Олег Патрикеев давно вращается среди Свидетелей Иеговы. Дело в том, что во Всеволожске (Ленинградская область) Свидетелей Иеговы очень много, в связи с чем и сформировался основной фронт работы Олега. Он – человек активной жизненной позиции, православный миссионер и отец огромного семейства.

Больше всего его удивляет автомобиль, сверкающий белизной, поскольку с его динамикой жизни содержать автомобиль в чистоте - уже роскошь)))

Не так давно он защитил дипломную работу на тему о Свидетелях Иеговы. Мы предлагаем выдержки из этой интересной работы.

Сердце и совесть верующего человека

Совесть – «способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков».

Совесть обличает и оправдывает перед духовным законом. Она будет нашим адвокатом и обвинителем. Но и для совести существует закон, на который она должна опираться - это Божественные заповеди. Вот самые главные из них: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:37-39).

Но где же находится совесть? Ф. М. Достоевский писал: «Здесь Бог и дьявол борется друг с другом, а поле боя – сердце человека». Да, поистине сердце - непостижимая и непознанная бездна (Мф. 15:19). Можно об этом прочитать и у апостола Павла: «Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших <…> вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на платяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3:2-3). Характерны слова Максима Исповедника о старающихся «очистить от ненависти и невоздержания ум свой, который Господь называет сердцем» («Сибирская Благозвонница», 2010, том 3, стр. 224).

Именно из сердца выходят как злые, так и светлые решения, именно там, где сердце, там и жизнь наша. Но падшая природа не дает услышать голос совести, поэтому сам пророк Давид глаголет: «Сердце чисто созижди во мне Боже» (Пс.50:12) или «От тайных моих очисти меня» (Пс.18:13).  Да и все святые отцы прежде учили очищать сперва сердце, «ибо чистые сердцем Бога узрят» (Мф. 5:8), а любое общение возможно только при условии «видимости» Того, с Кем разговариваешь, иначе произойдет только монолог. Это учение подводит нас к той точке зрения, что откровение сердца есть, по существу, откровение личности. Человек, который с помощью благодатного подвига откроет сердце, где скрывается и царствует Христос, становится личностью. Ведь личность – это главным образом «подобие Божие». Итак, откровение сердца – это откровение личности.


Христианская психология веры

Известный русский философ П. Д. Юркевич (1826-1874) в статье "Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия", можно сказать, перекинул мостик от Священного Писания к современной психологии. В этом трактате на тему о сердце как центре духовной и, что важно для темы нашей работы, душевной жизни, на примере многочисленных цитат рассмотрел библейское учение о сердце и попытался согласовать его с данными науки. «Мышление, - утверждает П. Д. Юркевич, - есть часть человеческой души. Сердце есть средоточие душевной жизни человека. Справедливо, что откровение сообщает человеку истины, недоступные для его разума, но также справедливо, что человек не есть животное, только научаемое Богом; сама душа носит в себе зачатки и предрасположение к этому необыкновенному научению» («Философские произведения». М., 1990, стр. 94).

Подготовкой к печати журналов «Сторожевая Башня» и «Пробудись» занимаются очень образованные люди. Сколько времени и сил, а главное, средств потратили они на толкование Библии, подгоняя все новые и новые стихи, фразы под учение «Общества». Знакомый иеговист похвастался, что их журналы находятся в книге «Рекордов Гиннеса»! Так как они самые печатаемые в мире. Есть чем гордиться!

Но самый простой вариант запутать человека - это предоставить ему суррогат, завернутый в раскрученный бренд, уж простите за сравнение, но китайские товары быстрее расходятся, если на ярлычке стоит название известной японской или американской фирмы. Удивительна психология человека, он подсознательно понимает, что купил подделку, но она так привлекательна и названием хороша, и ничего, если через месяц кроссовки «грибок» трещат по швам и подошва отклеивается,  но мы снова идем на базар, и ищем подобное, и, как в поговорке о жадности, платим дважды. Я сам не раз попадался на эту удочку.

Еще приведу пример безоговорочной веры людей, основанной на удивительном «качестве»  психологии человека. Однажды в нашем уездном городе я присутствовал на  представлении известного гипнотизера. На сцену приглашались мужчины, и женщины, и даже подростки, и все по команде меняли свое сознание и становились совсем другими людьми или даже животными. Что же происходило?  Рассказываю из первых уст, так как сам стоял на сцене в числе приглашенных. Артист подходил к каждому из нас и что-то шептал на ухо, потом  касался  наших голов своей «могущественной» рукой, и все меняли свое поведение. Те, кто плохо выполнял  порученное задание, выпроваживались со сцены помощниками гипнотизера. Когда «товарищ» артист шепнул мне мою роль: «Скинь пиджак, и одень его наизнанку, и представь, что ты директор дома культуры…», я решил играть по-крупному. И вот мой выход, диктор объявляет человека, который покажет свое будущее. Я снимаю пиджак и объявляю, что я… «Министр культуры!» Зал хохочет и аплодирует, роль удалась, я на крыльях славы удаляюсь, правда, за кулисами мне все-таки погрозили пальчиком. Так что же, был ли здесь гипноз, о чем так пестрели афиши? Нет, вся эта бутафория полагается на одно из чувств человека – гордость. На сцене, перед полным залом, ты чувствуешь себя даже не Михаилом Боярским, круче, Аленом Делоном! И не дай Бог, не выполнить команду учителя - ты будешь презираем и изгнан и лишен общения. Неужели вы никогда не переживали конфуз или не были осмеяны  людьми? Что возникает в вашем сердце в тот час? Вы оставлены, вы никому не нужны, вы неудачник. И наоборот,  когда вам аплодируют, вас превозносят – вы на крыльях фортуны, незабываемое чувство собственного достоинства наполняет весь организм, этакий комсомольский фанатизм: «Мы наш, мы новый мир построим, кто был никем, тот станет всем!».

Тонко подметил А. Л. Дворкин: «Из всех тоталитарных сект, действующих на территории нашей страны, секта «Свидетелей Иеговы» более всего напоминает компартию» («Сектоведение», изд. «Христианская библиотека», Нижний Новгород, 2007, гл. 5, стр.148).

Но, увы, но психология руководителей  тоталитарных  сект очень схожа с психологией террористических групп, об этой схожести пишет психолог Михаил Вершинин в статье «Психологические особенности членов деструктивных и террористических (радикальных) групп»:

- «деструктивные группы» используют одни и те же техники реформирования мышления (контроля сознания), что и радикальные террористические организации;

- атмосфера внутри культовых и террористических групп во многом идентична, что вызвано общими особенностями сознания «вовлеченных» личностей;

- истоки проблематики существования терроризма и «деструктивных организаций» одинаковы, и есть смысл изучать их вместе в рамках феномена контроля сознания, социологии, криминологии, виктимологии и социальной психологии.

Бывший адепт секты «Муна» Стив Хассен пишет в главе «Авторитарное лидерство»: «В сущности, деструктивный культ - это группа, авторитарно руководимая одним человеком или небольшой группой людей, имеющих почти полный контроль над своими приверженцами. Харизматические лидеры культов часто претендуют на божественное или "трансцендентное" право влиять на  своих последователей. Многие узаконенные религии имели в своей истории мощные фигуры, внушавшие беспредельную преданность людям. Быть сильным лидером не значит быть порочным от природы,  хотя  в этом и кроется большая опасность злоупотребления. Группа становится деструктивной, когда лидер активно пользуется неограниченной властью с целью обмануть членов группы и лишить их индивидуальности и свободной воли. Эти группы объединяет их сосредоточенность на религиозной догме или духовной практике. В некоторых из них элитная группа из нескольких человек, "руководящий орган", утверждает, что знает истинное значение Священного писания» (Стивен Хассен. «Освобождение от психологического насилия». Прайм-Еврознак (СПб), стр. 20).

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что непосредственный источник разнообразных ересей, отклоняющих человека от Истины, лежит в душевной области человека, то есть, в психологии. Именно нарушение целостности человека в результате грехопадения, приоритет разума над сердцем - все это и является причиной уклонения человека от Истины. Следовательно, в душевной области человека и располагаются главные истоки всех ересей, сект и расколов. И именно сердце является исключительным органом восприятия Бога, который трудно обмануть, если оно очищенно и готово к встрече с Истиной, к встрече с Иисусом Христом.


Ересь или Секта

Ересям, по словам Апостола Павла, подобает быть, дабы явились искуснейшие. Это, естественно, означает не искусство красноречия в изложении своего, человеческого, воззрения, а максимальную точность в переводе Божественных тайн на язык человеческого понимания. История заблуждений в поисках и трактовке истины чрезвычайно интересна и поучительна. Вот как описывает ситуацию с ересями известный русский религиозный философ XIX в. А. С. Хомяков: «От самого начала немало ересей возмущало христианский мир. Еще прежде, чем апостолы закончили свое земное поприще, многие из их учеников обольстились ложью. Позднее, с каждым веком умножались ереси, каковы, например, савеллианство, монтанизм и многие другие. Наконец, множество верных отторгнуто было от Церкви несторианством, евтихианством, с их многоразличными разветвлениями и, в особенности арианством, подавшим, как известно, случайный повод к римскому расколу» (Хомяков А.С. Сочинения. М.: МФФ, 1994, том 2, стр. 53).

 Само русское слово ересь происходит от греческого (αιρεσις - airesiz или hairesis), что означает "выбор", "завоевание", "расположение к чему-либо", "решимость". Слово употреблялось также для обозначения какого-либо философского или религиозного направления в современной богословской литературе. Формулировка ереси как частной истины встречается у австрийского православного психоаналитика Игоря Карузо:  «Ересь - это абсолютизация частных истин, и она неизбежно сопровождается релятивизацией Абсолюта... Также и в богословском смысле слова догматическая ересь - это не просто рациональная гипотеза. Еретический взгляд никогда не является только интеллектуальным предположением... Он искажает всю картину мира, которая из-за ереси становится "безумной"... Догматическая ересь имеет не только религиозное значение, это ошибочное поведение на всех уровнях жизни... В то время как истина едина, ересь есть разрывание истины, частная истина» («Экзистенциальная психология». Вена, 1952, стр. 76-77).

   Очень точную характеристику секты с социологических позиций, а, стало быть, и ереси, актуализировавшей секту, дает французский философ Корнелиус Касториадис: «Слово секта для нас - не качественное определение, оно имеет точный социологический и исторический смысл... Секта - это группировка, которая возводит в абсолют одну сторону, аспект или фазу движения, из которого она вышла, она делает истину из доктрины, абсолютизируя ее, подчиняет ей все прочее, и, чтобы сохранить "верность" этой "истине", радикально отделяется от мира и с этого момента живет в "своем" отдельном мире» (Castoriadis C. L΄institution imaginaire de la société. Paris, 1975, р. 16).

Какие же основные черты и психологические признаки сектантства? Это и подчеркнутое самомнение, основанное на гордыни, навязчивость и желание спасти человечество, запугивая сроками последних дней, «бомбардировка» любовью - неподдельная заинтересованность в изучении Библии, и многие другие методы обработки своей жертвы. Кроется за всем этим стремление к власти, хотя бы над вами. Стремление к власти присуще практически всем еретикам, поскольку она является средством для утверждения своих идеалов.


История ОСБ

Официальная организация Свидетелей Иеговы была создана в США в 1881 году и 15 декабря 1884 года была инкорпорирована под названием «Общество Сторожевой Башни Сиона» (англ., The Watch Tower Bible and Tract Society). В настоящий момент Общество является международной корпорацией, официально представленной в 236 странах мира и насчитывающей 6,5 млн. активных членов.

Международная штаб-квартира Общества расположена в Бруклине, одном из районов Нью-Йорка. Основным изданием, посредством которого до сведения всех членов организации доводится информация об учении Общества, является журнал «Сторожевая Башня» объемом в 32 страницы, выходящий 1-го и 15-го числа каждого месяца. В настоящий момент журнал издается средним тиражом 26,4 млн. экземпляров на 150 языках мира. Статьи журнала обязательны для личного и коллективного изучения всеми членами организации.

Дмитрий Евменов в своей кандидатской диссертации на кафедре сектоведения в Православном Богословском Свято-Тихоновском Институте  пишет краткую «биографию» ОСБ: «Организация «Свидетелей Иеговы» на данный момент является одним из наиболее агрессивных тоталитарных религиозных объединений из действующих в нашей стране. За время своего существования она приобрела скандальную известность во многих государствах. Поэтому весьма актуально выявить как причины, способствующие быстрому росту числа членов организации "Свидетелей Иеговы" в нашей стране, так и причины высокой восприимчивости наших соотечественников к идеям "Общества Сторожевой башни". Важно также исследовать различные возможности противодействия «Свидетелям Иеговы». Свою деятельность в России Общество Сторожевой башни начало еще в XIX веке. Первые публикации Свидетелей Иеговы впервые были посланы в нашу страну в 1887 году. В 1891 году основатель организации Чарльз Тэйз Рассел посетил Одессу. В 1917-1927 годах в разных частях России начали возникать собрания Свидетелей Иеговы. Одновременно началось издание литературы на русском языке. В 1940-х и 1950-х годах несколько тысяч Свидетелей были высланы в Сибирь и на Дальний Восток, однако организация не прекратила свое существование. 27 марта 1991 года Свидетели Иеговы получили официальное признание в СССР. 21 июня 1997 года были «посвящены» здания российского филиала ОСБ и семи Залов Царства в Санкт-Петербурге. Получив регистрацию, Свидетели Иеговы в России начали стремительно расти. В середине 90-х годов темп их роста достигал 50% в год. В 1997 году официальный ежегодный отчет Общества Сторожевой Башни упоминал о феноменальном росте количества Свидетелей в отдаленных регионах страны, в частности, в Сибири: «Из Сибири, куда одно время ссылали за веру наших братьев, живущих в России, пришло такое сообщение: «Здесь так много людей хотят изучать Библию, что братья не в силах проводить все изучения. Поэтому они вынуждены записывать интересующихся в очередь, предлагая им темы на год» («Свидетели Иеговы в России», 1995, стр. 7-11). В последние годы деятельность Общества Сторожевой Башни в России была затруднена «гонениями», прежде всего, затянувшимся судебным процессом в Москве, в результате которого московское отделение организации было лишено регистрации. Тем не менее, рост Свидетелей Иеговы не слишком замедлился и по-прежнему составляет 4-5 тысяч человек в год, а число членов организации уже превысило 140 тысяч человек.  Объёмную информацию о Свидетелях мы можем получить  из многих материалов и публикаций об этом обществе, ведь деятельности и учению "Общества Сторожевой башни" посвящены некоторые работы иностранных специалистов. Для иллюстрации можно привести труды Г. Дж. Берри "Во что они верят", У. Мартина "Царство культов", Д. Макдауэлла и Д.Стюарта "Обманщики" и Е.Прайса "Свидетели Иеговы", и другие».

Вот что пишет в своей книге «Вразрез со Священным Писанием» Рон Родес: «Свидетели Иеговы - это религиозная организация, возникшая во второй половине 19 века в США. Представители этой организации претендуют называть организацию христианской, хотя в действительности их учение коренным образом отличается от основополагающих христианских доктрин. Основателем организации, которая впоследствии (1931 г.) стала известной под своим современным названием, был Чарлз Тэйз Расселл (1852 - 1916), выросший в городе Аллегени (штат Пенсильвания); впоследствии он стал торговцем и владельцем нескольких магазинов одежды в Северном Питтсбурге. В своих религиозных исканиях он прошел через пресвитерианскую, конгрегационалистскую, адвентистскую церкви и, разойдясь с ними во мнениях по некоторым вопросам, стал издавать свой собственный журнал «Сторожевая башня Сиона и Вестник присутствия Христа». Через пять лет, в 1884 году, возникает новое учение, которое распространяется на базе основанной и зарегистрированной религиозной некоммерческой организации под названием "Литературно-издательское общество Сторожевой башни Сиона". В 1896 году организация была переименована в "Библейское литературно-издательское общество Сторожевой башни". С 1908 года штаб-квартира организации Рассела обосновалась в Бруклине (штат Нью-Йорк), где центр общества находится и до настоящего времени. В 1931 году движение было переименовано в общество "Свидетелей Иеговы". Название журнала изменилось на "Башню стражи", а с 1966 года он стал называться "Сторожевая башня"».

Но тоталитарный характер секты и методы, которыми она действовала, вызывали  и вызывают резкую критику со стороны многих религиозных деятелей, ученых и политиков. Уже учение и жизнь родоначальника "Общества Сторожевой башни" Ч. Т. Рассела были подвергнуты объективному разбору в статье Дж. Дж. Росса  «Некоторые факты о самозваном "пасторе" Чарльзе Т. Расселе". Позднее в Европе и Америке появилось большое количество серьезных работ, рассматривающих различные аспекты деятельности секты. Особенную ценность имеют труды членов Общества, покинувших его ряды. Например, книги бывшего члена Руководящей корпорации "Свидетелей Иеговы" Реймонда Френца "Кризис совести" и "В Поиске Христианской Свободы", Сезара Видаль Мансанареса "Воспоминания "Свидетеля Иеговы" и других авторов. Тяжелейшие последствия пребывания в секте также тщательно проанализированы зарубежными авторами. Пожалуй, лучшей работой, посвященной этой теме, можно назвать труд Джерри Р. Бергмана "Свидетели Иеговы и проблемы умственных болезней".


Имя Бога

Если у вас на улице спросят, каково настоящее Имя Бога, что вы ответите? Давайте разберем этот вопрос, ведь он один из самых важных в жизни каждого человека. В первой главе мы подлинно узнали, что невидимое познается только верой. Но как уверовать в Того, Кого не знаем и не видим? На этот вопрос апостол Павел отвечает четко в Послании к римлянам: «Вера - от слышания, а слышание - от слова Божия» (Рим. 10:17). Библия – есть Слово Бога.  Теперь, зная источник нашей веры, будем искать ответы в этой удивительной Книге.

Первый вопрос у Свидетелей всегда или почти всегда такой: «А знаете ли вы имя Бога?» Много раз я отвечал по-разному, но всегда мой ответ парировался заученной фразой: «Имя ему… ». Вот «девиз» ОСБ: «Ради того, чтобы называться именем Бога, мы готовы идти на любые жертвы» («Организованы, чтобы исполнять волю Иеговы», стр. 143).

Интересно знать, что учение об имени Бога занимает в жизни Свидетелей Иеговы особое, первое место. Ведь как приятно и радостно, что только твоя организация имеет это имя. Любые сомнения в правильности богословия Сторожевой Башни отметаются с помощью непререкаемого догмата: только истинная Божья организация знает и употребляет имя Бога. Например, в книге для изучения Библии говорится: «Те, кто принадлежит к истинной религии, чтят как Бога только Иегову и провозглашают его имя» («Чему на самом деле учит Библия?», стр. 146).  А если ты пробудился, то в журнале с тем же названием «Пробудитесь!» (за 22 января 2004 года, стр. 7) поясняется: «Зная Божье имя и употребляя его, мы приближаемся к угодному Богу поклонению, существовавшему в библейские времена».

«Главная особенность «Перевода нового мира» заключается в том, что в нем восстановлено имя Бога». В предисловии к изданию 1984 года (с примечаниями) редакторы так объясняли цель этого проекта: «Поскольку Библия возвещает священную волю Всевышнего Господа вселенной, было бы очень оскорбительно и даже унизительно для его величия и власти не использовать или скрывать его уникальное божественное имя, которое почти 7 000 раз явным образом встречается в еврейском тексте как יהוה (ЙХВХ). Таким образом, самой главной особенностью этого перевода является возвращение божественного имени в английском тексте на принадлежащее ему место. При помощи общепринятой английской формы Иегова это было сделано 6 973 раза в Еврейских Писаниях и 237 раз в Христианских Греческих Писаниях» (Библия перевод Нового Мира, предисловие 1984).

Как видно из этого заявления, издатели считают восстановление имени Бога самой  основной особенностью «Перевода нового мира».

В книге «Имя Бога в переводе нового мира» мы читаем: «Переводчик должен пользоваться такими словами, которые сообщали бы современным читателям ту же идею, которую вдохновленный автор сообщал своим современникам». На этом основании мы утверждаем, что современный переводчик Библии должен позволить словам «ветхозаветных писателей» донести до читателя имя Божье.

Следовательно, переводя Библию на русский язык, мы должны назвать русскоязычным читателям имя Бога точно так же, как это сделал автор Еврейских Писаний. В применении к Христианским Греческим Писаниям этот принцип действует аналогичным образом. Какое бы слово ни использовали сами авторы Греческих Писаний, современный переводчик должен донести до читателей тот же смысл, который был изначально вложен в текст автором. Это справедливо даже в том случае, когда использованное автором слово имеет менее конкретное значение, нежели слово (слова), которое мы использовали бы сегодня. Поскольку Тетраграмматона в Греческих Писаниях нет, мы можем с полным основанием использовать слово «Господь» во всех отрывках, в которых «Перевод нового мира» использует имя «Иегова», а «Подстрочник Царства» — слово Кириос.

Переводчик должен в точности доносить до читателей мысли авторов. Переводчик не может брать на себя роль толкователя и объяснять, что, с его, переводчика, точки зрения, в действительности имеет в виду вдохновленный писатель. Толкователь может сделать это впоследствии, используя правильно переведенные отрывки Писания. Даже сам переводчик может впоследствии высказать свое мнение. Но использовать перевод, чтобы выражать свое личное мнение, переводчик не вправе» («Имя Бога в переводе нового мира», Центр апологетических исследований, 2003).

Во-первых, начнем с того, что означает иметь имя? Иметь имя - значит быть познанным. В Эдеме первый человек Адам давал имена животным, и всё существующее на земле имеет свое имя, так как в имени заложена сущность того или иного творения, будь то человек или животное. Но Имя Бога? Мы можем только сказать о Нем с приставкой не. Вот как размышлял известный богослов Парижской школы Владимир Лосский: «Чтобы быть в состоянии говорить об этих вопросах, следует не только избегать вещей преходящих, но также знать, что есть небытие, бесформенная материя, бездушное оформленное тело, форма в теле, пространство, время, движение в пространстве, перемена, длительность, вечность, знать, что означает находиться ни в пространстве, ни во времени и, наконец, что значит нигде не быть и тем не менее ни в чём не отсутствовать. Если не знающий всего этого не сможет сказать о душе, не впадая в грубейшие ошибки, то тем более не окажется он способным затронуть вопрос о Боге «Всевышнем, Том Боге, Который лучше познается незнанием, о Котором нет в душе никакого знания, кроме незнания того, каким образом Его познавать».

Но в тоже время мы можем назвать Его так, как Он открывался Сам человеку. Священное имя Бога («хашем») в Ветхом Завете изображалось с помощью сочетания четырех еврейских букв (Йод-Хей-Вав-Хей, יהוה). В библеистике это сочетание букв традиционно называют «Тетраграмматоном», т. е. четырехбуквием. Поскольку евреи почти никогда не произносили Тетраграмматон вслух, опасаясь случайного богохульства, рассмотрим, какие имена давали люди Богу. Первичным именем Бога в Ветхом Завете есть имя Элогим. Это имя выступает уже в первом стихе Библии. Читаем: «Вначале сотворил Бог (Элогим) небо и землю». (Быт. 1:1)  Одним из очень важных фактов касающимся имени Элогим, есть то, что это существительное множественного числа. Окончание “им” является признаком множественного числа. Интересно, что существует и единственное число этого слова, а именно Элоа(г). Эта форма встречается в Библии  более чем 50 раз, в основном в Книге Иова.  Следующим интересным фактом связанным с имением Элогим является факт, что хотя эта форма множественного числа, за ней почти всегда следует  глагол, стоящий в единственном числе (Бог, т.е. Элогим, мн. число, а глагол ”сотворил" – в ед. числе). Вот как раскрывает в своих  радиопередачах известный проповедник и библеист Дерек Принс: «Форма множественного числа Элогим выражает полную сумму всего, что является или относится к Богу. Эта мысль выражена в Новом Завете в «Послании к Римлянам», где апостол Павел говорит: "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира, чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны" (Рим.1:20). Апостол также говорит, что существуют определенные аспекты Бога, которые проявлены в творении. И он называет их “невидимое Его”, определяя это, как “вечную силу и Божество”. Это и есть то, что значит слово Элогим - “Божья вечная сила и Божество”.

Удивительный факт, но слово Элогим применяется в Библии и к ангелам, и к человеческим судьям, и к человеческим владыкам (Исх. 22:9, Пс. 8:6, 81:1). Только по той причине, что слово Элогим сопряжено с атрибутами, свойственными Богу, такими как сила, величие, праведность, справедливость, вечность, небесное существо - суммарное значение этого слова выражается одним словом - “божество”».

Продолжая разбирать эту тему вместе с Дериком Принсем, прочтем стих из «Книги Второзаконие» 6:4, который евреи называют ШИМА - доктринальное положение веры Израиля: “Слушай, Израиль: Господь Бог наш - Господь Един есть”. Интересно, что это предложение  построено только из четырех слов. И еще более интересным есть то, что три из этих четырёх слов являются по форме множественным числом. Единственное слово, которое в единственном числе, есть слово: «Един». Итак, мы видим здесь опять парадокс соединения единства и множественности в откровении природы Бога. Одним из способов понять это есть знание того, что  на иврите существует два  различных слова, означающие «один». Первым словом есть “яхид” (יחיד) - единственный, единородный и другое слово “эхад” (אחד) - Единый. Слово “яхид” означает то, что совершенно единственно и уникально. Например, в Книге Бытия Господь говорит Аврааму: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака». (Быт.22:2). Здесь употреблено слово “яхид”, потому что у Авраама был только один сын. В Псалме 25:16 псалмопевец говорит: "Я одинок и угнетен..." Здесь также есть слово “яхид”. А вот слово “Эхад” означает единство, состоящее из некоторого числа элементов. Так, например, во 2 главе Книги Бытия, Бог рисует природу брака и единства Адама и Евы, говоря следующее: "Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут одна плоть". (Здесь слово одна передано словом “эхад”). Слово эхад употребляется там, где два предмета объединяясь, формируют один. Итак, эхад означает единство более чем одного предмета. Все эти стихи помогут нам понять вид единства, представленного словом “ЭЛОГИМ”. Это совершенное единство, но содержит в себе больше, чем одно. Например, есть в Библии места, где эта проблема ясна. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его.» (Бытие 1:26,27). И  после того как согрешили Адам и Ева и потеряли право жить в Эдемском Саду, мы читаем дальше следующее: «И сказал Господь Бог: Вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло...» ( Быт. 3:22), слово Нас написано с большой буквы, а это значит, что речь идет о Боге. Итак, существует единство и множественность в природе Бога. Еще одним интересным текстом является Книга пророка Исаии 6:8, где Исаия имел видение Господа. Вот что он говорит: «И услышал я голос Господа, говорящего: Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: Вот я, пошли меня!» Здесь говорит Бог, а Он употребляет как единственное число, так и множественное. Он говорит: «Кого Мне послать? Кто пойдет для Нас?» Иисус в своей молитве просит Отца Своего о том, чтобы Его ученики были так же ЕДИНЫ (Эхад - Одно), как и Он с Отцом ЕДИН (Эхад - Одно) (Ин 17:11,21-23). Учеников Христа  множество, Отец и Сын – ДВОЕ, и всё тем не менее – Эхад – Одно. Итак, на протяжении всей Библии мы находим захватывающий парадокс, который заключается в том, что Божия Единица или единственное Божье состоит из более чем одного.

Давайте рассмотрим  слово в Библии «ИЕГОВА», которое  пишется в виде четырех согласных из гебрайского (Иврит) алфавита. Со времен второго Храма это Имя никогда не произносится евреями. Оно является для них величайшей святостью. И где только это имя встречается в Библии, они при чтении заменяют его другим. Обыкновенно они заменяют его именем АДОНАЙ, которое значит Мой Господь. Адон значит Господь. Имя Иегова представлено в языке 4 согласными. Желая произнести это слово, мы должны сами поставить гласные. Как в английском, так и в русском переводе слово Иегова заменено в Библии везде словом Господь. Таким образом, мы видим, что существует некоторая тайна вокруг этого Имени. А теперь давайте посмотрим на объяснение имени, которое Сам Господь дал Моисею в Кн. Исход 3:13.15. Господь сказал Моисею идти обратно в Египет и освободить Израиль. Тогда Моисей спрашивает (ст. 13-15): «И сказал Моисей Богу: Вот я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам". А они скажут мне: Как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Иегова). И сказал: Так скажи сынам Израилевым: Сущий послал Меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: Так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот Имя Мое на веки и памятование о Мне из рода в род.»

Итак, имя Бога: Я есть Сущий. Но в оригинале Имя Бога звучит: «Я есмь, Кто Я есмь», и правильней переводить это Имя нужно в третьем Лице: «Он есть, Кто Он есть». А это вероятно, и согласуется с формой Ягве, т.е. Он есть или Сущий. Впервые это имя появляется в Библии в тот момент, когда Бог создал человека: «Иегова Бог создал человека из персти земной, и вдунул в ноздри его  дыхание жизни, и человек стал душею живою» Бытие 2:7 (перевод арх. Макария). Бог как личность открывает Адаму Свое Имя, для чего? Во-первых, чтобы Адам мог общаться, слышать голос Иеговы, и во-вторых, только личность может общаться с личностью, а как мы уже говорили, имя - открывает сущность. Подводя итог, нам нужно запомнить, что Элогим - это имя Единого Бога - Творца вселенной, тогда как Иегова - это личное имя Бога, которое встречается впервые в истории сотворения человека. Личностный Бог сотворил личность человека для личного общения. Имя Бога – вечное, неизменное, заключающее в Себе и прошлое, и настоящее, и будущее, связанное с глаголом быть.

Мы должны помнить, что как «Иегова», так и «Яхве» — это заведомо искусственные реконструкции, заменяющие собой нечитаемую Тетраграмму, так чем же, в таком случае, они лучше замены в виде слова «Господь», которое во многих переводах Библии используется вместо непроизносимого Тетраграмматона? И кому пришла такая дерзкая мысль назвать свою организацию именем Бога?  У простого человека возникнет вопрос: «А что же было после первых христиан? Где же тогда была истинная церковь? И где было ваше общество? Ведь прошло более 18 веков!» Но и на этот вопрос вы получите моментальный и подготовленный ответ: «После смерти апостолов к концу первого века н.э. развилось великое отступничество, приведшее к пародии на христианство, от которого со временем произошла Римская Католическая Церковь. Тем не менее, Свидетели говорят, что всегда были “истинные” христиане на земле, начиная от смерти последнего христианского апостола вплоть до дней Чарлза Тейза Рассела с его товарищами, кто твердо придерживался первоначального учения Христа и его апостолов» (Барбара Андерсон “Судный День Должен Подождать”).


Догмат ОСБ о Кресте

Единственной  сектой, отрицающей  распятие Иисуса Христа на Кресте, является организация «Свидетелей Иеговы». Руководство «Общества Сторожевой башни» ссылается на следующие тексты Священного Писания: "Бог отцов наших воскресил Иисуса, которого вы умертвили, повесив на древе" (Деян. 5:30). "Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились" (1 Петр.2:24). "Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе" (Гал.3:13). Из приведенных выше библейских стихов мы, однако, можем сделать только тот вывод, что крест, на котором совершалась казнь через распятие, был изготовлен из дерева.

Многочисленные места Нового Завета, говорящие о Христовых страданиях, свидетельствуют о том, что именно на кресте был распят Господь. Да и сами сектанты в течение многих десятилетий считали так же. Ранние издания "Общества Сторожевой башни" содержали упоминания и изображения крестной смерти Спасителя. Но «...начиная с номера от 15 октября 1931 г. на обложке "Сторожевой Башни" больше нет изображения креста и короны. Несколько лет спустя народ Иеговы впервые узнал о том, что Иисус Христос не умирал на Т - образном кресте. 31 января 1936 года брат Руттерфорд представил семье бруклинского Вефиля новую книгу "Riches" ("Богатства"). В частности, на 27 странице в ней говорилось: "Иисус был распят не на деревянном кресте, который представлен во многих изображениях и картинах, и изображения которого люди делают и выставляют напоказ; Иисус был распят, пригвожден ко древу» (Ежегодник Свидетелей Иеговы за 1975 год, стр.  148-149).

По их мнению, Библия показывает, что «Иисус был казнен вовсе не на привычном кресте, но, скорее, на простом столбе или «стаурос». Это греческое слово, употребленное в Матфея 27:40, прежде всего означало простой вертикальный брус или столб, какие используются в фундаментах зданий. Таким образом, крест никогда не был знаком истинного христианства» («Сторожевая Башня», 15 ноября 1992 г., стр. 7).

Слово "stauros", однако, имело несколько значений: кол, как орудие пытки или казни, особенно для рабов, на который сажали преступника или к которому пригвождали его; и крест (Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. М., 1991, стр. 1150). Неопровержимые доказательства о казни именно на кресте мы можем прочитать у известных историков. Историк Полибий, повествуя о восстании наемников в Карфагене, упоминает также и о том, что их начальник Спендий был распят именно на кресте («Всеобщая история». С.-Пб., 1994, том 1, стр. 200). Иосиф Флавий рассказывает о том, как хасмонейский царь - первосвященник Александр Яннай (103 - 76 г.г. до Р. Х.) подавил мятеж во время гражданской войны: "...он приказал, чтобы восемьсот из них (мятежников) были распяты на крестах посреди города..." (Цит. по Сантала Р. Указ. соч. стр. 198).

Многочисленные  результаты раскопок подтверждают, что крест является столь же древним символом христианства, как и рыба.

Но вот версия  распятия в ОСБ описывается так: "Его руки положили одну на другую и удерживали до тех пор, пока острие не вонзилось и, проткнув плоть, не угнездилось в дереве. Кровь едва успела окрасить его руки красным, как другой гвоздь был вбит в его ноги. Затем столб подняли, пока, наконец, его тело всем своим весом не повисло на этих двух гвоздях." (Watch Tower. New York. 1965. 1 апр. стр. 211).

 Здесь можно вспомнить слова апостола Фомы: "...если не увижу на руках Его ран от гвоздей..." (Ин.20:25), которые свидетельствуют о наличии ран на руках Господа, нанесенных не одним, но несколькими гвоздями. Слово "o elos" - "гвоздь", стоит в приведенном месте Евангелия во множественном числе "tonelon". Таким образом, в каждую руку было забито по одному гвоздю. Удивительно, но авторы Библии «Перевод нового мира» пропустили этот момент и перевели так же, что теперь является противоречием их учения.

Боязнь Креста Господня, как и упоминание о нём кроется в словах апостола Павла: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия» (1 Кор. 1:18). И если только слово о Кресте уже сила Божия, то сила самого Креста – «гибель дел сатаны».


Догмат ОСБ о 144000 праведников

Одним из главных заблуждений Свидетелей Иеговы является точное и определенное число людей, которые будут царствовать с Иисусом, это 144 тысячи (Откр.14:1). Из проповеди старейшины, который рассказывал, почему простым наблюдателем нельзя вкушать символическое тело и кровь (белый круглый хлеб, похожий на мацу, и несколько бокалов с вином) стало понятно, что все места в их царствии уже предопределены. Статистика такова: 9 миллионов Свидетелей в эту ночь вспоминают этот праздник, и только 8 тысяч с небольшим вкушают хлеб и вино, считая себя достойными. Это те, которые входят в число 144 тысячи праведников. Интересно поинтересоваться, какими же заслугами эти люди включили себя в это число?

 Конечно, и для остальных найдется кусочек рая, но уже на земле и со всеми удобствами, «всё включено». Вот она главная мотивация, не только для Свидетеля, но и для любого человека, это - земля! Человеку нужно просто пообещать кусочек земли. Но этот девиз не нов. Вспомните 17-е годы прошлого столетия, большевики использовали этот метод в декрете о земле, вся власть советам, земля крестьянам, заводы рабочим. Какое счастье, что Ленин не познакомился с Расселом, это была бы гремучая смесь. Но схожесть, как мы видим, есть: тут диктатура пролетариата, там диктатура команды Сторожевой Башни.

Но вернемся к числу избранных 144 тысячи, посмотрим для начала в Откровение Иоанна Богослова:  «Кто эти избранные? Это девственники, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел» (Откр. 14:4). Но если мы захотим узнать подробней о них, читаем  раньше в главе 7 стих 4: «144 тысячи из всех колен Израилевых», по 12 тысяч из колена, но, кто из вас, господа дорогие, принадлежит хоть к одному колену Израиля? Может, кто- то скажет, что в роду у него прабабушка была еврейкой, но и это не дает нам право называться запечатленными, мы должны быть девственниками от рождения – раз, и идти за Иисусом, куда бы Он ни пошел, – два. Так что же для нас вовсе нет спасения? Читаем дальше. Святой Иоанн Богослов видит: «Великое множество людей, которое никто не мог пересчитать, из всех племен и колен, и народов, и языков, стоит перед Престолом в белых одеждах… Кто эти люди, - спросил его один из старцев, - и сам дает ответ, - это те, кто пришли от великой скорби и омыли одежды свои Кровию Агнца, Иисуса Христа». (Откр.7:9-14)

О, великая радость для вас и для нас! У нас есть шанс прийти всем труждающимся и обременённым, и Кровию Иисуса Христа убелить свои одежды, и встать перед престолом Бога Отца. И отрет Бог всякую слезу с очей наших (Откр.7:17). Но об этой радостной вести никто не проповедует, ведь выгодней держать рабов в полутьме.

Когда на одной из встреч с иеговистом я показал ему стихи из Откровения о великом числе из разных племён и народов, стоящих у Престола, и обнадежил его в том, что и он сможет попасть в это число; его глаза открылись широко в недоумении, у него не было готового ответа на это, но через минуту, он все-таки ответил: «Я не достоин царствовать с Иисусом,  мне достаточно обещанной земли и здесь». Но его  неожиданное «покаяние» все равно меня порадовало.


Догмат ОСБ об Иисусе Христе

Христология Свидетелей Иеговы. Однажды Иисус спросил своих учеников: «…за кого почитает Меня народ? Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес, Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня?» ( Лук 9:18-20). Этот вопрос актуален и сегодня - Кто  для нас Иисус Христос? Мы так же услышим разные ответы: для кого-то Он – великий человек, для других - пророк, для третьих Он - Бог, а для кого - то и архангел Михаил. Каким же  образом смог архангел Михаил стать Сыном Божиим?  Ответ мы находим в брошюрах ОСБ: «До того, как Иисус пришел на землю, он жил на небе и был духовной личностью. Иисус – первое творение Бога» (Брошюра “Что от нас требует Бог?”, 1996, стр. 6). «Иисус Христос заслуживает чести, потому что он - главный ангел Иеговы, или архангел» («Сторожевая Башня», 1 февраля 1991, стр. 17). «Иисуса Христа, который, как мы понимаем из Писаний, является Михаилом архангелом» («Сторожевая Башня», 15 февраля 1979, стр. 31).

Давайте прочитаем стихи из Библии, где говорится о Михаиле архангеле: "Но вот Михаил, один из первых князей" (Дан.10:13); "Михаила, князя вашего [народа Даниила]" (Дан.10:21); "Михаил - князь великий, стоящий за сынов народа твоего [Даниилова]" (Дан.12:1); «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: „да запретит тебе Господь“» (Иуд.1:9). И участник небесного сражения, когда "Михаил и Ангелы его воевали против дракона" (Отк.12:7).

Ни один из этих стихов не указывает на то, что Иисус Христос назван архангелом Михаилом, так же нет и малейшего намека на то, что Христос и Михаил - это одна и та же личность. Разбирая всего лишь один стих из послания Иуды, мы видим, что архангел не мог запретить дьяволу сам, в то же время на протяжении всего Евангелия мы видим, как бесы повинуются Иисусу Христу (Мк.1:23-27). Но если это архангел Михаил, разве бесы  не узнали бы его? Они называют Христа: "Святой Боже, Сын Всевышнего".

По отношению к Иисусу Христу в древнегреческом тексте стоит слово "κυριος" – Господь, и даже сам архангел говорит сатане: «Да запретит тебе Господь (κυριος). Отсюда делаем вывод, что архангел запрещал сатане именем Господа Иисуса Христа.

Вывод: Иисус Христос не может быть ни ангелом, ни архангелом, ни другой какой силой, только Сыном Божиим. А стихи, где пророк говорит об  Иисусе Христе, как о Боге, полностью разрушают христологию ОСБ (Евр.1:8-9).


Переводы Библии

Переводов Библии было очень много; по информации Германского Библейского общества Библия полностью или частично переведена на 2377 языков народов мира, полностью издана на 422 языках.

В 382 г. Иероним Стридонский перевёл Ветхий Завет с греческого на латинский; в переводе Ветхого Завета Иероним основывался на Септуагинте. Этот перевод стал известен как Вульгата — Editio Vulgata. В 405 г. великий просветитель Армении — святой Месроп Маштоц вместе со своими учениками перевёл всю Библию на современный тогда армянский, ныне древнеармянский язык (грабар), который поныне является официальным языком Святой Армянской Апостольской Церкви. За высокие литературные достоинства армянский перевод называют «царицей переводов». В 1380 г. профессор Оксфорда Джон Виклиф сделал первые рукописные переводы Вульгаты на английский язык. В 1517 г. Мартин Лютер — идеолог Реформации, — сформулировал свои знаменитые 95 тезисов и перевёл Библию на немецкий.

В IX веке Библия была переведена на язык, понятный восточным славянам. Перевод был предпринят братьями-миссионерами Кириллом и Мефодием. В XV веке архиепископ новгородский Геннадий поставил задачу собрать книги Священного Писания в единую Библию на славянском языке. Он организовал поиск частей славянской Библии по монастырям и соборам. Часть книг найти не удалось, и их перевёл с латинской Вульгаты доминиканский монах Вениамин. Экземпляр Геннадиевской Библии сохранился до наших дней. По указу императрицы Елизаветы в 1751 году была издана тщательно исправленная церковнославянская Библия, так называемая «Елизаветинская», текст которой был сверен с древним греческим переводом — Септуагинтой. В 1876 г. по благословению Святейшего Правительствующего Синода был издан полный русский перевод Библии. Будучи авторизован высшей церковной властью Русской Православной Церкви, он получил название “Синодального”.

Отдельно остановимся на переводах, на которые ссылается ОСБ. Это переводы Павского и архимандрита Макария (Глухарева). Чем же заинтересовали эти труды великих православных деятелей организацию, которая считает православную Церковь поклоняющуюся идолам? Ответ лежит на поверхности, дело в том, что отец Герасим Павский, а затем и архимандрит Макарий, переводя Ветхий Завет, вместо Тетраграмматона поставили личное имя Иегова, что вполне устраивало ОСБ, так как в своем учении они проповедуют поклонение только этому единственному имени Бога. Вот что  пишет ОСБ: «Библия Макария пролежала в безвестности до 1993 года. В том году были обнаружены старые журналы «Православное обозрение» с текстом этой Библии; эти журналы хранятся в отделе редких книг Российской национальной библиотеки. Свидетели Иеговы осознали, как важно сделать эту Библию доступной массовому читателю. Российская национальная библиотека разрешила Управленческому центру региональной религиозной организации Свидетелей Иеговы в России снять копию с перевода Макария, чтобы подготовить его к изданию» («Сторожевая башня», 15 декабря 1997, стр. 27).

«Заказчику» просто нужна была поддержка официального органа Российской Национальной Библиотеки. И заручившись их поддержкой, они издают перевод Макария. Но конечно, и там поработала рука организации. Никому и в голову не могло прийти, что можно исправить уже готовый материал, приближая его под свое учение. Обман раскрылся, когда сравнили оба эти перевода. И опять организация не взяла вину на себя, промолчав, и просто убрала этот перевод со своих полок.


Перевод  ОСБ

В своей кандидатской диссертации Дмитрий Евменов пишет: «Каждая секта, искажающая Божественные истины, но при этом прикрывающаяся авторитетом Библии, рано или поздно встает перед необходимостью исказить слово Божие, чтобы привести его в соответствие со своим ложным учением. Наиболее простой способ здесь заняться переводческой деятельностью. По этому пути и пошли "Свидетели Иеговы". Некоторое время назад "Общество Сторожевой башни" разработало свой собственный искаженный перевод Библии, так называемый "New World Translation of the Holy Scriptures" ("Новый Всемирный Перевод Святых Священных писаний"). Имя переводчика в издании не указано. Впервые этот "шедевр" лингвистики был опубликован в 1950 году, а затем несколько раз пересматривался. Окончательный вариант издавался в 1961 году на английском языке, а в 1963 году на немецком. Распространение его продолжается доныне огромными тиражами. Многие места Священного Писания в этих изданиях подверглись сильному искажению. Членами "Комитета перевода Нового мира" являлись Фредерик Френц, Натан Норр, Альберт Шредер и Джордж Гэнглас, но их имена хранились в тайне, видимо, для того, чтобы скрыть полное отсутствие у членов комитета сколько-нибудь серьезного богословского образования. Никто из членов его, за исключением Фредерика Френца, никогда не изучал библейские языки. Френц был председателем комиссии и имел за плечами двухлетний курс греческого языка в Университете Цинциннати (который он так и не окончил). Еврейский язык он учил самостоятельно» (Д. Евменов, История создания и учение ОСБ (кандидатская диссертация, ПСТБИ, декабрь 1998 г.).

Однако прежде всего издание «New World Translation of the Christian Greek Scriptures» знаменательно тем, что в нем 237 раз употреблено имя Иегова там, где в греческих рукописях значится либо слово Κύριος (Господь), либо слово Θεός (Бог). По утверждению Общества Watch Tower, это имя восстановлено во всех тех местах, «где оно должно стоять в Священном Писании». Чем же обосновывает свое утверждение Общество Сторожевой башни? Прежде всего оно ссылается на Papyrus Fouad Inv. № 266, опубликованный в 1944 году В. Г. Уодделом (W. G. Waddell) в «Журнале теологических исследований» («Journal of Theological Studies», т. 45, стр. 158-161). Этот папирус Септуагинты, относящийся примерно к I веку до н. э., содержит вторую половину книги Второзаконие, и в нем сохранено написание четырехбуквенного имени Бога — Тетраграмматона — во  всех местах, где оно значится в еврейском тексте, тогда как в позднейших рукописях Септуагинты Тетраграмматон при переводе заменялся греческим словом  Κύριος (Господь). [Напомним, что в Ветхом Завете всегда присутствовал нечитаемый Тетраграмматон. В Новом Завете - никогда].

Отсюда Общество Сторожевой башни делает вывод, что во всех греческих переводах  Ветхого Завета вплоть до II века н. э. значился именно Тетраграмматон, а не греческое слово  Κύριος.

Для того чтобы получить свой желаемый результат, переводчикам Сторожевой Башни нужно было изменить смысл Евангельских стихов, где прямо говорится о Божественной природе Иисуса Христа. Для сохранения своего учения они не побоялись изменить СЛОВО БОГА!

Когда на собрании в «зале царств» я высказал мои сомнения в правильности перевода старейшине собрания, сказав, что это больше похоже на толкование, а не на перевод, замявшись, но все с той же неразлучной улыбкой, он сказал, что есть брат, который как раз занимается  переводами  и он тоже нашел небольшие несоответствия в переводе, и что они об этом написали в главный штаб, откуда скоро  и придет разъяснение. Сам «свидетель» не может понять, что имели в виду переводчики, когда добавляли или отнимали от Божественного Слова.

Но каждый переводчик старается не подгонять текст под уже готовое учение, а наоборот, старается донести Слово Божие в неизменном виде. Ведь во многих языках одно и тоже слово и пишется, и говорится по-разному, поэтому у переводчика должно быть как богословское образование, так и знание языка, а как можно доверять человеку, который, не зная греческого алфавита, заявляет о своем толковании Библии, которое превозносит выше самой Библии. Вот свидетельство современника Ч. Рассела Дж. Дж. Росса: «Пастор Рассел никогда не имел рукоположения и не принадлежал ни к одной церкви. Ни в одной евангелической церкви на американском континенте или в любой другой стране, где слышали о нем и его взглядах, ему не дали бы места на кафедре. Тысячи людей считают его религиозным фокусником самого худшего сорта, который, подобно самарянскому волхву, обогащается за счет чужого невежества. Много лет назад он присвоил себе звание "пастора", и на этом основании многие решили, что он - полноправный служитель Евангелия» (Дж. Дж. Росс. Некоторые факты о самозваном «пастыре» Чарльзе Т. Расселе. Центр Апологетических исследований, СПб).

После выхода этого «памфлета» в свет Рассел подал на Росса в суд за клевету. На судебном разбирательстве, которое состоялось на следующий год, Рассел был уличен в лжесвидетельстве. В ответ на вопрос советника Спонтона, адвоката Росса, знает ли он греческий язык, "пастор" ответил: "О, да!" Когда ему предложили прочесть верхнюю часть страницы Нового Завета на греческом языке, он даже не сумел назвать ни одной буквы, и, в конце концов, признал, что греческий язык ему не знаком. Поскольку Рассел утверждал, что имеет рукоположение от общепризнанной религиозной организации, Стонтон потребовал ответа и по этому пункту задав, в конце концов, Расселу прямой вопрос: "Итак, Вы никогда не были рукоположены епископом, священнослужителем, пресвитерами, советом или кем-либо из живущих?" После длительной паузы Рассел ответил: "НЕТ".


Некуда идти

В этой главе хочется  рассказать о людях, которые желают уйти из замкнутого круга, но, к сожалению, это удается не всем. Помутненный разум, ослабевшая воля и фраза, которая как меч пронзает сердце: «Тебе некуда идти» останавливает практически любого свидетеля Иеговы. Но есть методы, разработанные удивительным человеком, который сам был вовлечен в тоталитарную секту Муна, но смог выйти из неё. Теперь он помогает  другим. Имя его Стив Хассен.

Создав центр, он разработал методы по извлечению адепта из культа. Все это Стив описал в своей книге «Освобождение от психологического насилия». Ценность этой книге придает изложение новых методов помощи тем, кто пострадал от наиболее тяжелых форм психологического насилия и тем, кто хочет им помочь.

Декан Бостонского университета Роберт Уотте Торнбург оставил свой отзыв об этой книге: «Новая книга Хассена ясно, точно, с обширными личными примерами и без  всякой истерии излагает лучший анализ контроля сознания, используемого всеми деструктивными религиозными группами. Он предлагает семьям и профессионалам четкие рекомендации, показывая, как они могут получить помощь и справиться с этими  человеческими трагедиями. Абсолютно необходимый инструмент для тех, кто работает со студентами, для духовенства и других людей, сталкивающихся с деструктивными культами» (Стивен Хассен. Освобождение от психологического насилия. Прайм-Еврознак, СПб, стр. 1).

Вот что рекомендует Хассен: «Лучшее время для действий наступает тогда, когда член культа сомневается в непорочности вовлекшей его доктрины, когда он разочарован, измучен и поэтому готов просто уйти. Мини-взаимодействия предназначены усилить сомнения адепта, вернуть ему чувство реальности с помощью семьи и друзей. ПСВ - поступательный процесс, делающий более эффективными каждый телефонный звонок, письмо и визит. Каждый раз, когда мы взаимодействуем с членом культа, задаются вопросы, на которые даются ответы, предоставляется заранее собранная информация».

Основная проблема ухода человека в «край далекий» по мнению многих психологов -это отсутствие любви. Фобии возникают именно от её отсутствия. Ведь «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви» (1 Ин. 4:18). Поэтому для того, чтобы начать работать с культистом, нужно для начала просто его полюбить. Будь это ваш родственник или просто бывший друг, это сейчас не имеет значения.

Проявляя бескорыстную любовь, адепт может довериться вам, а это только первый шаг. Сколько еще нужно сделать таких шагов, неизвестно. Но если вам небезразлична судьба этого человека, то не останавливайтесь. Фраза – «некуда идти» должна преобразиться в – «нам есть куда идти». В одноименной книге бывшего старейшины секты ОСБ «Некуда идти» Станислав Ковтун подробно описывает тот «ужас», который царит в Организации и в душе каждого Свидетеля Иеговы, но разоблачая организацию, он показывает, что выход есть.


Выход есть

Незадолго до смерти А. С. Пушкин писал: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным  обстоятельствам жизни... Сия книга называется Евангелием, и такова ее вечно-новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие» (Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. Том VII, М.-Л., 1949, стр. 443). И если мы хотим узнать что-нибудь о Христе, мы должны искать это в Библии. Но «разве течет из одного источника соленая и сладкая вода?» (Иак. 3:11) 

Разбирая отрывки из Ветхого и Нового Заветов, мы доподлинно узнали, что истинный источник - это первоисточник. Все, кто проходят мимо Него, «суть воры и разбойники» (Ин. 10:8). Но как заградить уста нечестивца? Как можно остановить богохульствующего? Пройти мимо и промолчать, а, значит, постыдиться Святого Евангелия? Но не Сам ли Иисус предупреждал нас: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придет во славе Своей и Отца и Святых Ангелов» (Лк. 9,26). Но можем ли мы, сами не зная Евангелия, не имея при себе «меча духовного», вступать в дискуссии или полемику с адептами той или иной секты? Не сразят ли они нас своим знанием Библии, не очаруют ли своей улыбкой? Ну, а если вы попадете на их собрания, то,  увидев «настоящую любовь первых христиан», не соблазнитесь ли вы? Ведь даже сатана может принять вид светлого ангела. Как отличить тьму от света?             

 Почему многие уходят от Христа, пишет в своей биографической книге «Кризис совести» Реймонд Френц (Бывший член центрального исполнительного органа ОСБ, ее Руководящего совета): «Иисус был убежден, что его овцы «знают его голос». Он был уверен: «За чужим они никогда не последуют, но убегут от него, потому что не знают голоса чужого» (Иоанна 10:4, 5). Писание знакомит нас с «голосом» истинного Пастыря, помогает нам распознавать его среди всех остальных голосов… Как вчера, так и сегодня во многих странах мира немало людей покидало и покидает традиционные религиозные объединения по одной причине: в проповедях своих церквей прихожане не слышат голос Доброго Пастыря, не слышат освежающих и успокаивающих слов, а, напротив, слышат пронзительный призыв к полной покорности человеческим авторитетам. Слышимый ими «голос» больше соответствует предупреждению, которое Иисус оставил для своих учеников» (Реймонд Френц, Кризис совести, стр.16).

 Для твердости нашей веры мы должны быть не просто слушателями Евангелия, но и делателями. Вот как говорил апостол любви митрополит Антоний Сурожский: «И нам, верующим, нам, которые встретили Бога и Христа, надлежит таким светом сиять, излучать такой свет, не обязательно слепящий. Он может быть тихим светом малой свечки, который составил бы существо Церкви, ее настоящую природу» (Антоний Сурожский, «О церкви»).

Значит наша главная задача в этой жизни встретиться со Христом, найти Его любой ценой,  хотя Он не далеко от каждого из нас: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Аминь» (Откр.  3:20).

«И, как новорожденные младенцы, возжаждите чистого словесного молока, чтобы благодаря ему вам возрасти к спасению, если только вы вкусили, что Иегова добр. Приходя к нему, камню живому, хотя и отвергнутому людьми, но избранному и для Бога драгоценному» (1 Петра 2:3; Перевод нового мира).

«Камень живой… отвергнутый людьми», который упоминается в этом стихе, — несомненно, Иисус. Это удивительное свидетельство самих Свидетелей, а значит, надежда есть.