ПОДСТАВНЫЕ АВТОРИТЕТЫ НА СЛУЖБЕ ОСБ

Отрывок из книги "Некуда Идти"

После долгого молчания в отношении своей хронологии, в 2011 году Общество решилось на публикацию двух статей, которые лишь повторили аргументацию двухтомника «Понимание Писания» от 1988 года (на русском языке не издан).

В «Сторожевой Башне» за 1 октября 2011 года (стр. 26) говорилось: «Многие историки и археологи сходятся во мнении, что Иерусалим был разрушен в 586 или 587 году до н. э. Почему тогда Свидетели Иеговы говорят, что это произошло в 607 году до н. э.? На чем основано это мнение? Такой вопрос задал один наш читатель».

Однако такой вопрос задавал далеко не «один читатель», а сотни тысяч, и те из них, кто делал это наиболее настойчиво, уже давно изгнаны. В статье повторена все та же псевдонаучная теория о «70 годах вавилонского плена», которая не имеет к исторической хронологии никакого отношения. Статья обращает внимание, что взгляды ученых основаны на устаревших, не заслуживающих доверия источниках. Совершенно игнорируется тот факт, что сотни современных ученых, основываясь на последних достижениях науки и компьютерных технологиях, проводили независимые и объективные исследования вопросов датировки, и подтверждали точность светской хронологии. При этом 607 год до н. э. не озвучен ни одним из них. Получается, что весь научный мир может смело получать «неуд», поскольку Общество Сторожевой Башни в лице Рассела - автора пророческих дат - явилось единственным источником безошибочного знания. Но проблема в том, что Рассел, кто более 130 лет назад скопировал у адвентистов расчеты, был настолько исторически «подкован», что даже не ведал об отсутствии между двумя эрами нулевого года.

Клинописная табличка VAT 4956
Клинописная табличка VAT 4956

В статье из «Сторожевой Башни» за 1 ноября 2011 года (стр. 22) приводятся подробности, призванные в очередной раз «научно» обосновать легитимность 607 года до н. э. Однако, как заметили сами авторы, ни один из процитированных в статье ученых не поддерживает их теории, а использованные в материале аргументы не выдерживают критики. Например, говорится о клинописной табличке VAT 4956, относящейся к 37-му году правления вавилонского царя Навуходоносора. По описанным в табличке положениям Луны делается следующий вывод:

«Очевидно, что большая часть астрономических данных, приведенных в таблице VAT4956, указывает на 588 год до н. э. как на 37-й год правления Навуходоносора II. А это подтверждает, что Иерусалим был разрушен в 607 году до н. э., как и следует из Библии».

То есть, светская хронология ушла вперед на 20 лет! Но, во-первых, этой даты в Библии попросту нет. Вся библейская хронология является исключительно относительной, без привязки к шкале времени. Во-вторых, расчеты касались предполагаемого положения Луны, а все другие небесные тела в расчет не принимались. Как объясняется в статье, их обозначение в тексте таблички не точно и может быть интерпретировано по-разному. Но это не так! Помимо Луны в тексте таблички указаны положения многих не вызывающих разночтения планет (Сатурн, Венера, Меркурий, Марс, Юпитер) и их движение относительно созвездий, причем более 30 описаний поразительно точны (к примеру, положение Сатурна в юго-западной части зодиакального созвездия Рыб). Если соединить воедино все эти данные, то мы не только получим дату совершенно определенную (568 год до н. э.), но и не подлежащую сомнению, поскольку такое соотношение планет не может повториться не то что через 20 лет, но и спустя тысячелетия! 

Карл Олоф Йонссон
Карл Олоф Йонссон

На самом деле в данной статье Общество всего лишь озвучило гипотезу из книги «Ассирийская, вавилонская, египетская и персидская хронологии в сравнении с хронологией Библии» Рольфа Фурули (2007 год, Осло, Норвегия), в которой автор подгоняет данные под хронологию ОСБ. Еще до ее опубликования Олоф Йонссон обратился к автору и обозначил вопиющие ошибки в расчетах вследствие намеренного искажения данных. К примеру, в качестве отправной точки Фурули избирает первый день вавилонского года (1 нисану) и датирует его вторым мая 588 года до н. э. Но 1 нисану не может выпасть на месяц май, и приписываемое ему табличкой положение Луны идеально соответствует 22/23 апреля 568 года до н. э.

Далее Фурули указывает, что 8 и 9 нисану соответствуют 10 и 11 мая. Но если 1 нисану – это 2 мая (что невозможно), то, по идее, 8 и 9 нисану должны соответствовать 9 и 10 мая. Иными словами, Фурули намеренно сдвигает даты на день вперед. В приведенной им таблице положение Луны относится к полуночи, а не к «началу ночи», как записано в табличке. Кроме того, проигнорированы движения планет, хотя современная наука уже давно разобралась в вопросах, о каких планетах и созвездиях идет речь в вавилонских записях (Фурули же апеллирует к работе начала прошлого столетия). В итоге Фурули получает стадии Луны, «соответствующие» требуемому 588 году до н. э.

Олоф Йонссон констатирует: «Тщательная проверка всех разборчивых записей о положениях Луны, сделанных в этом астрономическом "дневнике" доказывает, что такое заявление – ложь. Почти ни одно положение Луны, записанное в VAT 4956 не подходит к 588/587 г. до н. э., в то время как практически все они отлично соответствуют положениям Луны в 568/567 г. до н. э… Фурули пытается уменьшить огромный вес доказательств, приведенных в этой табличке, всего лишь несколькими робкими заявлениями на стр. 127 своей книги. Он ошибочно утверждает, что многие записанные затмения "происходили за месяц до того, как их ожидали, за исключением одного случая, когда затмение могло произойти за два месяца до того". Но в этом заявлении нет ни тени истины. И предсказанное и наблюдавшееся затмение согласуются с современным вычислением… Наблюдения были проведены в 568/567 г. до н.э.».

Не удивительно, что на протяжении десятков лет авторы бруклинских публикаций относились к данной табличке с недоверием, и в первом томе книги «Понимание Писания» намекали, что она - всего лишь копия и, следовательно, может содержать ошибки.

В 2011 году руководители Общества ухватились за "теорию Фурули", заявляя, что табличка якобы подтверждает их хронологию. Но дело даже не в том, что это ложь. Согласно гипотезе Фурули, наблюдения записывались 20 годами ранее (в 588/587 г. до н. э.), а ряд знаков на табличке были подделаны, в том числе при помощи гравировальной машинки (!). Тем самым Фурули не только оправдывает манипуляцию зафиксированными на ней данными, но и полностью дискредитирует этот исторический документ, а Общество Сторожевой Башни официально солидаризируется с ним. На сегодняшний день существуют неопровержимые доказательства необоснованности подобных утверждений. [1]

Причем табличка VAT 4956 – всего лишь капля в море документальных свидетельств. Помимо нововавилонских табличек (в том числе с указанием лунных затмений), существует огромное количество иных независимых друг от друга документов (летопись Бероса, таблицы Царей, хроники Набонида, огромное количество хозяйственных и правовых документов той эпохи, и т. д.). При комплексном подходе к анализу имеющейся информации можно уверенно и без тени сомнения утверждать, что хронология ОСБ с ее упором на 607 года до н. э. абсолютно ошибочна. [2]

На этом историю с теорией Фурули можно было бы завершить, если бы не один немаловажный нюанс, который ОСБ в своих публикациях всячески замалчивает. Фурули не просто сотрудничал с Обществом. Он сам является Свидетелем Иеговы, причем на протяжении десятков лет занимает в иерархии ОСБ руководящие посты и долгое время «служил» разъездным надзирателем. Иными словами, во всей этой псевдонаучной истории просматривается до боли знакомый тактический ход, когда идеологию организации поддерживают «независимые» ученые, врачи и другие «специалисты», на поверку оказывающиеся адептами культа.

[1] Более подробно в работе Олофа Йонссона «Критическое обозрение 2-го тома Рольфа Фурули по хронологии».

[2] Более подробно об этом в книге Олофа Йонссона «Пересмотренные времена язычников».

Подобные тексты и иллюстрации («Пробудитесь!», июнь 2012 г., стр.12) с легкостью вводят в заблуждение не образованных в исторических вопросах представителей ОСБ. Конечно же, «найденные в Лахисе документы» не имеют никакого отношения к неизменно фигурирующему 607 году до н.э.

Кто он - мистер Икс?

В отредактированных Свидетелями Иеговы интернет-текстах (в том числе на "Википедии") про Фурули говорится все что угодно, только НЕ главное – этот человек, которого представители культа назвали «выдающимся ученым», долгие годы является видным лицом в иерархии ОСБ. В его послужном списке - работа разъездным надзирателем. Перед выпуском его книг в защиту хронологии ОСБ он получил несколько писем, в которых ученые - знатоки древних текстов - просили его не дискредитировать историческую летопись в угоду сектантской догме. Однако интриганство оказалась сильнее здравого смысла.

СЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ - ПЛЕНА?

В книге пророка Иеремии приводятся слова Бога иудеям: «Когда вы проведёте в Вавилоне семьдесят лет, я обращу на вас внимание и исполню доброе слово, которое сказал о вас,— я верну вас на это место». (Иеремия 29:10, ПНМ).

Авторы ОСБ трактуют этот стих как предсказание о 70-летнем плене евреев. Путем добавления к 537 году до н.э. (дата предполагаемого возвращения из плена) 70 лет «полного запустения Иудеи», они получают пресловутый 607 год до н.э. И рядовые члены ОСБ без тени сомнения воспринимают подобную трактовку как незыблемую истину. На самом деле в Библии 70-летний период указывается семикратно (Иеремия 25:10-12; 29:10; Даниил 9:1-2; 2 Паралипоменон 36:20-23; Захария 1:7-12; 7:1-7 и Исаия 23:15-18). В своей книге «Пересмотренные времена язычников» (гл. 5) Олоф Йонссон всесторонне рассматривает каждую из этих сносок и убедительно доказывает, что речь идет не о пленении иудеев, а времени, отпущенном Вавилону.

Мнение исследователя

Свидетель Иеговы Даниэль Дженсер, служебный помощник, участвовавший во многих IT-проектах Сторожевой Башни, задумался над 607 годом до н.э:

 

Почему так важно проверить утверждение о том, что Иерусалим был разрушен в 607 году до н.э.? Свидетели Иеговы учат, что 2520 лет «времён язычников» берут начало из трактовки пророчества о семи временах из четвертой главы книги Даниила, то есть с момента разрушения Иерусалима. Считая от 607 года до н.э., 1914 год н.э. становится конечной точкой этого пророчества.

Оно служит основным доказательством Свидетелей Иеговы в отношении того, что в 1914 году Иисус вернулся невидимо в качестве Царя Божьего Царства, что говорит о начале последних дней. Это также является отправной точкой для другого комплекта пророческих толкований Свидетелей Иеговы относительно того, что в 1919 году Иисус Христос невидимо назначил руководство Свидетелей Иеговы в качестве «верного и благоразумного раба» из притчи Иисуса из Евангелия от Матфея 24:45-47.

Без даты 607 доктрина о 1914 годе становится ошибочной, а назначение руководства Свидетелей Иеговы «верным и благоразумным рабом» становится невозможным чисто математически.

Так что кажущийся на первый взгляд малозначительный спор о дате разрушения Иерусалима, предстает критически важным с точки зрения доверия и духовного авторитета Свидетелей Иеговы.

Бесконечные часы исследований убедили меня, что историки практически единодушны в датировке разрушения Иерусалима в 586/587 году, а также в том, что для даты 607 не существует абсолютно никаких шансов стать столь же достоверной. Нововавилонский период является наиболее археологически задокументированным периодом античности. Буквально десятки тысяч клинописных текстов уже раскопаны в Месопотамии, изучены, опубликованы и датированы нововавилонским периодом. Профессор Д. Уайсман дал такую оценку: «Здесь, вероятно, около 50 000 опубликованных и неопубликованных текстов, относящихся к периоду 627-539 г.г. до н.э.

Подавляющее большинство этих документов касаются экономических, административных и частных правовых вопросов, в том числе векселя, договоры (по продаже, аренде, дарению земли, зданий и иной собственности, или по найму рабов и скота), и записи судебных процессов. Эти документы датировались абсолютно так же, как и современные коммерческие письма, договора и расписки - с указанием года правления царя, месяца и конкретного дня.

Интересно, что большое количество датированных табличек существует для каждого года всей нововавилонской эпохи. Доктор Уайсман насчитал около 600 датированных текстов для каждого из восьмидесяти семи лет от царствования Набопаласара до царствования Набонида.

Почему это так важно? Во 2 Царств 25:8,9 дата разрушения Иерусалима соответствует 19 году правления Навуходоносора: «В седьмой день пятого месяца, то есть в девятнадцатом году царствования Навуходоноосора, царя Вавилона, Навузардан, начальник телохранителей, слуга вавилонского царя, пришёл в Иерусалим. Он сжёг дом Иеговы, царский дом и все дома в Иерусалиме. Ещё он сжёг дома всех знатных людей» («Перевод Нового Мира»).

Таким образом, определить дату разрушения Иерусалима так же просто, как выяснить даты правления Навуходоносора. Прибавив 18 лет к началу его правления, мы получаем библейскую дату разрушения Иерусалима.

Это тот случай, когда тысячи экономических и правовых клинописных документов, которые обеспечивают неопровержимую хронологию вавилонских царей, так полезны. То, что эти десятки тысяч клинописных табличек, найденных за последние сто лет, подтверждают древний список царей, известный как Канон Птолемея, без сомнения, является доказательством того, что Навуходоносор пришёл к власти в 604 году до н.э. Добавив к этой дате 18 лет, мы приходим к 587/586 году до н.э. Но таблички, фиксирующие линию нововавилонских царей, - лишь одна часть доказательств.

Крайне предсказуемое движение звёзд и планет делает астрономические наблюдения бесценными с точки зрения датировки событий прошлого. Жители Вавилона придавали астрономии огромное значение и тысячи записей доказывают точность датировки правления вавилонских царей.

Документ VAT 4956 снабжён 30 наблюдениями, пять из которых относятся к 37 году правления Навуходоносора, то есть к 568/567 году до н.э., что превращает их в абсолютную дату.

Опять же, это важно, так как упоминание во 2 Царств 25:2,8 об «одиннадцатом годе царствования Седекии» в «девятнадцатый год царствования Навуходоносора», вне всякого сомнения, подтверждает дату падения Иерусалима.

Короче говоря, Свидетели Иеговы – отличительная группа, которая учит, что Иерусалим был разрушен в 607 году до н.э. И учат они этому потому, что иначе фундамент для их веры в 1914 год как год невидимого пришествия Христа, начала последних дней, и основание для их претензий на власть, полученной в 1919 году, будет окончательно подорван.

Впоследствии, обнаруженные мной попытки Руководящего совета скрыть эту информацию на рубеже 1970-80-х годов, повергли меня в шок.

Тщательное сокрытие

Карл Олоф Йонссон на протяжении 1960-х и 70-х годов служил пионером и старейшиной в Швеции. В 1977 году он написал робкое письмо Руководящему совету Свидетелей Иеговы после изучения всех имеющихся доказательств в отношении датировки разрушения Иерусалима, и представил эти доказательства. Изначально письмо Йонссона адресовалось Писательскому комитету Сторожевой Башни.

Альберт Шрёдер
Альберт Шрёдер

Годы спустя после переписки Йонссона с Писательским комитетом относительно доказательств против 607 года до н.э., он обнаружил, что в то же самое время, когда в абсолютно дружественной манере велась вся эта переписка, член Руководящего совета Альберт Шрёдер встречался с представителями европейских филиалов Сторожевой Башни. На этой встрече он сказал присутствующим, что, как внутри, так и вне организации проводится кампания по свержению хронологии Общества 607 г. до н.э.-1914 г. н.э. Как он заявил далее, у Общества нет никакого намерения отказываться от неё.

Три недели спустя, 2 сентября, Йонссона вызвали на слушание дела в присутствии двух представителей Общества Сторожевой Башни в Швеции: Рольфа Свенссона, одного из двух зональных надзирателей в стране, и Хассе Хульта, районного надзирателя.

Йонссону было сказано, что для проведения этого слушания они получили прямые полномочия из филиала Общества, поскольку братья в бруклинской штаб-квартире были глубоко обеспокоены присланными им доказательствами. После этого его предупредили не распространять собранную им информацию. Рольф Свенссон также подчеркнул, что Общество не желает привлечения отдельных Свидетелей Иеговы к исследованиям подобного рода.

В последнем письме Писательского комитета Сторожевой Башни в 1980 году Йонссон призывался «ждать Иегову», «перестать быть "беспристрастным критиком"», и прекратить «вызывать сомнения в умах братьев и сестёр, предавая хронологии значимое место в их жизни».

 В конце концов, трёхлетняя переписка с Руководящим советом и Писательским комитетом привела к предостережению «ждать Иегову». С тех пор прошло 35 лет. Зачем Иегове использовать организацию, которая скрывает жизненноважные доказательства на протяжении столь долгого времени? Безусловно, «ждать Иегову» абсолютно бессмысленно, если гипотезы Общества относительно библейской хронологии ошибочны. Почему?

Потому что сама концепция о том, что сегодня можно определить «верного и благоразумного раба», которого Иисус в качестве «господина» из Притчи Матфея 24:45-47 назначил «над всем своим имуществом», однозначно отдыхает, учитывая прибытие «господина» в 1914 году и произведенное им назначение в 1919-м.

Если «времена язычников» не закончились в 1914 году, то основание для утверждений, что Иисус возвратился в том году, исчезает, а лидеры Сторожевой Башни не могут претендовать на то, что были назначены «над всем его имуществом» в 1919 году. Если это так, то они не могут по праву претендовать и на божественно назначенную монополию публикаций «истины».

  Я сделал вывод, что попытка Руководящего Совета похоронить эту информацию была предпринята ради сохранения лица, не желая признавать, что центральная хронология, вокруг которой они построили целую систему верований, ошибочна.

Последние попытки обоснования 607

После беспрецедентного игнорирования в течение нескольких десятилетий неопровержимых доказательств против 607 года до н.э., даты разрушения Иерусалима, в серии статей из «Сторожевой Башни» за 2011 год предприняты попытки обосновать собственное упорство относительно даты 607.

Серия статей под названием «Когда был разрушен древний Иерусалим?» разделена на две части.

Я многократно и глубоко изучил эти статьи, поскольку моё доверие к организации висело на волоске! Тем не менее, то, что я обнаружил, представляло собой умышленное введение в заблуждение и беспочвенные повторяющиеся рассуждения.

Например, в статьях Общество использует пророчество о 70 годах из Иеремии 25 в качестве поддержки даты уничтожения Иерусалима в 607 году до н.э. Это потому, что Общество подтверждает всемирно признанную дату уничтожения Вавилона в 539 году до н.э., и делает вывод, что евреи были освобождены из плена вскоре после их возвращения на родину в 537 году до н.э.

«Из Библии видно, что 70 лет — это период строгого наказания, которым Бог покарал именно жителей Иуды и Иерусалима, состоявших с ним в соглашении и потому обязанных повиноваться ему» («Сторожевая Башня» за 1 октября 2011 года, стр. 27).

Я поощряю вас полностью прочитать Иеремия, глава 25, и честно спросить себя: разве это пророчество относится исключительно к Иерусалиму? Обратим внимание, к примеру, что записано в стихах с 11 по 16 (ПНМ):

«Вся эта земля будет опустошена, станет ужасным зрелищем, и эти народы будут служить царю Вавилона семьдесят лет“. „А по прошествии семидесяти лет я призову к ответу царя Вавилона и тот народ,— говорит Иегова,— призову землю халде́ев к ответу за их беззакония и опустошу её на века. И наведу на ту землю всё то, что я говорил против неё, всё, что написано в этой книге, что Иеремия пророчествовал против всех этих народов, потому что они, многие народы и великие цари, заставляли их работать на себя. Я воздам им за всё, что они делали, воздам им по делам их рук“. Так сказал мне Иегова, Бог Израиля: "Возьми эту чашу вина ярости из моей руки и напои из неё все народы, к которым я тебя пошлю. Они выпьют, зашатаются и будут вести себя как безумные из-за меча, который я пошлю на них"».

Царь Навуходоносор
Царь Навуходоносор

Далее в главе 25 детально описываются все земли, на которые применяются пророческие предсказания о покорении Вавилона, в том числе Египет, Моав, Аммон и многие другие региональные державы.

Так есть ли смысл применять это пророчество исключительно к Иерусалиму? Или Иеремия всё-таки ясно заявил, что он имел в виду? Когда вы читаете пророчество полностью, обретается совершенно ясный смысл, что Иеремия предсказывал Иерусалиму и всем окрестным народам 70-летнее порабощение Вавилоном. 70-летний период закончился, когда царя Вавилона «призвали к ответу». Этот конкретный эпизод произошёл в 539 году до н.э., когда, как известно, в одну ночь армия Кира низвергла Вавилон.

Принимая пророчество как чёткое указание, можно было бы прийти к заключению, что предсказанные 70 лет заканчиваются в 539 году до н.э., что определяет началом периода 609 год до н.э. Так что же с точки зрения истории произошло в 609 году до н.э.? Рассмотрим следующие цитаты:

«В 610 году вавилоняне и их союзники взяли Харран, и Ашшур-убаллит с остатками своей армии бежал через Евфрат под защиту египтян. Попытка (в 609) отбить Харран с треском провалилась. С Ассирией было покончено» («История Израиля», профессор Джон Брайт, стр. 316).

«В 609 об Ассирии упоминают в последний раз как о всё ещё существующей, хотя и маргинальной формации на северо-западе Месопотамии. После того года Ассирия прекратила существование» («Падение Ассирии», Стефан Завадски, стр. 16)..

 «В 609 вавилоняне, наконец, обратили в бегство ассирийцев и начали устанавливать свой контроль над Финикией, Сирией и Палестиной» («История человечества», М. А. Дандамаев, стр. 16).

В 609 году до н.э. Вавилон низвергнул Ассирию и стал доминирующей региональной властью. Начался отсчёт 70-летнего господства во всей Месопотамии, закончившийся в 539 году до н.э., когда Персия отдала Вавилон на разграбление. Всё это гораздо естественнее вписывается в целостную картину пророчества Иеремии, глава 25, чем тенденциозно подобранные обрывки из статьи в «Сторожевой Башне».

Статья из «Сторожевой Башни» за 2011 год содержит также короткие лакомые кусочки информации, бросающие тень сомнения относительно надежности Канона Птолемея (а также еще одного древнего историка Бероса). Убийственность двойного стандарта в деле защиты Сторожевой Башней даты 607 состоит в том, что они выявляют полное доверие клинописным табличкам, астрономическим данным и историческим записям в отношении даты падения Вавилона 539, и в то же время дискредитируют точно такие же доказательства, указывающие на дату разрушения Иерусалима в 586/587.

Моё решение

Либо массив клинописных документов верен, либо нет. Либо астрономические данные достоверны, либо нет. Либо практически каждый историк, исследовавший данную область, участвует в массовом заговоре (ничего от этого не получая, но теряя репутацию), либо нет. Единственная группа, несущая потерю от этого, - это организация, сделавшая ставку всей религиозной власти на точную дату.

Я был опустошён, узнав всё это. Я был разгневан, подавлен и испуган. Мне было страшно, что вся моя жизнь уподобилась карточному домику из доктрин, стремительно разваливающихся на части. Также я боялся обсуждать это с кем-либо, - даже с собственной женой, - поскольку знал, что для несогласия с учениями Сторожевой Башни возможностей не существует.

Вскользь я начал опрашивать некоторых близких друзей-старейшин, вопросами типа: «Эй, случалось ли когда-нибудь вам защищать дату разрушения Иерусалима 607?» Первая реакция с помощью текстового сообщения была краткой: «Ха-ха. Нет». Оптимизма не внушало. Второй старейшина ответил, что они «рассматривали это», но тема никогда не поднималась повторно.

Третий старейшина был моим личным другом. На этот раз я сформулировал своё беспокойство куда более подробно, и даже поделился переживаниями по поводу серьёзных последствий для наших убеждений в случае, если дата 607 неверна. Он ответил, что знал о том, что эта дата была «спорной» и что ему необходимо провести исследование. Через несколько дней он ответил по электронной почте, что «перечитал статьи из «Сторожевой Башни», плюс Иеремия 25 и Даниила 5. Далее следует хронология».

Это всё, что я узнал от него по теме за пять месяцев. Пару месяцев назад я получил от него электронное письмо с извинениями за то, что он «оставил меня в подвешенном состоянии», а затем выразил обеспокоенность об «увеличении политических твитов в течение месяцев». Закончил он такими словами: «Я также извиняюсь, что не пришёл, когда ты нуждался в друге. Если ты испытываешь потребность поговорить, пожалуйста, давай».

Я ответил: «Я по-настоящему ценю твоё письмо. Благодарю за извинения. Я бы солгал если бы сказал, что мне не было больно в течение того времени, пока я ждал ответа, но, пожалуйста, не стыдись, я всё пойму. Я всё так же признателен тебе за твои исследования на эту тему. Я тоже продолжаю исследовать, но до сих пор все обнаруженные мной доказательства указывают на 586/587 как дату разрушения Иерусалима».

Прошло два месяца после получения его электронного письма, и с тех пор я не слышал от него ни слова. Он никогда не исследовал вопрос о 607 годе до н.э.