Даниэль Дженсер


Прошло уже почти пять месяцев, как я и Девон вошли на борт самолета в аэропорту Сиэтл-Такома, летящего в Бали, в Индонезию.  В течение нескольких месяцев до этого мы распродали практически все наши вещи, нашли новое жилище для нашей кошки Медди и съехали из нашего прекрасного дома на острове. Но почему?

Я знаю, что многие из вас тоже задавались этим вопросом. Я хотел найти истину.

У меня нет желания вызвать чьи-то споры, но что-то из прочитанного может показаться сложным. Однако куда сложнее оказалось написать все это.





Девон и я в аэропорту Сиэтла в

ожидании рейса на Бали (февраль 2015 года)

Меня не оказалось на встрече Свидетелей Иеговы, потому что мы покинули пределы США. Преднамеренно. В действительности, нашей главной задачей стало совершить жизненный вираж настолько изящно, насколько это вообще возможно.

Я решил не ходить на собрания, потому что мои убеждения и ценности больше не совпадали с официальной политикой Общества Сторожевой Башни и её аффилированных корпораций. Поскольку в организации Свидетелей Иеговы инакомыслие абсолютно исключено, я решил изменить свою жизнь и начать всё сначала.

Данная статья и есть ответ на вопрос, почему я изменил свои убеждения.

Немного предыстории

С детства я воспитывался как Свидетель Иеговы, поскольку к этой религии принадлежали мои родители. В течении многих лет мой отец являлся старейшиной местного собрания, пока его не отстранили от должности и, в конце концов, не лишили общения. Моя мать была истинно верующей, активно участвующей в деятельности собрания, в том числе в проповеди от двери к двери.

Моя семья (1984 год)

Одно из определяющих событий моего детства произошло, когда мне исполнилось семь лет. Моя 17-летняя сестра была лишена общения. Я любил сестру, мы даже жили с ней в одной комнате. И вдруг она становится духовным изгоем, а моя семья обязана не иметь с ней ничего общего.

Я был слишком мал, чтобы осознать происходящее, но помню, как моя мама всё время плакала. Аргументы против общения стали ещё весомей, как только сестра вышла замуж и завела собственную семью.

Все оставшиеся детские годы я рос, не зная сестру. Вообще! К этому дню для всех намерений и целей моя сестра – абсолютно чужой для меня человек.

С братом ситуация была иной. Он так и не крестился как Свидетель Иеговы, поэтому правила к нему не применяются. Он стал геем. Он осознавал это, ещё будучи ребенком. Между ним и родителями происходили настоящие баталии с криками, поскольку родители, как Свидетели Иеговы, не могли принять его сексуальную ориентацию. Понимая, что он никогда не будет принят религией, мой брат был достаточно мудрым, чтобы так в неё и не войти.

Ни брат, ни сестра не отождествляются со Свидетелями Иеговы, однако, следуя формальным установкам о «лишении общения» моей маме позволено сохранять родство только с моим братом. В то же самое время ей запрещено иметь те же самые отношения с моей сестрой, поскольку она приняла крещение в совсем раннем возрасте, тем самым подписав пожизненный контракт с Обществом Сторожевой Башни.

Между тем, несмотря на некоторые отклонения от правил морали Свидетелей Иеговы, которые я утаивал от родителей, будучи подростком, я крестился в возрасте 15 лет. Оглядываясь назад, я думаю, что моей основной мотивацией был страх. Я считал, что Армагеддон – это реальность, и что Бог непременно убьёт меня за мои проступки.

Но перемотаем плёнку на 17 лет вперед. Моя жена и я – уважаемые члены местного собрания Свидетелей Иеговы. Я служебный помощник, в течение многих лет работал над программой усовершенствования программного обеспечения для всемирной штаб-квартиры Свидетелей Иеговы, служил пионером и выступал с речами на собраниях по всему побережью.

Сосредотачиваюсь на духовном после напряженного лета

Лето 2014 года было полностью отдано деятельности в организации Сторожевой Башни, в том числе созданию специального веб-сайта и оказанию помощи иностранным делегатам июльского международного конгресса Свидетелей Иеговы в Сиэтле, и это помимо моих обычных обязанностей на общественных началах (от 10 до 25 часов в неделю) над обработкой веб-приложения «Builder Assistant», которое позволяет Сторожевой Башне управлять строительными проектами, движением материалов и рабочей силы. Я был по-настоящему измотан.

Одна из долгих, пропитанных алкоголем ночей во время создания веб-сайта для международного конгресса в Сиэтле. Я на самом дальнем конце стола

На протяжении долгих лет я исследовал многие вопросы веры, игнорировать которые было уже невозможно. Какие-то из них имели относительно небольшое значение, но многие другие – решающее. Я был поражён, насколько велико число неразрешённых вопросов, и нужно было их во что бы то ни стало разрешить!

Вот некоторые из них.

1. Откуда мы можем быть уверены, что т.н. чистое поклонение Свидетелей Иеговы не было или не будет испорчено? Множество христианских религий считают, что их способ поклонения чистый. Как мы можем определить момент отклонения от «чистого» поклонения? И почему мы утверждаем, что такому невозможно произойти?

2. Если нашей первоначальной целью, как людей, являлась вечная жизнь, то почему все другие живые существа в природе, которых мы наблюдаем, умирают? Разве Иегова создал животных, чтобы убивать друг друга, болеть или умирать по другим причинам? Почему он создал звёзды, включая наше Солнце, и планеты с конечным сроком службы?

3. Если Бог создал потенциал для греха, страданий и смерти, то почему он не несет ответственности за их существование? Если для Иеговы невозможно действовать несправедливо, поскольку он святой, то как могут ангелы и другие совершенные создания избрать греховный путь? Почему для Бога невозможно поступить несправедливо? Как говорил Сократ, «это святое возлюблено богами, потому что свято, или это святое, потому что возлюблено богами?»

4. Почему библейским основанием для интерпретации 144 000 является буквальное число? Практически всё остальное в Откровении, глава 7, трактуется Сторожевой Башней символически, даже тот факт, что 144 000 состоят из 12 колен Израилевых по 12 000 из каждого племени. Если надежда всех верующих от основания христианства до 1930-х годов была небесной, и всегда были верные христиане на Земле, то на лицо громадная проблема с математикой. Историки считают, что к 95 году н.э. приняли мученичество 40 000 христиан, а ежегодник Свидетелей Иеговы за 1935 год публикует проповеднический отчёт о 52 тысячах. Кроме того, отчёт о Вечере воспоминания за последние годы растёт. И наконец, дополнительные признаки 144 000 даны в Откровении, глава 14, и трактуются символически, в том числе то, что они являются девственниками и непорочны. Почему?

5. Что является библейской основой для бесконечных изменений учения о поколении? Ничто в словах Иисуса о поколение не содержит даже намёка на подобную перспективу. На примере исполнения его слов в первом веке, поколение буквально означает промежуток времени в 30-40 лет (до момента разрушения Иерусалима).

6. Почему женщинам не дают ответственные должности и соответствующее обучение, как людям, как-никак помазанным в качестве царей и священников в составе 144 000? Если женщины будут сверхчеловеческими царями и священниками, то почему они рассматриваются в собрании так, как это принято сегодня?

7. Если Бог есть любовь, то как нам трактовать многократно совершённый им геноцид целых народов, включая мужчин, женщин и детей (потоп, Ханаан, невинные первенцы в Египте, а в ближайшем будущем ещё и Армагеддон)?

8. Как это возможно, что люди существуют лишь в течение 6 000 лет, если все доказательства указывают на Землю, населенную, по крайней мере, десятки, если не сотни тысяч лет?

9. Почему Иисус праздновал Хануку (Иоанна 10:22)? Имеет ли это отношение к верованиям Свидетелей Иеговы в отношении национальных и светских праздников сегодня? Если нет, то почему?

10. Если Ноев потоп произошёл на самом деле, то как он втиснул всех животных в один ковчег? Если он посадил на борт только представителей «родов», то как тогда не верить в эволюцию, ведь получается, что все современные разновидности эволюционировали на протяжении около 4 000 лет от первоначального «рода», спасшегося в ковчеге? Если это так, то в реальности мы верим в куда более вызывающую форму эволюции, нежели большинство эволюционных биологов, кто для достижения биологического разнообразия в мире предоставил миллионы лет адаптации.

Однако, из всех моих вопросов наиболее острым, на который я жаждал получить ответ, являлся вопрос о том, почему мы учим, что Иерусалим был разрушен в 607 году до н.э., когда общепризнанная историками дата  - 586/587 год до н.э.?

Исследования, исследования и ещё раз исследования

Почему так важно проверить утверждение о том, что Иерусалим был разрушен в 607 году до н.э.? Свидетели Иеговы учат, что 2520 лет «времён язычников» берут начало из трактовки пророчества о семи временах из четвертой главы книги Даниила, то есть с момента разрушения Иерусалима. Считая от 607 года до н.э., 1914 год н.э. становится конечной точкой этого пророчества.

Оно служит основным доказательством Свидетелей Иеговы в отношении того, что в 1914 году Иисус вернулся невидимо в качестве Царя Божьего Царства, что говорит о начале последних дней. Это также является отправной точкой для другого комплекта пророческих толкований Свидетелей Иеговы относительно того, что в 1919 году Иисус Христос невидимо назначил руководство Свидетелей Иеговы в качестве «верного и благоразумного раба» из притчи Иисуса из Евангелия от Матфея 24:45-47.

Без даты 607 доктрина о 1914 годе становится ошибочной, а назначение руководства Свидетелей Иеговы «верным и благоразумным рабом» становится невозможным чисто математически.

Так что кажущийся на первый взгляд малозначительный спор о дате разрушения Иерусалима, предстает критически важным с точки зрения доверия и духовного авторитета Свидетелей Иеговы.

Внимание! Далее довольно подробно разбираются вероучения Свидетелей Иеговы. Не стесняйтесь прокрутить текст вниз до раздела «Моё решение», пропуская результаты подробного исследования, если вас интересует только моя история.

Что я обнаружил относительно даты разрушения Иерусалима

Бесконечные часы исследований убедили меня, что историки практически единодушны в датировке разрушения Иерусалима в 586/587 году, а также в том, что для даты 607 не существует абсолютно никаких шансов стать столь же достоверной. Нововавилонский период является наиболее археологически задокументированным периодом античности. Буквально десятки тысяч клинописных текстов уже раскопаны в Месопотамии, изучены, опубликованы и датированы нововавилонским периодом. Профессор Д. Уайсман дал такую оценку: «Здесь, вероятно, около 50 000 опубликованных и неопубликованных текстов, относящихся к периоду 627-539 г.г. до н.э.

Подавляющее большинство этих документов касаются экономических, административных и частных правовых вопросов, в том числе векселя, договоры (по продаже, аренде, дарению земли, зданий и иной собственности, или по найму рабов и скота), и записи судебных процессов. Эти документы датировались абсолютно так же, как и современные коммерческие письма, договора и расписки - с указанием года правления царя, месяца и конкретного дня.

Интересно, что большое количество датированных табличек существует для каждого года всей нововавилонской эпохи. Доктор Уайсман насчитал около 600 датированных текстов для каждого из восьмидесяти семи лет от царствования Набопаласара до царствования Набонида.

Почему это так важно? Во 2 Царств 25:8,9 дата разрушения Иерусалима соответствует 19 году правления Навуходоносора: «В седьмой день пятого месяца, то есть в девятнадцатом году царствования Навуходоноосора, царя Вавилона, Навузардан, начальник телохранителей, слуга вавилонского царя, пришёл в Иерусалим. Он сжёг дом Иеговы, царский дом и все дома в Иерусалиме. Ещё он сжёг дома всех знатных людей» («Перевод Нового Мира»).

Таким образом, определить дату разрушения Иерусалима так же просто, как выяснить даты правления Навуходоносора. Прибавив 18 лет к началу его правления, мы получаем библейскую дату разрушения Иерусалима.

Это тот случай, когда тысячи экономических и правовых клинописных документов, которые обеспечивают неопровержимую хронологию вавилонских царей, так полезны. То, что эти десятки тысяч клинописных табличек, найденных за последние сто лет, подтверждают древний список царей, известный как Канон Птолемея, без сомнения, является доказательством того, что Навуходоносор пришёл к власти в 604 году до н.э. Добавив к этой дате 18 лет, мы приходим к 587/586 году до н.э. Но таблички, фиксирующие линию нововавилонских царей, лишь одна часть доказательств.

Крайне предсказуемое движение звёзд и планет делает астрономические наблюдения бесценными с точки зрения датировки событий прошлого. Жители Вавилона придавали астрономии огромное значение и тысячи записей доказывают точность датировки правления вавилонских царей.

Документ VAT 4956 снабжён 30 наблюдениями, пять из которых относятся к 37 году правления Навуходоносора, то есть к 568/567 году до н.э., что превращает их в абсолютную дату.

Опять же, это важно, так как упоминание во 2 Царств 25:2,8 об «одиннадцатом годе царствования Седекии» в «девятнадцатый год царствования Навуходоносора», вне всякого сомнения, подтверждает дату падения Иерусалима.

Короче говоря, Свидетели Иеговы – отличительная группа, которая учит, что Иерусалим был разрушен в 607 году до н.э. И учат они этому потому, что без этого фундамент для их веры в 1914 год как год невидимого пришествия Христа, начала последних дней, и основание для их претензий на власть, полученной в 1919 году, будет окончательно подорван.

Впоследствии, обнаруженные мной попытки Руководящего совета скрыть эту информацию на рубеже 1970-80-х годов, ввергли меня в шок.

Тщательное сокрытие

Карл Олоф Йонссон на протяжении 1960-х и 70-х годов служил пионером и старейшиной в Швеции. В 1977 году он написал робкое письмо Руководящему совету Свидетелей Иеговы после изучения всех имеющихся доказательств в отношении датировки разрушения Иерусалима, и представил эти доказательства. Изначально письмо Йонссона адресовалось Писательскому комитету Сторожевой Башни.

Годы спустя после переписки Йонссона с Писательским комитетом относительно доказательств против 607 года до н.э., он обнаружил, что в то же самое время, когда в абсолютно дружественной манере велась вся эта переписка, член Руководящего совета Альберт Шрёдер встречался с представителями европейских филиалов Сторожевой Башни. На этой встрече он сказал присутствующим, что, как внутри, так и вне организации проводится кампания по свержению хронологии Общества 607 г. до н.э.-1914 г. н.э. Как он заявил далее, у Общества нет никакого намерения отказываться от неё.

Три недели спустя, 2 сентября, Йонссона вызвали на слушание дела в присутствии двух представителей Общества Сторожевой Башни в Швеции: Рольфа Свенссона, одного из двух зональных надзирателей в стране, и Хассе Хульта, районного надзирателя.

Йонссону было сказано, что для проведения этого слушания они получили прямые полномочия из филиала Общества, поскольку братья в бруклинской штаб-квартире были глубоко обеспокоены присланными им доказательствами. После этого его предупредили о не распространении собранной им информации. Рольф Свенссон также подчеркнул, что Общество не желает привлечения отдельных Свидетелей Иеговы к исследованиям подобного рода.

В последнем письме Писательского комитета Сторожевой Башни в 1980 году Йонссон призывался «ждать Иегову», «перестать быть "беспристрастным критиком"», и прекратить «вызывать сомнения в умах братьев и сестёр, предавая хронологии значимое место в их жизни».

В конце концов, трёхлетняя переписка с Руководящим советом и Писательским комитетом привела к предостережению «ждать Иегову». С тех пор прошло 35 лет. Зачем Иегове использовать организацию, которая скрывает жизненноважные доказательства на протяжении столь долгого времени? Безусловно, «ждать Иегову» абсолютно бессмысленно, если гипотезы Общества относительно библейской хронологии ошибочны. Почему?

Потому что сама концепция о том, что сегодня можно определить «верного и благоразумного раба», которого Иисус в качестве «господина» из Притчи Матфея 24:45-47 назначил «над всем своим имуществом», однозначно отдыхает, учитывая прибытие «господина» в 1914 году и произведенное им назначение в 1919-м.

Если «времена язычников» не закончились в 1914 году, то основание для утверждений, что Иисус возвратился в том году, исчезает, а лидеры Сторожевой Башни не могут претендовать на то, что были назначены «над всем его имуществом» в 1919 году. Если это так, то они не могут по праву претендовать и на божественно делегированную монополию публикации «истины».

Я сделал вывод, что попытка Руководящего Совета похоронить эту информацию была предпринята ради сохранения лица, не желая признавать, что центральная хронология, вокруг которой они построили целую систему верований, ошибочна.

Последние попытки обоснования 607

После беспрецедентного игнорирования в течение нескольких десятилетий неопровержимых доказательств против 607 года до н.э., даты разрушения Иерусалима, в серии статей из «Сторожевой Башни» за 2011 год предприняты попытки обосновать собственное упорство относительно даты 607. Серия статей под названием «Когда был разрушен древний Иерусалим?» разделена на две части.

Я многократно и глубоко изучил эти статьи, поскольку моё доверие к организации висело на волоске! Тем не менее, то, что я обнаружил, представляло собой умышленное введение в заблуждение и беспочвенные повторяющиеся рассуждения.

70 ЛЕТ ИЗ ПРОРОЧЕСТВА ИЕРЕМИИ

Например, в статьях Общество использует пророчество о 70 годах из Иеремии 25 в качестве поддержки даты уничтожения Иерусалима в 607 году до н.э. Это потому, что Общество подтверждает всемирно признанную дату уничтожения Вавилона в 539 году до н.э., и делает вывод, что евреи были освобождены из плена вскоре после их возвращения на родину в 537 году до н.э.

«Из Библии видно, что 70 лет — это период строгого наказания, которым Бог покарал именно жителей Иуды и Иерусалима, состоявших с ним в соглашении и потому обязанных повиноваться ему» («Сторожевая Башня» за 1 октября 2011 года, стр. 27).

Я поощряю вас полностью прочитать Иеремия, глава 25, и честно спросить себя, если вы считаете, что это пророчество относится исключительно к Иерусалиму. Обратим внимание, к примеру, что записано в стихах с 11 по 16 (ПНМ):

«Вся эта земля будет опустошена, станет ужасным зрелищем, и эти народы будут служить царю Вавилона семьдесят лет“. „А по прошествии семидесяти лет я призову к ответу царя Вавилона и тот народ,— говорит Иегова,— призову землю халде́ев к ответу за их беззакония и опустошу её на века. И наведу на ту землю всё то, что я говорил против неё, всё, что написано в этой книге, что Иеремия пророчествовал против всех этих народов, потому что они, многие народы и великие цари, заставляли их работать на себя. Я воздам им за всё, что они делали, воздам им по делам их рук“. Так сказал мне Иегова, Бог Израиля: «Возьми эту чашу вина ярости из моей руки и напои из неё все народы, к которым я тебя пошлю. Они выпьют, зашатаются и будут вести себя как безумные из-за меча, который я пошлю на них».

Далее в главе 25 детально описываются все земли, на которые применяются пророческие предсказания о покорении Вавилона, в том числе Египет, Моав, Аммон и многие другие региональные державы.

Так есть ли смысл применять это пророчество исключительно к Иерусалиму? Или Иеремия всё-таки ясно заявил, что он имел в виду? Когда вы читаете пророчество полностью, обретается совершенно ясный смысл, что Иеремия предсказывал Иерусалиму и всем окрестным народам 70-летнее порабощение Вавилоном. 70-летний период закончился, когда царя Вавилона «призвали к ответу». Этот конкретный эпизод произошёл в 539 году до н.э., когда, как известно, в одну ночь армия Кира низвергла Вавилон.

Принимая пророчество как чёткое указание, можно было бы прийти к заключению, что предсказанные 70 лет заканчиваются в 539 году до н.э., что определяет началом периода 609 год до н.э. Так что же с точки зрения истории произошло в 609 году до н.э.? Рассмотрим следующие цитаты:

«В 610 году вавилоняне и их союзники взяли Харран, и Ашшур-убаллит с остатками своей армии бежал через Евфрат под защиту египтян. Попытка (в 609) отбить Харран с треском провалилась. С Ассирией было покончено» («История Израиля», профессор Джон Брайт, стр. 316).

«В 609 об Ассирии упоминают в последний раз как о всё ещё существующей, хотя и маргинальной формации на северо-западе Месопотамии. После того года Ассирия прекратила существование» («Падение Ассирии», Стефан Завадски, стр. 16)..

 «В 609 вавилоняне, наконец, обратили в бегство ассирийцев и начали устанавливать свой контроль над Финикией, Сирией и Палестиной» («История человечества», М. А. Дандамаев, стр. 16).

В 609 году до н.э. Вавилон низвергнул Ассирию и стал доминирующей региональной властью. Начался отсчёт 70-летнего господства во всей  Месопотамии, закончившийся в 539 году до н.э., когда Персия отдала Вавилон на разграбление. Всё это гораздо естественнее вписывается в целостную картину пророчества Иеремии, глава 25, чем тенденциозно подобранные обрывки из статьи в «Сторожевой Башне».

Статья из «Сторожевой Башни» за 2011 год содержит также короткие лакомые кусочки информации, бросающие тень сомнения относительно надежности Канона Птолемея (а также еще одного древнего историка Бероса). Я не буду сейчас долго вдаваться в подробности, но подробное обсуждение этих и других вопросов, затронутых в статьях за 2011 год, можно найти здесь [указаны источники].

Убийственность двойного стандарта в деле защиты Сторожевой Башней даты 607 состоит в том, что они принимают решение о полном доверии клинописным табличкам, астрономическим данным и историческим записям в отношении даты падения Вавилона 539, и в то же самое время дискредитируют точно такие же доказательства, указывающие на дату разрушения Иерусалима в 586/587.

Моё решение

Либо массив клинописных документов верен, либо нет. Либо астрономические данные достоверны, либо нет. Либо практически каждый историк, исследовавший данную область, участвует в массовом заговоре (ничего от этого не получая, но теряя репутацию), либо нет. Единственная группа, несущая потерю от этого, - это организация, сделавшая ставку всей религиозной власти на точную дату.

Я был опустошён, узнав всё это. Я был разгневан, подавлен и испуган. Мне было страшно, что вся моя жизнь уподобилась карточному домику из доктрин, стремительно разваливающихся на части. Также я боялся обсуждать это с кем-либо, - даже с собственной женой, - поскольку знал, что для несогласия с учениями Сторожевой Башни возможностей не существует.

Вскользь я начал опрашивать некоторых близких друзей-старейшин, вопросами типа: «Эй, случалось ли когда-нибудь вам защищать дату разрушения Иерусалима 607?» Первая реакция с помощью текстового сообщения была краткой: «Ха-ха. Нет». Оптимизма не внушало. Второй старейшина ответил, что они «рассматривали это», но тема никогда не поднималась повторно.

Третий старейшина был моим личным другом. На этот раз я сформулировал своё беспокойство куда более подробно, и даже поделился переживаниями по поводу серьёзных последствий для наших убеждений в случае, если дата 607 неверна. Он ответил, что знал о том, что эта дата была «спорной» и что ему необходимо провести исследование. Через несколько дней он ответил по электронной почте, что «перечитал статьи из «Сторожевой Башни», плюс Иеремия 25 и Даниила 5. Далее следует хронология».

Это всё, что я узнал от него по теме за пять месяцев. Пару месяцев назад я получил от него электронное письмо с извинениями за то, что он «оставил меня в подвешенном состоянии», а затем выразил обеспокоенность об «увеличении политических твитов в течение месяцев», и что «каждый раз, когда я читаю их, то задаюсь вопросом: «Если это признак, то ты потерял веру в Царство». Закончил он такими словами: «Я также извиняюсь, что не пришёл, когда ты нуждался в друге. Если ты испытываешь потребность поговорить, пожалуйста, давай».

Я ответил: «Я по-настоящему ценю твоё письмо. Благодарю за извинения. Я бы солгал если бы сказал, что мне не было больно в течение того времени, пока я ждал ответа, но, пожалуйста, не стыдись, я всё пойму. Я всё так же признателен тебе за твои исследования на эту тему. Я тоже продолжаю исследовать, но до сих пор все обнаруженные мной доказательства указывают на 586/587 как дату разрушения Иерусалима».

Прошло два месяца после получения его электронного письма, и с тех пор я не слышал от него ни слова. Он никогда не исследовал вопрос о 607 годе до н.э.

Отношение к социальным ценностям в контексте отложенной жизни

В то время как я проводил многие дни в углублённом исследовании учения Сторожевой Башни по поводу 607 года до н.э. и соответствующих учений о 1914 годе и назначенном в 1919 году «верном и благоразумном рабе», происходило нечто.

9 августа 2014 года безоружный молодой афроамериканец Майкл Браун был застрелен белым полицейским в Фергюсоне, штат Миссури. В тот вечер я начал замечать твиты о беспорядках на улицах Фергюсона. Я настроился на прямой эфир, заполненный протестующими, а улицы Фергюсона напоминали Багдад. За несколько следующих дней я узнал всё, что только мог, по поводу сложившейся ситуации. Я узнал всё о системном и институциональном расизме, с которым сталкиваются чернокожие люди в Америке. Я узнал о растущей милитаризации полиции, начиная с 11 сентября 2001 года. И я узнал о непропорциональном убийстве безоружных людей не того цвета кожи американскими полицейскими ежегодно.

Хотя я знаю, что, по большей части Свидетели Иеговы – люди сердобольные, которые искренне желают видеть улучшение условий жизни на Земле, я заметил, что никто из моих собратьев-сверстников Свидетелей Иеговы не обеспокоен явной несправедливостью, которую я видел и ощущал в своём сердце. После этого я твитнул слова Исайи 1:17: «Научитесь делать добро, ищите справедливости, исправляйте притеснителя, судите справедливо сироту, защищайте интересы вдовы». Совершенно очевидно, что контекстом моей цитаты служил праведный гнев на недавние события. Сообщением в Твиттере старейшина исправил меня: «Конечно же, Исайя 1:17 применим к народу Иеговы; бесплодно пытаться помочь разрешить проблемы системы Сатаны. По-настоящему поможет только проповедь».

Я стал замечать колоссальный разрыв между отношением моих собратьев Свидетелей Иеговы и содержанием самой Библии в отношении социальной справедливости. На каждом шагу я чувствовал общую атмосферу защиты доктрины Свидетелей Иеговы о политическом нейтралитете, хотя Библия показывает массу примеров праведного негодования в отношении социального положения в Израиле.

Как только в Фергюсоне началось движение против жестоких действий полиции, я всё больше и больше стал читать о вопросах социальной справедливости во всём мире, и понял, насколько много искренних людей прилагают реальные усилия ради улучшения мира, в котором мы живём, - и достигают цели!

Постепенно я начал понимать, что сочетание доктрины политического нейтралитета и веры, что Бог неминуемо и чудесным образом решит все человеческие проблемы в новом мировом порядке после войны Армагеддон, позволяет Свидетелям Иеговы небрежно сторониться любой наблюдаемой ими социальной болезни как неизлечимой, даже если болезнь прекрасно лечится посредством человеческих усилий и руководства.

Я стал осознавать эту вселяющую бессилие идеологию, которая предохраняет Свидетелей Иеговы от того, чтобы брать на себя часть ответственности в созидании, способствуя и помогая устранять социальные проблемы. Их идеология учит пассивности – считать виновным Сатану, и молиться, чтобы Иегова чудесным образом решил проблемы в ближайшем будущем.

Как Свидетель Иеговы, я жил отложенной жизнью, проецируя её вперед, на будущий рай в Новом мире, где Бог решит все проблемы, осуществит мои чаяния и мечты, а люди не имеют возможности даже пытаться решать свои собственные проблемы.

Последняя попытка спасти веру

На международном конгрессе 2014 года мы узнали, что недалеко от места, где мы проживали, находилась языковая группа чви. Чви является распространенным языком Западной Африки, и в частности Ганы. Мы интересовались ганской культурой, еще в 2011 году используя время для проповеди в городе Кастель-Вольтурно на юге Италии, ориентируясь на англоговорящих иммигрантов из Ганы и Нигерии.




Для изучения общих высказываний на языке чви мы использовали специальные карточки, чтобы в последствии проповедовать чви-говорящим ганцам в нашем регионе, с целью, в конечном итоге, попытаться сделать их Свидетелями Иеговы.

Целью было вновь сосредоточиться на проповеди, но на самом деле уйти с головой в жизнь собрания и возродить то, что по нашим ощущениям недоставало в нашей духовной жизни. Мы были поглощены работой в иностранной языковой группе. Мы ездили по всему региону Пьюджет-Саунд, делясь своим сообщением с людьми из Ганы, вызывая в них недоумение, и, как правило, окончательное отсутствие интереса.

Мы были крайне заняты и вынуждены присоединиться к официальной группе одного одинокого старейшины, очень приветливого и гостеприимного уроженца Ганы. Я попросил начать обработку территории в данной языковой группе.

Проводя всё больше времени в служении и всё меньше в иной деятельности, я ежедневно лицом к лицу сталкивался с верованиями Свидетелей Иеговы, которые доносил людям. Те же самые верования я многократно исследовал, отчаянно стремясь утвердить их в качестве истины.

В течение этого времени произошли два особо памятных события, обративших на себя внимание. Первым было ежегодное собрание Свидетелей Иеговы в начале октября, где, помимо некоторых доктринальных изменений в отношении трактовок Свидетелями Иеговы ряда библейских пророчеств, было объявлено о трансляции из штаб-квартиры веб-телеканала (tv.jw .org). В последующие месяцы возможность видеть и анализировать членов Руководящего совета во плоти и на регулярной основе произведёт на меня огромное влияние.

Следующим событием стало специальное собрание для Свидетелей Иеговы из Соединенных Штатов в начале ноября. Это был прямой эфир из всемирной штаб-квартиры, транслируемый по всем собраниям, относящимся к американскому филиалу. Энтони Моррис III, один из семи членов Руководящего совета, говорил для 1 миллиона Свидетелей Иеговы в США.

Этот человек, якобы один из немногих, избранных Иисусом Христом, на исторических примерах повествовал о множестве духовных опасностей от ношения узких брюк. Взывая к чувству вины сестер, которые носят тренировочные брюки во время пробежек. Взывая к чувству вины братьев, которые носят плотно прилегающие костюмные брюки. Ставя под сомнение разумность ношения рисунчатых носков. Очерняя братьев старше 23 лет от роду, кто не назначен ни на какую должность. Утверждая, что «узкие брюки» являются продуманным заговором «модельеров нетрадиционной ориентации», поскольку они жаждут видеть в них молодых Свидетелей Иеговы. Слушать всё это было крайне неловко.

Да и сама подача темы приводила в сильнейшее замешательство. Это звучало так, будто он говорил без подготовки. Словно только что вылез из кровати, сел перед камерой и начал извергать всё своё раздражение. Я покинул эту встречу, чувствую себя растоптанным. Религия, в которой я находился, не была способна к широте души и не являлась жизнеутверждающей. Это было мелочно. Это был абсолютный контроль.








Трансляция из филиала Свидетелей Иеговы в США на Зал Царства в Вашоне, штат Вашингтон

В тот вечер мы вместе с Девон пошли на фильм «Интерстеллар». Я никогда не забуду то состояние шока, которое испытывал на выходе из кинотеатра от контраста между событиями дня и широчайшей темой, поднятой в фильме. На пути к нашему автомобилю, я посмотрел на Девон и сказал: «И мы должны поверить, что Создатель Вселенной каким-то битом переживает за фасон штанов, которые мы носим?» Я покачал головой и поехал домой.

Переломный момент

К середине ноября я достиг критической точки. В течение нескольких месяцев я проводил исследования. Я не только не нашел убедительных ответов на мои вопросы, но и открыл кроличью нору сомнительных догм Свидетелей Иеговы, и начал спускаться в неё всё глубже. Очень, очень глубоко.

Осознав, что организация абсолютно неправа в отношении даты 607, карточный домик начал рассыпаться. Если 607 год до н.э. является ошибочным, то ошибкой является и 1914 год, и, соответственно, 1919 год, что означает лишь одно – Иисус не избирал руководителей Сторожевой Башни в качестве своего «верного и благоразумного раба». Это значит, что Общество Сторожевой Башни и её Руководящий совет имеют нулевую духовную власть. Это просто люди. Мужчины, которые в плену самой опасной концепции из всех возможных – что они избраны Богом.

Если 1914 год является ошибкой, то мы живём не в последние дни, в которые Свидетели Иеговы учат незамедлительно поверить?

Хронология от 607 года до н.э. – это доказательство, рассчитанное на большинство Свидетелей Иеговы, но они также используют и более субъективные пророчества из книги Матфея 24 и аналогичных текстов Евангелий. Предлагаются ли более убедительные доказательства того, что последние дни начались в 1914 году и что Армагеддон близок?

Из истории я узнал, что христиане из разнообразных сект применяли пророчества Иисуса о последних днях непрерывно на протяжении всех веков, начиная с первого, с особой активностью в средневековье и после протестантской Реформации.

«Мир настолько порочен, что уже не может стать хуже. Семилетний ребёнок знает о злых делах больше, чем старик. Верности и любви больше не существует. Небесные знамения не могут заблуждаться. Кровь, боль, страдания, черти и демоны повсюду» (епископ Олаус Петри, 1550 год).

Многие христиане (в том числе Свидетели Иеговы в течение первых нескольких десятилетий движения) точно также верили в последние дни, начавшиеся в 1799 году, в бурное время после французской революции. Как могут пророчества быть применимы к столь различным периодам времени? Я нуждался в менее субъективных данных, чтобы понять, насколько правильны утверждения Свидетелей Иеговы относительно ухудшающихся условий после 1914 года.

Стало ясно, что жизнь в значительной степени улучшалась на протяжении всей человеческой истории, и в частности в 20-м веке. Несмотря на большой рост населения, статистические данные показывают поразительные улучшения в области здравоохранения, безопасности, образования и уровня бедности в 20-м и уже в 21-м веке.

Если вы сомневаетесь в правдивости моего заявления, скажите мне честно, в каком веке вы бы предпочли жить? В прошлые века я, например, давным-давно бы умер. Я благодарен за прогресс в медицинской науке, так как могу носить в кармане аппарат для поджелудочной железы, доставляющий лекарство в течение суток, и, тем самым, сохраняя мою жизнь и здоровье. Я благодарен за антибиотики. Я благодарен за прививки. Я благодарен за рост продолжительности жизни. Я благодарен за значительное уменьшение смертности детей. Я благодарен за прогресс и новизну.

Если вы хотите узнать о входе в организацию, уточните, что требуется для выхода из неё

Я принял решение. Я знал, что должен уйти. Но как? Вся мощь и реальность эмоциональной и психологической тюрьмы, в которой я находился, будучи Свидетелем Иеговы, обрушилась на меня. Не было никакой возможности просто взять и уйти без каких-либо катастрофических последствий. Была вероятность потерять собственную жену. Я бы потерял всех своих друзей, которые когда-либо были в моей жизни. Я бы потерял всю свою семью. Вероятно, я потерял бы и работу. Потерял бы значительную часть своей профессиональной сети. Я бы начал свою жизнь с полного конца.

И тогда на меня обрушилось понимание того, в какой чрезвычайной степени организация "Общество Сторожевой Башни" аморальна. Только нездоровая организация способна шантажировать своих членов ради удержания их в собственных рядах, внушать парализующие фобии о жизни вне пределов организации, или способствовать полной зависимости от неё. Из-за «контракта» я вошёл в неё, когда мне было 15 лет, и вот теперь я должен был перевернуть всю свою жизнь и начать всё сначала.

 Пару кошмарных недель я не имел ни малейшего представления, как быть дальше. Наконец, своими чувствами я поделился с женой. И тут я с облегчением узнал, что она чувствовала примерно то же самое. К одной и той же точке мы шли разными путями, но прибыли вместе.

В течение следующих нескольких недель мы в полном смысле прошли все стадии скорби. Было немало отчаяния. Были слёзы. Был виски. Мы должны были перевернуть всё, что переворачивалось. Мы должны были рассмотреть всё, что предстояло совершить.

Мы понятия не имели, вернемся ли когда-нибудь на Тихоокеанский Северо-Запад. Таким образом, мы нашли новый дом для нашей кошки. На фото как раз она в её новом доме. Это был один из самых тяжёлых дней

В конце концов, мы решились на физическое исчезновение. Мы не знали, в каком направлении движемся. Мы продали все наши вещи. Мы нашли новый дом для нашей милой кошки. Мы уехали из дома, который так любили, и далеко от острова, который был нашим домом. К счастью, мы любили путешествовать, так что путешествие стало хорошим оправданием, чтобы выиграть время и разобраться в собственной жизни.

Ценой душевной и психологической свободы стало всего-навсего всё наше имущество, наше домашнее животное, тысячи долларов аренды, и потенциально каждый Свидетель Иеговы из числа членов семьи и друзей, которых мы когда-либо знали.

Почему мы сочли это единственным выходом?

Варварское лишение общения и отлучение

История моей семьи на протяжении всего своего существования окрашена практикой лишения общения или «избеганием худых сообществ», даже собственных членов семьи. Внезапное изменение в отношении к моей сестре как к изгою, когда мне было всего семь лет, извратило моё чувство семейной любви. С тех пор я стал ощущать себя посторонним даже в моей собственной семье. Я чувствовал, что должен скрывать свои мысли, оставаясь со своим «я» наедине. Я знал, что родители любили меня, но ощущал острое разобщение с ними. Теперь я понимаю причину этого разобщения, источником которого в немалой степени явилось понимание того, что их любовь была условной, продиктованной политикой лишения общения.

Что восхищает в практике лишения общения, так это то, что она не являлась официальной политикой Свидетелей Иеговы до начала 1950-х годов. К примеру, в 1947 году, всего за несколько лет до введения этой варварской политики, вышла статья, опубликованная в журнале «Пробудитесь!», где католическая церковь критиковалась в отношении их практики отлучения.

Скан журнала «Пробудитесь!» за 8 января 1947 года, стр. 27, с разоблачениями католической церкви в отношении их учения об отлучении от церкви, что, как сказано, «совершенно чуждо библейским учениям».

В начале 1980-х годов, в попытке подавить любую форму инакомыслия, политика полного отлучения лишением общения членов собрания была распространена на тех, кто по собственному желанию решил отделиться от Свидетелей Иеговы. Теперь с тем же успехом они были отлучены. Только задумайтесь об этом на минуту.

Так, по крайней мере, с начала 1980-х годов не существует простого способа покинуть организацию. Вы не согласны с доктринальными изменениями, введенными Руководящим советом? Лучше попасть на борт, потому что если вы этого не сделаете, вас с позором изгонят за критику. И когда вас отлучат, вы потеряете все свои связи с каждым Свидетелем Иеговы, которого когда-либо знали, - будь то ваши родители, друзья, работодатели, дети, внуки, тёти, дяди, племянники, племянницы, коллеги. Все! 

Вы можете быть лишены общения для осознания преступления. Да, я знаю, что это звучит в духе Оруэла, но это правда. Когда дело доходит до этого, если существуют подозрения, что вы придерживаетесь «отступнических» взглядов, то есть считаете что-то иначе, чем текущие официальные взгляды Руководящего совета, тут может быть сформирован правовой комитет. В ходе встречи с правовым комитетом у вас спросят, верите ли вы в то, что Бог использует организацию и её руководство в качестве «верного и благоразумного раба». Если вы ответите отрицательно, то будете лишены общения как отступник.

Из штаб-квартиры Сторожевой Башни послано конфиденциальное письмо всем зональным и районным надзирателям, где разъясняется, что член собрания может быть лишен общения за обычную веру во что-то иное, нежели то, чему учит Руководящий совет Свидетелей Иеговы – это есть преступление в мыслях. Даже не надо «продвигать» свои отличительные убеждения, достаточно просто верить в них.

Я полностью осознаю, что публикация этой статьи с описанием моих личных убеждений, может привести меня к лишению общения и клейму «отступника», как исходит из вышеприведенного письма. Конечно, я не хочу быть лишенным общения, но я не собираюсь пугливо молчать об этих пагубных, тоталитарных обычаях.

Отступник – это, конечно, наихудшее из того, что преданный Свидетель Иеговы может себе представить. Они являются непременным атрибутом устрашающих напыщенных проповедей на конгрессах, собраниях и на печатных страницах журнала «Сторожевая Башня». Они даже названы Руководящим советом «психически больными». Но на самом деле, отступник – это просто кто-то, кто больше не верит во что-то, названное текущим Руководящим советом «истиной».

Основа для веры

Так во что же я сегодня верю? Прежде чем ответить на этот вопрос, я хотел бы пояснить, что мой нынешний фундамент для веры куда более основателен. Я уверен, что критическое мышление является крайне важным жизненным навыком – именно то, чему противодействует организация на каждом шагу.

«Скептический анализ является средством, как в науке, так и в религии, благодаря которому глубокие мысли могут быть отсеяны от глубокой глупости» (Карл Саган). Единственный способ отделить правду от вымысла – критическое мышление.

Каковы требования? Что служит доказательством обоснованности этих требований? Существуют ли другие возможные толкования? Может быть, требования не выдерживают доказательств? Чем серьёзней претензии, тем больше доказательств должно быть предоставлено. Первоочередным шагом критического мышления является сбор данных, и единственный способ для человека сделать это – проявлять искреннее желание смотреть на вещи с разных точек зрения, даже если некоторые из них могут казаться поначалу непривычными и пугающими. Тем не менее, от такого изыскания истина не пострадает. И честное исследование возможно лишь тогда, когда мы открыты для предположения, что наши прежние представления могут оказаться ошибочными.

Во что я верю?

Я ВЕРЮ В ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И СИЛУ СОПЕРЕЖИВАНИЯ

Не уверен, но если поставить «ярлык» на мою нынешнюю систему верований, то, вероятно, ближе всего подходит светский гуманизм. Люди добились невероятного. Мы были на Луне. Мы лечим болезни. Несмотря на заметные неудачи, мы учимся жить вместе в многонациональном обществе. В первую очередь люди - сопереживающие социальные существа, и этому первичному устремлению наиболее полно содействует общество.

Это очень и очень длинный путь, но я считаю, что человечество находится на правильном пути. В неизбежном поиске областей, требующих улучшения, мы можем начать с себя. Мы не бессильны.

«Смотрю на лекарство, но не вижу причину боли. Революция здесь, революция личное» («Красивая борьба», Талиб Квели).

Я ВЕРЮ, ЧТО ВСЕЛЕННАЯ РАВНОДУШНА

Я не верю в грандиозный план Вселенной. Я не верю в космические силы, занятые приведением событий к неизбежной поэтической концовке. Мы не центр Вселенной –буквально и духовно. Мы крупинка в окрестностях средней галактики, спирали в пустоте пространства среди безбрежного моря галактик, кружащих в водовороте, может быть, океана Вселенных. Каков бы ни был смысл, мы созидаем. И это нормально.

«Самый ужасный факт о Вселенной состоит не в том, что она враждебна, а в том, что она безразлична, но если мы сможем прийти к соглашению с этим безразличием и принять  вызовы жизни в границах смерти, — впрочем, переменчивый человек способен на это, — наше существование как вида может иметь подлинный смысл и удовлетворение. Как бы то ни было, подавляющей тьме мы  должны противопоставить собственный свет» (Стенли Кубрик).

Я ВЕРЮ, ЧТО У НАС ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДНА ЖИЗНЬ

Мы живем. Мы дышим. Мы чувствуем. Каждый день прославляем это. Потому что в один прекрасный день нас не станет. Энтропия является неизбежностью и всё живое умирает. Мы умрём, как умирают животные, как умирают цветы, как умрёт Солнце, и как в конечном итоге умрёт наша планета (Екклесиаст 3:18-22). Это отрезвляющая мысль, что мы бьемся за соглашение, но прийти к соглашению мы обязаны.

Понимание того, что у нас на руках количество билетов по круговому маршруту вокруг Солнца не безгранично, поможет нам проявлять сопереживание по отношению ко всем другим живым существам. Это может напоминать нам насколько каждый день дорог и бесценен. Это может побудить нас жить по-настоящему.

Я ВЕРЮ В СОДЕЙСТВИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ВСЕХ

Я считаю, что делать мир лучше – это долг и обязанность людей. Мы не можем абстрагироваться от мира и делать вид, что всё будет исправлено кем-то ещё, будь то человек или божество. Содействие справедливости – это любовное послание человечеству.

«Никогда не забывайте, что справедливость – это всё равно, что любовь на публике» (Д-р Корнел Уэст).

В нашем мире существует множество способов содействовать справедливости. Расизм, ксенофобия и мужской шовинизм являются инфекцией, которая и по сей день поражает многих из нас (да, даже Свидетелей Иеговы) и мы все можем сыграть роль в противостоянии им и их искоренении. Есть конкретные проблемы, которыми я увлечён и рад содействовать тому, чтобы добиться изменений. Например, прекращение полицейской жестокости, сокращение экономического неравенства и декриминализация наркотиков, что снизит процент заключенных в Соединенных Штатах.

Я ВЕРЮ, ЧТО МОРАЛЬ НЕ НУЖДАЕТСЯ В РЕЛИГИИ

Религия не владеет монополией на мораль. Некоторые из самых аморальных людей в мире были еще и наиболее религиозными. Точно так же, некоторые из лучших мыслителей были нерелигиозны. Это не означает, что несправедливо и обратное, просто обращает на себя внимание тот момент, что религия и мораль не всегда подходят к одному флакону.

«Всякий раз, когда люди из других народов, у которых нет закона, по природе делают законное, они, хотя и не имеют закона, сами себе закон. Они показывают, что суть закона написана у них в сердцах, между тем как их совесть свидетельствует вместе с ними и в своих мыслях они обвиняют себя или оправдывают» (Римлянам 2:14,15).

Я верю в консеквенциалистскую мораль. Это значит, что наша мораль должна развиваться и совершенствоваться, что видно из результатов, производимых в жизни реальных мужчин и женщин. Я не верю, что существует врожденное божественное предопределение правильного и неправильного, чему мы должны соответствовать.

Я ВЕРЮ В СИЛУ ЛЮБОПЫТСТВА

Любопытство – это жизнь. Жизнь без любопытства – смерть при всё ещё бьющемся сердце. Задавать вопросы – неотъемлемая составляющая в понимании нашего мира и нас самих. Любопытство куда сильнее, чем страх. Страх делает человека ничтожным, но любопытство толкает на поиски иных перспектив, выявляет возможности и поднимает новые, более основательные и интересные вопросы. Любопытство вооружит вас, когда вам навязывают неудовлетворяющие ответы без предъявления доказательств, кроме, разве что, пустой апелляции к авторитету. Любопытство будет непрерывно взывать к вам в поисках истины. Любопытство защитит вас от самоуспокоения.

«У меня нет особых талантов. Просто я безумно любопытен»(Альберт Эйнштейн).

Выявляя любопытство, мы должны старательно выявлять предвзятость, при которой отыскиваются лишь те факты, которые поддерживают уже существующее у нас мировоззрение. Мы должны бросить себе строгий вызов.

Я ВЕРЮ В РОДСТВО СО ВСЕМИ ЖИВЫМИ СУЩЕСТВАМИ

Независимо от личных взглядов человека на происхождение жизни (абиогенез), я считаю разумным признать, что виды эволюционируют и адаптируются с помощью неконтролируемых мутаций (естественный отбор). Микроэволюция наблюдается на примере одомашненных или специально выведенных животных. Макроэволюция – это микроэволюция на гораздо более длительной временной шкале. Это тот самый процесс, который Свидетели Иеговы уже признали. Почему я так утверждаю?

Нас учат, что Ноев потов был реальностью, историческим событием, и что Ной собрал представителей каждого крупного «рода» земных животных на ковчеге ради их спасения. Верить, что бесконечное биоразнообразие Земли было достигнуто за каких-то 4 000 лет, значит верить в адаптацию куда более вызывающими темпами, нежели мог предположить даже самый закоснелый эволюционный биолог.

«Признание нашего родства со всей жизнью на Земле – это не только прочная наука. На мой взгляд, это также возвышает наш духовный опыт» («Космос: пространство и время. Нил ДеГрасс Тайсон).

За утомительными спорами «Создатель-Эволюция», хотя они и поучительны, пожалуй, даже верующий придет к выводу о взаимосвязанности жизни. Мы делим 98,8% ДНК с бонобо и шимпанзе, 98,4% с гориллами, 96,9% с орангутангами, 90% с мышами, 84% с собаками, и (поразительно) 50% с бананами. Мы являемся одной громадной биологической семьёй.

Я ВЕРЮ, ЧТО СЕКСУАЛЬНОСТЬ ДОЛЖНА ПРОСЛАВЛЯТЬСЯ, А НЕ ПОСРАМЛЯТЬСЯ

Сексуальная ориентация человека, предпочтения и половая идентичность – невероятно сложные вещи. Я даже не претендую быть экспертом. И всё-таки, я считаю, что не ваше (религии или государства) дело принимать законы против секса по обоюдному согласию между взрослыми, независимо от способа сексуальной активности, ориентации, предпочтений или половой идентичности.

Невероятное разнообразие в выражении человеческой сексуальности лишь обогащает человечество – и это вовсе не извращение.

«Сексуальность является одним из путей, на котором, в действительности, мы становимся просветлёнными, потому что он ведёт нас к самопознанию» (Элис Уолкер).

Мы существа сексуальные. На протяжении времён религии приписывали этому жизненноважному, естественному и здоровому атрибуту человечности стыд и вину. Поиск удовольствия и соединение, выраженное безопасным сексом, - это здраво, и должно прославляться, а не посрамляться. То, что сексуальные проявления повредят твоим детям и нанесут урон их дальнейшей сексуальной жизни, не более чем притворство. Наше общество станет куда более здоровым, если мы преодолеем наши пуританские корни.

Я НЕ ВЕРЮ В БОГА АВРААМА

В течение многих лет я был обеспокоен тем, что должен был постоянно искажать свои мысли, дабы видеть в Иегове вселюбящую личность, хотя все доказательства четко указывали на нечто иное. Бог Авраама, как показано в Библии, ревнивый, мстительный, капризный женоненавистник, который учиняет масштабный геноцид и не может жить по своим же собственным правилам. Когда я изучил более раннюю историю Израиля и религиозную историю региона, то понял, что Иегова/Яхве был просто богом войны, которого почитали в период бронзового века ближневосточные племена, а значительно позже в своей истории евреи не были даже монотеистами.

Я НЕ ВЕРЮ, ЧТО БИБЛИЯ – СЛОВО БОГА

Я не верю, что Библия является Божьим Словом, так как не верю в существование Бога Авраама. Тем не менее, я убежден, что Библия имеет ценность – философскую, историческую и антропологическую. Есть повторяющиеся темы социальной справедливости и совершенствования личности, которые я нахожу вдохновляющими.

Библия указывает, что Израиль имел сильные законы, касающиеся определенных аспектов социальной справедливости. Фундаментальные обязательства в отношении бедных предписывают: возмещение залога не должно препятствовать обычной жизни человека (Втор. 24:6,12,17); нужно уважать достоинство должника (Втор. 24:10); оплата рабочим-беднякам должна осуществляться немедленно, в тот же день (Втор. 24:14,15); оставшийся урожай зерновых, маслин и винограда после сбора урожая должен служить беднякам (Втор. 24:19-22).

С другой стороны, Моисеев Закон чрезвычайно дискриминирующий в отношении пола. А мифы книги Бытие часто поощряют чрезвычайно аморальные поступки. Лот предлагает своих собственных дочерей ради умиротворения приставучей толпы. Жена Лота одномоментно превращается в соль, оглянувшись на город, в котором она провела всю жизнь, в то время как Бог прекрасно улаживает все вопросы с медлительным Лотом. Авраам подвергается душевным страданиям, поскольку Бог попросил его убить собственного сына. В руках Бога Исаак приобретает смертельный житейский опыт. Авраам, Соломон, Давид и многие другие израильские цари содержали гаремы, хотя блуд – страшнейшее из преступлений. Жён всегда «берут» - о согласии в Библии почти никогда не упоминается. Бог убивает всех египетских первенцев мужского рода за преступления, которых они не совершали. По приказу Бога Иисус руководит полным геноцидом народов Ханаана. Самсон – психопат-убийца, являющийся приятелем Бога. Список можно продолжать на протяжении всех Еврейских писаний.

Я ценю темы свободы и личного совершенствования, найденные в Христианских писаниях. Иисус был отступником. Он видел, чего не доставало в религии, в которой он воспитывался, и радикально изменил её, изгнав из синагоги в процесс – по тому времени, уверен, - общественной и экономической смерти. Иисус акцентировал внимание на любви ко всем, независимо от личных обстоятельств, и резко осуждал фарисеев за приверженность букве закона. Вполне возможно вдохновляться историями Иисуса без того, чтобы присоединяться к культу его смерти. Фактически первые три Евангелия даже не включают в себя претензии на божественность Иисуса. Только последнее Евангелие, написанное более шести десятилетий после смерти Христа (и отвергаемое некоторыми христианами вплоть до третьего века), представляет Иисуса сверхъестественной фигурой.

Я НЕ ВЕРЮ В КОНЦЕПЦИЮ ГРЕХА И ВРОЖДЕННОГО ЧУВСТВА ВИНЫ

Концепция греха и врождённого чувства вины наносят ущерб психике. Мы усваиваем эти чувства вины, неполноценности и бессилия в такой степени, что они становятся самоисполняющимися пророчествами. Иисус никогда прямо не упоминал об идее первородного греха. На самом деле, в Иоанна 9:2,3 он исправляет слушателей, когда говорит, что исцеленная им у человека слепота не обусловлена каким-либо грехом, унаследованным им или его родителями. В действительности, учение о первородном грехе не было даже оформлено до тех пор, пока пару столетий спустя после Христа не были интегрированы в единое целое философии Оригена, Пелагия, и прежде всего Августина.

Конечно, порой мы совершаем что-то, что входит в конфликт с нашими ценностями и этикой. Эти действия могут вредить другим. Однако, вместо того, чтобы держаться вины, мы должны признать нашу ошибку, учиться на ней, расти и двигаться вперёд. Мы не рождаемся виновными, мы должны освободить себя от рабства врождённого чувства вины.

Я НЕ ВЕРЮ В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ

Часто я спрашивал приятелей Свидетелей Иеговы, что они думают по поводу того, из чего состоят духовные создания. В Библии говорится о духовных существах, живущих в определенном месте (на небе), путешествующих к Земле во времени и пространстве, будучи ограничены Землёй, помимо многих других описаний, которые подразумевают, что они связаны с материальным миром. Как могут духовные существа, не физические творения (состоящие из атомов, молекул и т.д.) быть ограничены применяемыми к ним правилами?

«По мне гораздо важнее постичь Вселенную такой, какова она есть, нежели упорствовать в заблуждении, сколь бы приятным и утешительным оно не было» («Мир, полный демонов», Карл Саган).

Я не верю в призраков, духов, ангелов, демонов и дьяволов. В детстве я был травмирован (как и многие дети Свидетелей Иеговы и религиозных родителей) противоестественным страхом перед пагубными духовными созданиями. Только демоны, которые существуют в параноидальном образе мышления, позволяют нам вселить ужас в самих себя с верой в них.

Я ВЕРЮ, ЧТО МОИ УБЕЖДЕНИЯ НЕПОЛНЫЕ И МОГУТ МЕНЯТЬСЯ

Возможно, самое важное из моих убеждений это то, что наши убеждения постоянно должны подвергаться изменениям. По мере того, как мы всё больше узнаём о нашей Вселенной, нашем мире, мы всегда должны иметь скромность, чтобы отказаться от убеждений, которые больше не являются состоятельными или жизнеспособными.

Ещё один важный момент – это мои убеждения. Мы все имеем право на них. Мы можем не соглашаться с убеждениями друг друга, даже дискутировать о них, и это совершенно нормально и даже здорово! Разногласия между людьми, имеющими различные убеждения в плюралистическом обществе неизбежны. Мы имеем многое, чему можем научиться друг у друга.

«Господи, к кому нам идти?»

Многие из нас выросли как Свидетели Иеговы. Мы не имеем иной системы взглядов. Кто-то из новообращенных становится Свидетелем Иеговы после критического анализа верований той религии, в которой он вырос. Независимо от ситуации, я призываю вас тщательно исследовать ваши убеждения. Если вы действительно верите, что Общество Сторожевой Башни – избранная Богом организация, что семь мужчин из Руководящего совета являются Божьими представителями, и что Армагеддон был близок за последние 101 год, поступайте именно так, как подсказывает ваша совесть.

Однако, если вас, будучи Свидетелем Иеговы, эти убеждения смущают, прислушайтесь к своей совести. Ваши сомнения обоснованы! Исследуйте, используя разнообразные источники. Читайте все публикации Сторожевой Башни, в том числе и старые. Читайте критику ваших убеждений. Это единственный путь прийти к зрелой системе убеждений.

В самом себе и практически в каждом Свидетеле Иеговы, с которым общался, я обнаружил то, что многие из нас имеют серьёзные сомнения по поводу учений Сторожевой Башни, но по-прежнему находятся в организации, потому что отождествляют себя с Петром, который сказал: «Господи, к кому нам идти?» (Иоанна 6:68). Другими словами: «Да, я знаю, что есть проблемы, но в какие другие организации мы пойдем? Это лучшее, что мы можем сделать». У меня есть ответ на этот вопрос: не надо ни с кем идти. Вопрос сам по себе выдаёт, насколько мы зависимы от Руководящего совета, чтобы принимать самостоятельные решения, касающиеся всех интимных подробностей нашей жизни. Иисус не порождал организации, от которой мы должны быть зависимы и которая объявит нас избранными. Мы можем отстоять себя сами. Мы все способны жить счастливой, плодотворной жизнью без потребности в заблуждении. Мы больше не нуждаемся в контроле. Мы можем быть освобождены от страха преступления в мыслях. Мы больше не нуждаемся в оруэлловском влиянии организации Сторожевой Башни и её Руководящего совета в отношении буквально каждого аспекта личной жизни.

«Вы даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией» (Луки 11:42).

Нескончаемое нормотворчество Руководящего совета и вмешательство в мельчайшие и интимные подробности нашей жизни – это именно те фарисейские манеры, против которых выступал Иисус.

Наслаждайтесь отсутствием ответов на все вопросы. Не бойтесь совершать открытия и жить своей собственной кровно заработанной истиной. Не откладывайте жизнь на ложное будущее в совершенстве, которое никогда не придёт. Осуществляйте как можно больше уже сейчас. Займите своё место среди человечества. Настоящая жизнь уже сегодня!

Что до Девон, то ей нравится периодически (и без предупреждения) громко выкрикивать: «Как здорово быть живой!!!»

Я любил братство, которое я нашел среди Свидетелей Иеговы. Тем не менее, я расширил свой взгляд на братство (и сестричество!), включая в него человечество в целом. Это намного сложней и интересней. Мы не всегда сходимся во взглядах. Но у меня есть свобода мысли. А свобода мысли – сильнейшее чувство освобождения, которое я когда-либо испытывал.

 

 

 

 

 

«Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре. Если дозволено это, все остальное отсюда следует» ("1984". Джордж Оруэлл).

Послесловие

Девон и я на палубе в Ко-Ланте (Таиланд), смотрим на Андаманское море

После путешествия в течение последних пяти месяцев через Бали (Индонезия), Ко-Ланту (Таиланд), Бангкок (Таиланд), Лиссабон (Португалия) и Амстердам (Нидерланды), в настоящее время Девон и я живём в маленьком итальянском городке, на границе между Умбрией и Лацио, носящий название Сермуньяно. Меня приняли на работу в Амстердаме, и мы направимся туда в конце июля. Во время путешествия по всему миру мы повстречали несколько неординарных людей, которых рады назвать новыми друзьями. Психологическая свобода, которой мы наслаждаемся, делает нас сегодня гораздо более счастливыми людьми, чем когда-либо прежде в нашей жизни. (И да – татуировка болезненна, но не так уж плоха).

Друзья-Свидетели Иеговы: Я часто думаю о многих из вас. Я знаю, что это письмо будет означать для вас, и хочу сказать от всего сердца, что мои чувства к вам не изменились. Я всё еще во многом тот же человек и буду продолжать поддерживать нашу дружбу. Выбор за вами – моя дверь остаётся широко открытой. Пишите мне в любое время.