ДРУГИЕ ПРИМЕРЫ ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ

Можно конечно привести еще немало примеров такого единовременного нажатия на газ и на тормоз. И не менее подробно писать об этом, с приведением цитат из публикаций и примеров из жизни. Но мне кажется, что тщательного разбора двух вышеприведенных примеров (деторождение и высшее образование) вполне достаточно, чтобы понять общую картину. Благодаря такой двуликости, Организация кажется многим, - даже тем, кто находиться внутри, - не такой, какой она является на самом деле.

Большинство возвещателей фокусируются на том положительном, что они видят в Обществе и убеждают себя, что это и есть характеризующие всю Организацию отличительные черты. Одновременно они отметают и сознательно игнорируют любой негатив, считая его исключением из правил или неправильным пониманием на местах. Но спустя многие годы пребывания в этой религии, некоторые начинают понимать, что все как раз наоборот. Тот самый разрушающий личность, свободу, мыслительные способности, дружбу, семью, нормальные человеческие качества негатив - это и есть спущенный сверху и характеризующий данное Общество норматив.

Например, вы можете общаться со Свидетелем Иеговы, который приходит к вам на изучение Библии или «просто так», поговорить о духовном. Вам этот возвещатель кажется искренним, честным и адекватно мыслящим, грамотным, объективным человеком, хорошо знающим Библию. Но на деле, незаметно для него самого, ОСБ постепенно превращает его в некую рекрутинговую машину с человеческим лицом, бездушным сердцем и купированной под самый корень свободой мысли.

В журналах вы без труда найдете массу трогательных статей с примерами того, как Свидетели проявляют доброту и заботу как о членах своей религии, так и о сторонних людях. О том, как они контактны и открыты обществу и новой информации. Статьи о дружбе, человеколюбии, милосердии, любви и заботе по отношению к членам семьи: детям, престарелым родителям, супругам. Статьи о благотворном отдыхе с замечательными иллюстрациями весело проводящих время со своими родителями детьми.

Интервью с учеными Свидетелями или теми братьями и сестрами, которые стали известными в какой-либо другой сфере творчества. И вы думаете, - ну какие же они сектанты? Нормальные, адекватные и полезные члены Общества, любящие людей, дружелюбные соседи и семьянины. 

Это в какой-то степени так, но еще чаще - это лишь видимость, далекая от реальности. В большинстве же случаев, рядовой Свидетель Иеговы поступает по заданной сверху программе, в которой единственная и главная цель – безропотное подчинение указаниям Руководящего совета, привлечение в собрание новых людей и поддержание любой ценой безупречного имиджа Организации. Вот некоторые примеры.

ИССЛЕДОВАТЕЛИ БИБЛИИ?

С одной стороны приветствуется личное и непредвзятое изучение Библии. Но с другой стороны осуждается чтение, изучение и обсуждение любых материалов, противоречащих официальному трактованию Библии Руководящим советом Свидетелей Иеговы.

Юра Маслов, один из самых (если не самый) авторитетных старейшин района, выступая на нашем последнем с Наташей региональном конгрессе (до этого он назывался областным), в присущей ему эмоциональной и убедительной манере, используя длинные многозначительные паузы, сказал о попытках изучать стороннюю библейскую научную литературу так: 

«Мы нашли истину! Мы убедились, что это истина! Верный и благоразумный раб дает нам все, что необходимо для духовного роста! Эта истина является бесценным сокровищем! И теперь имея эту истину, будем ли мы еще где-то на стороне ее искать? Представьте, как нелепо искать сокровище в горах мусора! Имея сокровище, пойдете ли вы искать еще что-то ценное на мусорную свалку? Конечно же, нет! Поэтому, вместо того, чтобы копаться в человеческой философии, лучше используйте в полной мере те инструменты (литературу), которые нам дает Иегова через свой канал!»

Под мусорной свалкой, в которой не стоит копаться разумному человеку, понимается та религиозная, богословская, библейская, научная литература, которая издается вне стен Общества Сторожевой Башни. Помню, как после конгресса я хотел спросить Юру, что он думает по поводу того, что в нашей литературе для подтверждения каких-либо утверждений постоянно используются многочисленные цитаты различных библеистов, текстологов, гебраистов, богословов, религиозных деятелей, ученых, психологов и так далее. Приводятся бесчисленные цитаты из написанных ими трудов. Получается, что Руководящий совет, или вернее Писательский комитет под его надзором, перелопачивает горы мусора на этой мусорной свалке, находит там что-то интересное и преподносит нам в своей литературе, как сокровище или «пищу вовремя» от Иеговы! Другими словами, берутся результаты чьих-то многолетних исследовательских трудов и преподносятся как открытое Богом именно Руководящему совету и данное нам нашей особенной Организацией. Не верх ли это самодовольного лицемерия? Поразительно! 

Официально в своей литературе Общество поощряет к личным исследованиям, но на практике, под этим подразумевается лишь штудирование собственных изданий. Если само Общество копается в так называемых «горах мусора человеческой философии», то это называется - проведением тщательного, скрупулезного исследования и изучения. Но если то же самое делает отдельно взятый возвещатель, то он питается «сосцами великой блудницы» Вавилона Великого или принимает пищу со стола демонов! Чтение и изучение других трудов осуждается и высмеивается, а чтение критических трудов от бывших Свидетелей приводит вообще к изгнанию из Организации и тотальному бойкоту! Можно ли после этого утверждать, что Свидетели Иеговы являются беспристрастными исследователями Библии?

СОЧУВСТВУЮЩИЕ ХРИСТИАНЕ?

Недавно в социальной сети ВК («В Контакте») я случайно набрел на небольшой пост, где действующая Свидетельница Иеговы рассказывала о своем отношении к похоронам. Я бы сказал, что мысли высказанные ей для любого нормального человека являются шокирующими, но не для самих Свидетелей. Она пишет:

«А я не плачу на похоронах. Глядя как другие скорбно морщат лица и всхлипывают, я не могу сосредоточиться на собственных чувствах спокойствия за умершего (отмучился, точно воскреснет, несказанно повезло). Не знаю почему, но порой меня так и тянет ржать, слушая посмертные похвальбы и причитания. Наверное, это истерическое, но когда люди коллективно стоят кружком над неподвижным телом и жалеют о том, чего не изменить - это всё как-то странно и нереально смешно».

Дальше эта девушка сама делает замечание: «Видимо я бессердечный и жестокий человек».

Нет, не бессердечный и жестокий, а превратившийся в такого, благодаря учениям и практике Организации. Читая ее пост, я вспомнил последние «христианские похороны», на которых я был, примерно за месяц до исключения.

Умерла сестра Шура, которой было примерно 90 лет. Несмотря на свой преклонный возраст, Шура была человеком живого ума и тонкого, острого юмора. Я, будучи молодым, не всегда сразу понимал, что она шутит, а когда до меня доходило, долго удивлялся ее остроумию. Ее невозможно было не любить и не уважать. Проповедовала она в основном одна в парковой аллее недалеко от своего дома. Надо сказать, что она никогда не делала повторные посещения. Люди сами приходили к ней поговорить по душам. Сами просили у нее литературу. Такой жизнерадостный, искренний и умеющий понять чужую проблему человек! Ее дочь была «мирской», а внук - служебный помощник в нашем собрании «Нижнее». Последние месяцы она сильно болела, практически полностью ослепла и не выходила из дома. Ее почти никто не навещал из соверующих. Лишь очень изредка, хотя она так нуждалась в общении.

По дороге  на похороны я купил цветы, а когда зашел во двор частного дома был удивлен той пустоте, которая меня встретила. На улице стояло три человека, а в доме рядом с гробом еще человека четыре. От силы набралось около десяти пришедших разделить горечь утраты. Примечательно, что Шура была одной из первых Свидетельниц в Ставрополе. Она начала изучать Библию в 1989 году и в ее доме долгие годы проходили встречи собрания. Конечно, если бы умер какой-нибудь видный старейшина, людей было бы не сосчитать.

Когда я вошел в дом, то сразу пожалел о том, что купил цветы, потому что я выглядел с ними как идиот. Никто не принес цветов, их в доме вообще не было! Некоторые сестры на меня даже как-то странно посмотрели. Но самое неприятное было то, что среди присутствующих были те, кто пришел сюда явно формально, по пути с проповеди. И они не собирались видимо прекращать служение, так как были пионерами, которым каждый час важен для отчета. Стоя вокруг умершей, в присутствии ее дочери, которая не была Свидетелем, они не переставали делать на ней часы под видом, что размышляют вслух или просто разговаривают друг с другом (но так, чтобы она слышала). Например, одна сестра, вздыхая, начинала беседу так: «Очень жаль, что мы все умираем! Рано или поздно это случиться с каждым!»

Вторая пионерка, воодушевленно поддерживая тему, отвечает: «Вот было бы здорово никогда не умирать!» 

И в таком духе, как будто бы общаясь между собой, сестры озвучили все то, что мы обычно рассказываем в служении по домам, если нас слушают. Что Бог нас создал для вечной жизни, а мы умираем из-за непослушания Адама, но люди ничему так и не научились и по-прежнему не слушаются Бога, а он ведь по всей земле через свою Организацию призывает людей получить вечную жизнь. Поэтому надо изучать Библию с его Организацией, служить Иегове и тогда не будем умирать!

Честно говоря, было противно до тошноты от всего этого театра. Как будто рядом не лежал умерший ЧЕЛОВЕК, о котором не было сказано ни одного доброго слова, как будто рядом не стояла горюющая дочь, которой не было сказано ни одного элементарного и искреннего слова сочувствия. После этого все вышли на улицу, где Юра Маслов произнес еще одну формальную речь по заранее подготовленному Обществом конспекту. В нем ясно указывается, что надо немного сказать о хороших чертах умершего, о том, что он крестился как Свидетель Иеговы (упомянуть в каком году), если он имел особые назначения в Организации - перечислить, а после чего в течение получаса следовала стандартная проповедь учений Организации. Кстати, произносящий эту речь старейшина, записывает время, которое он затратил на ее произнесение себе в отчет о проповеди.

После речи я не выдержал и попросил слова. Я сказал о своих чувствах по отношению к Шуре и то, как сильно мне будет не хватать общения с ней и ее замечательного и доброго чувства юмора. После меня еще один «духовно слабый» брат сказал несколько теплых и сочувствующих слов.  Духовно сильные не имели никакого желания сделать то же самое. А зачем? Она же все равно воскреснет. Она не будет мучиться в великом бедствии. А дочь «мирская» сама виновата, надо было изучать Библию и стать одной из нас, а так все равно погибнет в Армагеддоне.

Иисус вел себя на похоронах Лазаря совершенно по-другому, хотя знал, что Лазарь воскреснет прямо сейчас. Он умел сочувствовать, а тут сочувствие просто убивается.  Дочь Шуры потом, отдельно через сына, передала мне благодарность за то, что я сказал и за то, что принес цветы, так как, по ее словам, мама их очень любила. Несколько пар Свидетелей после погребальной речи пошли дальше проповедовать, так и не останавливая время, которое пишется в бланк отчета. 

Хотя в речах и литературе уделяется внимание развитию таких христианских качеств как любовь, смирение, сочувствие, доброта и так далее, но другие постоянно повторяющиеся призывы и объяснения просто вытравливают их. Свидетели приучены считать людей вокруг себя обреченными на уничтожение, причем вместе с маленькими и грудными детьми. Постоянное внушение, что они сами в этом виноваты, притупляет естественное человеческое сочувствие и жалость. А высказанная в литературе мысль, что мы, возможно, будем очищать землю после Армагеддона, в том числе и от трупов нечестивых (как маленькие дети могут быть нечестивыми?) приучает постепенно и незаметно к  равнодушию.

Царство Бога правит. Армагеддон начинается
Иллюстрация из книги "Царство Бога правит" (Общество Сторожевой Башни)

Люди либо откликаются на нашу проповедь и становятся одними из нас, либо они сами виноваты! Мы начинаем смотреть на окружающих людей либо как на возможных Свидетелей, либо как на «навоз на лице земли», как на удобрение земли после Армагеддона. («Навоз (или «помет») на лице земли» - это цитата из библейской книги Софония 1:17).

Слащев Сергей, бывший пионер и служебный помощник, исключенный за отступничество, поделился случаем, произошедшим с ним в Ростове-на-Дону, когда он пошел в служение по домам с местным опытным и уже не молодым старейшиной Николаем. В одной из квартир им грубо отказали. Когда дверь закрылась, старейшина, желая видимо приободрить расстроенного напарника, вроде бы в шутку, сказал: «Ну, что ж, жаль! Ну, ничего, пойдут на удобрение после Армагеддона!»

Да, статьи о сочувствии и любви прекрасны, только зачем их проявлять к тем, кто «не достоин» и «сам виноват»? Вот он опять пресловутый «газ» и «тормоз».

Та же система очевидна и в мере лишения общения. На последнем региональном конгрессе 2016 года показали официальный видеоролик, наглядно демонстрирующий, как должны вести себя родственники с исключенными из собрания. В этом видеосюжете повествуется об исключенной из собрания девушке, которой родители не позволяют остаться жить в своем доме и выгоняют, по сути, на улицу. Женский голос от лица этой девушки заявляет, что «я сама во всем виновата» и я «даже не подумала, сколько горя причинила своим родителям».

Следующий кадр, показывающий, что происходит через некоторое время, просто поражает глубиной своей бездушности и черствости. Мать моет посуду и вдруг раздается телефонный звонок. Она берет телефон, на экране дисплея видно, что звонит ее родная, выгнанная ими из дома дочь. Что же делает мать? Тяжело вздыхает и выключает телефон. Именно так должна поступить мать по указанию нескольких пожилых руководителей Организации. 

Удивительно то, что миллионы присутствующих на конгрессах Свидетелей, даже не подумают о том, как это бесчеловечно. Никто не предположит, а вдруг дочь в беде и ей нужна помощь. Вдруг она, в конце концов, просто умирает и звонит попрощаться. Вдруг она в отчаянии и депрессии покончит с жизнью после такого бойкота со стороны единственных дорогих ей людей. Ничего, все нормально. Она сама во всем виновата!

Еще один пример такой братской любви я нашел в группе Свидетелей «JWNews». В эту группу написала в открытом доступе одна молоденькая девочка, которая, судя по ее письму, просто на грани отчаяния.

«Дорогие сестры, есть ли среди вас те, кто, будучи крещеными, совершили нечистоту или даже блуд? Как вам удалось справиться с чувством вины? Я потеряла всякую надежду на то, что Иегова меня простит, мне кажется, что я одна из немногих, кто попался в эту ловушку, теперь стыдно даже думать о браке в собрании, хоть и не совершила греха, но чувствую себя грязной и недостойной, возникают самые ужасные мысли, но больше всего на свете я хочу быть с Иеговой, хочется верить, что ко мне еще могут отнести слова из Римлянам 8:38, 39. Очень хочется знать, что не я одна веду эту борьбу, и как с этим жить» (JWNews, 3 июня 2016 в 0:04).

Ясно, что пишет молодая девочка, явно убитая горем. Не нужно быть человеком большого ума, чтобы понять, что этот искренний человек, возможно, думает о самоубийстве, говоря, что у нее «возникают самые ужасные мысли»! Чтобы открыто такое написать, нужно немалое мужество, смирение и, пожалуй, отчаяние! Девушка написала это письмо в группу единственных на Земле истинных и сочувствующих христиан, чей отличительный признак (по их же утверждениям) - настоящая братская любовь, надеясь на поддержку и сочувствие. Что же ей ответили?

«За духовной помощью нужно обращаться к старейшинам, а не в социальные сети» (Администрация).

Вот и все! Холодный и абсолютно равнодушный отсыл к старейшинам. Ни одного слова поддержки. Например, «молодец» или «мы тебя искренне любим». Ничего подобного! А почему? Ведь эти отвечающие ей так сухо братья и сестры читают и изучают на собрании замечательные статьи о том, как Иисус проявлял любовь к грешникам. В чем же дело? Ну, во-первых, она сама виновата! А во-вторых, на собраниях постоянно внушается страх неправильно проявить любовь (не так, как учит верный раб). Или сделать то, на что не имеешь право. Как в данном случае. Мы же не старейшины, мы не имеем права тебе оказывать духовную помощь! Поэтому иди-ка ты к старейшинам от греха подальше. Может быть грубо, но именно так по своей сути.

Поэтому, когда у рядового Свидетеля Иеговы появляются по отношению к другим людям какие либо добрые побуждения или искреннее желание как-то помочь, то он сто раз подумает, прежде чем поступит так, как подсказывает ему сердце. Он подумает над такими вопросами: а правильно ли это? А не отнимет ли такая помощь время и силы, которые я мог бы потратить на проповедь? А достоин ли этот человек или люди помощи? А не виноваты ли они сами в своих проблемах? Есть ли у них родственники, которые обязаны оказывать им помощь? Обращались ли они за помощью в необходимые государственные инстанции? А правильно ли вообще им помогать? А можно ли? Его приучили так думать. 

Мой друг, о котором я говорил раньше, Сулима Сергей, сказал, что они с супругой регулярно делают небольшое пожертвование в благотворительный фонд помощи больным детям. Но он с женой просто исключение из правил. Большинство же их соверующих подумают, что это напрасная трата денег, и лучше их положить в ящик пожертвований на собрании, на всемирное дело проповеди. А помогая таким образом, они пытаются реанимировать тех, кто и так является трупом (станет им в Армагеддоне).

ПРИМЕРНЫЕ СЕМЬЯНИНЫ?

Картина дружной и крепкой семьи - визитная карточка публикаций Общества. Фото и иллюстрации счастливых семей, отдыхающих вместе на природе, или играющих в гостиной, или же вместе занимающихся приготовлением пищи, или еще как-то проводящих время совместно, встречаются на каждом шагу. Но действительно ли так дружны и сплочены свидетельские семьи? Хотя с одной стороны печатаются сотни страниц, посвященных тому, как надо заботиться о семье и уделять внимание близким, с другой стороны на членов семьи давят эмоциональные призывы уделять больше времени интересам Царства и многочисленные обязанности и назначения в собраниях. И во многих случаях человек просто вынужден разрываться между семьей и интересами Организации.

Возьмем, к примеру, состояние жен, у которых мужья активные Свидетели. Как метко заметила Лена Сизых, говоря о влиянии «истины» на семейную жизнь ее родителей, «пока папа самоутверждался в собрании, у мамы развивалась депрессия и подавленность!»

Я тоже давно заметил, что у большинства активных старейшин, а так же у РН и ОН жены либо уже лечатся от депрессии, либо на пути к ней. У их мужей просто нет ни сил, ни времени, чтобы уделять своей половинке то время и внимание, в которых она, на самом деле, нуждается и которых она заслуживает.

Шаталова Лена, жена известного в России брата Сергея Шаталова (он был и РН, и ОН, и преподавателем в ШУС, и служил в служебном отделе Российского филиала), когда они служили в своем первом назначении, поделилась тем, на какие жертвы ей приходится идти. Она, в личной беседе, рассказывая о служении в Нижнем Новгороде, поделилась:

«Я Сергея почти не вижу. У него много разных назначений и заданий от Филиала. Мне приходится делить его с собранием. Да, это большая жертва для меня. Любая жена ответственного брата должна быть готова буквально положить себя и свои интересы на жертвенник, ради исполнения воли Иеговы» (под волей Иеговы, естественно, подразумеваются абсолютно любые задания от Организации). 

Лена, конечно же, пыталась сказать, что теперь она все равно счастлива, но с течением времени она просто превратилась в очень больную и печальную женщину. Это наш с Наташей субъективный взгляд со стороны. И мама Сергея рассказывала моей жене, что Лена очень вымотанная, уставшая, обессиленная. У нее нет ни детей, ни своего уютного уголка, ни даже своего мужа. Муж вернее есть, но он ее только наполовину.

 

 

 

 

У большинства активных старейшин, а так же у  разъездных надзирателей жены либо уже лечатся от депрессии, либо на пути к ней

Я, часто возвращаясь домой после очередного правового комитета или полуночных посиделок со старейшинами по делам района, открывая дверь, видел слезы на глазах своей жены. Как-то гуляя вечером выходного дня с Антошкой на улице, она обратила внимание, что «мирские» папы гуляют с колясками и женами, ну хотя бы по выходным и в праздники. Она тогда подумала про нашего сына, что «он растет без отца». Я как обычно был либо на репетиции к конгрессу, либо на очередном пастырском посещении.

Жена старейшины из нашего собрания (она, кстати, сама Свидетель Иеговы) сказала мне о своем муже, что презирает и даже ненавидит его, так как она уже много лет его фактически не видит и не имеет от него ни моральной, ни материальной поддержки. Эта женщина одна нянчила их трех маленьких дочек, которые сейчас уже взрослые, пока папа решал дела собрания. Одна ночами пекла на продажу пахлаву (традиционное кавказское сладкое блюдо), чтобы заработать для семьи хоть какие-то деньги. Папа годами «не может» найти «подходящую» для его графика старейшины работу. Да, папу любят в собрании, так как он по первому зову бросает все и мчится на выручку к драгоценным овечкам, в то время как супруга, дети и домашние дела остаются без его внимания.

Конечно, с одной стороны тебя никто не вынуждает принимать все назначения и соглашаться на все задания. Тебя даже побуждают подумать, разумно ли в твоих обстоятельствах соглашаться и брать на себя какое-то дополнительное теократическое преимущество. Но, с другой стороны, ты постоянно слышишь от официальных представителей Общества, на конгрессах, на специальных встречах и в литературе, высказывания вроде:

«Принимайте назначения от Организации как данные самим Иеговой!».

«Если тебе кажется, что ты не справишься с назначением, то не спеши отказываться. Иегова может наделить тебя силой, превышающей обычную»

«Принимая назначения и задания Божьей Организации, у тебя появляется возможность "испытать Иегову" и увидеть, как обильно он благословляет тех, кто всецело ему доверяет!»

А принимая эти назначения, ты поражаешься тому, что им нет конца и края. Нередко можно услышать такую шутку:

«Какая награда будет брату за хорошо выполненную работу?»

«Правильно! Дополнительная работа!»

Эти многочисленные «награды» для братьев в виде дополнительных заданий, не включают в себя обязательные для всех Свидетелей «нормативы», такие как регулярная сдача отчетов о проповеди, подготовка к встречам собрания, ежедневное чтение литературы Общества и так далее!

Искренний и послушный человек становится иногда перед сложным выбором – семья или интересы Организации. Да, он читает в нашей литературе утверждения, что семья должна быть на первом месте. Но так же он читает и другие фразы из Библии, которые приводятся в публикациях как руководство к действию при принятии решений. Например, следующие:

«К тому же говорю вам, братья, что оставшееся время сократилось. Отныне пусть имеющие жён будут как не имеющие» (1 Коринфянам 7:29, НМ).

«Тот, кто дорожит отцом или матерью больше, чем мной, недостоин меня. Тот, кто дорожит сыном или дочерью больше, чем мной, недостоин меня» (Матфея 10:37).

А для Свидетелей дорожить Руководящим советом и Организацией равнозначно фразе «дорожить Христом». 

Учитывая такие стихи в контексте принятия решения, какой выбор будет склонен сделать «духовно настроенный» с точки зрения Свидетелей человек?

 

 

 

 

 

 

 

Любые задания в Организации следует принимать как назначения от Бога!

Один из последних запомнившихся мне случаев произошел на нашем последнем однодневном конгрессе. Мы уже не смотрели на все, что говорится со сцены, как на пищу от Иеговы, и были поражены множеством высказанных с умным лицом глупостей. Потом мы с Наташей обсуждали эти моменты. То ли мы раньше этого не замечали, то ли это сейчас так деградировала Организация? Ну так вот, интервью давала взрослая женщина, которая несколько лет служит пионером, несмотря на проблемы со здоровьем и другие испытания. В интервью она, со слезами на глазах, рассказала, как ей чуть не пришлось оставить этот драгоценнейший вид служения:

«Мой сын попал в аварию и я была вынуждена взять его к себе домой и ухаживать за ним несколько месяцев. Мне было очень тяжело. Я молила Иегову помочь мне остаться пионером (и тут она заплакала), и, несмотря на это испытание, он мне помог, и я смогла остаться в этом виде служения (аплодисменты)».

Это интервью подготовлено вместе со старейшиной собрания и одобрено районным надзирателем. Но поразительно, что говоря о сыне, попавшем в аварию, сестра испытывала лишь чувство досады от того, что он невольно стал причиной, по которой она была вынуждена сократить количество часов проповеди! Проблема в ее глазах заключалась не в том, что ее родной сын попал в аварию, а в том, что под угрозой было ее пионерское служение! Такое чувство, что в ее голове шла борьба. С одной стороны нужно любить ближних и ухаживать за сыном. А с другой, мы живем в конце самого конца последних дней и надо совершать неотложное дело проповеди, тем более, что выполнять норму пионера все равно, что выполнять обет, данный лично Иегове. Вот он тебе «газ» и «тормоз» в мышлении рядового пассажира Божьей колесницы. 

Вообще эта тема «счастливой» семейной жизни весьма обширна и подробнее о ней я напишу в третьей главе. Но очевидно, что хотя, с одной стороны, Организация призывает мужей, жен, родителей и детей уделять членам семьи пристальное внимание, время и заботиться о них, с другой стороны, она нагружает своих приверженцев «обязательными» и дополнительными «преимуществами», данными самим Иеговой так, что у них на выполнение семейных обязательств не остается ни достаточных сил, ни времени. От этого растет напряжение, раздражительность, усталость и, в результате, что нередко приводит к натянутым, либо поверхностным отношениям в семье.

СВОБОДНЫЕ  ЛЮДИ?

«Где дух Иеговы, там свобода» написано в 2 Коринфянам 3:17 (НМ). И действительно, исходя из литературы Общества, может создаться мнение, что в большинстве случаев каждый Свидетель Иеговы решает сам, как ему поступить, не имея четких, многочисленных инструкций и правил. Если ты подойдешь за советом к старейшине или разъездному представителю Общества, то в большинстве случаев ты не услышишь прямого совета как тебе надо поступать. Вместо этого, скорее всего тебя спросят в ответ:

«А что ты сам об этом думаешь?»

«Молился ли ты об этом?»

«Провел ли ты личное изучение на эту тему?»

От чего сразу возникает обманчивое ощущение, что тебе ничего не навязывают, а наоборот, побуждают думать своей головой. Но что из себя представляет ожидаемое от тебя, так называемое, личное изучение? В официальной библиотеке Общества Сторожевой Башни «Watchtower Library», либо в онлайн библиотеке на официальном сайте организации, либо в печатном «Индексе публикаций Общества», ты ищешь интересующий тебя вопрос, а потом изучаешь все, что писалось в наших публикациях по этому вопросу. 

По сути, для твоей проблемы уже есть готовый ответ на вопрос, как надо поступать. Но тот факт, что ты сам его ищешь, перелопачивая горы свидетельской литературы, создает ощущение, что ты сам пришел к определенному решению. Ведь ты же провел «личное изучение»! Но на самом деле ты просто отыскал готовый ответ. Но, что если ты будешь исследовать этот вопрос не по публикациям Общества Сторожевой Башни? Что если ты оспоришь те рекомендации, которые предлагаются на страницах официальных изданий Организации, или поставишь их под сомнение?

Реймонд Френц - бывший член Руководящего совета
Реймонд Френц - бывший член Руководящего совета

 

Хорошо выразился по этому поводу Реймонд Френц:

«Обычного члена организации мало поощряют использовать свои мыслительные способности, — разве что для принятия и, в сущности, для заучивания исходящих от организации сведений, для почти автоматического подчинения ее директивам. Одно из самых мощных средств разума — постановка вопросов — рисуется в негативном свете, словно оно свидетельствуют о недостатке веры, является признаком неуважения к одобренному Богом каналу сообщения»

На днях, я прочел очень интересное и точное замечание одной неактивной Свидетельницы Иеговы по этому поводу. На форуме «jwforum.eu», в разделе «Наши истории» (для зарегистрированных пользователей), под ником «Emmi_K», она написала: «Тут у свидетелей дела аналогичны делам в тоталитарном коллективе, где частота повторений слов «свобода» и «равенство» прямо пропорционально степени отсутствия таковых. Божий народ должен быть миролюбив. Однако ни о каком компромиссе во взглядах не может быть и речи, градус неприятия чужого выбора повышен до предела. …Свидетели – это те парни, которым искренность противопоказана. Нет, ну конечно если ты во всем целиком и полностью мыслишь, как раб (благоразумный), считаешь, как раб (благоразумный), то конечно, будь искренним на здоровье.  А если нет?»

Общество Сторожевой Башни навязывает своей пастве определенные решения, а после этого умело убеждает своих членов в том, что эти решения полностью были их личными. С помощью эмоционального давления, намеков на бездуховность или гордость не согласных, смиренных людей практически вынуждают принимать готовые и спущенные сверху решения, создавая при этом видимость свободы и отсутствие давления.

Яркий тому пример - личное побуждение взять общее пионерское служение. Многие берут его после какой-нибудь зажигательной речи на конгрессе или после дружеской побуждающей беседы с районным надзирателем. На пастырских посещениях старейшины нередко поощряют кого-нибудь подумать о пионерском и дарят «просто так» бланк заявления на этот вид служения, говоря:

«Пусть полежит у тебя. Можешь не заполнять. Пусть лежит. Вдруг захочешь, можешь его заполнить и дать нам на одобрение, а если нет, то всегда можешь его  вернуть или даже выкинуть».

Но при этом сестру или брата перед этим пастырским посещением уже, возможно, годами приучали смотреть на такие посещения как на прямое руководство Иеговы. В одном выпуске «Нашего Царственного служения» приводились слова супружеской пары, которую спросили, почему они служат пионерами»

«Каждый христианский служитель должен действительно обдумать с молитвой, может ли он быть пионером или нет. Одна южно-африканская супружеская пара, которая уже в течении 15 лет находится в пионерском служении, сказала: „Почему мы находимся в пионерском служении? Могли бы мы когда-либо оправдать это перед Иеговой, если бы мы не делали этого?“ Многие, не являющиеся пионерами, могли бы поставить себе подобный вопрос: „Могу ли я действительно оправдаться перед Иеговой, что я не пионер“» («Наше Царственное служение», апрель 1993 года, стр. 3, «Можешь ли ты делать больше для прославления Иеговы?»)

Этот вопрос нередко звучит со сцены и в личных беседах старейшин с возвещателями. И надо сказать, что в речах этот вопрос нередко звучал куда более конкретно: «Подумай, как ты оправдаешься перед Иеговой, что ты не пионер?»

Или: «Когда в Новом мире воскресшие Авраам, Ной, Иов, Давид и другие спросят тебя, почему в последние дни ты не служил пионером, что ты им скажешь?»

Ну как после такого не взять пионерское служение? Пусть даже вопреки обстоятельствам! Надо быть очень толстокожим, чтобы после подобных «побуждающих» вопросов, подкрепленных примерами того, как пионерское берут инвалиды, старики, дети, родители с пятью детьми и так далее, сказать, что пионерское не для меня.

Обратите внимание, как начинается рядовая статья в «Нашем Царственном служении», призванная поощрить возвещателей к такому «преимуществу»:

«У меня и так дел невпроворот! Разве мудро бы я поступила, начни я сейчас пионерское служение?» — подумала так одна сестра, когда слушала часть программы районного конгресса под названием «Настойчиво продолжать пионерское служение», подготовленную старейшиной-пионером. В том же зале молодой брат подумал: «Как он находит время для пионерского служения? Я не старейшина, но у меня дел хоть отбавляй!»

Продолжая говорить о благословениях пионерского служения, старейшина взял интервью у нескольких пионеров из своего района, которые рассказали о том, что́ им пришлось изменить в своей жизни, чтобы служить пионерами, и как Иегова обильно благословил их усилия. Один пионер-инвалид, у другой пионерки неверующий супруг, а третий пионер оставил карьеру, но средств на жизнь ему хватает. Послушав о том, как с помощью Иеговы пионеры успешно служат, брат и сестра в зале начали пересматривать свое отношение к пионерскому служению и обстоятельства. Мы побуждаем вас поступить так же» («Наше Царственное служение», апрель 1999 года, стр. 3, «Пионерское служение: мудро пользуемся временем!»)

Вдобавок к этому, в статье упоминается, что мы живем в самом конце последних дней и времени на спасение людей и исполнение задания, данного Иеговой, все меньше. Просто очевидно, из контекста статьи, что призыв к пионерскому служению исходит от самого Создателя Вселенной и направлен лично к тебе! И тут же упоминается, что ему мы обязаны всем, в том числе своей жизнью. Разве это не давление?

Очень многие вопросы четко прописаны. Выбор спутника жизни из числа крещеных и активных членов собрания. Участие в праздниках, таких как день рождения, Новый год и другие. Выбор музыки, фильмов, книг, развлечений, внеклассных занятий, спортивных секций, видов работы и даже графика работы. 

Давайте вкратце рассмотрим еще пару примеров. Свидетели Иеговы не празднуют дни рождения. Но если аргументировано побеседовать с большинством из них, то они не смогут внятно объяснить причины, по которым они не отмечают этот праздник, но при этом свободно могут отмечать годовщины и юбилеи таких событий как свадьба, крещение, и даже начало полновременного служения. Спросите любого Свидетеля, запрещают ли ему отмечать дни рождения и он ответит: «Конечно же, нет! Это мое личное решение! Я сам так решил».

Но действительно ли он пришел к такому решению, самостоятельно читая Библию? Или это убеждение навязано литературой Общества? Если кто-то, пользуясь свободой воли, примет решение отметить день рождения, то не будет ли он лишен всех своих преимуществ в собрании? А если он сознательно будет отмечать дни рождения, заявив, что это его личное решение, то не исключат ли его из собрания со всеми вытекающими последствиями – тотальным бойкотом, даже со стороны родственников?

Другой пример касается переливания крови. Попросите любого Свидетеля показать, где в Библии запрещается переливание крови, и он вам откроет только те места Писания, где запрещается употреблять ее в пищу. Почему он решил, что запрет употреблять кровь в пищу относится и к гемотрансфузии, которая является, по сути, пересадкой органа? Это действительно его личное решение? 

Свидетелям запрещено использовать для лечения плазму, лейкоциты и другие компоненты крови, но при этом разрешено использовать в лечении альбумин, иммуноглобулин и другие так называемые «мелкие» компоненты или фракции крови. Спросите пришедшего к вам с проповедью Свидетеля Иеговы, где же в Библии он нашел деление крови на «запрещенные» и «разрешенные» фракции? Может ли он показать вам в Библии запрет на переливание плазмы и разрешение на переливание альбумина? Пришел он к таким оригинальным выводам сам при личном чтении и изучении Библии?

Людмила Мамаева, интервью с которой приводилось в первой главе, рассказывает одну интересную историю. Когда она была беременной, то ее «мирская» подруга совершенно искренне спросила ее, что будет, если ей во время родов потребуется экстренная гемотрансфузия? Люда ответила:

- Я откажусь!

- А если из-за этого ты умрешь или умрет твой ребенок?

- Я все равно не соглашусь на переливание крови, только на заменители!

- А вам  запрещают переливать кровь?

- Нет, не запрещают! Это мое личное решение!

- А тебе ничего не будет, если ты согласишься на переливание крови?

Люда говорит, что тогда, хотя она еще была искренне верующей Свидетельницей Иеговы, этот вопрос ввел ее в ступор. Она подумала про себя: «Ну да! Какое же это личное решение, если за него меня могут исключить из собрания?» 

Особенно ярко такое навязывание чужих убеждений под соусом твоих личных проявилось при уверенном объявлении предполагаемых дат Армагеддона. Перед 1975 годом по всему миру прошла волна бурного подъема теократической деятельности. Некоторые продали дома или бизнес в ожидании Божьего вмешательства. Другие сняли свои пенсионные накопления или отложили срочные операции. Эти искренние люди пошли на такие жертвы, чтобы взять общее пионерское служение. Некоторые потратили все свои семейные или личные накопления, ожидая, что их как раз хватит до 1975 года. Но 1975 год прошел, оставив в сердцах этих людей горькое разочарование. Кто-то не вступил в брак и не завел детей, кто-то отказался от высшего образования или еще чего-то ценного и желанного.

Если вы прочитаете то, что пишется о том времени в современных публикациях Общества, то у вас сложиться совершенно иная картина. Организация ничего конкретно не говорила. Никого не заставляла принимать такие решения. Это были личные неправильные ожидания и личный недальновидный выбор самих возвещателей. Вот как!

Роберт Уоллен, секретарь Руководящего совета, очень искренне и откровенно выразил свои чувства по этому поводу. Он написал Руководящему совету:

«Я являюсь крещеным Свидетелем вот уже на протяжении 39 лет и с помощью Иеговы буду и дальше верным служителем. Но было бы неискренним сказать, что я не чувствую разочарования: я знаю, что все мои чувства по отношению к 1975 году возникли при чтении нашей литературы, а потом мне говорят, что я сам сделал неверные выводы, и это кажется мне несправедливым и нечестным. Все мы несовершенны, и я считаю, что когда несовершенные, но богобоязненные люди совершают ошибку, было бы только справедливо, обнаружив, исправить ее» (Реймонд Френц, «Кризис Совести»). 

Итак, система «газа» и «тормоза» действует следующим образом. С одной стороны, создается ощущение, что христиане в этой конфессии свободные люди, имеющие право принимать личные решения по многим вопросам в согласии со своей верой, совестью и пониманием. Но на деле, с другой стороны медали, принимая решения, ты являешься рабом людей – членов Руководящего совета, старейшин и собрания, которое непременно осудит тебя за принятие «неправильного» в их глазах решения.  Свободного выбора, в действительности уже нет, есть лишь его иллюзия.

СЧАСТЛИВЫЙ И РАДОСТНЫЙ НАРОД?

Недавно моя Наташа зарегистрировалась в сети «Instagramm». Естественно она увидела там своих бывших подруг, Свидетельниц Иеговы. Она посмотрела выложенные ими фотографии и показала некоторые из них мне. На них ее бывшие подруги сидят вместе в кафе, обнимаются с улыбками счастья на лице. Невольно позавидуешь их беззаботному и теплому дружескому общению. Мне показалось, что Натулька слегка загрустила, и я спросил ее, не скучает ли она без такого общения. Она удивленно посмотрела на меня и сказала:

«Да это же лишь видимость дружбы и счастья! Ты вспомни как часто мы встречались, будучи в Организации. Какая там дружба? Я знаю, что те, кто на фото, так собираются раз в году. Ну, позвали их на выписку из роддома или на свадьбу, они встретились, нарядно одетые, обнялись и улыбнулись перед камерой и все! Нет, я им не завидую, ведь многие из тех, кто улыбается на фото, на самом деле несчастны и по большей части находятся в состоянии подавленности».

Организация умеет пускать пыль в глаза. Снаружи создается ощущение счастья, свободы и радости. Особенно на таких больших мероприятиях, как международные конгрессы. Но в большинстве случаев это лишь видимость. Светлана Леонтьева, адвентист седьмого дня с 20-летним стажем, хорошо знающая Свидетелей Иеговы и изучавшая с ними в свое время Библию, метко подметила одну важную деталь. Она как то мне написала:

«Ты знаешь, слова из статьи, в которой сказано, что за годы в организации вы с Наташей стали замкнутыми, равнодушными и уставшими, мне напомнили о моих мыслях, когда я поняла, что истинное (а не то потрясающе прекрасное, каким оно кажется иногда) лицо церковной организации возможно увидеть только вглядевшись в лица, жизнь и душевное состояние тех, кто в этой церкви или организации многие годы, кого она успела слепить, передав весь свой истинный дух. Новенькие - горящие и сияющие новенькие - не в счет. Это их личная первая любовь, а не дух церкви». 

Так вот, следуя этой здравой логике, узнать, к примеру, кто такой настоящий Свидетель Иеговы, можно, посмотрев на человека, пробывшего убежденным членом этой конфессии лет 15-20. Как правило, это замкнутый по отношению к внешнему миру (и даже по отношению ко многим своим собратьям), неимоверно уставший, эмоционально и физически вымотанный человек, делающий обязательные для его религии вещи «на автомате». На лицах большинства активно действующих Свидетелей, прослуживших много лет пионерами, отчетливо видна печать многолетней усталости. Это выжатые, подобно лимону, выплавленные под определенный шаблон своей религии, почти не личности, а рабочие единицы.

Повальная депрессия и унылость, с надетыми по определенным событиям радостными лицами – вот характерная черта многих собраний в России. А у некоторых даже на эти особые события уже нет сил надевать улыбку радости. Как-то перед посещением районного надзирателя (РН), мы советом старейшин обсуждали, какие потребности нашего собрания нужно осветить районному надзирателю во время его предстоящего посещения. Мы сошлись в одном – УСТАЛОСТЬ! Когда во вторник, перед Школой теократического служения, мы с РН Авдиенко Андреем просматривали документы собрания[1], я попросил брата учесть при посещении такую актуальную для нас проблему как усталость и даже некую апатию. На что он ответил: «Ну, это  проблема не только вашего собрания! Практически каждое собрание, которое я посещаю, имеет такую проблему!»

Мы тогда оба понимающе вздохнули и сказали друг другу примерно следующее: «Ну да, ведь сейчас последние дни и Сатана усиливает давление на Божий народ!»

Когда в 2002 году мы с супругой перешли в жестовое собрание в Ставрополе, то, пожалуй, впервые столкнулись с таким количеством психических заболеваний. Координатор совета старейшин (КСС) собрания Озорнин Сергей вообще показался мне специалистом по таким вопросам. В маленьком собрании из примерно 30 возвещателей, где общими пионерами служило до 15 человек, студентам, изучающим психиатрию и психологию, можно было бы проходить практику. Маниакальный психоз, шизофрения, биполярное расстройство, депрессия, сильнейшая фобия - все это было в наличии. Сергей знал хороших специалистов, которые, по его словам, успешно лечили и лечат именно Свидетелей Иеговы! Тогда я подумал, что это просто удивительное совпадение именно в этом исключительном собрании. Чуть позже, когда я уже был старейшиной, то увидел, что такая же картина наблюдается практически во всех собраниях на языке жестов из других городов. Помню, что я тогда пришел к выводу – это, видимо, специфика собраний, состоящих из инвалидов детства, выросших в основном в интернатах.

Но попутно с ростом своего авторитета, да и жизненного опыта, я стал замечать, что психически больных и больных депрессией полно и в обычных «говорящих» собраниях. Неудивительно, что  депрессия и усталость - это неизменно часто обсуждаемые темы в нашей литературе и на собраниях в последнее время. В последнем «говорящем» собрании, в котором я служил старейшиной и КСС, было около 80-ти возвещателей. Как минимум трое были с диагнозом шизофрения. У двоих был поставлен редкий диагноз – синдром хронической усталости. А что касается депрессии, то она была у такого количества человек, что мне сейчас даже трудно их посчитать.

Причем я говорю и о официально поставленных диагнозах и о явных симптомах у тех, кто отказывался идти к врачу. А еще несколько человек были, как любил говорить старейшина Семен Назарянц, «немного больными на голову» или «со странностями».

Перед самым нашим исключением к нам приезжал в гости старейшина из Подмосковья брат Обрывалин Вячеслав с семьей. В приватной беседе я сказал ему, что в Ставропольских собраниях растет число возвещателей, страдающих от усталости, апатии и депрессии. И спросил его, как обстоят дела в московских собраниях. Он ответил: «В Москве такое явление просто бич собраний! Это повсеместно!»


 [1] Посещение собрания районным надзирателем обычно начинается во вторник с проверки документов собрания. Один из членов служебного комитета встречается с районным и в его присутствии районный надзиратель проверяет бухгалтерские отчеты, отчеты о проповеди, отчеты о посещаемости встреч собрания, бланки обработки участков для проповеди и др., а так же обсуждает планы на предстоящую неделю сотрудничества с собранием.

Почему раньше я этого не замечал? Думаю из-за того, что, будучи молодым и ревностным, я общался в основном с такими же молодыми людьми. Собрание тоже было новым и молодым. Да и не все делились бы такими своими проблемами с молоденьким мальчиком, ну а я в свою очередь, будучи неопытным юнцом, на многое не обращал внимания. Но последние годы нам просто стала бросаться в глаза тенденция  роста депрессивных эмоций в собраниях Свидетелей Иеговы.

 Почему такое происходит? Защитники Организации скажут просто: «Те, кто болен психически пришли в организацию уже с такими заболеваниями!»

 Значительная доля правды в этом утверждении есть. Из последних 6-ти лет, что мы провели в нашем собрании «Нижнее, Ставрополь», тех, кто крестился, можно было сосчитать по пальцам. Среди них молодая девочка-подросток из неблагополучной семьи с явными эмоциональными нарушениями. Что и немудрено, так как психически больной отец изводит дочь (угрожал изнасиловать, приставлял кухонный нож к горлу и тому подобное), при тихом и безропотном помалкивании забитой до невозможности мамы-свидетельницы. И еще два молодых парня, сыновья наших сестер, о которых можно сказать словами брата Семена: они «со странностями». А из тех изучающих, кто стал регулярно приходить на собрание, половина, если не больше, была также с явными психическими отклонениями. Что привлекает таких людей к Свидетелям Иеговы - это другой вопрос. Но тут есть одно «но»! Если говорить именно о депрессии, развившейся на фоне неимоверной усталости и уныния, то нередко, как мне видится, тут виновата сама Организация с навязываемыми ею образом жизни, многочисленными запретами и чувством вины. Каким образом это  происходит?

Постоянно звучат призывы в духе советских пятилеток: «даешь больше часов!». Регулярно печатаются биографии и берутся интервью с «передовиками производства», которые служат пионерами, несмотря ни на что (возраст, болезни, семейные обстоятельства). Несмолкаемо звучат и со сцены, и со страниц журналов вопросы для самопроверки: «действительно ли ты делаешь все, что в твоих силах?» Все это вместе взятое, естественно, давит на чувствительную совесть искренних и податливых возвещателей в собрании.

Например, в одном собрании, в котором мы служили с Наташей, были две замечательных сестры, Вика Лопатина и Таня Мордовцева. Первая раньше служила пионером, но сейчас, будучи еще молодой женщиной, она страдала от синдрома хронической усталости и мало проповедовала. Таня же наоборот, как казалось, могла и горы передвигать. Не знающая жалости к себе и держащая взрослого сына в ежовых рукавицах, она служила пионером, хотя ее обстоятельства были не из легких. И в жару и в мороз Татьяна стабильно проповедовала вместе со своим сыном, приучая его к такому же, как у нее, образу самоотверженной жизни полновременного служителя.  Как-то на собрании Таня дала весьма прямой и нетактичный комментарий:

«Каждый может служить пионером! На самом деле в большинстве случаев, это просто отговорки, что, мол, мои обстоятельства мне не позволяют делать больше. Вот если столетние бабушки, дети, учащиеся в школе и даже инвалиды, которые не могут ходить или прикованы к постели, служат пионерами, то значит, все могут!» 

После такого прямолинейного и безапелляционного высказывания, Вика Лопатина, придя домой, прорыдала всю ночь! Девочка, которую, из-за религии бросил муж, забрав их маленького сына, которая пережила в своей жизни столько мучений, что у нее развилась серьезнейшая и выматывающая  болезнь, которая сколько могла служила общим пионером, теперь получает смачную оплеуху за то, что не делает больше. Хотя Таня сказала уж очень резко и необдуманно, но ведь эта же самая мысль читается между строк в призывах самой Организации!

Конечно, не менее часто пишется и о том, что не стоит сравнивать то, сколько делаешь ты в служении Иегове, с тем, сколько делают другие. Приводится библейский пример вдовы, пожертвовавшей на храм всего две лепты, поясняя, что Иисус ее похвалил, так как она «отдала все, что имела». Но ведь даже приводя этот пример, акцент делается на фразе «отдала ВСЕ, что имела!». А такие утешающие высказывания,  как «для Бога неважно сколько ты делаешь, он ценит любой твой вклад в дело Царства», просто тонут в побуждающих призывах делать все, что в твоих силах и отдавать в служении все, что ты имеешь.

У искренних и послушных «овечек» неизбежно возникает ощущение, что они делают в служении Иегове мало, что они не благодарные, не самоотверженные, и Бог ими не доволен. Будучи старейшиной и делая многочисленные пастырские посещения, я, как и многие другие старейшины, вынужден был постоянно переубеждать братьев и сестер в этом. Приходилось доказывать им, что они чего-то стоят в глазах Иеговы и Христа, независимо от того, сколько они проповедуют, и от того, сколько они успевают делать из требуемого Организацией. Поразительно то, что при этом мы использовали публикации Общества. Находили замечательные статьи, которые затрагивали самое сердце человека, после чего он или она плакали и облегченно вздыхали. Возвещатель после таких бесед нередко чувствовал себя воодушевленным и полным сил, для дальнейшей работы в проповедническом поле. Но ведь это чувство  никчемности ранее было вызвано этими же самыми публикациями Общества, только другими статьями!

Организация сначала вызывает у своих членов чувство вины, никчемности и подавленности, а потом борется с этими чувствами, убеждая возвещателей, что они бесценны в глазах Бога! Это просто такая двоякость или же нечестный манипулятивный метод воздействия на личность?

Вначале, когда ты только стал членом этого «международного братства» ты чувствуешь себя на пике эмоционального подъема. Ты чувствуешь себя счастливым, всезнающим и уверенным, что тебе несказанно повезло стать частью избранных Богом для спасения людей. Ты полон сил и готов свернуть горы. Неудивительно, что некоторые, вначале своего пути сдают отчеты в районе ста и более часов! Но неимоверно опустошающая усталость и депрессия развиваются в Организации у тех, кто там находится достаточно долгое время. И причин для этого масса.

Смиренные люди вечно корят себя за то, что не делают «больше». Другие вымотаны нормированной деятельностью, особенно это касается старейшин и полновременных служителей. Жены активных и загруженных братьев страдают от недостатка внимания и общения со стороны мужей. Одинокие сестры не имеют права выйти замуж за тех, кто не является Свидетелем Иеговы, а среди братьев подходящей кандидатуры нет. Отсутствие нормальной интимной жизни в семье, связанное с подавлением естественной сексуальности и определенными ограничениями даже в супружеской спальне.

Подавление личности и свободы мысли. Невозможность высказывать вслух накопившиеся сомнения даже близким друзьям и родственникам из страха последующего за этим осуждения. Повальная нищета (за небольшим исключением) и постоянные побуждения упрощать свою жизнь. Невозможность самореализации из-за осуждения высшего образования, занятий во внеклассных секциях, и вообще осуждение самореализации как эгоистического и бессмысленного занятия. Откладывание нормальной жизни и осуществления своих желаний на будущее, после Армагеддона.

Атмосфера осуждения и повального сплетничества, присущая собраниям Свидетелей Иеговы, как любому изолированному и маленькому обществу. Постоянная жизнь «под прицелом» и «любящим надзором» заботливых старейшин и других внимательных соверующих. Все это по отдельности, а у кого-то вместе взятое, накопленное годами, вызывает апатию, усталость, подавленность и, как следствие, депрессию! Вдобавок к этому стоит отнести еще и бесконечное ожидание «вот-вот наступающего великого бедствия», и Нового мира, в котором как-то решатся перечисленные проблемы и который никак не наступает. Как хорошо подмечено в самой Библии: «Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце» (Притчи 13:12).

Несомненно, в нашей литературе напечатана масса прекрасных статей, адресованных уставшим, обессиленным, эмоционально выгоревшим и находящимся в состоянии депрессии людям. Многие советы, приведенные там, взяты из авторитетных светских источников и весьма полезны. Но они не направлены на корень проблемы, которым является сама система,  ведь именно в ней варится человек и именно она  выжимает из него все соки. Советы заниматься физкультурой, правильно питаться и хорошо высыпаться - замечательны, но зачастую на это просто не хватает ни сил, ни времени, ни средств. Вот какой нехитрый совет дает Руководящий совет тем, кто потерял радость и ощущает себя измотанным:

«Когда мы устаем, не следует думать, что нам станет легче и мы вновь обретем радость, урезав время, отведенное на личное изучение, проповедническое служение и посещение встреч. Ведь благодаря всему этому мы получаем святой дух Иеговы, а радость — плод духа (Галатам 5:22). Христианские занятия всегда придают сил и обычно не слишком утомляют (Матфея 11:28—30). Скорее всего, усталость вызывают не духовные, а светские дела и развлечения».

Вот так уверенно и несомненно! Почти ежедневное хождение после «мирской» работы и домашних обязательных дел, в любую погоду по улицам и домам, когда тебя никто не слушает, а через раз даже оскорбляют и посылают куда подальше - ну никак не может вызывать усталость и лишить радости! Наоборот!

Правда? Почему же тогда большинство пионеров, да и рядовых возвещателей, которые служат уже много лет, часто выглядят уставшими и изможденными? Ответ до невозможности упрощен: такие пионеры или возвещатели просто слишком много времени тратят на светские дела и развлечения! Что предлагается Организацией для решения накопившихся эмоциональных проблем, усталости, апатии и эмоционального выгорания? В той же статье рекомендуется:

«Очень поможет, если мы научимся ложиться спать в разумное время. Небольшой дополнительный отдых дает очень многое. Нейтан Норр, служивший в Руководящем совете Свидетелей Иеговы до конца своей жизни, говорил миссионерам: «Когда вы упали духом, в первую очередь надо отдохнуть. Удивительно, но стоит только хорошенько выспаться, и чуть ли не любая проблема кажется намного более разрешимой» («Сторожевая Башня», 1 мая 2001 года, стр. 18, «Сохраняйте радость в служении Иегове»). 

Но для большинства неимоверно уставших под бременем требований Руководящего совета Свидетелей выспаться – это мечта, которую они планируют осуществить лишь в Новом мире! И по моему мнению, подобного рода советы лишь уводят от самой сути вопроса. То есть, если у вас серьезные проблемы в интимной жизни, нет и не предвидится желанного спутника жизни, если вас мучают невысказанные сомнения, если вы не видите дома своего ответственного мужа, если вы живете в нищете, если вы устали от бесконечного хождения с литературой Общества по улицам, но боитесь оставить пионерское служение, так как будете осуждены окружающими, то просто нужно «хорошенько выспаться» и проблемы решатся! Другими словами, если ты ощущаешь себя несчастным, то проблема несомненно и однозначно не в системе, не в Организации, а в тебе! Потому что в «Божьем народе» все обязательно и точно счастливы, полны сил, радости и воодушевления, как на иллюстрациях из «Сторожевой Башни». Все это уж слишком противоречиво и как-то даже трагикомично.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда ты только начинаешь знакомиться с «единственной и истинной Божьей Организацией», тебе показывают как Руководящий совет легко и уверенно давит на педаль «газа». Все хорошо и прекрасно, никаких недостатков! Тебе обязательно захочется сесть в эту чудесную колесницу, движущуюся параллельно небесной, и прокатиться с ветерком. Но, когда ты уже сел в нее и помчался, вдруг начинаешь замечать, то, что раньше, от тебя ловко скрывали.

Поначалу ты даже думаешь, что все это (неприглядные моменты, давление на личность, навязывание чужого мнения, двуличие и тому подобное) лишь редкие исключения из правил, некие единичные случаи. Но по мере того, как в  Организации пролетают годы, ты, приобретая опыт и встречая эти «исключения» все чаще и чаще,  понимаешь - это вовсе не исключения, а скорее правило или тенденция. И хуже всего, когда приходишь к выводу: то многое хорошее, что привлекло тебя к Свидетелям Иеговы, что на первый взгляд выгодно отличало их от всех других религий и организаций, является не их отличительной чертой, а скорее нечастым исключением из общей картины, нарисованной и внушенной иллюзией. 

Как метко заметила  Светлана Леонтьева, чьи слова приводились выше, «к  сожалению, святое перемешано с ложным так плотно, что и не раздерешь, конкретно в формате организации Свидетелей Иеговы».

Взаимоисключающие противоречивые посылы, идущие от мамы-Организации, приводят к тому, что в голове возвещателей происходит подмена ценностей. Не смена, а именно подмена! Это как раз то самое двоемыслие, описанное известным Джорджем Оруэллом в его романе-антиутопии «1984».

Бывшие Свидетели указывают на различные, весьма существенные отрицательные моменты. На то, что калечит психику, вызывает депрессию и уныние, разрушает семью, приводит к идолопоклонству «верному и благоразумному рабу» и так далее. Другими словами, они показывают на вжатую в пол ногой Руководящего совета педаль тормоза, и говорят: «Ну и куда же вы так едете?».

А в ответ бравые, уверенные Свидетели Иеговы, указывают на точно также вдавленную в пол другой ногой благоразумного раба педаль газа, и говорят: «Смотрите, мы несемся на всех парах, по правильному и счастливому пути жизни!»

Но беда в том, что нажаты одновременно обе педали. Это явно подтверждает, что Организация управляется несовершенными людьми, а не совершенным Богом. И именно из-за этого  противоречия многие искренние Свидетели не могут увидеть обман. Не могут увидеть негативные последствия пребывания в этой конфессии. Ведь на любую ложь в системе можно указать на правду, а на любой негатив можно указать на что-то позитивное.

Тут свою роль играет еще и оправдательное мышление. Когда я, например, сталкивался с чем-то неправильным в Организации, то я всегда оправдывал ее, списывая все отрицательные моменты на несовершенство и непослушание отдельных возвещателей. Я считал, что если возникают проблемы, то из-за того, что кто-то просто духовно незрелый или недостаточно чуткий к советам и руководству верного раба. Если есть проблема, то в ней виноват человек, но ни в коем случае не Организация, не система.

Так методично приучен мыслить практический каждый Свидетель Иеговы. Поэтому никакие факты, компрометирующие Организацию, не будут всерьез восприняты членами собрания, но автоматически спишутся на несовершенство отдельных людей или групп людей. И наоборот, если в Организации есть что-либо хорошее, то это не результат вклада какого-то отдельного человека – это, по умолчанию, припишется Организации, как ее отличительная и характерная черта. Ведь все хорошее лишь от Бога и исключительно через Общество Сторожевой Башни. Организация делает человека лучше, а не наоборот! Поэтому, в большинстве случаев, бесполезно побуждать рядового Свидетеля задуматься над правильностью своего пути, указывая ему на недостатки и грехи в самой Организации. Даже если эти грехи многочисленны. Даже если они шокируют. Он, может быть, и признает их фактическое наличие, но ни за что не признает, что они являются следствием нехорошего влияния самой религиозной системы. Причиной проблем не может быть Общество Сторожевой Башни! Это аксиома! Это не обсуждается! Такие мысли даже в голову не приходят!

Перед тем как я написал письмо совету старейшин и в филиал о своих сомнениях и новых взглядах, у меня состоялось несколько, более или менее, откровенных бесед с моим другом Сулима Сергеем. Надо сказать очень интересных, так как он явно не был фанатиком и сам видел в собрании серьезные недочеты. Так вот, после обсуждения тех моментов, которые меня, выражаясь свидетельским языком, «претыкали», он мне сказал в чем он видит причины этих недостатков. Он сказал, буквально, следующее: «Знаешь, Денис, я разделяю позицию  на местах с позицией Филиала. И даже позицию Филиала с позицией Руководящего совета». 

Другими словами, все существующие проблемы происходят от того, что на местах старейшины, разъездные надзиратели, да и вообще рядовые пионеры и возвещатели что-то не так понимают и занимаются, иногда, самоуправством. Отсюда проблемы! Позиция местных старейшин, может отличаться от позиции Филиала. А позиция Филиала от позиции Руководящего совета. Руководящий совет, если бы он был на их месте, сказал бы и сделал бы что-то по-другому, более правильно, чем наши старейшины или приехавшие к нам разъездные представители Общества. И даже, если за решение проблемы берется сам Филиал, то и он не всегда правильно и точно отразит безошибочную и безупречную позицию Руководящего совета.

Сулима Сергей третий слева, рядом со мной (в центре)

Вот такая логика, оправдывающая в его голове самое святое – «верного и благоразумного раба», представителя Христа. Если и есть что-либо плохое и неправильное в Организации, то Руководящий совет здесь ни при чем. А как может быть по-другому, если помазанники лично и непосредственно руководимы Иеговой и Христом? Проблемы же не могут исходить от них! Или тогда придется признать, что Иегова и Христос вовсе не руководят этими людьми.

Конечно, доля истины в словах моего друга есть: в некоторых ситуациях именно так и получается. Бывают случаи, когда местных старейшин «заносит» и они высказывают или навязывают лишь свою личную точку зрения, а не официальную позицию высшего руководства.

В подтверждение этому как-то мне запомнилась одна школа царственного служения для назначенных старейшин собрания, проходившую в Невинномысске[1]. Представлять позицию Общества тогда приехал член комитета филиала Черепанов Сергей. Мы разбирали ситуации, когда надо, а когда не надо создавать правовой комитет, на котором ставится вопрос об исключении из собрания.


 [1] ШЦС (школа царственного служения) - это курсы, регулярно (раз в несколько лет) организуемые филиалом по указанию Учебного комитета Руководящего совета для назначенных старейшин собрания. Обычно длятся 8 часов, с обеденным перерывом и двумя кофе-брейками. Преподносится актуальная конфиденциальная информация, необходимая на данный момент, по мнению Руководящего совета.

Преподаватель привел такую ситуацию: допустим, одного брата остановили сотрудники ГАИ. После прохождения теста на алкоголь нашего брата лишили прав за вождение в нетрезвом виде. Старейшины узнали об этом. Дальше задается вопрос со сцены: «Как действовать в таком случае? Нужно ли создавать правовой комитет?»[1]

В ответ, практически 90 % пастырских голов дружно и уверенно закачались взад и вперед, отвечая: «Да, конечно!»

Действительно, пьянство подтверждено инспектором ДПС. Это не было наедине, есть свидетели, тем более «мирские». Какое же нехорошее свидетельство дал брат, опозорив Организацию!

Официальный ответ Общества из конспекта речи гласил: нет, не обязательно  создавать правовой комитет. Почему? Дело в том, что лишают за пьянство, а не за то, что выпил. Критерии пьянства описаны в Библии, в частности в книге Притчи (человек шатается, буен, шумно себя ведет и тому подобное). Соответствовал ли брат этому описанию? Если он не был именно пьяным, а лишь немного выпившим, то комитет не нужен, так как за нарушением законов «кесаря» (правительственных законов) старейшины не следят, для этого есть государственные исполнительные органы. В данном случае может стоять вопрос о его пригодности для определенных преимуществ в собрании, но, ни в коем случае, о его исключении из организации.

Таким образом, позиция Руководящего совета и Филиала, была одной, но дружное кивание голов показывает, что на местах старейшины, до этого пояснения, были другого мнения! Случись такое у них в собрании, они уже бы инициировали серьезное разбирательство, которое могло бы привести к лишению общения. На моем веку не раз были ситуации, когда старейшины или даже РН, властно и уверенно давали определенные указания, но, вдруг находился кто-нибудь смелый и несогласный, который решал обратиться за разъяснением в Вефиль, а там, к удивлению, подтверждали, что старейшины или РН высказали лишь свою личную точку зрения, отличную от официальной точки зрения Общества.


 [1] Правовой комитет состоит из трех старейшин или больше. Члены комитета выбираются советом старейшин собрания. Комитет создается в том случае, года есть доказательства совершения греха, за который могут исключить из собрания. Именно этот комитет решает лишить ли общения виновного или оставить в собрании.

Сергей Черепанов, член комитета российского Филиала
Сергей Черепанов, член комитета российского Филиала

Тут мой друг был абсолютно прав. К тому же он поведал мне, что районный надзиратель Авдиенко Андрей сказал ему в личной беседе, что наш Российский Филиал сам иногда совершает ошибки и занимается самоуправством. А во время последнего посещения зонального надзирателя (посещают филиалы с проверкой, как представители Руководящего совета) в нашем филиале комитет страны получил определенные строгие выговоры, а одного члена комитета (Черепанова Сергея) даже лишили некоторых преимуществ. Хотя эта информация могла быть лишь испорченным телефоном, но нет сомнений, что такое тоже вполне может иметь место.

То, что Филиал способен иметь свою точку зрения по каким-то вопросам, отличную от мнения Руководящего совета, ясно показывают письма от комитетов Филиала, приведенные в книге Реймонда Френца «Кризис совести». Например, письма с просьбой пересмотреть позицию по альтернативной службе или по поводу взяток чиновникам в Мексике.

Если сформулировать мысль Сергея при помощи наглядного примера, то вот что получается. Верный и благоразумный раб жмет на педаль газа, а некоторые «нехорошие» местные старейшины, разъездные надзиратели, а, иногда даже Филиалы, жмут на педаль тормоза, чем и мешают нормальному движению вперед. Виноваты могут быть все кто угодно, кроме Организации, под которой автоматически понимают (в таком контексте) членов Руководящего совета!

Но лично я считаю, что именно на Руководящем совете в первую очередь лежит ответственность за несправедливость и серьезные проблемы внутри Организации, из-за которых страдают люди. Именно от Руководящего совета исходят побуждения и требования скрупулезно выполнять противоречащие друг другу указания, которые принимаются возвещателями как «глас Божий», а потому старательно исполняются.  Каков итог этой двоякости?

С одной стороны появляется некая дезориентация в приоритетах и ценностях.

Например, если ты родишь ребенка, то время от времени будешь испытывать чувство вины за то, что теперь мало проповедуешь и мало занимаешься «духовными» делами. Ведь как учит Общество, сейчас время для расширения служения, время спасать людей и исполнять срочное поручение Господа. В то же время, детям надо уделять достаточно времени и внимания, заниматься их развитием, играть с ними, организовывать им качественный отдых, заботиться об их материальных и эмоциональных потребностях. Так учат публикации Сторожевой Башни.

Если ты в достаточной мере занят теократическими делами и успеваешь сделать все, что с ними связано, то у тебя не останется сил и времени на детей. И ты будешь чувствовать подавленность, неудовлетворенность и даже собственную никчемность, так как не уделяешь детям достаточного количества времени! Напряжение растет и нередко приводит к разочарованию, апатии или, на фоне этого,  к совершению грехов (отдушина при стрессе), за которые могут исключить из собрания. Конечно, кто-то, обязательно скажет, что нужна уравновешенность и проблема в самом человеке, которому просто ее не хватает, наряду с организованностью. Это может звучать убедительно и разумно.

Но! Призывы проповедовать больше и ревностней, как и советы уделять детям время и внимание, звучат на страницах публикаций и со сцены, так эмоционально побуждающее, что ты уже не в состоянии сделать между ними выбор. Ты начинаешь чувствовать, что либо дети мешают теократической деятельности, либо теократическая деятельность мешает заниматься детьми. Тебе же внушают, что такого быть не может, так как и те и другие советы исходят не от человека, а от Бога, поэтому противоречить друг другу не могут. В итоге, послушный возвещатель разрываясь на два фронта, получает эмоциональное и физическое истощение.

С другой же стороны появляется выгодная руководству двуликость. 

Если нужно «отмазать» Организацию или создать ей положительный имидж, то внимание целенаправленно направляется на одни высказывания и утверждения, а если нужно дать руководство своей доверчивой пастве, то на другие.

У преданного и послушного члена Организации в мышлении нет никакого противоречия между одними указаниями или рекомендациями и другими, им противоречащими. Я, будучи ревностным Свидетелем Иеговы и прослужив много лет старейшиной и пионером, мог свободно обосновать каждое из этих взаимоисключающих утверждений с помощью библейских цитат и ряда логических аргументов. А их кажущееся противоречие я мог бы легко объяснить и себе и другим. Беда в том, что теория и практика – это совершенно разные вещи. В реальной жизни данные постулаты начинают входить в противоречие.

Некоторые говорят, что они сами согласны со всем в Организации и им все нравится, что они добровольно разделяют ее позицию, так как до этого убедились в ее истинности. Но проблема возникает тогда, когда ты перестаешь соглашаться с каким-то утверждением или твоя совесть и понимание подскажут не то, что рекомендует Организация. Тогда ты в полной мере сможешь ощутить всю иллюзорность свободы воли, совести и мысли, которые декларирует Общество. Ты непременно на своей шкуре прочувствуешь, как система последовательно и бесчувственно будет тебя ломать как личность, а если не сломает, то начнет выдавливать и вытравливать из своей среды  как некий чужеродный и опасный предмет. И все, что ты когда-либо раньше отдавал этой Организации, все те жертвы, на которые ты ради нее шел, уже будут не в счет. 

Учитывая все вышесказанное, лично у меня не осталось абсолютно никаких сомнений по поводу того, кто же на самом деле руководит этой Организацией – Бог или человек. Если эта Организация движется, как она сама утверждает, параллельно небесной колеснице, то неужели на небе пользуются такими нечестными приемами, как давление на совесть и двуличность? Неужели Великий Водитель небесной колесницы, жмет одновременно и на газ, и на тормоз с целью манипулирования людьми? Уверен, что нет.