздирающую беседу о том, как я вообще посмела залезть в логово этого " Зверя"! Я в их глазах почти стала отступницей и последней грешной сволочью. Дело чуть не довели до правового комитета. Мои робкие доводы о том, что я не участвую в делах самого ООН, а просто перевожу диалоги, возымело обратный эффект. Они еще больше разозлились».

Дальше Инна делиться своими чувствами: «Представьте себе моё отчаяние, всю мою злость и гнев, когда полгода назад я узнала, что практически в это самое время, когда меня сурово отчитывали старейшины за то, что я хотела работать в ООН, когда я унижалась, просила прощения и оправдывалась перед ними, Общество Сторожевой Башни само официально являлось членом Организации Объединенных Наций на протяжении десяти лет!!! А я в очередной раз, по вине регламента ОСБ, упустила свой уникальный шанс не быть низкооплачиваемым обслуживающим персоналом,  а  быть достойным человеком, имея возможность обеспечить себя и близких, учиться, расти, развиваться».

Конечно, мы не знаем, как бы сложилась жизнь этого человека, может быть она бы стала преподавателем в хорошем ВУЗе, сделала бы карьеру в солидной организации или бы стала политиком, общественным деятелем. Но вместо этого она отказалась не только от карьеры, достойной жизни, но и от семьи и детей! Разве она не чувствует себя обманутой и  использованной? 

Любой нормальный человек будет возмущен, если у него украли деньги или какую-то дорогую вещь. Но как может чувствовать себя тот, кто считает, что у него украли жизнь?  Стоит ли ожидать от такого человека спокойного и уважительного тона по отношению к системе, которая поломала ему жизнь? Спокойного и уважительного тона по отношению тем, кто руководит в этой системе?

У многих «отступников» подобные истории. У них есть ощущение, что ОСБ просто забрало их жизнь, сломало их как личность. Или представьте отчаяние матери, которая умоляет свою дочь приехать в гости, а та категорически отказывается и просит не звонить ей просто так, без дела (под делом подразумевается серьезная болезнь или что-нибудь подобное). Что она чувствует, когда перелистывает страницы семейного фотоальбома и вспоминает свои бессонные ночи, проведенные в заботах и беспокойствах о своей малышке? Когда она сидела со своей больной девочкой, обнимая и утешая ее? А причина такого отношения всего лишь одна – мама поменяла свое отношение к членам Руководящего совета, людям которых дочь не знает лично и к которым она, в отличие от родной мамы, не сможет обратиться, когда ей нужна будет помощь.

Что чувствует сын, когда на его свадьбу не приходят родители из-за того, что он перестал быть Свидетелем Иеговы? Недавно общался с исключенной дочерью известного в Ставрополе (и не только) старейшины Сизых Димы. Он с супругой Ольгой служил районным надзирателем, а теперь они служат пионерами в Ставрополе. Их дочь Лена с мужем Сергеем живет в доме напротив папы и мамы. У молодых родилась дочь, которую дедушка Дима и бабушка Оля ни разу не видели за 6 месяцев! Сейчас ей 8 месяцев и Дима с Олей не принимают никакого участия в жизни своей внучки. Они могут не поздороваться с Леной и не подойти к ней, когда случайно встретятся на улице.

Один раз Лена сама подошла к ним, обняла маму и папу, улыбнулась им. Не выдержав, она сказала маме: «Ну почему ты даже не смотришь на свою внучку?»

Как бы вы почувствовали себя на месте Лены, когда собственная мать в ответ заявила, что просто не хочет привязываться к внучке, чтобы сильно не переживать, когда та вместе с дочерью погибнут в Армагеддоне?

А как будет чувствовать себя тот, кто настоял на том, чтобы его жене, мужу, родителям или ребенку не сделали в экстренной ситуации переливание плазмы и тот близкий человек умер? Что он будет чувствовать, если потом выяснит, проведя хорошее исследование, что учение о жестком и непримиримом запрете на гемотрансфузию и деление крови на разрешенные и запрещенные компоненты, не только не основано на Библии, но и на здравом смысле?

Конечно, легко обвинить таких людей в том, что они гордые, злые и обиженные «отступники». Но как еще им поступать? Ведь хотя их обвиняют в том, что они «бьют своих товарищей» (в основном Руководящий совет), на самом деле именно они избиты и изранены. Как им сдерживать свои эмоции? Почему они должны молчать, когда, в то же самое время, в собрании о них распускаются самые неимоверные слухи. Но сталкиваясь с агрессией отступников, никто не подумает, что это реакция на разрушенную жизнь! Их гнев кажется злым и безосновательным! Но не является ли он ответной реакцией на многолетнее угнетение личности и свободы в Организации? Не является ли это следствием отчаяния и ощущения поломанной жизни?

Конечно, такой вариант действующими Свидетелями не рассматривается! Но тем не менее, это может быть естественной реакцией на несправедливость. Как хорошо подметил немецкий писатель и философ Экхарт Толле, «там, где есть гнев, всегда скрывается боль». Может быть не обо всех, но о многих я бы сказал, что они не столько проявляют гнев и злобу, сколько возмущение от несправедливо причиненной им боли, от разрушенного обманом доверия.

Или как любят говорить об отступниках: «Да он обиженный, вот и все!»

Как будто он или она ушли из-за какой-то мелочи или ерунды. Это не что иное, как преуменьшение значимости причины ухода человека и его разочарования. Да, возможно, человек действительно обижен. Но на что обижен? Допустим, какую-то девушку изнасиловали, а она подала заявление в полицию на этих преступников. Будет ли правильно, если в полиции заявят, что она просто гордая и обиженная?

Но многие ушедшие из Организации по идейным соображениям чувствуют себя именно изнасилованными. Мы с женой себя чувствуем такими. У нас есть ощущение, что нами просто попользовались, а когда мы стали  неугодны, то просто выбросили вон. Временами я сознательно борюсь с накатывающими на меня отрицательными эмоциями. С ощущением напрасно и безвозвратно потраченных лет. С ощущением того, что лучшие годы моей жизни забрали, а многие упущенные возможности не вернешь. С чувством, что меня обманывали.

Или же бывает, что некоторые «отступники» эмоционально и категорично утверждают то, что не совсем соответствует действительности. Но это не обязательно злонамеренная ложь. Это может быть обычным недостатком фактов и понимания ситуации.  Как-то одна пожилая сестра в нашем собрании, после прочтения нескольких статей о педофильных скандалах в католической церкви в США, дала на собрании комментарий. Она сказала, что в России прошло немало громких судебных процессов по обвинению православных священников в педофилии. Но таких многочисленных, скандальных процессов у нас в России не было. Речь шла о католических священниках в другой стране. Никто и не подумал приписать сестре злобу, намеренное искажение фактов с целью ввести в заблуждение. Всем было понятно, что она, услышав звон, но не поняв где он, эмоционально выдала недостоверную информацию. Ей простительно. Но бывшим Свидетелям Иеговы нет! Ведь в первом случае говориться о лживой, сатанинской религии, а во втором, о Божьей святой Организации!

Поэтому, любая неточность, сказанная критиками, будет воспринята действующими Свидетелями как подлая, намеренная, злобная ложь! В итоге, стоит лишь кому-то из бывших Свидетелей упомянуть не совсем точную информацию или что-либо эмоционально заявить, как его тут же окрестят злым и обиженным обманщиком.

Стоит отметить, что, будучи Свидетелем Иеговы, чувствуешь, что все твои ошибки и промахи рассматриваются «мирскими» родственниками и знакомыми чуть ли не под микроскопом. И многие обвинения в адрес Свидетелей со стороны этих людей беспочвенны или раздуты. Так всегда происходит, когда в среде с одной общей идеологией появляются не желающие молчать, инакомыслящие. Как говорится, «отличайся и тебя съедят первым».

Или же, если кто-то из Свидетелей совершает что-то предосудительное, то тут же происходит обобщение, и в его неправильном поступке обвиняют уже ВСЕХ Свидетелей Иеговы. И хотя нам, Свидетелям, это весьма неприятно, мы поступаем точно так же с теми нашими друзьями, кто стал мыслить и думать иначе. Мы начинаем рассматривать их промахи и ошибки под микроскопом. А если кто-то из «отступников» совершает какой-то неправильный поступок, то он автоматически перекидывается на ВСЕХ «отступников». Вот какие ОНИ! Чувство стадности, чувство толпы, в данном случае, присуще Свидетелям Иеговы ничуть не меньше, чем их религиозным противникам.

Хотя, наверняка, есть и такие, кто соответствует описанию типичного «отступника» из журнала «Сторожевая Башня». Но как быть со многими и многими другими искренними и порядочными людьми? Насколько справедливо их приравнивать к таким испорченным людям? И если Руководящий совет считает, что поголовно приписывать людям, бескорыстно отдавшим Организации самое лучшее, что у них было, низкие и злостные мотивы, значит отстаивать истину. Если они считают, что можно тех, кто по велению совести отказывается поддерживать какое-то не соответствующее Библии учение, унижать и оскорблять, называя в своей литературе «псами», «душевнобольными», «злыми обманщиками» и так далее. Если эти «помазанники» утверждают, что обличить их, или что-либо в Организации, не соответствующее правде, фактам, справедливости, - это равносильно «мятежу против Бога», то возникает вопрос, который не раз задавал сам себе Реймонд Френц: «Что вообще происходит у этих людей в голове?»

Ведь Библия неоднократно с похвалой отзывается о тех кто, имея высокое положение, принял обличающий совет. Например, царь Давид от Нафана или апостол Петр от Павла. В Псалме 140:5 говориться: «Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их» (В «Переводе НМ» Псалом 141:5).

Руководящий совет
Руководящий совет собирается на еженедельную встречу

Но члены Руководящего совета, похоже, другого мнения. Руководители Свидетелей Иеговы никогда не поставят себя на место справедливо обличаемого, видимо считая, что через них ВСЕГДА говорит Бог. Они постоянно используют библейские ассоциации. Они - Моисей, а их критики - мятежный Корей. Ну и в таком духе. Так как используется аналогия, взятая из Библии, то кажется, что «отступники» действительно являются врагами Бога. Но ведь, при этом игнорируются другие библейские аналогии, показывающие, что справедливо обличать тех, кто наделен божественной властью, но при этом поступает неправильно, - это смелый, мужественный и одобряемый Богом поступок.

Вдобавок ко всему вышесказанному, «верный и благоразумный раб» вводит в заблуждение относительно целей, мотивов, методов, образа жизни и деятельности тех, кого он называет «отступниками». Исходя из наших публикаций, представляется, что «отступники» пытаются как-то объединиться, чтобы дать организованный отпор деятельности Общества Сторожевой Башни, создав некую альтернативу. Лелеют надежду увести учеников «за собой».

Но, в реальности, к этому стремятся далеко не все бывшие. Такие попытки, скорее являются исключением из правил. Возможно, они и уводят кого-то с собой, но не за собой. После выхода из Организации некоторые стали так называемыми внеконфессиональными  христианами, верящими в Христа, но не присоединившимися ни к одной конфессии. Есть те, кто перешел в другую христианскую деноминацию. И таких людей, вопреки уверенности некоторых, что Свидетели Иеговы не переходят в другие конфессии, довольно таки немало. Третьи стали агностиками или атеистами.

У бывших Свидетелей очень разные пути, а соответственно и цели. Они, по объективным причинам, не могут объединиться, да и совсем не стремятся к этому. Но в глазах самих Свидетелей «отступники» потерпели полное фиаско, провал, ведь они не создали ничего аналогичного  Организации. Какого-то объединения, которое бы росло и развивалось подобно Обществу Сторожевой Башни! Какой вывод делается из всего этого? Нас поддерживает Иегова, а их нет! Вот поэтому у них ничего и не получается! Тут же могут привести известное библейское высказывание из Псалма 127:1 (НМ): «Если Иегова не строит дом, то напрасно трудятся строящие его».

Но загвоздка в том, что «отступники», в своем подавляющем большинстве, никакого «дома» (альтернативной Свидетелям организации) не строят, не пытаются и не планируют этого, за редким исключением. Поэтому в данном контексте утверждение о неудачах «отступников» выглядят как демагогия, так как данный стих к большинству из них никаким образом не относится. И хотя в литературе Общества утверждается, что у всех «отступников» одна единственная цель – разрушить христианскую веру, на самом деле это ложь!

Единственная вера, которую они хотят разрушить, это вера в исключительную, почти абсолютную, божественную и непогрешимую власть Руководящего совета. Многие хотят просто вскрыть правду. И если из-за открытых фактов кто-то и теряет веру, то чья тогда это вина? Того, кто на эти факты указал? Можно ли того, кто показал пальцем на грязь, в которой ты сам вымазался, обвинять в том, что он поливает тебя грязью? Можно. Но справедливо ли?

К тому же, в борьбе с системой, «отступники» чаще всего оказываются в неравной весовой категории. Сравните, пожалуйста, обстоятельства этой информационной борьбы. Представьте, что в одном углу ринга опытный и сильный боксер. Он хорошо питается, у него лучшие инструктора, тренера и консультанты. За его спиной спонсоры с миллиардами долларов в кармане. А в зале, в основном, сидят его верные фанаты, создающие атмосферу поддержки. В другом углу самоучка. У него нет тренеров, спонсоров. Он вынужден всю рабочую неделю пахать на каком-нибудь предприятии, чтобы прокормить свою семью. Да и в зале практически нет никого, кто бы его открыто поддержал. Диктор объявляет все регалии и титулы опытного спортсмена, на что зал взрывается бурными возгласами восторга и поддержки. Когда же объявляют второго участника боя, зал дружно улюлюкает, кто-то презрительно свистит, а некоторые даже кидают в него на ринг какой-нибудь объедок.

Примерно в таком же неравном положении перед системой находятся и «отступники». Многие, решившиеся опубликовать критическую информацию, вынуждены сами зарабатывать себе на жизнь и кормить свои семьи, одновременно зализывая эмоциональные раны, нанесенные любящей мерой лишения общения. При этом они не имеют доступа ко многим документам и важной информации, ограничены во времени и финансах. А с другой стороны на этом идеологическом ринге им противостоит Писательский комитет. За его спиной миллионы, даже миллиарды долларов (например, недавно Общество Сторожевой Башни совершило сделку по продаже недвижимости в Бруклине на сотни миллионов долларов). В их распоряжении многие сотни тысяч преданных добровольцев во многих странах мира! Если им нужно найти интересный, показательный случай, поддерживающий какое-либо утверждение Руководящего совета, то стоит только кинуть клич и со всего Земного шара обязательно прилетят нужные случаи или интервью. В их арсенале объемная информационная база. В библиотеке Писательского отдела наряду с архивом, всегда самые свежие выпуски популярных научных и новостных изданий.

Помню, что когда я учился в ШУСе в 2001 году и жил в нашем Российском филиале, я был очень удивлен наличию большого объема редкой литературы. Не только различные переводы, многочисленные словари и энциклопедии, но и всевозможные периодические издания таких журналов как «Time», «National Geographiс» и другие. Вечером 11 сентября мы все были в шоке от теракта в США, гадая, не начало ли это конца? Практически, чуть ли не на следующий день, в библиотеке уже был свежий выпуск журнала «Time», посвященный этому теракту. Это в российском филиале! А что же тогда говорить о Бруклине (или теперь об Уолкиле)?

Ко всему прочему, у Писательского комитета абсолютно полный архив всех публикаций Общества, выпущенных с момента его основания, и даже раньше. Писательский комитет наладил связи со многими нужными им людьми и учреждениями. Например, на одном семинаре для членов КСБ (Комитетов по связи с больницами) представитель филиала объяснил нам, что Общество выкупило права на издание некоторых научных медицинских публикаций и статей. Вполне, возможно, даже скорее всего, так же оно поступало не только с медицинскими научными изданиями. Все это, а так же редкие энциклопедии, библейские словари, комментарии  библеистов, текстологов, теологов и других исследователей создают поистине уникальную и внушительную информационную базу.

Добавьте к этому еще один немаловажный фактор. Все работники Писательского отдела полностью освобождены от всевозможных бытовых забот. Им не надо работать! Им не надо даже особо напрягаться, чтобы побольше проповедовать, так как в случае важного проекта и необходимости подготовить материал в срок, они могут почти не выходить в полевое служение и спокойно пропускать встречи собрания! Им нет необходимости готовить себе пищу и ходить за покупками. Им не нужно даже мыть посуду, стирать и гладить белье! Нет надобности делать еженедельную уборку в своей комнате! На все это есть обслуживающий персонал – другие члены семьи Вефиль, работающие официантами, поварами, горничными и так далее. И хотя совсем недавно произошли определенные изменения – сократили работников Вефилей и часть работы теперь нужно будет вефильцам делать самим, тем не менее, члены Писательского комитета находятся в явно выигрышном положении перед отступниками. Причем практически во всех отношениях. И в отличие от отступников, которые обращаются к предубежденной и даже враждебно настроенной аудитории, читатели литературы Общества принимают написанное безоговорочно, трепетно и без грамма сомнения в ее божественном происхождении.

Армия переводчиков, программистов, художников-оформителей, редакторов, фотографов, музыкантов и других добровольцев, готовых бесплатно, делать все что угодно для Иеговы в лице Писательского комитета. Фото- и видеостудии Общества оснащены самым передовым и дорогостоящим оборудованием и необходимыми компьютерными программами. По возможностям доступа к нужной информации, качеству ее обработки и донесения до адресата, вряд ли кто-то может сравниться с Писательским комитетом. Все материальные, интеллектуальные и другие ресурсы Общества стоят у него на службе! В противостоянии этой мощной информационной империи находятся просто отдельные бывшие члены Организации, которых большинство Свидетелей презирает.

ИТАК

Итак, миллионы безоговорочно преданных Руководящему совету Свидетелей Иеговы десятилетиями, ежедневно читающих и штудирующих издаваемую им литературу, наполненную пропагандистскими приемами, категорически отказываются читать любую другую религиозную литературу. Под  страхом  лишения общения, вечной смерти и возможности стать врагом Бога они, тем более, не будут рассматривать критическую информацию, исходящую от бывших Свидетелей Иеговы.

Внутри этого информационного бункера распространено убеждение, что все, кто читает литературу «отступников», как по мановению волшебной палочки, теряют веру в Бога и в итоге опускаются на самое дно этого грешного мира, теряя все свои положительные человеческие качества. 

Деятельность отступников представляется им бесполезной, так как, по их мнению, отступники не могут создать некой организованной альтернативы. Довольно-таки многим уютно и комфортно в этой системе, а другие всю свою жизнь построили на ожидании Нового мира после Армагеддона. Или, лучше сказать, всю свою жизнь (и жизнь своих детей) принесли в жертву ради достижения Нового мира после Армагеддона. Кому захочется признать или хотя бы предположить, что он прожил свою жизнь ради достижения чьих-то ошибочных человеческих идей? Признать, что он прожил ее зря! Кому это надо - ставить под сомнение свой образ жизни, убеждения и идеалы? 

Судить об успехе или неудаче «отступников», как мне кажется, надо по следующим критериям:

1. Насколько аргументировано получается возразить на их доводы? (Тут не стоит путать обвинения со стороны обычных критиков, которые сами никогда не были Свидетелями, с серьезными доводами людей, бывших в Организации много лет).

2. Какое влияние оказывают доводы «отступников» на тех, кто решился серьезно и внимательно их рассмотреть?

Так что же мы имеем? Непробиваемую стену из фанатизма, предубеждений, страха и прочих подобных строительных материалов. Если учесть все перечисленные выше моменты, то так ли уж безрезультативны старания бывших Свидетелей, желающих обратить внимание на важные, но неудобные факты? Судить, как мне кажется, надо по немного другим критериям.

Например, насколько аргументировано получается им возразить? Какое влияние оказывают доводы «отступников» на тех, кто все же решился серьезно и внимательно их рассмотреть? По поводу первого пункта - тишина. В официальной литературе Общества, кроме приписывания дурных мотивов, обобщений, оскорбительных,  эмоционально окрашенных высказываний в адрес «отступников» и обвинений во лжи, злобе и искажении фактов, больше ничего нет! Доводы «отступников» фактически не рассматриваются. Они игнорируются, как будто их и нет вовсе или они не существенны, но они есть и они существенны!

Эта ситуация напоминает мне общение Иисуса и фарисеев. На серьезные обвинения Христос всегда находил разумные и бесспорные аргументы, против которых было нечего возразить. Оскорблениями же, угрозами, приписыванием дурных мотивов, обвинением в богоотступничестве отвечал не Иисус, а книжники и фарисеи. Из-за отсутствия контраргументов невольно приходишь к выводу, что читать литературу отступников запрещено лишь потому, что Руководящему совету возразить им нечего?

В интернете есть попытки некоторых Свидетелей опровергнуть то, что написано Френцем в его книгах. Но лично у меня - я в свое время очень внимательно читал такие сайты, - сложилось впечатление, что авторы либо пробежались поверхностным взглядом по Френцу, либо и вовсе не читали его самостоятельно. Чтобы понять, насколько они убедительны, рекомендую почитать и их, и Френца в сравнении.

Что касается второго пункта, то тут Организация имеет полный провал. Огромное число тех, кто прочитал доводы «отступников», уходят из Организации, либо становятся неактивными. Как-то раз, на одном из конгрессов в Краснодарском крае, выступал известный в России областной надзиратель Степан Журавский. В своей речи он призвал серьезно относиться к запрету на чтение «отступнической» литературы. Он, упомянув, что не стоит недооценивать их коварство и степень влияния, рассказал реальный шокирующий слушателей случай, призванный окончательно отбить у них любопытство к подобного рода литературе.

В Египет на отдых прилетела супружеская пара Свидетелей Иеговы, много лет верно прослуживших в Организации. Ничего не подозревая, они расположились в своем гостиничном номере, где, совершенно случайно, оказалась книга бывшего члена Руководящего совета, ставшего отступником. За неделю отдыха они прочитали ее и в итоге сами  вернулись уже отступниками! Этих людей Организация обучала годами, но всего лишь недели хватило, чтобы они поменяли свои взгляды! Вот такой-вот «рекламирующий» книги Френца случай.

Не помогли никакие ресурсы, никакой арсенал Писательского комитета, чтобы противостоять тому, что написал один человек! За двадцать лет моего нахождения в Организации,  я,  прикладывая неимоверные усилия и старания, привел в нее всего трех человек. Одну пожилую бабушку, которую через год лишили общения и двух молодых парней, которые позже окончили ШУС, служили пионерами (один специальным пионером) и сейчас служат старейшинами. Но за полгода, после  исключения, прочитав нашу историю, ушло больше людей, чем я привел в Организацию за двадцать лет! По крайней мере, я точно знаю 4-х таких человек, которые после ее прочтения  решились скачать Френца и рассмотреть другую критическую информацию. В их числе бывшие пионеры, служебные помощники и даже районный надзиратель.

Так почему такое происходит? Организация тратит миллионы долларов на обучение! Проводит многочисленные Школы, Конгрессы, Встречи, издает массу книг, брошюр, журналов, справочников, атласов, энциклопедий, а также документальные, художественные и мультипликационные фильмы. Обучает своих приверженцев буквально с самых пеленок, но все это обучение оказывается несостоятельным перед какой-то книжечкой отступника? На чьей стороне правда? Действительно ли отступники не имеют в таком случае успеха? 

К кому в таком случае, больше подходят слова, сказанные в Исаии 54:17, приведенные в начале этой главы? К «верному благоразумному рабу» или к «неверному» Френцу? Почему же такое мощное влияние оказывает литература «отступников»? Да потому что, прочитав ее, человек, к своему глубокому сожалению, осознает обескураживающий и болезненный факт. Какой? Перефразируя слова Реймонда Френца, он начинает видеть, что его обманывают не те, кто находится вне Организации, а те, кто внутри! Причем те, кто находится на самом верху, те, кому больше всего доверял.

Когда ты узнаешь, что тебя обманывали, то естественной реакцией будет желание рассказать об этом другим, кого так же обманывают, и разоблачить ложь. Именно этот мотив движет многими бывшими Свидетелями Иеговы, которые создают антисвидетельские блоги, сайты, форумы, публикуют и распространяют критическую информацию.

Но вот как описывают эту деятельность в «Сторожевой Башне». В выпуске за 1 октября 1909 года приводились слова первого президента Общества Чарльза Рассела, ставшие для всех Свидетелей кредом в отношении «отступников» и по сей день:

«ВСЕ те, кто порвал с Обществом и его деятельностью, вместо того, чтобы самим делать успехи или созидать других в вере и добродетелях духа, по-видимому, делают обратное – пытаются вредить Делу, которому они однажды служили, и, возбудив порой много шума, постепенно погружаются в забытье, вредя только самим себе и другим, охваченным таким же духом раздора... Если некоторые думают, что могут достать такую же или лучшую пищу за другими столами, или что они могут изготовлять такую же или лучшую пищу сами – пусть они идут своим путем... Но в то время как мы не препятствуем другим идти куда угодно в поисках пищи и света к их удовлетворению, как ни странно, те, кто становятся нашими противниками, занимают совсем другую позицию. Вместо того чтобы сказать, как это принято в мире: „Я нашел то, что мне нужно, до свидания!“, они проявляют гнев, злобу, ненависть, вражду, ‘дела плоти и дьявола’ в такой мере, в какой мирские люди еще этого не проявляли. В них, кажется, вселилось сумасшествие, сатанинское бешенство. Некоторые из них бьют нас, а затем говорят, что били мы. Они готовы говорить и писать низкую ложь и опускаться до подлости».

Но стоит отметить, хотя бы ради справедливости, что Свидетели Иеговы ведь делают то же самое. Например, в России, считающий себя православным человек, став Свидетелем Иеговы, обычно принимается с неимоверным энтузиазмом поливать грязью свою бывшую религию и своих бывших соверующих. Он рассказывает язвительные анекдоты, отпуская в ее адрес уничижительные замечания и нередко распространяет о ней непроверенную и порочащую информацию.

Но в описании своей деятельности используется риторика совсем иного рода. В журнале «Сторожевая Башня» от 15 июля 1992 года на стр. 12,13, утверждается, что в этом отношении Свидетели подражают Христу. Там  говорится:

«Так же, как проявлял ненависть к беззаконию Иисус, разоблачая религиозных фанатиков, так и Свидетели Иеговы сегодня проявляют свою ненависть ко всему лицемерному религиозному беззаконию. Каким образом? Распространяя библейскую литературу, которая разоблачает, что Вавилон великий является на самом деле религиозной проституткой. Если мы действительно ненавидим беззаконное религиозное лицемерие, мы будем откровенны в разоблачении… Мы будем делать это ради искренних сердцем людей, которых она ослепила и держит в духовном рабстве».

Но я считаю, что многими бывшими Свидетелями Иеговы движет именно ненависть к религиозному беззаконию. Они не обижены, а возмущены. Они не лицемерны, а честны. Они не полны злобы, а мужественны. И зачастую правда именно на их стороне! И вообще, в противовес самим Свидетелям Иеговы, многие бывшие, кого исключили за «отступничество», как раз-таки и поступают по правилу «не препятствовать другим».

Меня иногда спрашивают, зачем я написал нашу историю и зачем пишу эту книгу? Один неравнодушный бывший Свидетель Иеговы даже предположил, что у меня видимо какое-то умственное и словесное «недержание». Но я делаю это, как и многие другие бывшие Свидетели, ради искренних сердцем людей, которых Общество Сторожевой Башни ослепило и держит в духовном рабстве. И открыто призываю к этому других. 

Пусть я выскажу свою, субъективную, точку зрения, но лично я, при подготовке этой главы, нередко ловил себя на мысли, что многое из того, что сказано в литературе Общества про отступников, подходит к самому Обществу Сторожевой Башни как нельзя лучше. И судя по происходящему в развитых странах и в Организации в целом, именно эти отступники и не  будут иметь успеха!