СЕКС И СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Сексуальная теология и индивидуальность

Вячеслав являлся старейшиной собрания Свидетелей Иеговы. Его знали как человека искреннего, доброго, тратившего немало времени на помощь другим. Его природная скромность стала настоящим бальзамом для многих, кто видел в других старейшинах людей обюрократизированных и поверхностных.

Светлана так же считала Славу подарком для собрания, особенно для сестер. Когда-то они дружили семьями, вместе ездили на проповедь, устраивали совместные пикники. Но уже несколько месяцев, как её муж, молодой мужчина, умер из-за болезни. Она не находила себе места и несколько раз Вячеслав подходил к ней после собраний и утешал её.

Однажды, когда Светлана находилась в ужасающем состоянии, уже несколько дней не в силах даже принять пищу, она позвонила старейшине, желая услышать хоть чей-то знакомый голос. Вячеслав сразу же ответил: «Подожди, я сейчас к тебе приеду».

Когда он появился, они уселись на мягком диване в полутемном помещении, где царила какая-то угнетающая тишина. Света говорила о себе, о своем нежелании жить, о том, что её никто не понимает и даже, кажется, избегают, не желая иметь дело с депрессивной особой. Вячеслав внимательно слушал её, поглаживал по плечу и волосам. Это была его подруга и он не видел в этом проявлении чувств ничего постыдного.

А потом вдруг неожиданно он стал обнимать её, они слились в страстном поцелуе, потом, словно во сне, неожиданно возбужденный старейшина стал срывать с себя одежды, и для него настали мгновенья безудержного секса с этой очень привлекательной молодой женщиной, которой так не хватало мужского присутствия.

Когда всё закончилось, тяжело дыша, он лёг рядом со Светой и в голове стали появляться мысли совсем иного плана.

«Что же я натворил?»

Он не сомневался, что о том же самом думает и Светлана. Вячеслав встал с дивана, по-быстрому оделся и ушёл.

На следующий день в дверь Светы кто-то постучал. На пороге стоял Вячеслав. Он обнял молодую женщину и мягко произнёс:

— Мы должны пойти к моей жене и всё ей рассказать. Ты согласна?

— Да, — ответила Света.

Жена Славы уже знала, что их подруга придет к ним в гости. Но странные интонации в голосе мужа её немного испугали.

Для неё не было секретом, что Светлана после похорон мужа, по сути, стала затворницей. Приходила на собрания, да и то не на все, и на этом заканчивался весь контакт с внешним миром. Она несколько раз порывалась позвонить ей, но разговора не получалось. Светлана отвечала весьма односложно и по всему было видно, что к откровениям она не готова.

Когда Света появилась на пороге, её встретил Слава и они прошли на кухню, где находилась жена. Когда оба признались в своем страшном грехе, сгорая от стыда и боясь посмотреть в глаза жены старейшины, они ожидали самой бурной реакции, но только не такой. Жена Славы лишь сказала, что ей нужно побыть одной и всё обдумать. Извинилась и ушла в комнату.

Светлана сразу же поспешила уйти домой. А Вячеслав так и остался сидеть на кухне, понимая, что будет дальше. По всем законам религиозного жанра жена сейчас позвонит другим старейшинам и начнется светопреставление. Потом будет детальное расследование и судебный комитет, где ему и Светлане будут задавать самые унизительные вопросы. Но это еще полбеды, хотя для молодой женщины, потерявшей мужа, всё это станет настоящим кошмаром. Однако для Вячеславы куда страшней будет потерять свою жену.

И как теперь жить дальше?

Через какое-то время его жена вышла из комнаты, подошла к мужу и села рядом. То, что она стала говорить, казалось невероятным. Это было совсем не то, чего ожидаешь от Свидетельницы Иеговы с её предсказуемыми жизненными рефлексами. Она сказала, что давно подозревала Светин интерес к старейшине, очень переживала за неё.

— Когда был жив её муж, Света горела, словно солнечный лучик, — сказала она. — Они очень часто занимались сексом. Света несколько раз переходила на эту тему и говорила, что он её полностью удовлетворяет как женщину, и ей постоянно хочется быть с ним. Ей сейчас очень не хватает этой любви и тепла. Ей нужен мужчина — свой, близкий человек. И ты оказался рядом. Знаешь, Слав, если бы была такая возможность, я бы разрешила тебе быть с ней хотя бы иногда. Правда. Как древние евреи. Но это невозможно, поэтому прошу тебя, не делай больше этого.

В собрании так никто ничего и не узнал. Впоследствии отношения жены Славы со Светланой вновь стали близкими, даже несмотря на то, что через несколько месяцев их подруга вообще перестала посещать встречи.


Рассказывая свою историю, сидя в уютном кафе, Слава всё время улыбается и много раз повторяет:

— Она необыкновенная женщина. Она не просто красивая и умная. Она уникальная.

Да, его жена действительно уникальный человек, для которого требования системы оказались слишком примитивными, чтобы позволить им разрушить жизнь не только свою, но и подруги.

Подруги, с которой переспал её муж.

Но памятуя об этой истории, давайте сначала обсудим другую тему, а именно — что же такое сексуальная теология.

Если сказать кратко, сексуальная теология — это философско-богословское течение, исследующее вопросы сексуальных отношений с точки зрения их генезиса (как божественного дара), развития и степени приемлемости в религиозной среде. Термин берет начало с 1979 года, когда была опубликована книга Джеймса Нельсона, в которой он предпринял попытку перекинуть мосты между консервативным, — а значит эротофобным — христианством и современной культурой, которой чуждо ханжество.

Главное, что признает сексуальная теология — это тот несомненный факт, что любое явление человеческой природы, а секс особенно, не приемлет однозначных трактовок. Взгляд на отношения полов может быть исключительно оптимистичный, считают последователи данного течения, поскольку изначально Бог создал людей, занимающихся сексом (вспомним небезызвестное «плодитесь и размножайтесь»).

Некоторые представители сексуальной теологии, к примеру Элизабет Ллойд, размышляют даже над такими сопутствующими «деталями» как оргазм, усматривая в нем доказательство существования божественного. Дело в том, что, в отличие от мужского, женский оргазм не служит конкретной цели в процессе зачатия. В этой связи теолог Роланд Каро доказал: как в момент оргазма, так и во время религиозного экстаза активны одни и те же участки головного мозга. К такому же выводу приходят специалисты от медицины. Ниже мы еще вернемся к этой мысли.

 А пока давайте поблагодарим представителей сексуальной теологии, что не боятся говорить прямо и во всеуслышание о вопросах, которые с такой неохотой затрагиваются внутри самих религиозных течений. Конечно, многие постулаты данного течения теологической мысли могут показаться неоднозначными или даже неприемлемыми. Но главное вовсе не в этом. Сексуальная теология делает очевидным очень простой факт — мы действительно уникальны и нас невозможно удержать в замшелой системе религиозных координат.

Давайте вкратце опишем природу человека, а она весьма разнообразна.

К примеру, либидо и потенция у мужчин может варьироваться в невероятных границах. По этому поводу один действующий Свидетель Иеговы из Сочи рассказал:

— До того, как стать Свидетелем, я занимался сексом постоянно. Иногда после оргазма я совершал новый половой акт буквально через 15 минут, и так всю ночь, десяток раз. Это, может быть, для кого-то ненормально, но я не испытывал никакого дискомфорта. Было совершенно естественное чувство быть с женщиной, владеть ею и отдавать ей себя. Сейчас я вспоминаю об этом, будто говорю о другом человеке. Мне очень хочется быть с женщиной. Иногда мне бывает так одиноко, что хочется лезть в петлю. Кому-то открыть свои чувства я не могу, меня просто не поймут. И скорее всего передадут другим. Здесь сплетни — это как воздухом дышать.

Известный в Санкт-Петербурге и Ленинградской области старейшина, который также занимал должность заместителя районного надзирателя, как-то в приватной беседе с другим старейшиной сказал:

— Мне так хочется иногда побыть с другими женщинами. Моя жена меня вполне устраивает, но мне всё равно не дают покоя такие мысли. И от них никуда не деться. Даже если я внушаю себе, что так думать нельзя, это греховно, но, всё равно, они посещают меня и не кажутся чем-то ненормальным

Еще в одном случае Свидетель Иеговы требовал у жены секса настолько часто, что она даже пожаловалась старейшине:

— Надо с ним поговорить и помочь ему. Он хочет заниматься сексом утром, в обед и вечером, и иногда это может продолжаться по нескольку часов.

На самом деле, потребности этих людей вполне естественны. К тому же, как известно, мужскому половому стремлению свойственно одно фатальное обстоятельство — тяга к полигамии. Объяснений этому дается множество, но факт остается фактом — по природе мужчины редко довольствуются одним партнером. Конечно, есть мужчины-аисты, которые прекрасно обходятся одним партнером на всю жизнь. Но это лишь доказывает то, что все мы действительно уникальны.

Женщины, в большинстве своем, наоборот, тяготят к моногамии и постоянству. Материнский инстинкт деторождения — не чета отцовскому. Женщина более интуитивна и в основном видит свою роль в создании семейного очага. Если вспомнить пример, который приводился в начале главы, то действия Вячеслава и его супруги выглядят более чем цивилизованно. Проницательная супруга за обычным актом «прелюбодеяния», как это назовут Свидетели Иеговы, увидела нечто совсем иное. И дело не в том, что Слава, как сексуально активный мужчина, пожелал другой женщины. И даже не в том, что лишившаяся супруга Светлана оказалась в тисках противоречивых чувств и страстных желаний, которые когда-то удовлетворял любимый человек. Поскольку речь идёт не об обычной семье, а втянутой в религиозную круговерть, то «разрулить» эту ситуацию перед богом, в которого они верят, уже не удастся, поскольку религиозная система возьмет все рычаги влияния в свои руки, и закончится это весьма банально — система растопчет три судьбы сапогами судебных комитетов. А потом будут сплетни, пересуды, укоризны, унизительные взгляды. И постоянное наблюдение за их дальнейшим поведением. В такой бюрократической агонии станет уже невозможным осознать свое личное отношение с Богом, поскольку никаких личных отношений на самом деле здесь не существует. Ты лишь следуешь командам старейшин и выполняешь их заранее предсказуемые «любящие наставления».

Жена Вячеслава оказалась слишком проницательным человеком, чтобы совершить акт, куда более глупый, нежели секс её мужа с подругой. Превратить свою жизнь в ад и чувствовать до конца дней своих собственную ущербность и неполноценность — на это много ума не надо. Эта скромная женщина проявила замечательное качество — уникальность.

Касаясь вопроса индивидуальности, другой собеседник из Санкт-Петербурга, тоже являющийся действующим Свидетелем Иеговы, очень откровенно поведал такую историю:

— Меня всегда возбуждали худосочные девушки. Моего друга наоборот, причем возрастные. Я стал ухаживать за одной сестрой, очень даже привлекательной. А друг стал приглядываться к женщине, на 11 лет его старше. В итоге я остался ни с чем, а друг с кучей проблем. А дело было так. Когда мои ухаживания стали очевидны для всех, со мной начали вести разъяснительные беседы по поводу разных «подводных камней». Мол, она еще совсем девочка, ей надо повзрослеть, а ты её сбиваешь с истинного пути. Причем «девочке» было уже 23 года, и она постоянно «пионерила», то есть работала на организацию как вол. Но почему-то «пахать» на организацию можно в любом возрасте, даже малолеткой, а вступать в брак — существуют какие-то рамки. Я покупал девушке подарки, дарил цветы, приглашал на природу, но всё закончилось разговором с её матерью, которая сказала мне: "Сейчас не время вступать в брак, лучше возьми пионерское служение, а то у тебя, как я погляжу, времени лишнего много". Я представил, что это моя будущая тёща, и как-то сразу сник и успокоился. Тем более что «моя девушка» за весь год моего ухаживания даже не позволила её поцеловать. Я знаю, что это запрещено, но мы же не дети, и если у тебя есть хоть какие-то чувства, то в поцелуе нет ничего странного. А вот моему другу поцеловать себя разрешили. И даже свадьбу сыграли, только оказалось, что у его жены проблема с тазом, и, если заниматься сексом в полную силу, ей становится больно и она своего мужа просто отшвыривает, как котенка. Вот такие у нас индивидуальности в собрании.

Известный факт, что в религиях стараются заменить мысли о сексе какими-то условными мероприятиями, рутинной деятельностью, которой приписывается наиважнейшее значение в глазах божества. Мы уже упомянули о том, что в человеческом мозге участок, отвечающий за оргазм, относится и к религиозному экстазу. Когда человек годами проходит через нескончаемые потоки внушения того, что определенный род деятельности — это наивысшая причина для счастья, человек ведомый, со слабой волей, отдавая всё свое время и жизнь системе, вполне может охладеть к сексуальному влечению и всё реже испытывать возбуждение, пока это не станет серьезной патологией, влияющей, как нетрудно догадаться, на психическое и физическое состояние личности. Мы уже говорили об этом на страницах книги. К счастью, герой интервью смотрит на вещи куда шире и не собирается превращать себя в верующего импотента. В конце беседы он заключил, что рад исходу этой истории, поскольку неизвестно, что было бы дальше.

— Когда человек по уши в такой религии, он не свободен говорить откровенно о многом. А потом эти недомолвки перекочуют в семью. Сейчас я это прекрасно понимаю, — резюмирует он.

Безусловно, такие недомолвки могут стоить немалых душевных страданий в будущем. Вступать в брак с человеком, о котором знаешь лишь то, сколько времени он проводит в «проповеди», — довольно опасная затея.

Да, все мы очень разные. Например, считается, что женщина с наступлением климактерического периода, то есть прекращения менструаций, теряет всякий интерес к сексу. Но это не так. Даже здесь индивидуальность проявляется во всей своей гамме. Немало женщин продолжают ощущать интерес к половой жизни, порой очень активной, и получать от этого настоящее удовлетворение.

Может ли религиозная группа, устанавливающая строгие рамки, учесть вполне нормальные, данные природой потребности каждого своего члена? Конечно же, нет. И лучшим деянием религии стало бы полное невмешательство в эту сферу. Однако многие религиозные группы, в том числе Свидетели Иеговы, не могут позволить себе такой роскоши. Если не контролировать сексуальную жизнь паствы, это может вылиться в индивидуализм, а от индивидуализма до свободомыслия всего один шаг.

Это вовсе не означает, например, что мужчине, тайно мечтающем о полигамии, нужно позволить материализовать свои помыслы. Но если не вмешиваться в столь важную и деликатную область человеческого бытия, не заставлять человека искать пару в религиозной «отаре овец», то любые его проблемы в будущем браке лягут на его голову. А пока за все пресные и несчастные браки в среде Свидетелей Иеговы ответственны их лидеры.

Часто религии культивируют искусственное жеманство и чувство стыда, которые обязаны ослабить давление внутренних сексуальных чаяний. Чтобы объяснить это подробнее, можно привести такой случай. Полтора столетия назад одна достопочтенная английская дама, крайне религиозная и стыдящаяся оголения хотя бы части своего тела, должна была поехать на африканский континент. Там она оказалась в окружении абсолютно голых негров. Понимая, что ей отсюда никуда не деться и это совершенно естественное положение вещей в этой стране, уже через несколько дней она чувствовала себя вполне уверенно и комфортно. Неужели от былого стыда не осталась и следа?

Стала ли дама более терпимой к наготе? Нет, она также серьезно относилась к своему внешнему виду и манерам. Но данная ситуация показала ей, что испытываемое ей чувство стыда происходит от религии, оно искусственно насаждено, и нет ничего плохого в том, что люди вокруг нее совсем не носят одежды. Позднее она описала свои воспоминания, заключив, что не стоит строго осуждать других на основании собственных убеждений, особенно если они привиты религией.

Если вернуться в наше время, то среди Свидетелей Иеговы распространен определенный дресс-код, нарушение которого обязано ввергнуть нарушителя в состояние стыда. Юбка не может быть выше колен, а мужские брюки должны быть такого покроя, чтобы не было намека на выделяющиеся половые органы. Кто-то скажет, что это нормально. С таким мнением вполне можно согласиться. Но мы говорим о конкретной религии, где не всё так просто.

Каждая девушка имеет свою конституцию, строение тела. Кто должен определять, какой наряд ей носить и насколько для данного комплекта подходит данная длина юбки? Кто вправе определять степень суженности брюк? И здесь мы опять приходим к проблеме индивидуальности. Индивидуальность — эквивалент самостоятельного мышления, которое для руководства Сторожевой Башни есть самое страшное зло. Даже в постели нужно заниматься сексом в традиционной позе и желательно, чтобы мужчина оказался сверху. Как сказал один старейшина, «некоторые занимались сексом задом, и потом чувствовали, что совершали непристойность». Но кто внушил им, что это «непристойность»? Откуда взялось это абсолютно ложное чувство стыда? И главное, с какой целью им внушили такую мысль?

Пытаясь заместить любовь и эротизм религиозной рутиной, руководство Сторожевой Башни лишь копирует вполне удачные опыты, описанные и раскритикованные представителями сексуальной теологии, которые рассматривают индивидуализм в сексе как важнейшую предпосылку духовного здоровья человека. К примеру, исследователь Краффт Эбинг заметил, что у душевно больных людей очень часто наблюдается поразительное сочетание религии и эротизма. Поскольку и религия, и эротизм граничат с областью мистики, такой симбиоз, производящий экстаз в одной и той же зоне головного мозга, становится для них патологическим. Не стоит заниматься таким замещением, путая хрен и редьку, даже если они покажутся схожими на вкус. Иными словами, человек может превратить себя в собственный суррогат, если свою вполне естественную и нормальную природу заместит религиозной рутиной, которая на какое-то время (и даже многие годы) станет своего рода наркотическим экстазом.

Надо понимать, что подобные Свидетелям Иеговы религиозные группы прививают человеку неопределенную смесь ощущений — представления о вселенной, собственном благе, обретении «истинности» и т.д., что приводит душу неофита в своеобразный экстаз абсолютно эгоистичного свойства. В свое время исследователь Шлейермахер отмечал, что такая «индивидуальная неопределенность чувства может быть использована для каких угодно целей, но едва ли в состоянии дать какие-либо правильные результаты».

Религиозные догматические утверждения, конечно, способны ввести человека в своеобразный транс, но чувство внутренней неопределенности, запрет на индивидуальность могут лишь разрушать, даже если человек, пребывающий в экстазе, этого пока еще не замечает.

Пытаясь заместить любовь и эротизм религиозной рутиной, руководство Сторожевой Башни копирует вполне удачные опыты

Еще одна «фишка» религиозной системы — остановить процессы индивидуализации силовыми приемами, которые жертва рассматривает как легитимные. Вспомним историю старейшины Вячеслава. Его супруга не допустила того, чтобы дело дошло до судебного комитета. Судебный комитет является точным аналогом тайной исповеди у католиков. На такой исповеди духовенство имело свод вопросов, которые непременно задавались в зависимости от пола прихожанина. Причем это были самые откровенные, бестактные и вызывающие отвращение вопросы, в которых, как писал епископ Бурхард, указывались «все виды полового разврата и извращений». Знаменитый реформатор Канады Хиникви подверг эту практику самой жесткой критике, как унижающую человеческое достоинство. Еще в позапрошлом веке он писал:

«С этим должны ознакомиться законодатели, отцы и мужья, после чего у нас возникнет вопрос, не должны ли они из уважения к своим матерям, женам и дочерям принять немедленно меры против тайной исповеди. Может ли девушка оставаться чистой в своих помыслах после такого обмена мыслей наедине с холостым мужчиной? Не есть ли это скорее путь к разврату, чем к жизни в браке?»

Но лидеры Свидетелей Иеговы, вместо того, чтобы взять лучшее, что накоплено в христианстве за столетия, не нашли ничего умнее, как в 1960-х годах создать полное подобие тайной исповеди, превратив её в такую же унизительную процедуру, где молодые девушки должны описывать все подробности сексуального проступка перед мужчинами, не имеющими к ним никакого отношения. Не удивительно, что после таких «комитетов» немало искренних Свидетелей Иеговы чувствовали себя подавленными даже многие годы спустя. И немало случаев, когда такая исповедь приводила человека к самоубийству.

Еще одним кулаком системы является запрет на общение с «оступившимся» для всех его родственников, находящихся в секте. Страх навсегда лишиться родителей или детей становится настоящей удавкой. Поэтому сотни тысяч людей продолжают играть в игру «Сторожевая Башня», на самом деле презирая эту систему за её бесчеловечность.

Итак, именно индивидуальность, о которой так часто пишут представители сексуальной теологии, является основой духовного и физического здоровья человека. Общество Сторожевой Башни в лице её руководства и дальше будет бороться с этим основополагающим качеством. Оно претит им. А раз так, то было бы неплохо прислушаться к словам еще одного исследователя половой сферы человеческой деятельности Августа Фореля:

«Половая этика не должна создаваться под угрозою религиозных кар и из-за перспективы райских наслаждений. Половая жизнь качественно улучшится, если, минуя мистическую и религиозно-догматическую этику, почувствует под собою этику общечеловеческую, считающуюся с нормальными требованиями конкретного человека».

Религиозная система хороша тогда, когда признает свои рамки допустимого. Тоталитарная система зиждется на абсолютном отрицании таких рамок, поскольку в противном случае власть её лидеров станет неочевидной. Тут не может идти и речи о личном взаимоотношении с Богом. Личное взаимоотношение подразумевает прежде всего индивидуальность, а её ликвидация прекращает всякие божественные контакты.