ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ДЛЯ НЕВЕРУЮЩИХ!

Подобная картина (можно, но нельзя) наблюдается и в отношении к высшему образованию. В блоге апологета ОСБ Антона Чивчалова опубликован пост на эту тему. Он называется «Запрещено ли у Свидетелей Иеговы высшее образование?» (27.12.2012 г.). В самом начале поста Антон пишет:

«Чтобы убедиться в ошибочности этого утверждения, можно сделать поиск по библиотеке Свидетелей Иеговы на компакт-диске. Мы нигде не найдем утверждений о том, что высшее (и любое другое дополнительное) образование является грехом, неприемлемо и т.д.» 

Действительно, нигде прямо не запрещено и некоторые Свидетели, в том числе и дети старейшин, преспокойно его получают и продолжают при этом служить пионерами. Антон даже приводит в комментарии пример брата, которого он лично знает: «Я знаю брата, у которого четыре высших образования и он получает пятое, при этом он пионер, старейшина и замрайонного».

Если все именно так, то зачем поднимается по этому вопросу столько шума? Как утверждает Антон, обвинение в том, что Свидетели Иеговы запрещают получать высшее образование, является очередным «мифом, который распространяют наши критики». В подтверждение этому можно привести замечательные цитаты из наших публикаций, показывающие, что Свидетели очень ценят образование и никоим образом не ограничивают своих членов в его получении. Например, в книге «Вопросы молодежи» на странице 176 содержится очень здравое рассуждение на этот счет:

«В Библии не говорится, сколько лет должен учиться христианин. И в ней не осуждается желание получить образование. Иегова, Великий «учитель», поощряет свой народ уметь хорошо читать и грамотно выражать свои мысли (Ис. 30:20, СоП; Евр. 5:12; Отк. 1:3). К тому же образование может помочь нам лучше понимать людей и мир, в котором мы живем». 

Ну и где здесь запрет? Даже наоборот поощрение учиться и развиваться! Можно привести немало подобных цитат из публикаций Свидетелей Иеговы, подчеркивающих ценность получения образования и личностного роста.

Похожие цитаты:

«Хорошее светское образование важно. Оно помогает нам развиваться умственно» («Сторожевая Башня», 1 февраля 1996 года, стр. 12—13, абз. 19)

«Христиане  хотят, чтобы их дети получили хорошее образование и могли зарабатывать себе на жизнь. И что более важно, хорошее образование помогает христианам лучше понимать Библию, размышлять над тем, как применить библейские принципы в разрешении своих проблем, приходить к правильным выводам и учить духовным истинам просто и с убеждением. Хорошее образование требует времени, но оно того стоит» 

(«Сторожевая Башня», 15 апреля 2008 года, стр. 4,  абз. 9—10)

А вот несколько цитат из брошюры «Свидетели Иеговы и образование»:

«Как и любым родителям, Свидетелям Иеговы небезразлично будущее своих детей. Поэтому они придают большое значение их обучению»

«Свидетели считают, что к образованию следует относиться очень серьезно»

«Благодаря хорошему образованию у ребенка разовьется жизнерадостный настрой, и он станет полезным членом общества. По этой причине Свидетели Иеговы очень серьезно относятся к выбору внеклассных занятий. Они уверены, что благотворный отдых, музыка, хобби, а также физические упражнения, посещение библиотек, музеев и тому подобное играют важную роль во всестороннем, гармоничном развитии ребенка» 

«Библия  дает понять, что образование необходимо. Бог называется в Библии «Великим Наставником» своего народа, и эта книга призывает всех, кто служит Богу, расширять свои познания о нем (Исаия 30:20, НМ). В библейские времена образование было доступно только привилегированным классам, например в Месопотамии и Египте его получали писцы. В противоположность этому, в древнем Израиле чтению и письму старались научить каждого»

Из прочитанного складывается определенное представление о Свидетелях, как о грамотных людях, даже более грамотных, чем окружающие, от всей души ценящих светское образование. Но на поверку эти цитаты касаются лишь обязательного школьного обучения. И то, в основном, только той части программы, где учат лишь читать и писать! Не более того. Остальному научит Организация!

Действительно, в отношении дополнительного (часто подразумевается высшее) образования  утверждается, что это личное дело семьи.

«Вопрос о дополнительном обучении каждая семья имеет право решать самостоятельно, и она несет ответственность за свои решения» («Сторожевая Башня», 1 сентября 1999 года, стр. 16—17).

«В любом случае, такие вопросы каждый решает сам. Христиане не должны критиковать или осуждать других за их выбор. Иаков пишет: "Ты кто, который судишь другого?" (Иакова 4:12)» («Пробудитесь!», 8 марта 1998 года, стр. 21, «Что говорится в Библии об образовании?»).

Следует отметить, что после таких высказываний о пользе светского образования и о том, что это сугубо личное решение - получать или нет высшее, - следует такой огромный список «но», такой ряд демагогических рассуждений, что невольно приходишь к выводу, что настоящему христианину все-таки  получать его  нельзя! В комментариях к посту некий Анонимный написал: «Слушайте братья! А нельзя ли эту тему вообще не трогать. Ну сколько можно, я уже 20 лет слышу эту демагогию. То можно - то нельзя»

Этот человек, который уже больше 20 лет сам является активным Свидетелем Иеговы, подметил важную деталь. Заметьте, он пишет, что в отношении высшего образования он за 20 лет наслушался противоречивой информации - «То можно, то нельзя». В принципе, в одной из статей, где обсуждается вопрос получения высшего образования, признавалось, что у искренних родителей в этом вопросе могут появляться противоречивые чувства. Там утверждается, что необходимо ставить интересы Царства на первое место, как учил Иисус, а это, в первую очередь, означает полновременное служение. Поэтому главная цель родителей – помочь своим детям стать полновременными служителями Иеговы. Дальше поднимается вопрос материального обеспечения будущего детей и говорится:

«Однако ввиду этого у некоторых родителей возникают противоречивые чувства. С одной стороны, они хотят, чтобы их дети духовно росли и по возможности служили полновременно. С другой стороны, учитывая современное экономическое положение и проблему трудоустройства, они считают, что молодым сначала необходимо получить хорошее образование и соответствующий диплом, чтобы впоследствии иметь подходящую работу или, по крайней мере, некую опору в жизни» («Сторожевая Башня», 1 октября 2005 года, стр. 26-31, абз. 5). 

Но откуда, на самом деле, появляются эти «противоречивые чувства» у этих «некоторых родителей»? Для внешних мы делаем хороший имидж грамотных, образованных и искренне стремящихся к объективным знаниям людей, но внутри системы отбивается и искореняется любое свободное «независимое» мышление и осуждается получение высшего образования. Не просто, как заявляют некоторые, даются предостережения об опасностях связанных с его получением, а именно осуждается - ни больше, ни меньше!

Каким образом? А давайте рассмотрим аргументы, которые родители должны учесть, решая отдавать ли своего сына или дочь в высшее учебное заведение.

«Учителя, консультанты и школьные товарищи оказывают на старшеклассников сильное давление, побуждая их поступить в престижные вузы и получить желанный диплом» («Сторожевая Башня», 1 октября 2005 года, стр. 26-31, абз. 7).

«Готовы ли они (ваши дети) к тому, что их будут побуждать получить высшее образование, ходить на свидания, употреблять алкоголь и наркотики? Скажут ли они просто, что это запрещает их религия или смогут обосновать свои убеждения?» («Наше царственное служение», июль 2011 года).

«Сегодня принято думать, что добиться успеха в жизни можно, лишь получив университетское образование. Однако христиане не следуют тому, что популярно в этом мире, поскольку Слово Бога побуждает: "Не сообразуйтесь больше с этой системой вещей…" (Римлянам 12:2)» («Сторожевая Башня», 1 октября 2005 года, стр. 26-31, абз. 14).

Любые предложения или побуждения со стороны педагогов в школе на предмет поступления в ВУЗ, называются «давлением» на христианскую молодежь, стоящим в одном ряду с давлением попробовать наркотики. Да, несомненно, мирское давление является испытанием для молодых Свидетелей Иеговы! А кем же тогда, судя по тексту статьи, станете вы для своих детей, если предложите им поступить в университет? Вы бы захотели стать искушением и испытанием для сына или дочери на их христианском пути к Новому миру? Стали бы вы, будучи христианами, предлагать детям то, что «популярно в этом мире» Сатаны? Например, попробовать алкоголь или наркотики? Конечно же, нет! И конечно же, после таких статей, у вас, если вы искренне верите, что написанное исходит от Бога, просто язык не повернется предложить своим детям подумать о поступлении в институт.

А какие советы даются детям? В статье, написанной специально для молодежи, прослеживается та же основная линия рассуждений. Обращаясь к молодым Свидетелям, стоящим перед таким выбором, Руководящий совет уверенно и прямо предупреждает (или настраивает):

«Например, когда ты выбираешь профессию, на тебя могут оказывать давление родственники, сверстники и действующие из лучших побуждений преподаватели, которые считают, что высшее образование и престижная работа принесут тебе успех и счастье (Римлянам 12:2). Подобно Тимофею, тебе нужно "вести доблестную борьбу веры", чтобы "крепко взяться за вечную жизнь", которую предлагает тебе Иегова (1 Тимофею 6:12; 2 Тимофею 3:12). Когда неверующие члены семьи не одобряют твоих решений, испытание может быть особенно сильным» («Сторожевая Башня», 1 мая 2007 года, стр. 27). 

Отсюда складывается представление, что поощрять поступить в институт могут только «неверующие члены семьи». Дальше приводится пример молодого человека по имени Мэтью, столкнувшегося с таким испытанием веры, но выстоявшим и теперь счастливо служащим полновременно в одном из Филиалов Общества.

ПРОБНЫЙ КАМЕНЬ ТВОЕЙ ВЕРЫ!

А в одной из публикаций этот вопрос - быть или не быть - вообще называется не личным вопросом семьи, а «пробным камнем», проверяющим веру христианина:

«Еще одним пробным камнем, позволяющим проверить, по-прежнему ли мы ждем великий день Иеговы, служат советы, которые мы даем своим детям и другим людям. Христианин мог бы рассуждать так: "В свое время я отказывался от возможностей получить образование и сделать карьеру, рассчитывая на то, что конец вот-вот настанет. Так пусть хоть дети выучатся и потом живут обеспеченно". Подобные мысли могли быть и у современников Осии. Но мог ли их родительский совет — брать от жизни все, или "насыщаться", послужить ко благу их детей? Если дети в то время стремились жить в свое удовольствие, то что стало с ними в 740 году до н. э., когда Самарию захватили ассирийцы? (Осия 13:16; Софония 1:12, 13)» («Живи, помня о дне Иеговы», гл. 12, стр. 161, абз. 16, «Жди его»). 

Другими словами, если ты примешь решение, что твой ребенок должен отучиться в каком-нибудь ВУЗе, то этим ты покажешь, что не ждешь Иегову и твоя вера ослабла. Совет детям о получении высшего образования приравнивается к совету «брать от жизни все» и «жить в свое удовольствие»! И вот теперь попробуй с чистой совестью принять такое «личное решение», за которое тебя «никто не будет осуждать».

Следующая обезоруживающая, даже обескураживающая линия рассуждений касается мотивов родителей и детей, стремящихся к такому обучению. Стремящимся к получению дополнительного образования приписываются такие возможные мотивы как гордость, честолюбие, жадность, материализм, эгоизм. Если перефразировать, то тебе, вроде бы, предлагают сделать свой собственный личный выбор, но при этом дают понять какой выбор правильный, а какой нет. 

«Как быть родителям-христианам? Конечно же, они хотят, чтобы их дети хорошо учились и приобретали необходимые для жизни навыки (Притчи 22:29). Но должны ли они позволить, чтобы их детьми овладел дух соперничества и стремление к успеху и материальному благополучию?» («Сторожевая Башня», 1 октября 2005 года, стр. 26-31, абз. 8).

Похожие цитаты:

«Из лучших побуждений учителя или родители, возможно, поощряют тебя выбрать профессию, обещающую материальное благополучие, а может, даже и богатство» («Сторожевая Башня», 1 мая 2004 года, стр. 16, абз. 15—17)

«Перед тем как принимать решение, не забудь свериться с Библией… Мы поощряем тебя прочитать следующие библейские тексты и подумать, как они могут помочь тебе уравновешенно подойти к выбору профессии: Притчи 30:8, 9; Екклесиаст 7:11, 12; Матфея 6:33; 1 Коринфянам 7:31; 1 Тимофею 6:9, 10. Прочитав эти стихи, понял ли ты точку зрения Иеговы

(«Сторожевая Башня», 1 мая 2004 года, стр. 16, абз. 15—17)

В приведенных стихах говорится об опасности любви к деньгам и богатству, которая привела некоторых к гибели, а так же напоминается о том, что конец мира близок.

«Не делай ошибки, которую сделал Варух, писец Иеремии. Он утратил признательность за доверенное ему служение и стал "просить себе великого" (Иеремия 45:5). Он на какое-то время забыл: ничто "великое" в этом мире не смогло бы приблизить его к Иегове и помочь ему пережить уничтожение Иерусалима. Подобное можно сказать и о нас сегодня»

(«Сторожевая Башня», 1 мая 2004 года, стр. 16, абз. 15—17)

Что же понимается под «великим», которое просил себе временно потерявший духовные ориентиры Варух? В контексте идет речь о высшем образовании. И если ты колеблешься, стоит ли обучаться в ВУЗе или нет, то ты подобен Варуху, который стал колебаться между «духовным» и «мирским». Варух был на опасном пути, но в итоге сделал правильный выбор. Намек на то, что не стоит стремиться получить желаемое обучение в университете очевиден! А намек на то, что такое желание говорит о твоей слабости в вере, просто бросается в глаза.

«Если христианин хочет получить дополнительное образование, ему было бы полезно проверить свои собственные мотивы и убедиться, что им не руководят эгоизм и материалистические стремления»

(«Пробудитесь!», 8 марта 1998 года, стр. 21, «Что говорится в Библии об образовании?»)

«Многие стремятся получить образование, преследуя честолюбивые цели, и даже искреннее стремление к знаниям может привести к тому, что человек станет высокомерным и гордым. А это не нравится Богу (Притчи 8:13)»

(«Пробудитесь!», 8 марта 1998 года, стр. 20, «Что говорится в Библии об образовании?»)

«Поэтому, размышляя о том, какое получать образование и в какой мере, христианину было бы хорошо спросить себя: каковы мои мотивы?» 

(«Пробудитесь!», 8 марта 1998 года, стр. 21, «Что говорится в Библии об образовании?»)

В упомянутом ранее посте Антона Чивчалова утверждается, что Общество просто предупреждает об опасностях высшего образования, не более того, и поощряет обращать внимание на свои мотивы при этом.  Но как сформулировано предложение в цитируемом (в рамке) журнале? На свои мотивы надо обратить внимание не просто при получении образования, а  именно при выборе КАКОЕ получить образование и В КАКОЙ МЕРЕ. Делается намек - если ты собираешься потратить на обучение лет пять или более в ВУЗе, то именно в этом случае с твоими мотивами что-то не так. Да, «скорее всего», «вероятнее всего» или даже просто «возможно» и «стоит себя спросить». Но такие намеки со страниц официальных изданий большинством принимаются как факт, а не как допущение. И к такому восприятию информации со стороны Руководящего совета, возвещателей приучил сам Руководящий совет.

Верный и благоразумный раб так же предупреждает:  даже если твои мотивы чисты, то в процессе обучения в ВУЗе они могут измениться и стать плохими:

«Стремление получить дополнительное образование таит в себе опасность еще и потому, что, приобретая знания, человек может возгордиться и стать тщеславным (1 Коринфянам 8:1)» («Пробудитесь!», 8 марта 1998 года, стр. 20, «Что говорится в Библии об образовании?»).

Далее в подробностях перечисляются следующие разнообразные и неминуемые опасности высшего образования:

«В студенческой среде распространены употребление наркотиков, пьянство, безнравственность, обман, издевательства и многое другое» («Сторожевая Башня», 1 октября 2005 года, стр. 26—31, абз. 11).

«Помимо плохого влияния, существует еще одна опасность — большая нагрузка и экзаменационный стресс. Студентам приходится много учиться и готовиться к экзаменам. Некоторые помимо учебы вынуждены работать по меньшей мере неполный рабочий день. Все это отнимает много времени и сил» («Сторожевая Башня», 1 октября 2005 года, стр. 26—31, абз. 12).

«Однако многие, кто получает высшее образование, заражаются опасными взглядами и идеями. На такое образование уходят бесценные молодые годы, которые лучше всего было бы посвятить служению Иегове (Эккл. 12:1). Неудивительно, что в тех странах, где многие имеют высшее образование, все больше людей утрачивают веру в Бога» («Сторожевая Башня», 15 апреля 2008 года, стр. 4, абз. 9—10).

Учитывая все эти опасности, родителям задается вопрос, который просто беспощадно давит на их обученную  Организацией  совесть:

«Стоит ли родителям-христианам сознательно подвергать своих детей воздействию такой среды по меньшей мере на четыре года?» («Сторожевая Башня», 1 октября 2005 года, стр. 26—31, абз. 13). 

Чтобы понять какую точку зрения на высшее образование насаждает Общество Сторожевой Башни, достаточно обратить внимание на названия некоторых статей и подзаголовков, в которых обсуждается данная тема. «Отвергай бесполезное!», «Всецело ли ты уповаешь на Бога?», «Молодежь, которая помнит своего Создателя» и так далее. Они все пропитаны тонкими намеками, на то, что высшее образование не для благоразумных, ревностных и духовно настроенных христиан. Хотя во многих статьях эта тема обсуждается с большой осторожностью, но общая и настоящая картина хорошо видна изнутри собрания, особенно когда ты внимателен к руководству и послушен ему.

Сторожевая Башня
"Сторожевая Башня" за 15 октября 2013 года, стр. 15,16

На местах, в речах, докладчики нередко при обсуждении высшего образования используют уничижительные по отношению к нему сравнения и высказывания, представляя его чем-то абсолютно бесполезным и чисто мирским. Оно регулярно и надменно высмеивается! Например, не раз в речах можно услышать уподобление такого светского образования ненужному мусору. Приводятся слова апостола Павла из Филипийцам 3:7, 8, где он говорит о себе: «Впрочем, то, что было для меня приобретением, ради Христа я посчитал потерей.  Да, я в самом деле всё считаю потерей ради более ценного знания о Христе Иисусе, моём Господе. Ради него я потерял всё и считаю это сором, чтобы приобрести Христа».

Далее объясняется, что Павел получил образование, которое по нынешним меркам приравнивается к престижному университетскому, но теперь, став христианином, считает его, и ту карьеру, которую оно открывало ему – сором или мусором. После чего докладчик с умным видом и проницательным взглядом поясняет наглядно, как глупо современному христианину стремиться к получению высшего образования или гордиться им, примерно в таком духе:

«Представьте, что встречаются два человека и хвастаются. Один говорит с гордостью: «У меня  вот пакет с мусором!» То есть одно высшее образование. А второй отвечает: «А у меня целых два!». Как же глупо это выглядит со стороны!»

Естественно это сопровождается смехом, улыбками и одобрительными кивками голов в аудитории. В противовес этому, предлагается принимать «мудрые решения», о которых потом «никогда не пожалеешь» – отказываться от обучения в университете и начинать пионерское служение. 

«Многие христиане в наши дни подражают этому примеру. В Либерии одной молодой христианке представилась возможность учиться в университете. Там это считается гарантией обеспеченного будущего. Но она была пионером, полновременным благовестником, и получила приглашение временно послужить специальным пионером. Она решила прежде искать Царства и продолжила служить пионером. Она отправилась в назначенную территорию и за три месяца начала 21 изучение Библии. Эта молодая сестра, а также тысячи других Свидетелей Иеговы ищут прежде Царства, даже если им приходится жертвовать возможностью хорошего заработка» («Сторожевая Башня», 1 января 2006 года, стр. 23, «Всецело ли ты уповаешь на Бога?»).

«Я добилась больших успехов в учебе и получила стипендию, чтобы учиться в престижной частной школе в Нью-Йорке. Учителя настойчиво побуждали меня подать заявление в несколько престижных университетов. Я была принята в некоторые из них и даже получила стипендию для обучения в одном из самых известных университетов в Соединенных Штатах. Однако я отклонила это предложение по двум причинам: я понимала, чем опасна жизнь в студенческом городке, и к тому же очень хотела служить пионером. Вот уже более 20 лет я служу общим пионером (Зенайда)» («Сохраняйте себя в Божьей любви», гл. 15 стр. 180, «Наслаждайся добрыми плодами своего труда»). 

Такие рассуждения, наглядные примеры и вопросы на размышление являются ни чем иным, как эмоциональным шантажом и давлением на совесть, а не просто добрыми советами и отеческими предостережениями.

НАКАЖУТ ЛИ ТЕБЯ ЗА ЖЕЛАНИЕ ПОЛУЧИТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

Вдобавок к этим официальным изданиям, свою точку зрения на высшее образование и отношение к тем, кто его стремиться получить, Руководящий совет разъясняет и через другие источники. Это письма для старейшин и районных надзирателей, различные школы вроде ШЦС (Школы Царственного Служения), встречи РН и ОН со старейшинами, пионерами, встречи для желающих служить в Вефиле или пройти специальное обучение в ШБЦ (Школе Благовестников Царства) и так далее.

Например, несколько лет назад я был на такой встрече для желающих служить в Вефиле. На эту встречу приглашались тогда все крещеные братья и сестры, которым исполнилось 19 лет. У ведущего встречу, - а обычно это РН или ОН, - есть подробные напечатанные инструкции и конспект обсуждения. В начале он поясняет некоторые, годами неизменные, общие технические моменты и требования, но время от времени, филиал просит такого представителя передать определенную информацию, которая, по  мнению руководства, важна в данный момент времени. 

Обычно эта встреча проходит в обеденный перерыв на областном (ныне региональном) конгрессе, в каком-нибудь свободном помещении. Помещение обычно заполняется красивыми, молодыми, нарядными, воодушевленно-взволнованными юношами и девушками, мечтающими попасть, как писалось в одном журнале, «в самое лучшее место под Солнцем» - Вефиль или Дом Бога! Эти молодые и перспективные братья и сестры, открыв рот, внимают всему, что сообщает им РН во время встречи, а после нее нередко корректируют свои цели и планы, побужденные озвученными там призывами. Ведь им так хочется духовно расти и служить Богу в Вефиле!

Для работы в Вефиле нужны  хорошее физическое здоровье, безропотное послушание и хорошая репутация. Если после крещения ты поступаешь учиться в Университет, то в глазах руководства Филиала ты теряешь репутацию примерного возвещателя

Ну так вот. На той встрече, в весьма конкретных формулировках была озвучена позиция Общества по вопросу получения крещеными возвещателями высшего образования. Надо сказать, что некоторые молодые сестры и братья (учившиеся на данный момент в ВУЗе или желающие туда поступить) подходили после к своим старейшинам с очевидным беспокойством и недоумением по поводу озвученной на встрече информации. Но эта волна «непонимания» быстро улеглась, так как это являлось руководством Иеговы, которое нужно было принять, слегка поработав над своим мышлением. РН, подняв тему того, какие специальности на данный момент востребованы в Вефиле, задал вопрос: «Стоит  ли получать высшее образование и диплом в надежде, что тогда ты будешь иметь больше шансов попасть в Вефиль?»

Вопрос был актуальный. Ведь нередко объявлялось о том, что в Филиал нужны конкретные специалисты с высшим образованием и опытом работы – инженера, юристы, переводчики и так далее. Все знают, что Вефилю время от времени нужны, кроме рабочей силы (грузчики, уборщики и тому подобное), определенные квалифицированные специалисты. И в надежде лучше послужить Организации и ее делу, некоторые молодые искренне хотят получить высшее образование в нужной Обществу сфере. РН, отвечая на поставленный вопрос, уточнил, что этого делать не стоит, так как вполне достаточно тех, кто получил такое обучение ДО познания истины или ДО крещения. Далее он пояснил, что Обществу больше нужны послушные руководству и преданные пионеры, обладающие физической силой, здоровьем и выносливостью, так как большой объем работы в Филиалах требует именно этого, а не специальных знаний. А в отношении тех, кто решает получить высшее образование ПОСЛЕ крещения, он сказал буквально следующее: «Не рассчитывайте, что получив высшее образование, вы с большей вероятностью попадете в Вефиль! Наоборот! Если вы получили высшее образование после крещения, то вас в Вефиль НЕ пригласят, так как вы этим показали, что не являетесь примерными!»

Такого рода утверждения, сказанные по указанию сверху, дают понять, что это не вопрос совести, а выбор между правильным и неправильным, между угодным Богу и неугодным Ему, между духовным ростом и духовным падением, между получением желанных преимуществ и лишением их, между хорошей репутацией и плохой! Таким образом, личный выбор, во многих случаях, оказывается формальным, а настоящее решение человек принимает под сильным давлением на эмоции!

Схожая информация была как-то передана на одной из школ царственного служения (ШЦС), которая время от времени проводится для назначенных старейшин собрания. Представитель филиала довольно конкретно сказал: «Если дети старейшины или служебного помощника поступают в ВУЗ, то совет старейшин должен пересмотреть пригодность этого брата и решить, сможет ли он продолжать служение в качестве старейшины или служебного помощника!»

После Школы я спросил районного надзирателя как именно ввиду этого указания надо поступать, так как не было дано никаких дополнительных разъяснений? На что он ответил, что пока СКАЗАННОЕ не будет НАПИСАННЫМ, оно не является правилом. Не пришлось долго ждать, как советы старейшин получили письма под названием «Напоминания в связи со Школой царственного служения 2011 служебного года», где разъяснялось и подтверждалось сказанное устно. Там писалось следующее:

«Назначенные мужчины должны подавать пример в том, чтобы следовать руководству Иеговы, которое он дает через верного раба и его Руководящий совет в отношении образования (МФ. 24:45-47). Можно ли сказать, что старейшина, служебный помощник или пионер соответствуют требованиям, если он, его жена или дети, стремятся получить высшее образование? Многое зависит от обстоятельств, а так же от того, как брата рассматривают другие. В таких случаях совет старейшин должен рассмотреть следующие вопросы и места Писания: …» 

Среди восьми поднятых вопросов есть и такой: «Относится ли он с уважением к тому, что было напечатано верным рабом об опасностях высшего образования? (3 Иоан. 9)».

Следом  разъяснялось, что «совет старейшин молитвенно и тщательно рассмотрит дело» и решит, пригоден или нет брат для своего назначения. Хотя сам факт получения высшего образования не означает, что брат будет автоматически смещен с занимаемой должности, это вряд ли говорит о заявляемой публично свободе выбора и о том, что никто не будет тебя за него осуждать. Ведь сам факт о необходимости пересмотра пригодности, говорит, что брат поступил плохо. Например, точно такая же процедура пересмотра пригодности советом старейшин происходит в том случае, если старейшина, служебный помощник или пионер признается в том, что он смотрел порнографию. А в вышеприведенном письме однозначно утверждается, что получение братом, его женой или детьми высшего образования - это достаточное основание для пересмотра пригодности:

«В связи с этим каждый старейшина должен сделать следующую пометку в учебнике «Пасите» рядом с подзаголовком «Случаи, когда пригодность назначенного брата ставится под вопрос», в главе 3, перед абзацем 15: «Смотри письмо всем советам старейшин от 6 марта 2012 года о пересмотре пригодности назначенных братьев в связи с их отношением к высшему образованию».

Разве не очевидно из этого письма, что Руководящий совет осуждает получение высшего образования? Ведь почему ставится под вопрос пригодность назначенного брата? Потому что есть «руководство в отношении высшего образования», которое «верный раб напечатал» в своих публикациях. Более того, то, что напечатал Раб в своих изданиях, здесь называется не просто предупреждением об опасностях, как выразился уважаемый Антон Чивчалов, а буквально «руководством Иеговы»!

Теперь можно понять,  откуда в речах местных старейшин, которые они произносят перед своими собраниями, столько осуждения в адрес ВУЗов и обучения в них. Вот он тебе «газ» и «тормоз» Божьей Организации. С одной стороны «личное решение», а с другой - осуждение, приписывание неправильных мотивов и даже угроза определенных санкций в отношении тех, кто его получает. Очевидно, что это не просто вопрос личного выбора, но, как заявляется в вышеприведенном письме, искушение, исходящее от Сатаны: 

«Сатана, мастер обмана, сделал стремление к высшему образованию опасным для христианина».

КАК СОВЕТЫ РАБА ПРИМЕНЯЮТСЯ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ?

Как в реалиях жизни применяются указания и рекомендации «верного и благоразумного раба»? Надо отметить, что многое действительно зависит от обстоятельств. И есть немало случаев, когда кто-то получает высшее образование, не испытывая на себе каких-либо санкций или даже осуждения. Думаю, намного понятнее будет, если привести конкретные примеры.

Например, у нас в Ставрополе есть радушный и выразительный брат Батиашвили Мамука. У него успешный бизнес, и, соответственно, он достаточно состоятельный человек, а по меркам самих Свидетелей - богатый. К таким братьям в собраниях всегда особое отношение. Чисто человеческий фактор – состоятельным или авторитетным братьям позволяется больше, чем другим. Мамука служит в КСБ[1], а также, будучи старейшиной, выступает с речами на конгрессах. Старшая дочь работала у отца в фирме, одновременно получая заочно высшее образование. Но пригодность Мамуки никто не пересматривал. Почему?


 [1] КСБ – комитет по связям с больницами. Назначение приходит из филиала по рекомендации РН и других местных членов КСБ. Занимается вопросами, связанными с переливанием крови. Они встречаются с врачами и пациентами Свидетелями Иеговы, чтобы помочь избежать переливания крови пациенту, если он от нее отказывается.

Ну, во-первых, Мамука известный, авторитетный и состоятельный брат. Во-вторых,  есть смягчающие факторы: его дочь служит пионером и проходит обучение заочно. Ей можно сказать повезло. Папа позаботился о ее будущем и при этом защитил от плохой репутации в собрании. Вообще, если муж или папа - известный старейшина, то его жена и дети находятся под определенной защитой от злых языков в собрании. Они имеют, благодаря этому, определенную дипломатическую неприкосновенность.

На встрече, которая проводится ежегодно РН с двумя-тремя «лучшими» старейшинами района, Костя Кузнецов (РН), поднял эту тему. Мы обсуждали пригодность старейшин района для различных назначений в связи с заданиями на областном конгрессе, пригодность для служения в специальных комитетах, а так же другие потребности района и отправляли потом рекомендации в Филиал. Когда речь пошла о Мамуке, Костя спросил нас: «Братья, а что вы скажете насчет того, что его дочь получает высшее образование?»

На встрече присутствовали я, Женя Кузнецов и Маслов Юра. Мы все были друзьями. Кроме того, я и Женя вместе с Мамукой служили в КСБ, и встречи комитета проходили у Мамуки в его офисе, обычно с небольшим застольем, организованным им (кофе, чай, пицца, булочки, конфеты). Так как Мамука нам всем был симпатичен, то мы, по сути, защитили его от лишних расспросов и пересмотров пригодности. Хотя мы, после вопроса Кости, ненадолго призадумались, но сказали ему примерно следующее: «Ну, дочь живет с ним, а не в общежитии в другом городе, учится заочно и поэтому ее контакт с "мирскими" сведен к минимуму, а так же она служит пионером. Поэтому мы считаем, что его пригодность пересматривать не нужно».

Но, тем не менее, некоторые корректировки в связи с его рекомендациями на дополнительные назначения мы все-таки внесли. Ведь теперь он был «не совсем примерным».

У меня в магазине работала сестра, которая, служа пионеркой, также заочно получала высшее образование. К ней тоже не было никаких претензий. Она просто ссылалась на то, что такое образование потребовал от неё неверующий папа. Так и было. Когда я узнал, что она учится в университете, то спросил по какой специальности. Но первое, что она ответила, немного смутившись: «Это не я сама, это все папа потребовал. Я заочно учусь и в институт прихожу редко».

Почему она почувствовала себя передо мной так неловко от того, что учится в ВУЗе? Почему она первым делом начала оправдываться? Потому, что она искренняя, ревностная, послушная руководству, а я имел такую же репутацию. Ее взгляд был сформирован настоящей позицией Общества и она  немного стыдилась того, что учится в университете! 

Да есть такие, которые под прикрытием авторитетных пап или просто наплевав на общее мнение, преспокойно получают «вышку». О последних один молодой вефилец, выросший в семье Свидетелей сказал так: «Сужу только о больших городах – Москва и Петербург. Здесь такая тенденция, что установки верного и благоразумного раба на отказ от высшего образования и служением пионером не работают. Молодежи это не нужно. Цели Раба молодежи не интересны, то есть, по факту установки не работают: молодые люди получают вышку, делают карьеру и пионерское максимум подсобное на время Вечери».

Но, если говорить об искренних людях, всецело доверяющих Руководящему совету и призывам из «Сторожевой Башни» или со сцены, то ситуация совершенно другая. Например, я получил высшее образование. Но чуть было не бросил институт на втором курсе. Почему? Под влиянием литературы Общества и речей на конгрессах. Нередко можно услышать на конгрессе интервью с теми, кто решил не поступать в институт, а взял вместо этого пионерское и работает где-нибудь дворником или на стройке. Или  даже интервью с теми, кто бросил ради этого учебу, уйдя со второго или третьего курса института.

Помню, как друг брата, изучавшего со мной Библию, Саша Кольцов, давал интервью о том, как он, будучи на втором или третьем курсе Университета (физико-математический факультет), подал заявление на отчисление и теперь служит общим пионером. Зал одобрительно и бурно ему аплодировал. Но ведь все интервью, которые даются на конгрессах, не только проверяются официально назначенным представителем Общества, следящим, чтобы они были правильными, но даже более того. В конспекте речи, который получает выступающий на конгрессе старейшина, четко прописано у кого надо брать интервью, на какую тему и какие вопросы задавать.

Давайте возьмем и предположим несколько возможных ситуаций в собрании. Допустим, молодой некрещеный возвещатель только что окончил среднюю школу и планирует этим летом креститься на региональном конгрессе. Он просит КСС организовать собеседование на крещение, в ходе которого выясняется, что этот молодой человек планирует поступить в ВУЗ. Каковы дальнейшие действия старейшин? Подумают ли они, что раз это личное решение, тогда вообще не стоит этот вопрос поднимать? Или, скорее всего, они дадут будущему брату «библейский совет» на основе наших публикаций, не спешить с таким решением и уже, судя по реакции парня на данный ему совет, будут решать, пригоден ли он креститься?

Или молодая крещеная сестра подает заявление на пионерское служение, одновременно сдавая экзамены в какой-нибудь университет. При решении одобрить ли ее заявление и пригодна ли она быть пионером, будет ли поднят вопрос о ее желании получить высшее образование? Обязательно. Или если рассматривают кандидатуру молодого брата на должность служебного помощника, а он хочет стать врачом или переводчиком и собирается поступать в ВУЗ? Будут ли его рекомендовать на этот вид служения, или отложат рекомендацию из-за того, что он не примерный? 

Брат, который изучал со мной Библию, Суздалев Виктор, стал служебным помощником уже учась в университете. Его папа «мирской», поэтому вопросов к нему по поводу обучения в ВУЗЕ не возникало. Но вот когда он пошел учиться дальше в аспирантуру, то он стал терять многие свои преимущества. Он стал получать меньше заданий на собрании и перестал считаться перспективным братом. Какое же это личное решение, за которое тебя никто не будет осуждать?

Старейшины, по сути, сказали мне,

что «не надо было слушаться совета от Иеговы!»

Сестра Анна, верно прослужившая пионером 15 лет (имя изменено) рассказывает как раз о таком стандартном давлении, которое называется пастырской помощью или любящим предостережением:

- Когда я начала изучать со Свидетелями, я числилась на втором курсе в ВУЗе. Я всегда училась хорошо, поэтому, после школы, вопроса, поступать или не поступать учиться в университет, не возникало. Но очень скоро о том, что я студентка, узнали наши старейшины. Прекрасно помню тот день, когда ко мне, молодой и наивной девушке, пришли двое солидных мужчин – старейшины нашего собрания. Они были в белых рубашках, галстуках, и с Библией в руках. Все выглядело как важный официальный визит по очень серьезному делу. Эти ответственные мужчины, назначенные святым духом, спросили: «Не тяжело ли мне учиться в ВУЗе, не влияет ли это обучение на мою духовность, не теряю ли я радость?»

На все вопросы я ответила отрицательно, ведь учеба доставляла мне одно удовольствие и, к тому же, мне легко удавалось совмещать её с пионерским служением. Кроме того, у меня была четкая цель -  работать в дальнейшем по специальности, так как я обладала и способностями к этому, и возможностями. Неудовлетворенные моими ответами старейшины перешли к более тяжелой артиллерии, сказав прямым текстом: «Сегодня не время получать высшее образование! Диплом мне не поможет пережить Армагеддон, который вот-вот начнется. Сейчас нужно получать «диплом» о ВЫСШЕМ ДУХОВНОМ ОБРАЗОВАНИИ (теократическом)!»

А в конце беседы они "сделали контрольный выстрел в голову", приведя пример о том, что получение высшего образования в эти последние дни можно сравнить с бесполезной попыткой клеить обои в каюте тонущего корабля. В итоге я послушалась этих "заботливых пастырей", отчислилась и забрала документы из Университета. Буквально через несколько месяцев я уехала служить пионером «по потребности». Все были рады и довольны. У меня брали интервью на конгрессах и все дружно мне аплодировали, одобряя «правильное», «духовное» решение. Только вот одно маленькое "но"! С тех пор прошло много лет, а Армагеддон не пришёл. За это время я могла бы в той "каюте" тонущего корабля, который никак не утонет, сделать три евроремонта и постелить паркет. Однако жизнь моя круто изменилась. Я не получила диплом, не пошла работать по специальности, и вся моя дальнейшая жизнь была связанна с малооплачиваемой работой обслуживающего персонала.

В  какой-то момент я не выдержала, и спустя много лет, подошла к старейшинам, которые советовали бросить учёбу, и спросила их, где обещанный Армагеддон и почему они так со мной поступили. Знаете, что они ответили? Они открыли Библию и показали стих из Притчей 14:15, где написано, что «глупый верит всякому слову» (Синодальный перевод) и задали мне встречный вопрос: «А зачем ты нас слушала? Мы всего лишь дали совет, не более того, а ты должна была думать своей головой!».

То есть всю ответственность они возложили на меня! Намекнув при этом на мои умственные способности. Я им ответила: «Но ведь мне было всего 18 лет, а вы были взрослые, авторитетные, официально назначенные руководить собранием мужчины, и когда давали совет, неоднократно подчеркивали, что этот совет  от Иеговы

Вот такие дела. Дают совет "от Иеговы", и попробуй только его ослушайся. Сразу будут косо смотреть и повесят ярлык, что ты – «не духовная»!  А если слушаешься совета и покорно делаешь, как они велят, а потом этот совет вредит, они говорят: «Это же было твоим личным решением, принять которое тебя никто не заставлял 

Я знаю, мой случай далеко не единственный. Многие молодые, которые заканчивали школу на отлично, не поступали учиться дальше, потому что боялись осуждения».

Анна, несомненно, права, подобным образом бросили обучение в институте или отказались от поступления тысячи способных и талантливых молодых ребят и девчат, особенно в 90-е годы, когда в России наблюдался бурный рост и все с воодушевлением ждали скорый Армагеддон, до которого оставалось, по общему мнению, всего несколько лет. С горящими глазами, легким сердцем и под бесполезные попытки «мирских» родственников и друзей отговорить их, они пополнили ряды дворников, строителей, уборщиц, отделочников и так далее. С тех пор прошло около 20 лет и я уверен, что многие из них сейчас жалеют о «своем» решении, а многие другие  пожалеют позже. Я не считаю что эта проблема маловажная. В одном иностранном документальном фильме красивая женщина, бывшая Свидетельница Иеговы, с дрожью в голосе, проглатывая слезы, сказала, что жалеет о том, что доверяя Организации,  отказалась от обучения в колледже. Для нее это не надуманная проблемка, а часть ее жизни, которую так бесцеремонно и безвозвратно забрали.

С большим сожалением я вспоминаю свою последнюю публичную речь под названием «Пользуйся образованием, чтобы прославлять Иегову» (конспект № 146), которая была во многом основана на статье из «Сторожевой Башни». С сожалением, так как, произнося ее в паре десятков собраний, в нескольких городах, я тем самым участвовал в навязывании мнения о том, что высшее образование опасно и бесполезно. По сути, вся речь – это краткое изложение позиции Общества на тему высшего образования. Вначале речи, следуя конспекту, я подчеркнул важность образования и серьезное отношение Свидетелей к нему. Потом пояснил, что входит в обязательное для всех Свидетелей Иеговы образование. Это всего 4 пункта:

1.    Уметь хорошо читать.

Чтобы самостоятельно читать Библию и публикации верного и благоразумного раба. Например, зачитывать стихи вслух из Библии во время проповеди или читать абзацы статьи для изучения на встречах собрания.

2.    Уметь грамотно писать.

Чтобы вести конспекты во время встреч собрания и записи в служении по домам. Или проповедовать с помощью писем.

3.    Приобрести практические навыки, которые пригодятся в жизни.

Под этим подразумевается какое-нибудь ремесло для того, чтобы прокормить себя, служа пионером. Например, специальность сантехника, плиточника, швеи, мастера маникюра и так далее. Все то, что не требует большого вложения времени, которое надо тратить на проповедь.

4.    Быть всесторонне развитой личностью. 

Для чего вполне достаточно заниматься физкультурой (но не в мирских секциях или кружках), учить иностранный язык (с помощью наших публикаций на других языках), иметь какое-то хобби, посещать музеи или выставки и прочитывать статьи из журнала «Пробудитесь!», посвященные разным темам, не связанным с религией. Многие искренне уверены, что в журнале «Пробудитесь!» достаточно информации для того, чтобы быть эрудированным в должной мере и всесторонне развитым.

Главная мысль речи в следующем: для христианина не может быть другой цели, кроме как служить полновременно и при этом самому обеспечивать себя материально в самом необходимом! Для этого вполне достаточно уметь читать, писать, шпаклевать или мести метлой. После чего, по ходу речи, поднимается вопрос о высшем образовании, и перечисляются все стандартные «страшилки» из нашей литературы против обучения в университете:

- Обучение там бесполезное и даже опасное для духовности.

- Общество молодежи там развратное и безбожное.

- И вообще христианину, если он конечно настоящий христианин, слава и богатство не нужны. А те, кто поступает в ВУЗ, обычно стремятся к этому.

- В эти последние дни обучение в ВУЗе отнимает время и силы, которые надо тратить на проповедь, и способствует развитию стресса. 

В конце такого рассуждения ставится жирная точка утверждением, что многие, получившие высшее образование, работают не по специальности, а вообще где-то на рынках или на стройках. То есть еще раз подчеркивается бесполезность и бессмысленность его получения.

 

 

 

 

 

 

 

Советы не получать высшее образования, звучащие со сцены, считаются частью обучения от самого Бога Иеговы!

Через некоторое время после произнесения той речи, ко мне подошла счастливая мама из другого собрания со своей стеснительной дочкой. Радостная мама воодушевленно знакомила меня с девушкой и благодарила за очень важную и полезную речь. Она призналась, что они долго сомневались по поводу поступления в институт. В итоге, дочь все-таки поступила. Но теперь, благодаря моей речи, они переменили свое решение, дочь забрала документы из ВУЗа. В заключении, мама, крепко пожимая мне руку, заявила, что теперь, получив ясное руководство от Иеговы, они очень счастливы. Хотя дочь при этом разговоре не выглядела такой же воодушевленной, как мама, и в основном отстраненно смотрела куда-то в сторону. Они забрали документы после успешной сдачи экзаменов! Разве их решение не было принято под давлением?

"Я со слезами на глазах умоляла папу 

разрешить мне поступить в институт!"

Ранее, в первой главе я уже писал о семье известного старейшины Димы Сизых. В его семье все были с высшим образованием. Старшая дочь Лена рассказывает:

«Мой папа кандидат физико-математических наук, доцент, а мама преподаватель высшей математики в институте. Папина мама 40 лет преподавала в ВУЗЕ сопромат. Она тоже математик и вообще это очень редкое явление, когда женщина преподает сопромат. Папин папа - преподаватель черчения. Мамина мама - палеонтолог и преподаватель географии, а мамин папа - народный художник России и директор художественной школы. Как шутила моя бабушка, в нашей семье только кошка без высшего образования».

Но при этом, две дочери Димы высшего образования не получили. Одна получила специальность швеи, а вторая вообще никакую! Почему? Потому что это было их личное решение? Отнюдь! Лена говорит, что она очень хотела учиться в ВУЗе. Она не раз со слезами на глазах умоляла папу разрешить ей поступить в университет. Она буквально ревела ночами, мечтая пойти учиться по любимой специальности. Отец же был непреклонен, ведь если его дочь поступит в университет, то это негативно отразится на его репутации как старейшины, а он уже тогда метил на место районного надзирателя.

«Только через мой труп!» - категорично заявил ей отец.

Так как в школе у Лены были проблемы с преподавателем, не желавшим смириться с религиозными убеждениями этой семьи, то, чтобы решить эту проблему и одновременно дать дочери хоть какую-то специальность, папа настоял на ее поступлении в близлежащий техникум, выбрав для дочери специальность швеи. Лена пыталась спорить, предлагая папе другие варианты, ну хотя бы на дизайнера-модельера.

«Это будет занимать у тебя лишнее время! Это может увлечь тебя! Это тебе не пригодится!» - такие ответы слышала Лена.

Дима решил, что его дочери выйдут замуж за братьев, которые станут районными надзирателями или, на худой конец, специальными пионерами, и тогда им вообще не придется выходить на «мирскую» работу до наступления Армагеддона.

Самое поразительное, лично для меня, в этой истории то, насколько слепо повинуются советам от Руководящего совета вроде бы взрослые и опытные люди. Убеждая дочь в опасностях, которые таит в себе обучение в ВУЗе, родители рассказывали ей о том, насколько распущена студенческая молодежь, какие развратные и пьяные вечеринки устраиваются в институтах.

«Ты не знаешь! Мы знаем! Мы через это прошли!» - говорили они.

Родители, в прямом смысле этого слова, насильно запихнули ее в техникум. Во-первых, он был недалеко от дома. А во-вторых, там нужно было отучиться пару лет на базе 10 и 11 классов и еще немного. Таким образом, дочь не потратила бы на обучение «многие годы», которые столь ценны ввиду скоро надвигающегося Армагеддона. Но беда в том, что в ПТУ молодежь не просто распущена! Лена вспоминает:

«Общество там было просто ужасным. Какие-то одни проститутки и наркоманы! Из поступивших вместе со мной тогда на первый курс крещеных детей Свидетелей, а их было пять человек, четырех через год уже лишили общения, в том числе мою лучшую подругу!» 

В итоге, следуя указаниям и доводам из «Сторожевой Башни», желая защитить дочь от опасного сообщества, они засунули ее в самое худшее общество из возможных. Но зато формально они остались с безупречной репутацией. Ведь дочь служит общим пионером, получает специальность в сфере обслуживания (столь почетную у Свидетелей) и не учится в университете! А то, что она теперь вынуждена вращаться в среде деградирующей молодежи, что теперь она будет заниматься не любимым делом - все это не в счет.

Дмитрий Сизых
Дмитрий Сизых

Младшая дочь Ксюша прекрасная и удивительно талантливая девочка, уже в 6 лет сочиняла стихи и рисовала портретные рисунки! Ее отдали в художественное училище, но только на один год! Дальше папа сказал, что это напрасная трата времени, так как мы живем в последние дни! И точка! После 9-го класса ее запихнули в тот же самый злополучный, но очень популярный у местных Свидетелей, техникум, который  Ксюше даже не дали закончить. Папа, выдавший замуж старшую дочь, нашел Ксюше мужа, которого, по его мнению, в ближайшем будущем могли назначить специальным пионером и районным надзирателем. В итоге он насильно выдал младшую дочь, которой только исполнилось 18 лет замуж за этого нелюбимого ею человека, и заставил бросить «бессмысленное» обучение в техникуме. А сам папа, будучи на тот момент заместителем районного надзирателя, теперь мог свободно уехать служить в качестве полноценного районного, что и было сделано. В принципе, можно сказать, что папа построил свою теократическую карьеру на сломанной судьбе своих дочерей. (Полная биография Лены Сизых будет опубликована в третьей главе). 

Недавно я спросил Лену, жалеет ли она о том, что не получила высшее образование? Она ответила: «Очень! Сейчас у меня двое детей, работа вредная для здоровья и, конечно же,  сейчас я уже не имею ни сил, ни времени на его получение. Это время уже не вернешь. Но особенно мне жаль свою сестру, у которой был просто невероятный талант. Родители загубили его своими руками! Я не понимаю, как это можно было сделать?»

В моем собрании «Нижнее»  у старейшины Назарянц Семена три взрослых девочки и естественно все трое тоже без высшего образования. Старшей, Томе, мы делали с папой пастырское посещение. Зачем? Папу сильно беспокоило желание дочери  пойти учиться в ВУЗ по любимой специальности. В итоге мы отговорили Тому, но зато папа остался спокоен за свою должность и «духовность» дочери. И, как и в случае Лены Сизых, это никакое не личное решение, а решение, навязанное Руководящим советом, и принятое под контролем «заботливых» пастырей, таких как я и Семен. 

Можно сказать, что Общество Сторожевой Башни установило определенный стандарт в этом отношении. Примерный, идеальный Свидетель Иеговы – это много проповедующий и немного зарабатывающий человек, занятый в сфере обслуживания.  Если ты старейшина-пионер, работающий дворником, то ты на особом почетном счету у районного надзирателя, даже если твоя семья из-за этого одевается в магазинах «сэкондхэнд», а дети ни разу не были на море. Ты пример духовно настроенного христианина! А нищета твоей семьи называется скромностью.

УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Конечно, никто не знает, как именно сложилась бы чья-то жизнь, если бы он или она получили высшее образование. Когда ты молод и не связан обязательствами брака, жизнь видится в розовых тонах. Ты берешь пионерское служение, устраиваешься на работу в какой-нибудь рабочий коллектив Свидетелей строителей или уборщиц. Бегаешь по повторным посещениям и изучениям, даешь под бурные аплодисменты интервью на конгрессах, посещаешь специальные встречи и школы для активных Свидетелей. Ты ждешь, что вот-вот наступит Армагеддон и тебе некогда отвлекаться на то, что называется самореализация или карьерный рост. Но жизнь берет свое. Рано или поздно ты вступаешь в брак и, возможно, у тебя появляются дети. Тебе нужно обеспечивать семью и приносить домой деньги. Твое здоровье ухудшается, и ты понимаешь, что уже не можешь дальше так же тяжело работать уборщицей или каменщиком, без последствий для здоровья. Ты можешь быть, например, опытным и грамотным электриком, но тебя не возьмут на хорошую должность в солидную организацию без диплома, который  все-таки важен при устройстве на «непыльную» и более высокооплачиваемую должность. В итоге, со временем, многим придется столкнуться с реалиями жизни, но это столкновение может быть весьма болезненным, особенно от осознания невозвратности упущенных возможностей.

Расхожее среди Свидетелей Иеговы оправдание для позиции Организации, осуждающей учебу в ВУЗах, звучит так: с дипломом тоже не просто найти подходящую работу. Но данное утверждение лишь переакцентирует внимание с одной проблемы на другую. В действительности, нормальную работу трудно найти из-за религиозных требований Организации. Рабочий график должен позволять посещать все еженедельные встречи в обязательном порядке. Это две встречи собрания на неделе и еще, по меньшей мере, одна встреча для проповеднического служения (ВПС), три конгресса в году, две недели в году, когда собрание посещает разъездной надзиратель, а если ты пионер, то еще добавляются школа пионерского служения и другие обязательные встречи с пионерами. А если ты служебный помощник или старейшина, то и другие многочисленные, обязательные встречи и дела, которые можно осилить только в том случае, если ты работаешь либо неполный рабочий день, либо три-четыре дня в неделю. Ну и непременно свободные выходные для проповеди. И дело тут абсолютно не в бесполезности диплома. 

Моя Наташа стала изучать Библию со Свидетелями Иеговы, когда ей было всего 12 лет. Естественно, все члены ее семьи тут же стали «врагами», предсказанными Христом и противящимися истинному поклонению. Ее окружили новые «друзья», побуждавшие к духовным целям. А именно служить больше и чаще. Учась в колледже (на базе 10-11 классов) она взяла общее пионерское служение. И теперь наряду с учебой у нее постоянно присутствовала более важная задача – выполнять норму пионерского служения 840 часов в год и образцово готовиться ко всем встречам собрания. Сосредоточиться на обучении ей уже было непросто. Тем не менее, успевая выполнять норму часов, она окончила колледж с красным дипломом по специальности модельер-дизайнер.

Надо сказать, что дизайн – это ее прирожденная черта или склонность. Ее рисунки преподаватели оставляли себе, чтобы показывать ученикам следующих потоков. А когда Наташа готовила дипломную работу, она создала совершенно новую и удачную коллекцию одежды, сочетавшую в себе смелое смешение стилей, которые на первый взгляд смешать просто невозможно. Преподаватели как один, настойчиво уговаривали ее после окончания ехать в Санкт-Петербург и продолжать обучение, даже предлагали ей свои рекомендации, так как видели в ней уникальный талант и хорошие перспективы в работе по данной специальности. Но Наташа уже была пионером, до конца мира оставалось совсем немного, на собрании она постоянно слышала о бесполезности и опасности высшего образования. В душе она очень хотела развиваться и дальше в дизайнерском направлении, можно сказать, что к этому рвалась вся ее сущность. Но, послушно принимая советы Организации, как данные самим Создателем Вселенной, она отказалась от того, чего так сильно хотела.

Вместо этой перспективы, Наташа выбрала служение пионером в любую погоду, работу продавцом по 10 часов в смену стоя на ногах, шитье по ночам юбок для сестер на конгрессы, а потом, когда мы переехали служить в Рязань, тяжелую работу уборщицы в домах и квартирах состоятельных людей.

Как и у многих других молодых сестер, ее решение было не столько ее собственным, сколько навязанным литературой Общества, речами на собрании, уничижительными высказываниями в адрес высшего образования, звучащими при каждом упоминании о нем, и осуждающей атмосферой по отношению к тем, кто его стремится получить.

Есть еще один важный фактор, влияющий на окончательный выбор не в пользу ВУЗа и который касается молодых девушек. Все элементарно. При таком соотношении братьев и сестер (женщин в собраниях в разы больше, чем мужчин) и запрете вступать в брак с теми, кто не является крещеным Свидетелем Иеговы, нетрудно догадаться, что шансы удачно выйти замуж очень низки. Каждая молодая сестра - хочешь, не хочешь - будет думать о своей репутации примерной христианки, а значит и хорошей жены.

Если ты берешь пионерское служение, тебя пригласят давать интервью на конгрессах, ты будешь на виду, а значит, повысишь свои шансы на удачное вступление в брак. Но если, вместо этого, ты поступаешь в институт, тем более в другом городе, то ты просто разрушаешь свою с трудом заработанную репутацию и, естественно, понижаешь свои шансы обратить на себя внимание «хорошего» брата до нулевого уровня. 

А теперь попробуй принять это «личное решение»! В связи со всем вышесказанным, я считаю, что публичные заявления, которые делает по этому поводу Организация и такие ее апологеты, как Чивчалов, являются просто верхом лицемерия и двуличия!

ИНТЕРВЬЮ с бывшим Районным Надзирателем

В том собрании, где я крестился в начале девяностых годов, вопросов с высшим образованием не возникало. В принципе это и понятно, так как собрание было маленькое. Впервые я начал сталкиваться с тем, как влияет политика Общества на личные решения возвещателей, в одном из своих первых назначений в специальном полновременном служении.

Например, в одном из городов на юге России, куда я был назначен специальным пионером, один брат уже заканчивал аспирантуру. К этому времени он уже сделал «духовные успехи» и взял общее пионерское служение, а вскоре его назначили служебным помощником. Дело в том, что в институт он поступил еще до своего крещения, поэтому учеба не повлияла на его назначение. Но вот назначения повлияли на его дальнейшее обучение. Хотя он уже заканчивал аспирантуру, но диссертацию так и не защитил. Одна из самых веских причин - это новые «духовные» цели, которые поставила перед ним Организация. Сейчас он служит специальным пионером и заместителем районного надзирателя.

В том же собрании старейшина после убедительной разъяснительной беседы отговорил молодую сестру от поступления в медицинскую академию. Другой молодой парень стал изучать со Свидетелями Иеговы Библию, учась в институте на банкира. По мере духовного роста у него пропал интерес к учебе, которую он бросил, будучи уже на третьем курсе. Его поступок был следствием обучения, полученного через собрание и литературу Общества.

Моя жена вспоминает, что в молодости очень хотела поступить в институт. Но в собраниях преобладала такая осуждающая атмосфера в отношении учебы в ВУЗах, что она не решилась пойти учиться. Ей говорили: «Зачем тебе это? Всё равно уборщицей будешь работать, хоть с высшим, хоть без высшего» (подразумевая, что в то время эта работа для Свидетелей-пионеров была самая подходящая).

Её мама, будучи ревностной Свидетельницей, также отговаривала дочь от обучения в ВУЗе, говоря: «Армагеддон близок, зачем тебе тратить драгоценное время на это бесполезное занятие?»

В то время в наших публикациях и в речах на собраниях, можно сказать, набирала обороты атака на высшее образование. Постоянно указывалось, что во всех высших учебных заведениях царит дух бунтарства, распущенности и вседозволенности. А те, кто поступают туда учиться, ищут себе славу в безбожном мире Сатаны или заражены материализмом и стремятся к богатству. Зачем это Свидетелю Иеговы? К тому же, вместо университета поощрялось пионерское служение и освоение какого-нибудь ремесла (плиточник, сантехник, парикмахер, мастер маникюра и т.п.), чтобы поддерживать себя в этом назначении.

Если в собрании оказывалось так, что кто-нибудь, учась в институте, брал пионерское служение, а потом чувствовал себя измотанным, то мы, старейшины, всячески уговаривали такого человека не бросать пионерское служение. Мы, обученные Организацией, убеждали их, что от выполнения нормы часов устать или потерять радость просто невозможно. Рассуждали с братьями и сестрами примерно так:

«Если ты теряешь радость, то, скорее всего, это от недуховных занятий, таких как учеба в университете. И если ты не справляешься с пионерским служением и учебой в ВУЗе, то нужно делать выбор. Приоритетом, в таком случае, всегда должно быть служение!»

Об опасностях высшего образования говорилось все больше и больше.  И в речах на собраниях и на конгрессах. На специальных школах для старейшин и в конфиденциальных письмах советам старейшин обращалось внимание, что надзирателям необходимо следить за своими семьями, за своими детьми, чтобы они не стремились к получению высшего образования, и подавать тем самым пример собранию. Когда я посещал собрания как районный надзиратель, то в присланных из Филиала конспектах речей и конспектах для обсуждения с пионерами или со старейшинами и служебными помощниками эти темы так же не раз затрагивались.

Вспоминаю два случая, которые мне кажутся показательными, в отношении того, как влияют на рядовых Свидетелей советы из публикаций Общества.

Несколько лет назад сын старейшины вновь захотел изучать Библию. Он быстро стал прогрессировать, крестился и уже через полгода стал общим пионером. В это время  он учился уже на последнем курсе Университета. И вот, он решил бросить учебу, так как это стало противоречить его убеждениям как Свидетеля Иеговы. Его отец, будучи старейшиной, поддержал эмоциональное и неразумное решение сына! Хотя у самого отца было высшее образование, насчет сына он сказал: «Правильно! Зачем ему высшее образование? Пусть лучше идет работать и больше проповедует!»

Позже в Зал Царства пришла его мать, которая не была Свидетелем Иеговы. Она стала жаловаться на мужа и сына, беспокоясь по поводу их столь опрометчивого выбора. Сильно переживая из-за случившегося, мама расплакалась прямо в Зале. Я и ещё один старейшина выслушали её, объяснив, что мы не поощряли её сына бросать учебу на последнем курсе и обещали поговорить с ним. Позже мы встретились с этим молодым братом и практически уговаривали его закончить университет. Но он, заручившись поддержкой отца и воодушевленный статьями из публикаций, ни в какую не соглашался. Получилось, что в данном случае, мы, два старейшины, проявившие элементарный здравый смысл, были абсолютно бессильны перед этой мощной агитационной машиной, взращивающей презрение и отторжение по отношению к светскому высшему образованию! Как только он бросил учебу, то сразу загремел на альтернативную гражданскую службу. Меня же назначили в другой район, и я не знаю, как сложилась его судьба дальше.

Другой мой товарищ приехал в Москву,  поступил в «бауманку». Он очень способный молодой человек, я бы даже сказал одаренный. Но став Свидетелем Иеговы, в конце учёбы бросил институт. Вместо этого он стал служить общим пионером. Помню, как потом я сам поощрял его к стремлению пройти обучение в ШУСе и к специальному пионерскому  служению. И он всего этого достиг. Но недавно он прекратил служить специальным пионером. Риторический вопрос: и к чему он вернулся? 

Что касается моего личного отношения, то когда я уже прошел обучение в нескольких теократических школах и стал служить специальным пионером, то у меня появилось сильное желание учиться в институте, хотя бы заочно. Меня очень привлекали гуманитарные науки. Но, во-первых, у меня в организации было очень много обязанностей. А во-вторых, как бы это выглядело в глазах окружающих, если специальный пионер получает высшее образование? Я рисковал потерять все свои назначения! Хотя я лично особенно не жалею, о том, что не отучился в институте, но вот моя жена, родившаяся в семье где родители сами были с высшим образованием и имели все необходимое в Москве, чтобы их дочь могла спокойно отучиться, сейчас очень сожалеет о том, что из-за политики Организации она этого не смогла сделать. Для женщины, кроме всего прочего, это важно, потому что позволяет чувствовать себя более уверенной и независимой, но Свидетелям Иеговы, видимо, это не нужно.

Что касается меня, то я имел все возможности (учитывая связи моих дедушек и бабушек) поступить практически в любое высшее учебное заведение и в Ставрополе, и даже в Москве. Но, будучи настроенным Обществом Сторожевой Башни на скорый конец и служение пионером, я был против поступления в институт. Мне пришлось поступить в ВУЗ, так как я был на иждивении своих «мирских» родственников, требовавших от меня получения высшего образования. Но чтобы служить пионером и строить «теократическую карьеру», я выбрал ту специальность, где, как мне казалось, учиться было легче всего. То есть, не пришлось бы тратить много времени. Я поступил в Педагогический Институт на специальность преподавателя географии.

Я учился «на отлично» и многие экзамены сдавал автоматом. Но на третьем курсе, поняв, что эта специальность не будет кормить ни меня, ни мою будущую семью, я потерял интерес к хорошим отметкам и учился так, лишь бы сдать экзамены, пусть даже на трояк. В это время на кафедре физмата открыли курс по новому предмету. На этом курсе предлагали обучение на программиста и попутно освоение двух иностранных языков. Вот чего мне безумно хотелось. Во-первых, у меня всегда была тяга и способность к языкам, а во-вторых, я видел в этой специальности реальные перспективы, в отличие от профессии преподавателя географии. Я грезил этим факультетом. Поэтому пошел и разузнал все требования для поступления. К сожалению, необходимо было поступать снова на первый курс. Другими словами, ради получения этой специальности, мне бы потребовалось провести в институте на три года больше. Бабушка, дедушка и мама были не против того, чтобы я мог учиться, и готовы были меня обеспечивать и не требовать выхода на работу. Но поговорив по душам с другом-пионером, а так же с некоторыми старейшинами, и проведя личное исследование этой темы по нашим публикациям, я с большим трудом был вынужден отказаться от этой затеи. В итоге меня убедили, что получить желаемую специальность будет проявлением материализма, эгоизма и выявит недостаток веры и послушания.

Несмотря на мой тогдашний фанатизм, это решение было для меня трудным и болезненным. О чем я сожалею до сих пор. Вместо этого я, после окончания института, отклонил предложение работать преподавателем в медицинском колледже, так как там была «мирская» атмосфера и пошел работать подсобным рабочим на стройку в бригаду Свидетелей Иеговы. За восемь лет работы на стройке я подорвал себе здоровье. Развилась кожная аллергия, особенно на плиточный клей, а так же у меня стали сильно болеть суставы на коленях от работы на холодном полу. 

Что касается высшего образования, то мы с Наташей чувствуем себя обманутыми. Нам навязали решения, о которых мы теперь сожалеем. Решения, которые лишили нас реальных перспектив в саморазвитии и получении желанной специальности, перспективы нормально зарабатывать и заниматься любимым делом. А теперь нам пытаются внушить, что это было нашим личным решением! И когда мы осмеливаемся теперь сказать об этом вслух, нас осуждают как гордых, лицемерных и обиженных предателей истины! А разве для обиды нет основания?

НАИВЫСШЕЕ ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Стоит признать, что официально Общество Сторожевой Башни, побуждает молодежь  хорошо учиться в школе. И даже во время проведения собеседования на некрещеного возвещателя некоторые старейшины могут спросить ребенка о том, как он учится в школе и если плохо, то поощрят его подтянуть успеваемость. Но главная цель, ради  которой это надо делать, – быть активным и полезным Организации полновременным служителем.

«Христианам следует смотреть на образование как на средство достижения желаемой цели. В эти последние дни их цель – служить Иегове как можно больше и как можно эффективней» («Сторожевая Башня», 1 ноября 1992 года, стр. 15—21, «Образование с целью»).

«Истинные христиане заинтересованы в образовании не ради своей выгоды, но с тем, чтобы стать более эффективными служителями Иеговы» («Сторожевая Башня», 1 ноября 1992 года, стр. 15—21, «Образование с целью»).

Эта цель, которая вроде бы должна стимулировать детей Свидетелей учиться хорошо, на самом деле, нередко отбивает охоту стараться и у школьников, и у их родителей. В реальной жизни утверждение, что дети Свидетелей Иеговы учатся в школе образцово и имеют такое же образцовое поведение -  миф, который сами же Свидетели и придумали, и в который они сами же свято верят. Что касается, например, ставропольских собраний, то многие дети в действительности имеют в школе посредственные оценки. Более того, среди родителей существует определенная мода переводить детей из обычных общеобразовательных школ в «Вечерний лицей», который раньше назывался Вечерней школой и куда переводились те, кто плохо учился в обычной школе. Причина популярности этого заведения в том, что там не надо особо напрягаться. Практически не задают домашних заданий и на учебу надо тратить меньше времени, чем в обычной школе. Многие дети и родители ждут не дождутся, когда же они смогут перейти в этот лицей. В итоге в обычной школе они учатся с большой неохотой.

Но почему такое происходит? Как уже писалось раньше, главная цель образования  - «служить Иегове как можно больше и как можно эффективней». Для этого нужно приобрести в школе основные, необходимые стандартному Свидетелю, навыки. Как писалось в Сторожевой Башне, «давайте рассмотрим четыре основных назначения всестороннего образования и то, как их можно использовать для прославления Иеговы. Всестороннее образование помогает человеку: 1) научиться хорошо читать; 2) научиться разборчиво писать; 3) повысить умственный и нравственный уровень развития; 4) приобрести практическую подготовку, которая пригодится в жизни» («Сторожевая Башня», 1 февраля 1996, стр. 9-14, «Цель образования — прославлять Иегову»). 

Пункт третий берут на себя во многом родители и Организация, а четвертый касается освоения какого-нибудь ремесла. Что же касается первого и второго, то этими навыками дети обычно овладевают уже в начале обучения. Как правило, после пятого и шестого класса дети уже получили практически все, что, по мнению большинства верующих родителей, им нужно было получить в школе. Учиться дальше просто пропадает желание. Они научились хорошо читать и разборчиво писать. И этого вполне хватит. Остальному научит Общество Сторожевой Башни, ведь оно предоставляет самое лучшее и самое полезное обучение в мире.

Учиться дальше просто пропадает желание

«Собрание христиан предоставляет программу теократического образования, аналогов которой нет в мире. С помощью личного изучения Библии и библейских публикаций, с помощью наставлений, звучащих на встречах собрания и конгрессах, мы совершенно бесплатно проходим постоянное обучение — получаем духовное образование, которому на самом деле нет цены!» («Сторожевая Башня», 1 февраля 1996, стр. 12,13, «Цель образования — прославлять Иегову»).

А что касается школьного обучения, то вот как высказалась одна сестра, которая попала в это «Общество Нового Мира», как иногда себя называют Свидетели Иеговы, в раннем детстве вместе со своей мамой: «В пятый класс я пришла уже совершенно не понимая, чего ради я там нахожусь. "Старой системе" вот-вот придет конец, так зачем я должна запоминать все эти имена из учебника по литературе? В новом мире у меня будет целая вечность, чтобы изучить всё, что я захочу, у меня будет совершенная память, и еще бог знает, что там будет у меня и у всех "правильных парней" наподобие меня... Да-да, я так думала».

В противоположность светскому, об образовании, которое дети получают «с помощью изучения библейских публикаций» и «с помощью наставлений звучащих на встречах собрания и конгрессах», безапелляционно заявляется так:

«Божье обучение, как никакое другое, отвечает потребностям людей в образовании…  И оно, конечно же, делает нас полезными членами общества, помогая нам выполнять нашу ответственную миссию по удовлетворению потребностей людей во всем мире» («Сторожевая Башня», 1 февраля 1994 года, стр. 15,16, «Извлеки пользу из Божьего обучения»).

Свидетели  Иеговы, с презрением относящиеся к светскому высшему образованию, просто непомерно гордятся тем обучением, которое они получают в Организации. Они называют его «наивысшим» образованием, «теократическим», «божьим» и тому подобное. Когда я учился на своей первой школе пионерского служения [1] в Ростове-на-Дону в 1997 году, один молодой брат рассказал потешный случай, произошедший с ним в служении по домам. Пожилая женщина, восхищенная его познаниями в области Библии, спросила его: «Вы так все хорошо и толково рассказываете, наверное у вас высшее образование?»

На что он, уверенно ответил: «Нет, у меня не высшее, у меня наивысшее теократическое образование!»

Наивная женщина спросила его: «Где находиться университет, который дает диплом о наивысшем теократическом?»

Мы в классе тогда посмеялись от души. Причем, смех смехом, но сами Свидетели относятся к такому утверждению о «наивысшем теократическом» на полном серьезе. Вообще среди Свидетелей весьма популярны подобного рода рассказы. Вот какие примеры можно найти на страницах журналов «Сторожевая Башня»:

«Так одна женщина из Торонто (Канада) высказалась о публикациях Общества Сторожевой Башни… "Я закончила университет и должна к моему удивлению признать, что из Ваших публикаций я научилась гораздо больше, чем из многолетних занятий"» («Сторожевая Башня», 15 февраля 1991 года, стр. 32, «Полезны как руководство для повседневной жизни»).

«Пять лет я изучал право в одном из лучших университетов Испании,– рассказывает Хулио.– Но то, что я узнал, когда начал изучать Библию [имеется в виду по публикациям Общества], намного превосходило знания, полученные мною в университете» («Сторожевая башня», 15 сентября 1994 года, стр. 27, «Учишься ли ты у нашего Великого Наставника?»).


 [1] Школа пионерского служения – краткий курс обучения, приготовленный Учебным и Писательским комитетами Руководящего совета (раньше двухнедельный, а сейчас пятидневный) для пионеров, прослуживших один год. Преподавателями обычно являются два назначенных филиалом разъездных надзирателя. Пионеры повторно проходят обучение в этой школе один раз в несколько лет.

Наивысшим образованием, превосходящим любое светское, Свидетели Иеговы считают чтение и изучение издаваемых Обществом публикаций и посещение своих религиозных собраний

Подобными примерами и высказываниями, Свидетелей приучили думать примерно так: «Зачем мне 5 лет учиться мирской сатанинской мудрости в ВУЗе, наполненном беспринципными грешными людьми, если я могу совершенно бесплатно учиться у самого Создателя Вселенной, читая журналы, написанные его представителями, и слушая речи, произнесенные представителями его представителей!»

Вместо того, чтобы делать карьеру в этом погибающем мире, лучше делать духовную карьеру в земной части Его Организации! Тем более, что Организации в первую очередь нужны не самостоятельно мыслящие, а всецело доверяющие и безоговорочно послушные руководителям люди. К чему и побуждалось в одной из статей: 

«Многие из тех, кто занимает сегодня ответственное положение, служа разъездными надзирателями, в главном отделе Общества или в одном из филиалов, имеют только обязательное образование. Они были верными пионерами, никогда не переставали учиться, прошли обучение, и им были доверены бо́льшие обязанности. Они не сожалеют о своем выборе. С другой стороны, некоторые из их современников выбрали университетское образование и, порабощенные разрушающими веру философиями и „мудростью мира сего“, остановились в своем духовном развитии (1 Коринфянам 1:19–21; 3:19, 20; Колоссянам 2:8)» («Сторожевая Башня», 1 ноября 1992 года, стр. 15—21, «Образование с целью»).

«Многие из тех, кто занимает сегодня ответственное положение, в главном отделе Общества или в одном из филиалов, имеют только обязательное образование» 

(«Сторожевая Башня» от 1 ноября 2011 года)