Свидетели Иеговы

«Слово Господа не утверждает суда старейшин или кого-то еще…

Это явилось бы возвратом к временам средневековой инквизиции»

(Чарльз Рассел, 1909 год, «Новое творение»)

«Лишение общения – жестокая практика Свидетелей Иеговы» - под таким заголовком в сентябре 2015 года вышла специальная статья в  австралийском издании «The Gleaner».

Однако, лишение общения – это не только практика, но и основополагающий догмат Общества Сторожевой Башни, наравне с такими учениями как «144000» или «Армагеддон».

История этого догмата нелепа и трагична.

Свидетели Иеговы

После смерти второго Президента ОСБ Джозефа Рутерфорда, его ближайший соратник и идеолог организации Фредерик Френц (на фото), всегда вынашивавший идеи сильной, авторитарной власти, привел в движение механизмы, наглухо захлопнувшие монолитные ворота Сторожевой Башни от какого-либо внешнего влияния. В 1944 году («Сторожевая Башня» за 15 мая, стр. 151) в жизнь Свидетелей Иеговы вошла система т.н. правовых комитетов – религиозных судилищ. Но лишь в 1952 году практика «лишения общения» приняла окончательные формы, антиконгрегационную основу, когда изгнание стало привилегией ограниченной группы назначенных старейшин, без привлечения общины («Сторожевая Башня» за 1 марта, стр. 147).

При основателе организации Чарльзе Расселе ничего подобного не происходило. Более того, Рассел не сопротивлялся плюрализму внутри своей религии и считал вполне нормальным явлением несогласие рядовых членов с каким-либо учением или пониманием. Единственное, с чем не соглашался Рассел, так это с ревизией учения о выкупе (искуплении). Хотя с 1904 года он и начал развивать догмат об отлучении или «лишении общения», но его выводы носили философский характер.

В журнале «Сторожевая Башня» за апрель 1887 года (стр. 923, годовая подшивка) Рассел писал: «Подобно церквям Рима, их религиозные лидеры сегодня оказывают давление, пытаясь сдерживать поиски истины в сектантских границах. Намекая на негативные последствия отлучения, они призывают своих служителей и учеников не заниматься непрестанными поисками истины, но принять голос своей секты как непогрешимый».

Иными словами, Рассел рассматривал процедуру лишения общения, как сектантский кнут, который не несет никакой положительной нагрузки, кроме как устрашения и удержания в кабале церковных догм.

При Рутерфорде уже начались открытые гонения на противников новой религиозной власти, однако и он рассматривал жесткие санкции по отношению к неугодным как происки сатаны. В «Сторожевой Башне» за 1 октября 1930 года (стр. 301) он писал: «Сатанинская организация шествует под громким именем Христианство. Она хвастается членством более 500 000 000 человек. Её члены пребывают в рабстве вероучений, обычаев, обрядов и церемоний. Они не смеют отречься от них, а также критиковать или изобличать их. Многие тысячи из народа Господа удерживаются в этих конфессиях словно заключенные, в страхе выразить свое неодобрение вероучений, методов и обычаев организации».

Конечно, Рудерфорд был далеко не либералом, но устроить из организации религиозный концлагерь он был ещё не готов. Выход из Сторожевой Башни был всё ещё возможен. Вопросы недоверия какому-либо члену организации решались всем собранием, то есть в духе библейского стиха из Матфея 18:17. Впрочем, уже тогда некоторые наиболее резонансные дела, как например дело юрисконсульта Общества Олина Мойла, решались корпоративно, без привлечения членов общины, но не влекли за собой катастрофических последствий.

Однако открытость «границ» всегда представляла собой угрозу основам новоиспеченных религий. Развиваясь по всем канонам авторитарного жанра, религиозная элита, постепенно дистанцирующаяся от паствы колючей проволокой «помазания», апостольской преемственностью и интимными отношениями с Богом, обязана защищать свою неограниченную власть от любых происков.

В январе 1947 года отлучение называлось антибиблейской, языческой практикой (фото статьи на англ. языке из журнала "Пробудитесь!" приведено ниже).

Пробудитесь

 Но  вот наступил 1952 год, когда наметившаяся тенденция к изоляции от «злого мира» приобрела реальные очертания. В  журнале «Сторожевая Башня» за 15 ноября 1952 года (стр. 703, годовая подшивка) говорилось:

«Будучи ограниченные законами мирских наций, среди которых мы живём, а также законами Бога, данные через Иисуса Христа, против отступников мы можем действовать лишь до определённой степени, иначе говоря, в согласии с обоими сводами законов. Закон государства и Божий закон во Христе не позволяет нам убивать отступников, даже если они являются членами нашего собственного кровного семейного родства. Однако Божий закон обязывает нас признать их лишенными общения в отношении его собрания, и это несмотря на то, что закон государства, в котором мы живем, обязывает нас согласно некоторым естественным обязательствам, проживать и иметь дело с такими отступниками под одной крышей. Сатанинское влияние через лишенного общения члена семьи будет провоцировать другого члена или членов семьи, которые находятся в истине, присоединиться к лишенному общения в его образе действия или позиции в отношении Божьей организации. Подобные действия приведут к катастрофе».

Сторожевая Башня

Этот очень откровенный опус отвечает сразу на несколько вопросов. Во-первых, очевидно, что система правовых комитетов была введена исключительно с целью удушения любой критики или оппозиции. Ни о какой чистоте рядов, о чем будут непрестанно вещать «Сторожевые Башни» позднее, пока особо не вспоминали. Авторы журнала сетуют, что не могут убить отступников в физическом смысле, но существует другой рычаг влияния – шантаж. Поскольку проживание с таким человеком под одной крышей может закончиться выходом из ОСБ всей семьи, необходимы репрессивные меры. Этой статьей свободный выход их Общества Сторожевой Башни был наглухо забит, словно крышка гроба.

О часто цитируемом стихе из 1 Тимофею 5:8, где говорится, что «если кто не заботится о нуждах близких, и особенно своих домашних, то он отрёкся от веры и хуже неверующего», авторы данной статьи даже не вспомнили.

Отныне члены семьи, состоящие в организации, обязаны были избегать сына, дочь, мужа, отца, бабушку, дедушку и кого угодно, кто по решению абсолютно чужих для семьи людей (старейшин) должен был рассматриваться как умерший навеки. Точнее, до тех пор, пока не вернется обратно в культ.

«Причина лишения общения в том, что некоторые лица, входящие в это собрание Бога, не любят Христа. Те, кто знаком с ситуацией в собрании, никогда не должны говорить им «привет» или «до свидания». Они не приветствуются в нашей среде, мы должны избегать их. Таким людям не место в чистой организации и собрании Бога. Они должны возвратиться в злое окружение, из которого они когда-то пришли, и погибнуть с этим злым окружением в сатанинской организации» («Сторожевая Башня» за 1 марта 1952 года, стр. 131,134).

Притча о добром самаритянине

Естественно, подобная шоковая терапия «от Иеговы» привела к брожению в собраниях. Иисус учил любить врагов и не мстить. В своей притче он привел пример в самаритянином, кого евреи считали безнадежным отступником. Иисус наглядно показал, что люди, которых вы можете клеймить в качестве отступников, часто готовы проявлять куда больше искреннего милосердия и добра, нежели «братья» в собственной религии.

На фоне библейского гуманизма «Сторожевая Башня» за 1952 год явилась образчиком махрового человеконенавистничества.

Число инструкций, касающихся причин для лишения общения, стало расти словно снежный ком. Лишение общения могло наступить за любой проступок – неважно, существует ли для этого библейская основа, в том числе за участие в праздниках, хотя в Писании по этому поводу говорится однозначно – это личное дело каждого (Римлянам 14: 1-18).

Естественно, лишенные общения по бытовым причинам приняли на себя тот же удар, что и несогласные с учениями. Их тоже лишили родителей, детей и других родственников. ОСБ официально превратилось в карающую структуру, не заморачивающую себя такими пустяками, как поддержка и забота об оступившихся и права человека на личную жизнь. Все это не могло не вызвать диссонанса в душах немалого числа членов организации.

Не удивительно, что варварская практика по лишению общения, обозначенная в 1952 году, в 1974-м была признана неэффективной и антихристианской. В «Сторожевой Башне» за 1 августа 1974 года (стр. 467-469) говорилось: «Старейшины, а также отдельные члены собрания, должны остерегаться проявлений, свойственных некоторым иудейским писателям-раввинам, которые побуждали рассматривать неевреев в качестве виртуальных врагов». 

Подобное «право на ненависть», выраженное в отношении к лишенным общения лицам, авторы журнала называют «бесчеловечным». Далее в статье говорится: «Но что если кто-то, являющийся лишенным общения, впоследствии рано или поздно представит убедительные доказательства прекращения подобной ошибочной практики? Можно ли сказать, что он или она всё еще является блудником или любым иным правонарушителем, вследствие чего он или она считались «закваской» в собрании? Например, лишенный общения из-за блуда молодой человек впоследствии может жениться, растить детей и вести достойную жизнь. Или тот, кто был лишен общения из-за пьянства, может вовсе отказаться от этой привычки или выпивать в умеренных количествах. Благодаря таким изменениям эти лица теперь могут вернуть себе уважение. Они, возможно, еще не пришли, чтобы попытаться официально восстановиться в собрании. Не видна ли разница между ними и теми, кто остается на пути правонарушений, приведших их к лишению общения? Те, кто отходит от неправильных действий, может всё ещё проявлять некоторую признательность за христианские истины, возможно, даже вставая на защиту истинного христианского собрания, в то время как другие говорят против него дурное. Не следует ли уделять должного внимания подобным обстоятельствам, и не должно ли это оказывать влияние на наше отношение как собрания в целом к таким лицам? Безусловно, если бы блудный сын из притчи вернулся домой в нетрезвом состоянии, возможно, волоча за собой свою подругу-блудницу, реакция отца была бы иной. Но отец имел все основания полагать, что сын приближается с правильными мотивами и, вместо того, чтобы подозревать худшее, отец надеялся на лучшее и вышел, чтобы встретить своего заблудшего сына».

Притча о блудном сыне

Поразительно, но именно то, за что критикуют практику лишения общения сторонние наблюдатели, было выражено самими же авторами ОСБ, причем так, что лучше и не скажешь. Действительно, какое право имеют люди проявлять ненависть и осуждение по отношению к тем, о ком они сами же не хотят ничего знать?! В притче про блудного сына отец, олицетворяющий Бога, первым же побежал навстречу заблудшему сыну, не задавая вопросов о его моральных и нравственных характеристиках. Он настолько горел желанием помочь сыну, что готов был отдать все самое лучшее, что у него было. Каким же контрастом на фоне отца выглядят лидеры ОСБ. Они настолько уверовали в то, что человек обязан приползти к ним на коленях, молить о прощении, пройти долгий и унизительный путь восстановлением, что потеряли всякое чувство меры и человечности.

И сами же признали это на страницах журнала за 1974 год!

Но никакой оттепели не произошло. Постепенно, начиная с 1977 года, политика лишения общения стала возвращаться в прежнее русло. В «Сторожевой Башне» за 1 июня 1977 года (стр. 347) членам организации указывалось на недопустимость участвовать в похоронах лишенных общения, так как «христианское собрание не желает запятнать своего доброго имени».

Подобный возврат объяснялся очень просто. В лоне организации зрели процессы, напрямую угрожающие бруклинской власти. Диссидентство росло не только на местах, но и в святая-святых – недавно образованном Руководящем совете. Переломным моментом на пути возврата к прежним догматам можно считать выход статьи в журнале «Сторожевая Башня» за 15 сентября 1981 года (стр. 22, 25; на русском – 1 марта 1982 года, стр. 17), где говорилось:

«Лишением общения Свидетели Иеговы должным образом называют изгнание и последующий бойкот такого нераскаивающегося нарушителя… Простое приветствие может быть первым шагом к беседе и, возможно, даже к дружбе с кем-нибудь. Хотим ли мы сделать этот первый шаг по отношению к человеку, лишенному общения?»

Более того, в том же журнале на странице 27 заявлялось: «Лишенный общения – это лицо, создавшее проблемы для себя и своих родственников».

Таким образом, вина за семейные трагедии, явившиеся следствием «лишения общения», полностью возлагалась на провинившихся перед религиозной властью. Более кощунственного высказывания придумать невозможно!

Получается, что человек, семью которого откровенным шантажом, запугиванием потерей «вечной жизни» и «взаимоотношений с Богом», заставили прекратить с ним всякие контакты, ответственен за подобную вопиющую ситуацию.

МАТЬ, ВИНОВНАЯ ПЕРЕД ДОЧЕРЬЮ ЗА НЕРАСКАЯНИЕ ПЕРЕД ОРГАНИЗАЦИЕЙ

В журнале «Сторожевая Башня» за февраль 2016 года (статьи для изучения; стр. 27) приводится следующий пример:

«Не всегда легко решить, кому нам быть преданными, когда нашего близкого родственника исключают из собрания. Вот что произошло с сестрой по имени Энн. Однажды ей позвонила ее мама, которую исключили из собрания. Мама хотела навестить Энн. Она сказала, что сильно страдает из-за того, что не может общаться с родными. Этот разговор очень расстроил Энн, и она пообещала матери, что ответит ей письменно. После этого Энн еще раз поразмышляла над библейскими принципами… Затем Энн написала маме письмо, в котором мягко напомнила ей, что та сама лишила себя возможности общаться с семьей, поскольку совершила серьезный грех и не раскаялась. "Твоя боль пройдет, только когда ты вернешься к Иегове", — написала Энн».

Иными словами, мать, которой организация перекрыла кислород, настроив даже собственных детей против неё, сама же оказалась и виновата в сложившейся ситуации. Это то же самое, если кто-то возьмет человека в заложники, и в данном преступлении будет обвинена сама жертва. Поистине, более циничного и бесчеловечного отношения к людям и семьям найти в религиозном мире будет достаточно сложно.

Этот же "теократический" пассаж повторен в конфиденциальной книге для старейшин «Внимайте себе и всему стаду» (стр. 104; на фото), которую не имеет права читать ни один член собрания (в настоящее время заменена на книгу "Пасите Божье стадо").

Здесь стоит подумать вот над чем. Согласно письму старейшинам от 23 августа 2010 года, специальная книга для старейшин «предназначена для использования исключительно старейшинами и кто-либо иной не должен иметь возможности прочитать информацию», а ведь теме лишения общения в ней посвящено немало страниц. Систематически в нее вписываются новые указания по данной практике. Если этих указаний недостаточно, то старейшины обращаются в филиал Общества. Если и там нет ответов на вопросы, то запрос поступает в Руководящий совет. Все эти действия производятся тайно, без вовлечения рядовых членов собрания.

Как известно, Руководящий совет принимает решения двумя третями голосов. То есть «божья воля» может состояться только тогда, когда большая часть членов Руксовета проголосует за или против. Например, вопрос о разрешении трансплантации решался целое десятилетие. В итоге введенный в 1967 году запрет на пересадку органов, за нарушение которого следовало неминуемое лишение общения, просуществовал до 1980 года. Получается, все эти годы Иегова жестоко наказывал людей запретом на общение с родственниками, провинившимися в деянии, ставшем 13 лет спустя положительной практикой. Не говоря уже о том, что за все эти годы те, кто отказывался от трансплантации, остались калеками или умерли.

Еще креативней выглядит история с оральным и анальным сексом в браке. Согласно «Сторожевой Башне» за 15 ноября 1974 года (стр. 704) за подобные вещи необходимо было лишать общения. Но в 1978 году «Иегова передумал» и в том же журнале за 15 февраля (стр. 30-32) данные действия сексуального характера перестали числиться в реестре дел, достойных лишения общения. Однако в «Сторожевой Башне» за 15 марта 1983 года (стр. 31) оральный и анальный секс вновь обрели статус преступного деяния со всеми вытекающими последствиями. То есть до 1978 года, тех, кто практиковал в семейной постели подобные сексуальные игры, должны были презирать, потом в течение пятилетки любить, а потом снова ненавидеть. Все это смешно, если бы не было так грустно.

Таким образом, элита ОСБ наплодила неимоверное количество правил и установок самого сомнительного свойства, да еще меняющихся в зависимости от телодвижения двух третей её состава. Однако, в Писании мы находим большое количество примеров, когда апостол Павел или Иоанн произносили обличения публично, перед всей общиной, в том числе в отношении апостола Петра. У ранних христиан не было никаких конфиденциальных манускриптов, тайного судебного комитета или какого-то центрального органа, который бы - опять же тайно от всех - выносил решения по всем самым мелочным вопросам, включая интимные моменты сексуальной жизни супругов, и занимался сортировкой грехов на тяжкие и не очень. Такое просто невозможно представить! И даже основатель движения Чарльз Рассел, судя по словам, вынесенным в заглавие статьи, не нашел в Библии ничего подобного.

Джеймс Пентон с супругой
Джеймс Пентон с супругой

Автор книги «Отложенный Апокалипсис» Джеймс Пентон пишет: «Лишение общения стало грозным оружием. Свидетели с положительной репутацией не должны были разговаривать с лицами, лишенными общения, или даже просто их поприветствовать. В деловых отношениях они должны были касаться их как можно меньше. Когда те умирали, они не должны были присутствовать на похоронах. Для всех намерений и целей лишенные общения были расценены как проклятые навеки».

Чтобы как-то оправдать отсутствующий в Библии термин «лишение общения», в выпущенном в 1984 году «Переводе нового мира с примечаниями» (стр. 1510) давались две ссылки на Писание, в которых встречается слов «изгнание». Правда, если открыть обе приведенные сноски, то все становится еще более запутанней. В Иоанна 9:22 говорится о родителях, которые «боялись иудеев, так как иудеи уже сговорились изгонять из синагоги каждого, кто признает Иисуса Христом». Вторая сноска из Иоанна 12:42: «Многие начальники поверили в него, но из-за фарисеев открыто его не признавали, чтобы не быть изгнанными из синагоги».

Иными словами, сами того не желая, руководители ОСБ, инициировавшие практику лишения общения, идентифицировали себя как последователей фарисеев, для кого изгнание несогласных было поставлено на конвейер!

Начиная со знакового 1981 года статьи журналов и книг выдавали перл за перлом. Например, «Сторожевая Башня» за 15 июля 1985 года (стр. 31) на полном серьезе заявила, что «умышленно отказаться от христианского собрания, значит стать частью антихриста». Судя по логике статьи, никто не имеет права отказаться из «истинной организации», в противном случае их ожидают санкции, предназначенные для антихриста. Паства – это собственность руководства ОСБ, с которой можно поступать как заблагорассудится. Как уточняется в другом номере журнала, «избегать лиц, которые сами отреклись от общения, также является предохранением для христиан от возможных критических, непризнательных или даже отступнических взглядов» («Сторожевая Башня» за 15.09.1988).

В «Сторожевой Башне» за 15 сентября 1988 года говорилось:

«Вспомним о том, что в Законе, данном Богом народу Израиль, было дано распоряжение принимать строгие меры истребления. В некоторых серьезных случаях намеренных нарушителей казнили. После казни никто, даже родственники, не могли больше разговаривать с мертвым правонарушителем».

Но причем здесь древний закон Израиля и «мертвые правонарушители», когда дан новый, совершенный христианский закон? К тому же «казни», о которых говорилось в Ветхом Завете, допускалось осуществлять исключительно прилюдно, после общественного слушания, а не в тайной комнате и в узком кругу.

В «Сторожевой Башне» за 15 июля 1992 года (стр. 9) говорилось о сопутствующих лишению общения чувствах: «Есть еще одно значение слова "ненависть", которое нас особенно интересует здесь. Оно содержит мысль такого сильного чувства неприязни или сильного отвращения к кому-нибудь или к чему-нибудь, что мы избегаем иметь что-либо общее с таким человеком или предметом. В 138-м Псалме об этом чувстве говорится как о „полной ненависти“. Там Давид сказал: "Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистию ненавижу их; враги они мне"».

Но при чем здесь Давид, который в незапамятные времена Ветхого завета орудовал мечом и прочими смертельными орудиями налево и направо? Не лучше ли вспомнить Иисуса Христа и его последователей?

Тот же самый стих Давида приведен и в журнале за 1 ноября 1993 года (стр.19) и из него сделаны следующие выводы: «Некоторые утверждают, что верят Библии, но отвергают организацию Иеговы и активно пытаются препятствовать ее деятельности. Когда они умышленно избирают совершение такого зла, после того как познали, что есть правильно, когда эти злые люди становятся такими закосневшими во зле, что оно становится неотъемлемой частью их личности, тогда христианин должен ненавидеть (в библейском смысле этого слова) тех, кто полностью отдается злу. Истинные христиане разделяют чувства Иеговы в отношении таких отступников и не интересуются отступническими идеями».

Вспомним, что писал основатель данной религии: «Намекая на негативные последствия отлучения, они призывают своих служителей и учеников не заниматься непрестанными поисками истины, но принять голос своей секты как непогрешимый».

Получается, что отказ от учений ОСБ и организации в целом – это наистрашнейший грех, вселенское зло, достойное ненависти и отвращения. Но, как мы уже говорили, Иисус учил диаметрально противоположным вещам. Ни о каком правовом комитете, ни каких родственниках, обязанных отвергнуть изгоя, в Новом Завете нет ни слова. Даже случаи прямого отказа от исполнения правил, изложенных лично апостолами, не могли быть причиной ненависти и бесчеловечности (более подробно разбор библейских ссылок, используемых в литературе ОСБ, - в книге «Свидетели Иеговы: Некуда идти»).

Но для деятелей из Сторожевой Башня гораздо милее закон Моисеев с кровью и жертвами:

«Этой заповедью высшей инстанции во вселенной каждый израильтянин обязывался объявлять судье о тяжелом преступлении, которое он заметил, чтобы дело можно было разобрать. Хотя христиане и не обязаны соблюдать Моисеев закон, но его принципы все еще находят применение в собрании христиан. Поэтому есть случаи, когда христианин обязан объявлять о деле старейшинам. Правда, в некоторых странах запрещено сообщать посторонним, что находится в личных документах. Но если христианин после размышлений и молитвы приходит к заключению, что дело идет о случае, который по закону Бога ему нужно объявить, несмотря на запрещение мирских властей, тогда это является обязанностью, которую он несет перед Иеговой», а точнее перед бруклинским руководством, занимаясь стукачеством на соверующих и родственников, разглашением личной информации ради исполнения  квазирелигиозных установок («Сторожевая Башня» за 1 мая 1990 года, стр. 21).

В журнале «Пробудитесь!» за 8 сентября 1996 года (стр. 26) говорилось: «В Библии христианам заповедуется: «Не сообщаться… и не есть вместе». Разве этот библейский закон жесток и унижает достоинство? Только подумайте: когда закоренелого преступника отправляют в тюрьму за нарушение закона, разве это считается жестокостью и бессердечием?»

Однако, «отправлять в тюрьму» имеют право только официальные гражданские суды на основании открытых и обоснованных решений, а не религиозные группы. К тому же «не сообщаться и не есть вместе» не имеет ничего общего с тем, что практикует ОСБ.

Кстати, совсем недавно бывший министр внутренних дел Финляндии Пяйви Рясянен заявила о необходимости бороться с параллельными государству судебными системами религиозного толка. Это заявление было сделано в связи с тем, что правовые комитеты Свидетелей Иеговы скрывали тысячи случаев педофилии и запугивали жертв (более подробно в статье "Рекорды ОСБ" и других материалах сайта).

И наконец, как можно назвать людей закоренелыми преступниками, если вы не ставите в известность свою паству о причинах изгнания, а затем изолируете её от изгнанных, не давая им возможности знать о реальном положении дел в их жизни. Ведь не так давно, в 1974 году вы же сами писали о том, что изгнанные люди могут вести добропорядочный образ жизни, а их нежелание восстанавливаться в собрании не является причиной для игнорирования и ненависти. Так когда же вы говорили правду – в 1974 году или сейчас?

Как «работает» лишение общения в современной организации, мы можем проследить по свежим номерам «Сторожевой Башни».

Познакомьтесь с абзацами 16 и 17 из журнала «Сторожевая Башня» за 15 апреля 2012 года, стр. 12.

Сторожевая Башня

В приведенном отрывке из 1 Коринфянам, глава 5 нет выражения «лишение общения» и в нем не идет речи о запрете на общение с «исключенными из собрания», тем более со стороны родственников. Все это – плод фантазии авторов подобных статей. И самое главное – в библейских стихах нет и намека на то, что путем откровенного шантажа самых близких людей ставится задача возвращения изгоев в лоно какого-либо культа. Помимо частичного восстановления рядов за счет удержания людей в поле своего влияния, подобная жестокая политика ни к чему не приводит. Шантаж, направленный на пополнение рядов и продолжающийся десятилетиями, не имеет ничего общего ни с Писанием, ни с духовностью. Да и результат от него минимален. Несмотря на бесчеловечные последствия лишения общения в виде разрушения семей, две трети уже никогда не вернутся в свои собрания, не желая переживать заново прежний религиозный опыт. Многие из оставшейся трети возвращаются по той самой причине, которая озвучена в вышеназванном журнале – желание восстановить разрушенную религией семью.

 

 

 

В журнале «Сторожевая Башня» за 15 января 2013 года (стр. 16) дана прямая установка родителям, чьи дети «лишены общения»: «Не ищите оправданий, чтобы общаться с исключенными из собрания членами семьи, например, по электронной почте (1 Кор. 5:11)».

 

Сторожевая Башня

Интересно, что в других изданиях того же самого номера «Сторожевой Башни» приводятся дополнительные уточнения для «непонятливых» родителей. Во французском издании, например, помимо электронной почты фигурируют и телефонные разговоры.

Сторожевая Башня

А в испанском выпуске говорится о недопустимости общения с детьми «по электронной почте, телефону или при помощи текстовых сообщений».

Сторожевая Башня

В этом короткометражном фильме ОСБ, показанном на летних конгрессах 2016 года, лидеры организации официально дают установку родителям ИЗГОНЯТЬ своих детей из дома, если они нарушили внутренние правила и "лишены общения" старейшинами

В книге «Сохраняйте себя в Божьей любви», вышедшей в 2008 году, вопросам контактов с лишенными общения посвящена целая глава Приложений. Ниже вы можете познакомиться с содержимым этой главы, но резюмируя материал, можно сказать следующее. Авторы пишут: ««Нужно ли избегать всякого общения? Да, и на то есть несколько причин… Избегая общения с нераскаивающимся грешником, мы защищаем себя и все собрание от духовного и нравственного осквернения, таким образом не страдает репутация собрания».

Давайте остановимся на этой мысли. Представьте себе детей, которых крестили далеко не на основании их личного выбора (и которых поощряют креститься как можно раньше, при этом клеймя всех, кто практикует крещение младенцев).

Сторожевая Башня

Ребенок крайне зависим от родителей, а также от одобренного родителями окружения в лице старейшин и рядовых членов организации. Их путь ему кажется единственно правильным и он готов исполнить любые команды. Например, в «Сторожевой Башне» за 1 марта 1992 года (стр. 27) авторы журнала с восхищением подают историю Свидетеля Иеговы, которая крестилась в возрасте шести лет: «Я решилась жить в согласии с моим посвящением Иегове. Тем летом я первый раз служила пионеркой». Другой альтернативы для себя шестилетний ребенок не представлял. И просто физически не мог понимать смысл крещения, которое, согласно «Нашему царственному служению» за апрель 1997 года заключается в следующем: «Понимаешь ли ты, что твое посвящение и крещение дают опознать тебя как Свидетеля Иеговы, который связан с руководимой духом организацией Бога?» Иными словами, ребенок «посвятился» не «Иегове», а в Обществу Сторожевой Башни.

Лишение общения

Но ребенок имеет свойство расти, и по мере взросления он начинает размышлять, критически мыслить. Естественно, в этот период задача любого культа купировать самопознание, преподнести любые сомнения в качестве вселенского зла, разрушающего личность. Всё то, что успешно реализуют в своих публикациях авторы ОСБ. Но что если повзрослевшие чада скажут нет прошлому, связанному с данной религиозной средой? Что если они осознают, что вырванные из контекста Писания ссылки и сноски, тиражируемые из журнала в журнал, ничего, кроме идеи поддержания власти кучкой руководителей, не поддерживают.

Итогом политики Сторожевой Башни по удержанию в своих рядах путем неприкрытого шантажа является т.н. «двойная жизнь» молодежи в организации. Молодому человеку, которому мать и отец могут уже никогда не прислать даже sms-сообщение, похоронив его заживо, ничего не остается, как играть в «теократические» игры ради собственной семьи! И такая ситуация для современного ОСБ – ужасающая реальность.

Давайте еще раз вернемся к книге «Сохраняйте себя в Божьей любви»: «Наша твердая решимость придерживаться библейских принципов может даже пойти на пользу исключенному из собрания. Поддерживая решение правового комитета, мы, возможно, затронем сердце грешника, который до этого никак не реагировал на усилия старейшин помочь ему. Лишившись драгоценного общения с теми, кто ему дорог, он, возможно, придет в себя и осознает всю серьезность своего греха, а затем предпримет шаги, чтобы вернуться к Иегове… Общение нужно свести к минимуму. Богобоязненные члены семьи не ищут поводов или оправданий для общения с исключенным родственником, живущим отдельно от них».

Мы вновь видим тот же самый классический трюк, к которому прибегают лидеры ОСБ, заставляя родителей под страхом божьего гнева вычеркнуть детей их собственной жизни до той поры, пока те не вернуться в культ.

Каковы санкции для тех, кто ослушается элиту и продолжит общение с детьми или родителями, которых система изверга, хорошо видно из секретной книги для старейшин "Пасите божье стадо" (стр. 116).


В начале нашей статьи упоминалось об австралийском издании «The Gleaner», опубликовавшее материал под названием «Лишение общения»: жестокая практика Свидетелей Иеговы» (13 сентября 2015 год). Автор данного исследования пишет:

«С помощью практики "лишения общения" организация обесценивает, унижает и изгоняет своих членов. Я узнал, что в случае лишения общения все формы общения с бывшим членом организации попадают под запрет. Милосердие и любовь — пустые слова, сердца покрыты льдом, а афоризм "Пусть тот, кто без греха, первым бросит камень" лишен смысла. Именно здесь религия приобретает то жесткое и убийственное звучание, из-за которого поневоле начинаешь задумываться, не ближе ли гуманисты к истине, чем нам обычно кажется. В конце концов, милосердие и любовь — не религиозные проявления».

Директор австралийской организации, предоставляющей помощь пострадавшим от культов Рафаэль Эрон (на фото) решил обсудить с действующим Свидетелем Иеговы догмат о «лишении общения». Эта девушка мечтает полностью порвать со своей верой, но колеблется и опасается, понимая, что вся семья откажется с ней общаться, — и эта перспектива слишком ее пугает.

В разговоре с Эроном она сказала: «Отлученный от общения — это человек, который отверг Божью организацию и стал отступником. Таких называют "психически больными" [сравни «Сторожевая Башня» за 15 июля 2011 года]… Если Свидетель Иеговы уходит из организации, у него не остается никакой внешней поддержки. Все, на что он мог опереться, исчезает. У них нет никого, они потеряли всех родных и друзей. Это опустошает. Новообращенным не говорят об этой практике, пока они не индоктринированы полностью; говорить об этой теме всячески избегают».

Какой вывод можно сделать из истории Общества Сторожевой Башни относительно догмата о «лишении общения» на основании приведенных фактов? Для Сторожевой Башни он давно уже представляет существенную угрозу. Пытаясь оградить свою всеобъемлющую власть от любых проявлений непослушания, лидеры явили себя опекунами сектантства. Изгоняя людей по своим формальным и крайне изменчивым установкам, элита расписалась в неумении и нежелании оказывать христианскую поддержку и любовь. Призывая к ненависти и саморазрушению семьи, они перечеркнули все мыслимые и немыслимые параграфы Нового завета. Не позволяя людям спокойно покинуть свои ряды, они возвели шантаж в ранг добродетели. Своим отъявленным фарисейством они взрастили обильные посевы страха и бесчувствия. Своими бесконечными и изменчивыми, словно шкура хамелеона, правилами, уставами и рекомендациями они растоптали то, что когда-то называлось правом на личную жизнь. Все это не может не сказываться на общем плачевном состоянии этой рассыпающейся на глазах религиозной структуры, напоминающий гроб, полный костей.

ОЧЕРЕДНАЯ ПОРЦИЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ВОЛИ

В апрельском журнале «Сторожевая Башня» за 2017 год лидеры организации, окончательно съехав с катушек, выдали очередную порцию божественной воли. Отныне развод (в данном случае раздельное жительство ничем не отличается от развода) с отступниками разрешен. Если раньше старейшины на местах поощряли подобные разводы, никак не препятствуя им, когда речь шла о паре, где один из супругов покидает организацию, то теперь эта политика стала «волей Иеговы». Разрушение семей на почве религии – уголовное преступление, однако это не останавливает американских теологов, уверовавших в свою безнаказанность.

Все подробности статьи в фильме:

Василий Калин плевал на запреты

Руководитель российского филиала Сторожевой Башни Василий КАЛИН не считает лишение общение той догмой, которую стоит беспрекословно выполнять. Хотя за подобные действия любая рядовая "овца" пойдет на убой, для руководства все эти «теократические» порядки не значат ровным счетом ничего. Ниже приводится полная стенограмма судебного процесса 1999 года, на котором Василий Калин заявил следующее (стр. 30):

«Мой второй брат, он был Свидетелем Иеговы, мы воспитывались в одной семье, и где-то в возрасте 25 лет он прекратил свою принадлежность к организации Свидетели Иеговы. Он сегодня уже пенсионного возраста, мы поддерживаем очень тесные связи, это старший брат, я его искренне люблю и он меня, и мы все время поддерживаем тесные связи, но это было право его выбора».

Скачать
Судебный процесс 1999 года, г. Москва
Калин Василий Михайлович.pdf
Adobe Acrobat документ 257.6 KB